Особенности организации образовательного процесса в 1 классах

Организация образовательной среды в начальной школе.

1.1. На территории общеобразовательного учреждения выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны (п.3.2.). Физкультурно-спортивное оборудование для учащихся начальных классов должно соответствовать росту и возрасту обучающихся.

1.2. Набор и площади помещений для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей (п. 4.12.).

1.3. Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом. (п.5.1.)

1.4. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению, наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7–15º. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5–6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7–8 см у парт 4-го номера. Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки). Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7–10 мин (п.5.3.).

1.5. Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающих гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости (п.5.7.).

1.6. В игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование должно соответствовать ростовым данным обучающихся. Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр. При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения. Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы. Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0-1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся (п.5.17.).

1.7. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов – более 1,5 кг, 3-4-х классов – более 2 кг (п.10.32.).

Особенности организации образовательного процесса в 1 классах.

2.1. Прием детей в первый класс следует осуществлять в соответствии с письмом Минобразования России от 21.03.2003 г. № 03 – 51 – 57 ин/13 – 03 «Рекомендации по организации приема в первый класс».

2.2. В первый класс общеобразовательного учреждения зачисляются все дети, достигшие школьного возраста, независимо от уровня их подготовки; прием детей в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений всех видов запрещается осуществлять на конкурсной основе (п.1 ст.5 Закона РФ «Об образовании»).

2.3. В соответствии с п. 10.1 СанПиН 2.4.2. 2821– 10 оптимальный возраст начала школьного обучения – не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. В соответствии с п. 10.2. обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

2.4. В соответствии с п. 10.1 СанПиН 2.4.2. 2821– 10 обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

2.4.1. учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

2.4.2. объём максимально допустимой образовательная нагрузки не должен превышать 21 час в неделю: 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

2.4.3. наиболее трудные предметы должны проводиться на 2 уроке;

2.4.4. использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 45 минут каждый);

2.4.5. продолжительность занятий внеурочной деятельности не должна превышать продолжительность занятий урочной деятельности;

2.4.6. рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; при проведении ежедневной динамической паузы возможно увеличение продолжительности большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях (п. 10.12);

2.4.7.для посещающих группу продленного дня, необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-х разового питания и прогулок;

2.4.8. обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий(в течение всего года);

2.4.9. предусматривает дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.

Наши рекомендации