Методика обучения учащихся электротехническим работам
Изучение электротехнических работ и элементов автоматики предусмотрено всеми вариантами программ трудового обучения в 5-7 классах. Это обусловлено зависимостью темы для обучения и воспитания учащихся.
В процессе изучения теоретических сведений и выполнения практических работ по этому разделу программы школьники знакомятся с некоторыми электрическими явлениями, устанавливают простые зависимости между электрическими величинами, учатся использовать электрическую энергию на практике. Систематическое изучение элементов электротехники, осуществляемое с опорой на жизненный опыт школьников по использованию электрической энергии в быту, позволяет формировать у них материалистическое понимание мира.
Значительные трудности, с которыми сталкивается учитель труда вызваны тем, что с физическими основами электричества учащиеся еще не знакомы. Поэтому учителю трудового обучения нужно формировать основные понятия об электричестве, опираясь на знания ребят, полученные на уроках природоведения в начальной школе.
Одна из важных особенностей электротехнических работ заключается в том, что для успешного усвоения теоретических сведений об электричестве школьникам необходимо хорошо развитое абстрактное мышление. Поэтому учитель на протяжении всех лет обучения должен планировать систему развивающих воздействий на ученика. Благоприятные условия для этого складываются при усвоении основ графической грамоты, когда школьники учатся составлять технические рисунки, эскизы, чертежи, а затем оперируют ими.
Использование творческих методов, развивают познавательный интерес школьников, привлекают их к участию в техническом творчестве. Использование творческих методов обучения способствует развитию не только абстрактного, но и технического мышления, более глубокому усвоению знаний, переходу знаний в убеждения, активизации трудовой деятельности и т.д. Поэтому при изучении электротехнических работ следует оптимально сочетать репродуктивные методы с творческими, такими, как решение задач, использование проблемности в обучении, эвристические беседы и др. Особенно эффективными оказываются проблемные практические задания.
При изучении электротехнических работ следует широко использовать наглядности: раздаточный материал, образцы изделий, стенды, кинофильмы, диапозитивы, таблицы, технологические карты и др. Это повышает эффективность усвоения учащимися новых знаний.
Наряду с прочными знаниями школьники должны приобрести необходимые навыки и умения выполнения электротехнических работ. Особенность формирования их заключается в том, что при работе с электротехническими устройствами практическая деятельность подростков тесно связана с их интеллектуальной деятельностью.
Особенности формирования знаний, умений и навыков учащихся по этому разделу программы выдвигают требование так организовывать учебный процесс, чтобы на изготовление деталей изделия расходовать минимальное количество времени.
С целью экономии времени следует широко использовать технологические карты по сборке и разборке электроарматуры, оконцеванию проводов, сборке и отделке изделия.
Успешное обучение учащихся умениям выполнять электротехнические работы во многом зависит от материальной оснащенности занятий. Рабочее место ученика должно быть обеспечено всем необходимым – подкладной доской, набором электромонтажных инструментов, изоляционной лентой, набором необходимых проводников.
При изучении раздела «Электротехнические работы» складываются особые благоприятные условия для воспитания учащихся. Речь идет о воспитании бережного отношения к электроэнергии. А также складываются благоприятные условия для профессиональной ориентации учащихся на электротехнические специальности: электрика, электрослесаря, электромонтера. От учащихся требуют безукоризненного соблюдения правил безопасности труда. Учащиеся должны знать, что правила и нормы устанавливаются с целью обезопасить работу человека от поражения током, уберечь народное богатство от пожара, предотвратить выход из строя электротехнических устройств, инструментов.