Особенности организации образовательного процесса в вечерних классах

В соответствии с пунктом 12 статьи 158 Кодекса Республики Беларусь об образовании, в учреждениях общего среднего образования могут создаваться вечерние (X–XII) классы, образовательный процесс в которых организуется по тивому учебному плану вечерней школы.

Вечерние классы могут создаваться в:

средних школах;

средних школах (филиалах государственных средних школ), которые находятся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, республиканских унитарных производственных предприятий Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь, лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел Республики Беларусь;

учебно-педагогических комплексах ясли-сад – средняя школа, детский сад – средняя школа.

Прием граждан для получения общего среднего образования в вечерних классах осуществляется на основании их заявления при предъявлении свидетельства о рождении или документа, подтверждающего личность, медицинской справки о состоянии здоровья, а также свидетельства об общем базовом образовании.

Допускается прием в X вечерние классы учреждений общего среднего образования лиц, осваивающих в учреждениях образования содержание образовательной программы профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего) без получения общего среднего образования. В этом случае гражданин, подающий документы для зачисления в вечерний класс учреждения общего среднего образования, факт получения общего базового образования подтверждает копией свидетельства об общем базовом образовании, факт получения профессионально-технического образования – справкой о том, что он является учащимся учреждения профессионально-технического образования с указанием образовательной программы профессионально-технического образования, содержание которой он осваивает.

Общее среднее образование в вечерних классах можно получить в очной и заочной формах.

Изучение всех учебных предметов в X–XII вечерних классах осуществляется в соответствии с требованиями учебных программ по учебным предметам для X–XI классов учреждений общего среднего образования с учетом трехгодичного срока обучения на III ступени общего среднего образования.

При организации образовательного процесса в вечерних классах по всем учебным предметам используются учебники и учебные пособия, рекомендованные для X–XI классов учреждений общего среднего образования.

Деление классов на группы при изучении учебных предметов, в том числе и XII класса, осуществляется в порядке, определенном для X–XI классов учреждений общего среднего образования в соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283.

Суммарное количество обязательных контрольных работ по учебным предметам, предусмотренным на III ступени общего среднего образования, равномерно распределяется на все три года обучения. Контрольные работы проводятся в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения общего среднего образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе в соответствии с пунктом 110 Санитарных норм и правил«Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206.

Для учащихся вечерних классов, которые получают образование в заочной форме, в каждой четверти учебного года проводятся учебные занятия в соответствии с учебным планом вечерней школы (заочная форма получения образования), а в период между учебными занятиями – факультативные, стимулирующие занятия и консультации. Период проведения учебных занятий в каждой четверти определяется руководителем учреждения общего среднего образования и доводится до сведения участников образовательного процесса. Во время учебных занятий проводятся обязательные контрольные, лабораторные и практические работы.

Промежуточная аттестация учащихся вечерних классов, получающих образование в заочной форме, проводится по результатам сдачи зачетов с выставлением отметок в баллах.

Материалы для проведения зачета по соответствующему учебному предмету разрабатывает педагогический работник, преподающий данный учебный предмет. Расписание проведения зачетов утверждает руководитель учреждения общего среднего образования. Для проведения одного зачета на каждого учащегося отводится 1/3 академического часа.

К сдаче зачетов допускаются учащиеся, которые выполнили предусмотренные учебной программой практические, лабораторные и контрольные работы по каждому учебному предмету. Результаты выполнения данных работ учитываются при выставлении общей отметки за зачет.

Итоговая отметка при заочной форме обучения учащимся выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных при сдаче зачетов.

Для учащихся вечерних классов может быть организовано проведение факультативных занятий (очная, заочная формы получения образования), стимулирующих занятий (очная, заочная формы получения образования), поддерживающих занятий (очная форма получения образования), консультаций (заочная форма получения образования).

В вечерних классах может реализовываться образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих).

Образовательный процесс при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) осуществляется в учебных группах, наполняемость которых не должна превышать 20 слушателей.

Обращаем внимание, что при организации образовательного процесса учителя, работающие в вечерних классах, должны руководствоваться всеми приложениями к инструктивно-методическому письму «Об организации в 2016/2017 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования», инструктивно-методическим письмом об организаци работы библиотек учреждений общего среднего образования, Методическими рекомендациями по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, которые реализуют образовательные программы общего среднего образования и др.

Приложение 22

Особенности организации

Наши рекомендации