Система школьного образования людей с нарушениями умственного развития школьного возраста и поздней
Юности
Специальные школы для умственно отсталых детей в нашей стране прошли длительную эволюцию и доказали свою высокую эффективность. Несмотря на нецензовый характер образования, в специальных (коррекционных) школах VIIIвида дается достаточный уровень образования для того, чтобы выпускник мог продолжить его для приобретения специальности (в специальных группах ПТУ) и вести самостоятельную жизнь. Специфическими задачами специальной (коррекционной) школы VIIIвида являются: коррекционно-развивающая — максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения у каждого отдельного ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии, максимальное использование имеющихся ресурсов психики для дальнейшего его развития, для повышения образовательного уровня; адаптационная, предполагающая облегчение и поддержку существования в окружающем мире, овладение по возможности теми компетенциями, которые необходимы для самостоятельной жизни в обществе; а также обучение доступному профессиональному труду.
В специальные (коррекционные) школы VIIIвида поступают дети 7 — 8 лет с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Обучение ведется в соответствии с двумя вариантами базисных учебных планов: одним — для учащихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости, другой — для учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости. Продолжается оно 9—11 лет.
Образовательный процесс в школах VIIIвида основывается на современных достижениях в области специальной педагогики, олигофренопедагогики, олигофренопсихологии. Отечественные исследователи (Л.С.Выготский, Л.В.Занков и др.) доказали возможность развития высших психических процессов у детей с умственной отсталостью в процессе целенаправленного обучения. Это положение является основополагающим для разработки теории и методик обучения детей данной категории.
Содержание обучения в специальных (коррекционных) школах VIIIвида адаптировано с учетом возможностей детей рассматриваемой категории. Значительно снижены по сравнению с программой массовой школы объем и глубина изучаемого материала. Его отличает структурная простота, дается значительно менее широкая система знаний и умений, ряд понятий не изучается. Например, в курсе математики отсутствует такой раздел, как «Алгебра». Вместо большого курса «Геометрия» изучают только элементы геометрии. Так как освоение исторических событий в опре-
деленной последовательности дается учащимся нелегко, материал по истории представлен в виде ярких рассказов из прошлого. Тем не менее формируемых у учащихся специальной (коррекци-онной) школы VIII вида знаний, умений и навыков вполне достаточно для того, чтобы подготовить их к самостоятельной жизни в обществе и овладению профессией.
Изучение учебного материала растянуто во времени и происходит низкими темпами, поэтому учащиеся овладевают сравнительно небольшим объемом материала за 9—11 лет.
В обучении используются как общие для массовой и специальной школы методические приемы, так и специфические методы, облегчающие усвоение программного материала. Например, сложные понятия предъявляются путем расчленения их на более доступные составляющие, даже освоение каждой из них в отдельности ведется методом небольших порций. Таким же образом разбиваются на отдельные операции сложные действия, и обучение строится пооперационно. Умственно отсталые дети легко забывают усвоенные знания и умения, если их систематически не закреплять с помощью большого количества тренировочных упражнений. Добиться сознательного усвоения знаний возможно лишь предъявляя ученикам вариативные задания, воспитывая у них интерес к осваиваемому предмету.
Важное значение в учебной работе специальной (коррекцион-ной) школы VIII вида имеют предметно-практическая деятельность и наглядные методы обучения. Это обусловлено психофизическими особенностями учащихся, и прежде всего спецификой восприятия, преобладанием конкретного мышления и ограниченной способностью к абстрактному.
Особую роль в обучении умственно отсталых школьников играет дифференцированный подход, предусматривающий знание и учет различающихся возможностей разных школьников в овладении учебным материалом.
Дети, поступающие в специальные (коррекционные) школы VIII вида, как правило, не готовы к усвоению системы научных знаний по тем или иным учебным предметам. Круг их представлений очень ограничен. Из-за недостаточной сформированности восприятия, слабости процессов анализа, синтеза и других мыслительных операций они очень часто располагают лишь весьма искаженными, неправильными представлениями об объектах и явлениях окружающей действительности. Для того чтобы уточнить и расширить круг имеющихся у них знаний, подготовить их к усвоению учебного материала, систематическому курсу ряда учебных дисциплин (математики, родного языка, рисования и др.) предшествует специальный пропедевтический (подготовительный) этап. Коррекционная направленность всех форм работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида находит отражение при
изучении каждого учебного предмета, ибо в каждом случае наряду с образовательными стоят задачи коррекционно-развивающие, которые реализуются и в содержании образования, и в выборе приемов и методов, используемых учителем. Так, Н. Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М. Н. Перова и В. В. Эк в методических пособиях для учителей и в учебниках для студентов подчеркивают, что в процессе обучения математике должны решаться задачи развития наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления, а также формироваться такие мыслительные процессы, как сравнение, анализ, синтез, создаваться условия для коррекции памяти и внимания.
Большое значение для решения коррекционных задач имеют уроки русского языка (М.Ф.Гнездилов, В.Г.Петрова, А.К.Аксенова, В. В.Воронкова и др.), на которых происходит речевое развитие умственно отсталых учащихся. «...Овладение словесной системой перестраивает все основные психические процессы у ребенка, и слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия»1. Исследования В.Г.Петровой указывают на сложное взаимодействие речевых и мыслительных процессов у умственно отсталых учащихся, проявляющееся в двусторонних связях и взаимовлиянии.
И. А. Грошенков разработал методику обучения умственно отсталых детей изобразительной деятельности, в процессе которого решаются следующие коррекционно-развивающие задачи: формирования перцептивных действий; воспитания осмысленного, дифференцированного восприятия предметов и явлений окружающей действительности; качественного улучшения зрительных представлений; развития интеллектуальных операций (анализа, синтеза, сравнения, планирования); коррекции пространственных представлений и др.
Исследования (Е.М.Мастюкова, И.В.Евтушенко) показали, что музыкальная деятельность создает благоприятные условия для нормализации эмоционально-поведенческой сферы, волевых процессов, оказывает положительное влияние на развитие мыслительных функций и интеллекта умственно отсталых учащихся. С помощью специального музыкального воспитания достигается снижение отклонений в поведении и в эмоционально-личностной сфере детей.
Коррекционно-развивающие возможности обучения географии и естествознанию раскрыты В.А. Постовской, А. В.Усвайской, Т. М.Лифановой, Т. В. Шевыревой; обучения истории — О. И. Бо-
' Лурия А. Р., Юдович Ф.Я. Развитие психических процессов ребенка. — М., 1956.-С. 10.
родиной, Б. П.Пузановым, В. М. Мозговым; физической культуре — А.А.Дмитриевым, В. М. Мозговым, Н. А. Козленко, Е. С. Черник.
Важная роль в коррекции нарушений при умственной отсталости принадлежит трудовому обучению (Г. М.Дульнев, С.Л.Мир-ский, Б. И.Пинский, Н.Н.Павлова, В.А. Шинкаренко и др.), в процессе которого у умственно отсталых школьников развиваются умения ориентироваться в задании, планировать и контролировать его выполнение, что непосредственно связано с исправлением недостатков развития познавательной деятельности детей, в первую очередь мышления, речи, пространственной ориентировки, наблюдательности, воображения. Доступная трудовая деятельность благоприятно влияет на развитие эмоционально-волевой сферы школьников: они получают удовлетворение от труда, от преодоления трудностей, с которыми сталкивались при изготовлении изделий, испытывают чувство гордости, видя результаты своего труда, учатся адекватно оценивать себя и окружающих, а также выполненную работу и т.д.
Наряду с учебными предметами общеобразовательной направленности в специальной (коррекционной) школе VIII вида постоянно проводятся специальные коррекционные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, по формированию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, по ритмике, логопедические занятия.
На занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов ведется работа по коррекции слухового, зрительного и тактильного восприятия, формируются перцептивные действия, обогащается сенсорный опыт учащихся и т.д.
Задачей занятий по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности является общеречевая подготовка детей, в чем они значительно отстают от нормально развивающихся сверстников и следствием чего являются трудности восприятия и усвоения содержания учебного материала.
На занятиях ритмикой происходит коррекция недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности. При этом создаются благоприятные условия для концентрации слухового внимания и восприятия, для овладения умением ориентироваться в пространстве, обретаются ловкость, быстрота реакции, точность и координированность движений, подвижность пальцев и рук.
На логопедических занятиях осуществляются коррекция нарушений звукопроизношения, чтения и письма, усвоение лексико-грамматического строя речи.
Адаптационные задачи в специальной школе решаются как на предметах общеобразовательной подготовки и на специальных
уроках, так и во внеклассной деятельности. Содержание учебного материала тесно связано с жизнью школьников, их потребностями и интересами и предусматривает формирование именно тех компетенций, которые им столь необходимы в данном возрасте. Например, на уроках чтения учащиеся читают тексты о честности, дружбе, взаимопомощи, уважении к родителям и старшим и т.д.
Методы обучения, используемые учителями на уроках, призваны помогать детям и подросткам реализовывать полученные знания и умения в повседневной жизни. С этой целью и на уроках, и во внеурочной деятельности проводятся сюжетно-ролевые игры «в магазин», «в аптеку» (на уроках математики), «в турагентство» (на уроках географии) и т.п., выполняются практические работы различных видов, например включающие подсчет платы за коммунальные услуги, за электроэнергию, заработной платы за вычетом налогов, определение пригодности продуктов питания, лекарственных средств и т.д.
С V класса вводятся специальные занятия по социально-бытовой ориентировке, на которых ставится цель подготовки учащихся к самостоятельной жизни: у школьников формируются навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, освоения в окружающей обстановке, умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Ученикам прививается культура поведения в школе, дома, в общественных местах, воспитывается эстетический вкус. В процессе занятий расширяется их кругозор, воспитываются такие личностные качества, как трудолюбие, аккуратность, ответственность, бережное отношение к результатам труда и др.
Включение в содержание программы социально-бытовой ориентировки социально-психологической составляющей значительно способствует формированию социальной субъектное™ личности школьника с умственной отсталостью (Г.Л.Андросова). Так, в процессе освоения этой программы происходит осознание собственной ценности, индивидуальности в осваиваемой социальной среде и в быту; достигаются адекватное понимание сущности тех или иных компонентов социальной среды и формирование на этой основе отношения к членам семьи, молодежным сообществам, к пришедшим в дом гостям, к пожилому или больному человеку и т.д.; создаются условия для осмысления системы отношений к обществу в целом, к его социальным институтам.
Важной особенностью организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида является профессиональный характер трудового обучения. Выпускник школы может продолжить обучение по избранной специальности (в кор-рекционных группах при производственных колледжах) или сразу приступить к трудовой деятельности. В школе VIII вида учащи-
еся могут пройти трудовую подготовку по столярному, слесарному, швейному, картонажно-переплетному, штукатурно-малярному делу, освоить профессии младшей медицинской сестры (санитарки), озеленителя, мойщика окон, машин, работать в сельском хозяйстве, обувном деле, рукоделии и т.д.
Если в младенческом, дошкольном, школьном возрастах, а также в ранней юности на первое место ставятся задачи коррек-ционно-развивающие, состоящие в целенаправленном развитии высших психических процессов на основе различных видов деятельности, то в работе со взрослыми главенствующую роль играют сопровождение, помощь в восприятии, осмыслении окружающего мира, налаживании контактов с другими людьми.
Дети и подростки сумственной отсталостью легкой и умеренной степени могут посещать учреждения дополнительного образования, в которых предусмотрены условия для их реабилитации с помощью различных видов художественно-творческой, спортивно-игровой деятельности как на базе самих учреждений, так и на дому. Такой направленности посвящены авторские программы и методики, учитывающие психофизические возможности детей и реализующие разные формы их социальной адаптации, формирования необходимых для жизни навыков, приобщения этих подростков к подготовке и проведению праздников, выставок и других массовых мероприятий.
Для детей и взрослых с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, не способных к выполнению образовательной программы школы VIII вида, наряду с домами-интернатами системы социальной защиты для инвалидов детства, где они могут жить, создана и развивается с учетом зарубежного опыта система комплексного сопровождения, обеспечивающая поддерживаемое проживание этим людям. А. А.Хилько определяет понятие поддерживаемого проживания как жизнь индивида при содействии, помощи, которая состоит:
- в поддержке и сопровождении умственно отсталых людей и их семей в повседневной жизни;
- подготовке умственно отсталых детей и подростков к самостоятельной жизни;
- поддержке и сопровождении молодых людей с умственной отсталостью и другими возможными нарушениями развития в период их взросления и дальнейшей самостоятельной жизни.
Поддерживаемое проживание и сопровождение людей с умственной отсталостью в каждой стране обеспечиваются по-своему, но тем не менее существуют сходные организационные формы подготовки молодых людей с тяжелой степенью умственной отсталости к самостоятельной жизнедеятельности и их сопровождения в самостоятельной жизни. С этой целью создаются центры дневного пребывания или социально-бытовые комплексы, которые
могут быть организованы при специальных (коррекционных) школах; социальные гостиницы, социально-реабилитационные центры интернатного типа.
В этих структурах реализуется медико-социальное диагностическое и комплексное психолого-педагогическое сопровождение индивидуального развития детей или подростков с умственной отсталостью. С ними работают олигофренопедагоги, логопеды, специальные психологи, социальные работники, медицинский и вспомогательный персонал. Задачи таких учреждений — оказание кор-рекционно-педагогической, психологической и профориентаци-онной помощи людям с проблемами в интеллектуальном развитии, обеспечение их занятости и досуга, разумного времяпрепровождения. Обязательным компонентом является и специальная образовательная деятельность.
Основные направления обучения детей и подростков с тяжелыми и глубокими нарушениями умственного развития состоят в формировании следующих качеств (С.В.Андреева и др.):
- способности познавать себя как личность, свое тело, его
функции, процессы роста и созревания; умения принимать по
мощь, распознавать свои ощущения и управлять ими; осознавать
границы своих возможностей;
- умения позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования — сообщать о своих потребностях, посильно обслуживать себя, следовать правилам гигиены; видеть опасности и избегать их;
- ориентирования в окружающем мире и адекватного его восприятия — постижения жизненного пространства и ближайшего окружения и соблюдения определенных правил: как жить в школе и дома, как вести себя прилично на улице, как пользоваться общественными местами; восприятия природы, течения времени и др.;
- ориентирования в социальных отношениях и при необходимости включения в них — соблюдения правил человеческого общежития, усвоения норм и правил общения, социального взаимодействия; умения выполнять или отклонять просьбы окружающих;
- познания предметного мира и участия в созидательной деятельности (знакомство с миром вещей и накопление опыта обращения с доступными из них, участие в совместной деятельности, развитие творческих способностей и т.д.).
Для умственно отсталых детей и подростков с 90-х гг. XX в. в нашей стране наряду с государственными стали создаваться негосударственные учреждения и структуры сопровождения. Так, широкое распространение получили всемирно известные движения «Вера и Свет», «Ковчег», организованные по модели, предложенной в 1971 г. Жаном Ванье. Все шире используется опыт организации Кэмпхиллских общин для людей с такими ограничениями возможностей, которые не позволяют им интегрироваться в
обычный социум. В Москве активно действует ряд негосударственных учреждений, обеспечивающих сопровождение людей с ограниченными возможностями, — это Центр лечебной педагогики, центр «Родник», школа Святого Георгия, детский дом Марии -Терезы и др. Подобные структуры помощи и сопровождения также создаются и успешно функционируют в Санкт-Петербурге и некоторых областях страны, например: Дома спасения в поселке Шапки Тосненского района Ленинградской области, «Деревня Светлана» по образцу норвежской общины Маргит Энгель; в г. Могоча Читинской области создана крестьянская община; второе десятилетие существует созданная по модели Кэмпхиллской общины деревня Монино в Тверской области и др. В этих учреждениях умственно отсталые люди могут вести самостоятельную жизнь, самореализоваться, находиться в социальном окружении и заниматься сельскохозяйственным трудом в подсобном хозяйстве, ремеслами, доступными им видами искусства.