Обращаем внимание на особенности организации образовательного процесса по учебному предмету «Трудовое обучение» в V и VI классах.

В связи с последовательным введением в содержание образования принципов, реализующих относительную завершенность на II ступени общего среднего образования в контексте компетентностного подхода, внесены соответствующие изменения в учебную программу и примерное календарно-тематическое планирование в V и VI классах.

Типовым учебным планом на 2016/2017 учебный год на изучение учебного предмета «Трудовое обучение» в VI классе отводится 2 часа в неделю.

В 2016/2017 учебном году изучение учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд» в V и VI классах осуществляется по обновленной учебной программе. В программе изменилось название тем, количество часов на их изучение и частично учебное содержание. В содержание учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд» введен новый раздел «Ремонтные работы в быту».

Раздел V (школа/гимназия) VI (школа/гимназия)
Обработка древесины 14/14 28/14
Обработка металлов 8/8 16/8
Ремонтные работы в быту 6/6 12/6

Учебная программа по учебному предмету «Трудовое обучение. Технический труд» включает в себя вариативные и инвариантные модули.Инвариантная часть включает в себя следующие разделы: «Обработка древесины», «Обработка металлов», «Ремонтные работы в быту».

Темы разделов вариативной части «Техническое творчество» и «Художественная обработка материалов» расширены, дополнены. Учитель трудового обучения может самостоятельно выбирать или дополнять указанные разделы другими темами, отражающими региональную специфику и особенности образовательной среды учреждения образования в зависимости от материально-технической базы учреждения общего среднего образования, интересов учащихся.

Программа по учебному предмету «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» претерпела незначительные изменения по структуре и содержанию. Изменилась последовательность изучения темы «Эстетика одежды» в V и VI классах.

Традиционно перечень изделий в практических работах в программе приведен примерный. Учителю трудового обучения предоставлено право планировать изготовление изделий с учетом их соответствия изучаемым темам и технологическим операциям. В то же время при выборе изделия необходимо учитывать состояние материально-технической базы учреждения общего среднего образования, региональные традиции и, главное, желание и возможности учащихся. Кроме того, целесообразно сохранить принцип единообразного подхода при выборе изделия.

Для организации процесса обучения и подготовки к учебным занятиям учителю рекомендуется использовать дополнительные материалы, размещенные на Национальном образовательном портале (www.adu.by / Образовательный процесс. 2016/2017 учебный год http://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess.html / Учебные предметы II ступень общего среднего образования http://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess/uchebnye-predmety/ii-stupen-obshchego-srednego-obrazovaniya.html / Трудовое обучение / Дополнительные материалы к урокам).

Предлагаем использовать в образовательном процессе по учебному предмету «Трудовое обучение» электронное пособие «Справочник по деревообработке» (автор Швабович Геннадий Иванович, учитель трудового обучения ГУО «Мурованоошмянковский учебно-педагогический комплекс ясли – сад – средняя школа» Ошмянского района Гродненской области, победитель заключительного этапа XI Республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет»).

При реализации образовательных программ общего среднего образования при изучении учебного предмета «Трудовое обучение» класс делится на две группы (юноши, девушки) вне зависимости от его наполняемости в соответствии с пунктом 54 Положения об учреждении общего среднего образования.

При организации образовательного процесса для получения общего среднего образования на дому изучение учебных предметов «Трудовое обучение» и «Черчение» не осуществляется.

Учителя технического и обслуживающего труда имеют право на изменение последовательности изучения разделов и тем при условии сохранения целостности системы подготовки учащихся к трудовой, хозяйственно-бытовой деятельности. До 15% учебного времени учитель может использовать по своему усмотрению с учетом состояния материально-технической базы.

Особое внимание при организации занятий следует обратить на формирование понятия об энергосбережении, знания и точного соблюдения всеми учащимися правил безопасного поведения, правил электробезопасности, санитарно-гигиенических требований в процессе выполнения работы.

При организации образовательного процесса по учебному предмету «Трудовое обучение» на первом учебном занятии в учебном году (далее – в каждой учебной четверти) во всех классах необходимо проводить обучение учащихся правилах безопасного поведения с учетом специфики учебного предмета и делать соответствующую запись: «Обучение правилам безопасного поведения» или «ОПБП» в классном журнале в графе «Змест вучэбных заняткаў» перед основной темой урока. Педагогический работник обязан убедиться в создании всех условий для безопасного проведения занятия.

Обращаем внимание, что в соответствии с программой по учебному предмету «Трудовое обучение» учащиеся должны выполнять практические и лабораторные работы с использованием учебного оборудования, в том числе станков для обработки древесины и металла, швейных машин, оборудования для приготовления пищи во время урока под руководством учителя. Поэтому руководителям учреждений общего среднего образования необходимо принять меры по материально-техническому оснащению учебных мастерских для выполнения учащимися в полном объеме практической части учебной программы по учебному предмету «Трудовое обучение».

Практические работы на учебном оборудовании проводятся при строгом соблюдении правил безопасной работы, противопожарной безопасности и санитарно-гигиенических требований. Персональная ответственность за исправную и безопасную работу учебного оборудования возлагается на учителя трудового обучения и руководителя учреждения общего среднего образования.

Виды заданий для самостоятельного выполнения учащимися по учебному предмету «Трудовое обучение» определяются учебной программой. Учитель должен организовать и провести урок таким образом, чтобы для выполнения домашнего задания предложить учащимся преимущественно задания творческого характера. В соответствии с пунктом 131 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206, установлено, что домашние задания в учреждениях образования должны задаваться учащимся с учетом возможности их выполнения.

В учреждениях общего среднего образования учителю технического труда необходимо иметь квалификационный разряд по одной из рабочих профессий: станочник деревообрабатывающих станков, станочник металлообрабатывающих станков или станочник широкого профиля, что дает ему право работать на учебном станочном оборудовании, а также обучать учащихся приемам безопасной работы на учебных станках.

Обращаем внимание, что учащимся гимназий, гимназий-интернатов, гимназий-колледжей искусств итоговая отметка по учебному предмету «Трудовое обучение» в свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) выставляется на основании годовой отметки за VIII класс.

Предусмотрена возможность изучения учебного предмета «Черчение» на повышенном уровнев X-XI классах за счет факультативных занятий.

Программа факультативных занятий разработана для учащихся, планирующих дальнейшее обучение по данному профилю в учреждениях высшего образования.

Основными характеристиками изучения учебного предмета «Черчение» в X классе является повторение основных понятий, а также расширение и углубление представлений учащихся о возможностях графических методов отображения информации. Для этих целей в содержание программы вводятся элементы начертательной геометрии, что обеспечивает формирование повышенного уровня содержания образования: геометрические построения, проекционное черчение (комплексный чертеж, точки, отрезки, плоскости, многогранники и тела вращения, аксонометрические проекции), сечение геометрических тел плоскостями, технические рисунки.

В 2016/2017 учебном году олимпиада по учебному предмету «Трудовое обучение» будет проходить в обновленном формате, а именно: в 2 тура – теоретический тур и практический тур. С 2016/2017 учебного года творческий тур (защита проектов) будет исключен из Порядка проведения заключительного этапа республиканской олимпиады по учебному предмету «Трудовое обучение».

Теоретический тур включает выполнение тестовых заданий, решение задач творческого содержания. Практический тур предусматривает изготовление изделия в рамках проведения самого тура (из древесины и металла при выполнении заданий по техническому труду; тканей и рукоделия при выполнении заданий по обслуживающему труду) и его отдельных деталей, элементов декора по собственному замыслу (форме) в пределах заданных параметров (габаритных размеров, способов соединения деталей и т.д.).

Во время проведения практического тура учебные места оснащаются необходимыми для выполнения заданий материалами, инструментами, приспособлениями и учебным оборудованием одинаковой конструкции.

Основными задачами методической работы с учителями трудового обучения и черчения в 2016/2017 учебном году являются:

– совершенствование образовательного процесса по учебным предметам «Трудовое обучение» и «Черчение»;

– обобщение и распространение эффективного педагогического опыта преподавания учебных предметов «Трудовое обучение» и «Черчение» на базовом уровне и на факультативных занятиях;

– реализация принципов компетентностного подхода в преподавании учебных предметов «Трудовое обучение» и «Черчение» как методологической и методической основы современного образовательного процесса;

– методическое сопровождение роста профессиональной компетентности учителей трудового обучения и их успешной аттестации.

В рамках организации методической работы с учителями трудового обучения и черчения в 2016/2017 учебном году следует особое внимание уделить повышению качества образования учащихся и созданию условий для их самореализации.

В течение года рекомендуется:

провести 4 заседания методического объединения;

организовать работу школы эффективного педагогического опыта по вопросам повышения качества обучения;

создать творческие группы и иные методические формирования учителей трудового обучения, работа которых будет направлена на разработку дидактического обеспечения преподавания учебного предмета на основе компетентностного подхода.

На первом августовском инструктивно-методическом совещании необходимо уделить внимание анализу методической работы за 2015/2016 учебный год; актуальным направлениям методической работы в 2016/2017 учебном году; нормативному правовому и учебно-методическому обеспечению преподавания учебных предметов «Трудовое обучение» и «Черчение», новым учебно-методическим изданиям для учителей и учащихся.

На заседаниях методических формированийрекомендуется рассмотреть актуальные вопросы теории и методики преподавания трудового обучения и черчения и эффективного педагогического опыта работы учителей региона:

методы и средства формирования предметных компетенций учащихся при изучении трудового обучения и черчения;

система работы учителей по созданию условий для самореализации и самоопределения каждого учащегося;

формирование и развитие учебно-познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях по трудовому обучению и на факультативных занятиях;

эффективные приемы формирования и развития творческой деятельности в процессе обучения учебному предмету «Трудовое обучение».

Запланировано проведение республиканского семинара для учителей «Учебная мотивация как средство повышения эффективности образовательного процесса по учебному предмету «Трудовое обучение» (октябрь 2016 г.).

Приложение 18

Особенности организации образоваТельного процесса при изучении учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»

Основной целью образования в области отечественной и мировой художественной культуры является формирование художественной культуры личности в процессе творческого освоения мира художественно-эстетических ценностей.

Важнейшими задачами художественно-эстетического образования являются:

- развитие ценностной и нравственно-этической сфер личности;

- формирование знаний о многообразии явлений художественной культуры;

- формирование умений и навыков восприятия и оценки художественных произведений;

- развитие эмоционально-образного мышления, творческих способностей учащихся;

- формирование художественного вкуса и потребности в общении с произведениями искусства;

- приобщение к художественно-творческой деятельности по интерпретации и созданию художественных произведений.

С 2015/2016 учебного года в учреждениях общего среднего образования введен учебный предмет «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)». В 2016/2017 учебном году данный учебный предмет изучается в V и VI классах.

Содержание учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» основывается на системе знаний, полученных учащимися на учебных занятиях по учебному предмету «Изобразительное искусство», «Музыка», и обеспечивает возможность продолжения изучения художественной культуры на следующих уровнях образования.

В 2016/2017 учебном году используются следующие учебные программы:

для V класса:

Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Мастацтва (айчынная і сусветная мастацкая культура)» для V клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання, 2016;

Учебная программа по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» для V класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания, 2016;

для VІ класса:

Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Мастацтва (айчынная і сусветная мастацкая культура)» для VІ клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання // Зборнік «Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання.VІ клас». – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2016;

Учебная программа по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» для VІ класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания // Сборник «Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. VІ класс». – Минск : Национальный институт образования, 2016;

для X класса:

Учебная программа факультативных занятий для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения «Человек в мире художественной культуры». X класс. – Минск : Национальный институт образования, 2015;

для XІ класса:

Учебная программа факультативных занятий для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения «Человек в мире художественной культуры». XІ класс. – Минск : Национальный институт образования, 2016.

Учебная программа «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» для V класса разработана в соответствии с тематическим принципом относительной завершенности содержания образования на II ступени общего среднего образования в контексте компетентностного подхода.

В содержании программы для изучения отечественной и мировой художественной культуры выделены разделы «Человек в искусстве», «Мир природы в искусстве», «В мире сказок», «Семья в искусстве», «Мир детства в искусстве», «Образ матери в искусстве».

Обращаем внимание,что учебная программа по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» для V класса скорректирована по результатам первого года использования. В содержании программы увеличено количество часов, отведенных на освоение раздела «Образ матери в искусстве», уменьшено количество часов в разделе «В мире сказок», конкретизированы названия тем внутри разделов (http://adu.by / Образовательный процесс. 2016/2017 учебный год http://www.adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess.html / Искусство (отечественная и мировая художественная культура)).

Учебная программа «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» для VI класса продолжает содержательные линии, заложенные в учебной программе V класса. В VI классе выделены для изучения отечественной и мировой художественной культуры темы «Искусство об искусстве», «Диалоги в искусстве», «Мифология в искусстве», «Праздник в жизни людей», «Театр видимый и невидимый», «Кино – десятая муза», «Искусство «на кончиках пальцев», «Художник «переводит». Акцент сделан на синтетических видах искусства.

К каждой теме в соответствии с ее направленностью предлагаются списки художественных произведений, дифференцированных по видам искусства. Художественные произведения имеют примерный характер. В зависимости от методических и технических возможностей учитель может самостоятельно вносить изменения в список произведений, устанавливая последовательность и количество рассматриваемых произведений искусства на учебных занятиях.

С целью усиления социально-прикладной стороны учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» в содержание учебной программы включена рубрика «Виды деятельности». Практические виды деятельности распределены по темам учебного предмета и также дифференцированы по видам искусства. Предлагаемые виды деятельности имеют рекомендательный характер.

Предусмотренные учебной программой обобщающие уроки могут проводиться с применением игровых технологий (викторина, конкурс, экскурсия и др.), в форме презентации и защиты индивидуальных и групповых проектов.

В 2016/2017 году возможно изучение отечественной и мировой художественной культуры на факультативных занятиях «Человек в мире художественной культуры» на III ступени общего среднего образования (Х-XI классы). Программы факультативных занятий размещены на образовательном портале www.adu.by / Педагогам / Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования http://www.adu.by/ru/uchitelyu/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-doshkolnogo-obshchego-srednego-i-spetsialnogo-obrazovaniya.html / Учебные программы факультативных занятий / Учебный предметы; в научно-методическом журнале «Мастацкая і музычная адукацыя».

Содержание учебной программы факультативных занятий изложено в соответствии с историко-хронологическим принципом, включает сведения по истории художественной культуры, список художественных произведений в контексте изучаемой эпохи, исторического периода.

На учебных занятиях по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» можно использовать литературные источники, а также научно-популярные издания, в которых имеется материал по отдельным вопросам. Возможно использование медиаисточников, научно-популярной и публицистической литературы.

Методические рекомендации по организации образовательного процесса по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» размещены на Национальном образовательном портале (http://adu.by / Образовательный процесс. 2016/2017 учебный год http://www.adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess.html / Искусство (отечественная и мировая художественная культура)).

В дневник учащиеся записывают тему урока. Если на следующем уроке предусматривается практическая работа, то в скобках указываются художественные материалы, необходимые для ее выполнения. Например: Красота в искусстве и жизни (акварель). В журналследует записывать тему урока в соответствии с темой, заявленной в учебной программе и в примерном календарно-тематическом планировании.

Обращаем внимание, что с 2016/2017 учебного года по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» домашние задания для учащихся V-VI классах не предусмотрены.

Наши рекомендации