Обращаем внимание на особенности организации образовательного процесса.
В 2016/2017 учебном году изучение учебного предмета «Биология» в VI классе будет проходить по обновленной учебной программе. Необходимо отметить, что курс биологии в VI классе является пропедевтическим и включает первоначальные сведения о живой природе, ее компонентах (организмах, видах, экосистемах), особенностях их организации, взаимосвязи организмов друг с другом и с окружающей их неживой природой, роли человека в природе, необходимости ее охраны. Обращаем внимание на изменения в содержании учебной программы:
− введена практическая работа № 2 «Выращивание плесени на хлебе (опыт в домашних условиях)»;
− в раздел «Виды и сообщества организмов» введено изучение понятий о родах, двойных названиях видов;
− ко всем темам учебной программы приведены основные требования к результатам учебной деятельности учащихся, которые включают представления, понимание смысла терминов и понятий, знания и умения.
В 2016/2017 учебном году на III ступени общего среднего образования изучение биологии в X и ХI классах может осуществляться на базовом или повышенном уровне, которые отличаются целевыми установками, количеством часов на изучение учебного предмета, содержанием образования, формами и методами организации образовательного процесса.
В учебных программах определены основные требования к результатам учебной деятельности учащихся на базовом и повышенном уровнях, которые включают формулировки: понимать сущность, знать, уметь, владеть, использовать приобретенные знания и умения.
Учебная программа для изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне в Х классеоблегчена за счет исключения раздела «Структурная организация и регуляция функций живых организмов» и отдельных тем: «Кислотность среды»; «Понятие о буферных растворах»; «Строение аминокислот»; «Понятие о нейтральных, основных и кислых аминокислотах»; «Строение нуклеотидов – мономеров нуклеиновых кислот»; «Образование полинуклеотидов»; «Биологически активные вещества»; «Современные методы изучения клетки»; «Цитоскелет, его строение и функции»; «Микрофиламенты и микротрубочки, их организация»; «Фотосинтетические пигменты и их функции»; «Сравнение особенностей бесполого и полового размножения»; «Отклонения при расщеплении от типичных количественных соотношений, установленных Г.Менделем»; «Закон гомологичных рядов наследственной изменчивости (Н.И.Вавилов)»; «Понятие об инбридинге и аутбридинге, отдаленной гибридизации»; «Особенности селекции микроорганизмов»; «Достижения современной селекции»; «Получение трансгенных животных с необходимыми признаками»; «Генетическая терапия»; «Достижения генетической инженерии в растениеводстве».
Изучение учебного предмета «Биология» в X классе на повышенном уровне направлено на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирование целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации, освоение знаний и способов действий, составляющих достаточную базу для выбора профессии, продолжения выбранного направления образования, личностного саморазвития.
Базовый уровень изучения учебного предмета «Биология» в ХI классе предполагает усвоение учащимися обязательного уровня содержания, определенного данной учебной программой в соответствии с требованиями образовательного стандарта по учебному предмету «Биология» к уровню подготовки учащихся. Изучение учебного предмета «Биология» на базовом уровне должно обеспечивать развитие личности учащегося средствами биологии, способствовать формированию общей культуры, мировоззрения, ценностно-смысловых установок, готовности и способности к саморазвитию, личностному и профессиональному самоопределению.
Учебная программа для изучения предмета на базовом уровне в ХI классеоблегчена за счет исключения раздела «Поведение как результат эволюции», а также следующих тем: из раздела «Вид и популяция» − «Структура популяции: пространственная, половая, возрастная, этологическая (поведенческая); из раздела «Экосистемы» − «Видовая структура биоценоза», «Горизонтальная (мозаичность) структуры биоценоза», «Биогеоценозы»; из раздела «Эволюция органического мира» − «Гипотезы происхождения жизни»; из раздела «Биосфера – живая оболочка планеты» − «Биомасса поверхности суши, Мирового океана, почвы», «Основные этапы развития биосферы», «Концепция устойчивого развития».
Изучение учебного предмета «Биология» в ХI классе на повышенном уровне направлено на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирование целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации, освоение знаний и способов действий, составляющих достаточную базу для выбора профессии, продолжения выбранного направления образования, личностного саморазвития.
В учебную программу по учебному предмету «Биология» для изучения на повышенном уровне внесены следующие изменения и дополнения:
− в раздел «Организм и среда» добавлено изучение темы «Приспособления живых организмов к сезонным ритмам условий обитания», введены практические работы: «Изучение приспособленности организмов к экологическим факторам», «Решение задач по теме “Экологические факторы”», «Изучение приспособленности животных к водной среде обитания», «Изучение приспособленности насекомых к наземно-воздушной среде обитания», «Изучение приспособленности растений к опылению, распространению плодов и семян»;
− в разделе «Вид и популяция» лабораторная работа «Морфологический и генетический критерии вида» разделена на две лабораторные работы – «Морфологический критерий» и «Генетический критерий»; введены практические работы: «Выявление изменчивости у особей одного вида» и «Решение задач по теме “Вид. Популяция”»; введена экскурсия «Описание видового разнообразия парка (леса)»;
− в раздел «Экосистемы» введены практические работы: «Составление сетей питания в различных экосистемах и решение задач по теме “Сети питания”», «Решение задач по теме “Продуктивность экосистем”», «Решение задач по теме “Изменение экосистем”», «Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроэкосистем»; введена экскурсия «Изучение экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений)»;
− в разделе «Эволюция органического мира» лабораторная работа «Выявление ароморфозов и алломорфозов у растений и животных» разделена на две лабораторные работы – «Выявление ароморфозов и алломорфозов у растений» и «Выявление ароморфозов и алломорфозов у животных»; введена лабораторная работа «Изучение гомологичных органов, рудиментов и атавизмов как доказательств эволюции; введены практические работы: «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора», «Сравнение движущего и стабилизирующего отбора», «Сравнение аллопатрического и симпатрического видообразования»;
− в раздел «Биосфера – живая оболочка планеты» введены практические работы: «Составление схем круговоротов веществ», «Прогнозирование и моделирование изменений в экосистеме под действием антропогенных факторов».
Для организации допрофильной подготовки учащихся в рамках учебного предмета «Биология» на II ступени общего среднего образования рекомендуем использовать учебную программу факультативных занятий «Биологические знания в жизни человека»(www.adu.by / Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования http://www.adu.by/ru/uchitelyu/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-doshkolnogo-obshchego-srednego-i-spetsialnogo-obrazovaniya.html / Учебные программы факультативных занятий / Биология).
Деление класса на группы при изучении учебного предмета «Биология» осуществляется в соответствии с пунктами 54 и 57 Положения об учреждении общего среднего образования.
Обращаем внимание учителей, что практические и лабораторные работы, лабораторные опыты являются частью учебной программы и их выполнение обязательно в каждом классе.
Лабораторные работы (опыты) носят обучающий характер, проводятся, как правило, при изучении нового материала с целью формирования новых знаний, а также формирования, закрепления и совершенствования практических навыков и экспериментальных умений учащихся.
Практические работы предполагают закрепление пройденного теоретического материала, совершенствование практических умений учащихся, а также формирование навыков самостоятельного приобретения знаний по конкретным темам учебных программ.
Оформление отчетов о результатах наблюдений, практических и лабораторных работ (опытов), экскурсий относится к обучающим работам. Наиболее значимые обучающие работы (по выбору учителя) проверяются у каждого учащегося не реже одного раза в месяц. Отметки за обучающие работы выставляются по усмотрению учителя и должны носить стимулирующий характер.
Напоминаем о необходимости на первом занятии в учебном году (далее – в каждой учебной четверти) во всех классах проводить обучение учащихся общим мерам безопасности при нахождении в кабинете биологии и делать запись «Обучение правилам безопасного поведения» или «ОПБП» в классном журнале в графе «Змест вучэбных заняткаў» перед темой урока.
Соответствующие записи делаются и после обучения учащихся безопасным приемам выполнения лабораторной работы, лабораторного опыта, практической работы, экспериментального исследования, перед проведением экскурсии.
На заседаниях методических формирований учителей биологиирекомендуется рассматривать актуальные вопросы практики преподавания биологии с учетом методических рекомендаций, опубликованных по итогам мониторинга качества образования в учреждениях общего среднего образования, и эффективного педагогического опыта работы учителей района в условиях профильного обучения.
Предлагаются следующие темы:
– Формирование предметных компетенций учащихся при изучении биологии.Методика введения заданий, по применению усвоенных знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, анализа и объяснения биологических явлений и процессов, установления причинно-следственных связей в образовательный процесс по учебному предмету «Биология».
– Организация эффективной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Создание условий для включения каждого учащегося в учебно-познавательную деятельность на учебных занятиях, использование эффективных приемов обратной связи, взаимоконтроля и взаимооценки учащихся, организация системной работы по устранению выявленных пробелов в знаниях.
– Формирование читательской грамотности на учебных занятиях по биологии. Целенаправленное развитие читательских умений учащихся: находить информацию в тексте (рисунках, таблицах, графиках, схемах, диаграммах), интегрировать, интерпретировать, анализировать ее и делать выводы.
– Системная работа учителей по допрофильной подготовке учащихся.Ориентация на профессии, связанные со знанием биологии; преподавание факультативных занятий в IX классе, направленных на обобщение и систематизацию биологических знаний учащихся; развитие информационных, исследовательских, коммуникативных умений; формирование мотивации для самостоятельной учебно-познавательной деятельности, изучения фундаментальных основ естественных наук; использование учебной и внеучебной деятельности при обучении биологии с целью формирования осознанного выбора учащимися биологического профиля на III ступени общего среднего образования.
Реализация практической направленности преподавания биологии на II ступени общего среднего образования.Изучение практической значимости бактерий, грибов, растений и животных в жизни человека; направленность биологического образования на применение полученных знаний в повседневной жизни; формирование валеологической грамотности и ответственного отношения к своему здоровью.
– Формирование естественно-научной грамотности при изучении биологии на повышенном уровне. Формирование системных биологических знаний учащихся на основе усвоения общебиологических понятий, теорий, законов, концепций. Использование проблемных, проектных, исследовательских методов преподавания при изучении биологии на повышенном уровне.
– Эффективная образовательная практика реализации предметного образования на базовом уровне изучения биологии в соответствии с обновленными учебными программами.Сущность компетентностного подхода и его реализация в практике преподавания биологии по обновленной учебной программе по учебному предмету «Биология» для VI класса. Требования к результатам учебной деятельности. Анализ методических рекомендаций по итогам мониторинга качества образования по биологии в VII классах. Подходы к составлению проверочных заданий, направленных на определение уровня естественно-научной подготовки, читательской грамотности, умений применять знания для объяснения наблюдаемых биологических явлений и процессов.
Приложение 12