Конспект сценария тренингового занятия по развитию коммуникативной компетентности личности

Конспект сценария тренингового занятия по развитию коммуникативной компетентности личности

Тема «Учимся слушать».

Характеристика группы: 16 педагогов – членов одного коллектива уже принимавшие участие в тренинговых занятиях.

Длительность:90 минут (вводная часть – 12 минут; основная часть – 60 минут; заключительная часть – 18 минут).

Место (условия) проведения: помещение, свободное от мебели, 20 стульев

Цель тренинга: способствовать осознанию важности умений и освоению техник эффективного слушания.

Задачи тренинга:

– научить участников тренинга применять техники эффективного слушания;

– помочь участникам скорректировать свое поведение при использовании навыков эффективного слушания;

– сплотить группу, развивать умения и навыки групоового взаимодействия.

Перечень заданий:

1. Вводная часть: «Что нового узнали?», «Мое настроение».

2. Основная часть: «Маша и медведи», «Слепое слушание».

3. Заключительная часть: «Вопросы и ответы», Ритуал прощания «Спираль».

I. Вводная часть тренинга

Вступительное слово тренера (2 минуты)

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня наше с вами занятие будет посвящено такому полезному и, безусловно, очень нужному для всех людей навыку, как умение слушать собеседника. Ни для кого не секрет, что умение слушать является основой коммуникативного общения. Мы проводим 50-80% нашего времени бодрствования в общении. По крайней мере, 45% этого времени мы слушаем. Но умение слушать является способностью, обучению которой меньше всего уделяют внимания. Настоящее «искусство слушать» проявляется в том, что слушающий, во-первых, всегда воздерживается от выражения своих эмоций во время того, как говорящий излагает информацию, и во-вторых, «помогает» говорящему ободряющими жестами (кивками), улыбкой, краткими репликами, ненавязчиво, но так, чтобы он продолжал беседу.

– Есть ли у Вас какие-нибудь вопросы по поводу данного тренинга?

– Вы хотите что-то уточнить?

Упражнение 1. «Что нового узнали?»

Цель: знакомство участников группы, включение их в работу.

Время проведение: 10 минут.

Материалы и оборудование: мягкие стулья, расставленные по кругу в центре зала.

Инструкция: Сейчас мы с вами, сидя в кругу, по очереди будем называть свое имя и прилагательные-качества человека, начинающееся на те буквы, которые есть в имени. Это прилагательное должно как-то описывать или отражать особенности вашего характера, его индивидуальность. Например: «Я Марина. Я мудрая, активная, работящая, интеллектуалка, настойчивая». Остальные будут внимательно слушать и определять то, что хотели бы уточнить у кого-либо из участников.

Вопросы для рефлексии (анализа):

– Чье нового, неожиданного вы узнали? Что хотели бы уточнить?

– Кто на ваш взгляд наиболее точно отобразил через подобранное прилагательное свой характер?

Упражнение 2. «Мое настроение».

Цель: снятие тревожности, выражение настроения «здесь и теперь» с помощью рисунка.

Длительность: 5 минут

Материалы и оборудование: белые листы ½ А4 и цветные маркеры в 8 подставках (8 цветов по 10штук), планшеты (по количеству участников), стенд для размещения рисунков, передвижной модуль для размещения изобразительных средств и планшетов, аудиоаппаратура и аудио запись музыкального сопровождения (спокойная инструментальная музыка).

Задание: нарисовать свое настроение на момент начала занятия.

1. часть. Инструкция: На листе формата ½ А4 изобразите свое настроение, выбрав любые фломастеры. Варианты изображения могут быть абсолютно разными. Ваши графические навыки не имеют никакого значения. Выложите на стенде ваши рисунки. Расскажите, кто хочет о своих чувствах (настроении).

Задание выполняется на планшетах. Листы бумаги, планшеты и маркеры в подставках стоять внутри круга на модуле.

2. часть. Инструкция: Подарим по кругу друг другу хорошее настроение, используя правило «Трех плюсов» («добрый взгляд» + Имя + «добрые» слова (3-4).

При выполнении задания звучит спокойная инструментальная музыка.

Вопросы для рефлексии:

– Как изменились ли Ваши чувства, эмоции после упражнения?

II. Основная часть

III.Заключительная часть

Упражнение 5. «Вопросы и ответы».

Цель: осмысление результатов тренинга.

Длительность: 10 минут.

Материалы и оборудование: планшетки, ручки, клейкие листочки.

Инструкция: сейчас вы поделитесь на мини-группы по 3-4 человека, которым я дам планшетку и набор листочков. Затем каждая мини-группа должна в течение 5 минут будет придумать максимум вопросов по теме тренинга, каждый вопрос нужно разборчиво написать на отдельном листочке и наклеить на планшетку. После этого мини-группы поменяются планшетками и должны ответить на полученные вопросы. У каждой крупы будет 10 минут на подготовку, после чего один представитель из каждой мини-группы рассказывает всем, какие вопросы они получали, и какие ответы на них придумали.

Вопросы для рефлексии (анализа): Трудно ли вам было формулировать вопросы? Ответы на какие вопросы вас затруднили? Как вы думаете, что вам помешало правильно ответить на вопросы? Помогли ли вам навыки, полученные в ходе сегодняшнего занятия в выполнении этого задания? Что вы чувствовали в начале тренинга? А что чествуете теперь? Сможете ли вы, на ваш взгляд применять полученные сегодня знания на практике в повседневной жизни?

Конспект сценария тренингового занятия по развитию коммуникативной компетентности личности

Тема «Учимся слушать».

Характеристика группы: 16 педагогов – членов одного коллектива уже принимавшие участие в тренинговых занятиях.

Длительность:90 минут (вводная часть – 12 минут; основная часть – 60 минут; заключительная часть – 18 минут).

Место (условия) проведения: помещение, свободное от мебели, 20 стульев

Цель тренинга: способствовать осознанию важности умений и освоению техник эффективного слушания.

Задачи тренинга:

– научить участников тренинга применять техники эффективного слушания;

– помочь участникам скорректировать свое поведение при использовании навыков эффективного слушания;

– сплотить группу, развивать умения и навыки групоового взаимодействия.

Перечень заданий:

1. Вводная часть: «Что нового узнали?», «Мое настроение».

2. Основная часть: «Маша и медведи», «Слепое слушание».

3. Заключительная часть: «Вопросы и ответы», Ритуал прощания «Спираль».

I. Вводная часть тренинга

Наши рекомендации