Конспект занятия по развитию речи
Тема занятия. Рассматривание картины «Кошка с котятами».
Цель занятия. Упражнять детей в построении распространенных ответов с называнием характерных признаков внешнего вида кошки и котят, их действий. Придумать клички.
Материал для занятия. Картина (рис. 10).
Ход занятия.
Логопед сообщает детям о том, что они будут рассматривать картину, и просит отвечать подробно на все вопросы; вопросы к детям сопровождаются показом.
— Кто нарисован на картине?
— На картине нарисована кошка.
— Вы показали кошку на картине.
— Кто это?
— Это маленький серый котенок. — А это?
— Это черный с белыми полосками котенок.
— Как сказать про всех вместе, кто здесь нарисован? -— На картине нарисована кошка и котята.
— Сколько кошек и сколько котят?
— На картине одна кошка и три котенка.
— Теперь давайте посмотрим, чем они занимаются. Кто расскажет про кошку?
Это занятие доступно по речевым возможностям в конце второго — начале третьего квартала.
— Кошка лежит на ковре.
— Кто скажет подробнее?
— Кошка лежит на полосатом ковре и смотрит.
— Правильно, а кто придумал иначе?
— Кошка лежит и смотрит на своих котят.
— А что делает серый котенок?
— Серый пушистый котенок пьет молоко.
— Как можно сказать по-другому?
— Серый котенок не пьет, а лакает молоко.
— Вы забыли рассказать, откуда он лакает молоко.
— Серый котенок лакает молоко из блюдца.
— Чем занимается рыжий котенок?
— Рыжий котенок играет нитками (клубками).
— Какими нитками играет котенок?
— Рыжий котенок играет разными нитками.
— Рыженький котенок играет с белыми и голубыми
клубками.
— Что же делает этот котенок?
— Этот черный с белым котенок лежит около кошки.
— Этот пестрый котенок 'спит около кошки.
— Вы очень хорошо рассказываете: все говорите подробно и по-своему. Давайте посмотрим: что есть у
кишки?
— Это у кошки туловище. А это голова у кошки.
— А это хвост пушистый.
— Кто знает, что это?
— Это усы (рот, нос, глаза и т. д.).
— А что мы еще забыли назвать у кошки?
— Мы забыли назвать лапки.
— Сколько их у кошки?
— У кошки четыре лапки.
Аналогично рассматриваются котята, а потом проводится сравнение кошки и котят по размеру («Да, у кошки все большое: и хвост, и голова, и туловище, и лапы, а у котят все маленькое»).
— А кошек, дети, зовут по-разному. Давайте придумаем, как зовут наших кошку и котят.
— Кошку зовут Мурка.
— Нет, лучше назвать Барсик.
— Дети, Барсиком зовут кота, а кошку лучше назвать Мурка. А как мы назовем котят?
— Серого котенка можно назвать Пушок, потому что он пушистый.
— А рыжего очень просто, его надо назвать Рыжик.
— А черного с белым назовем Пеструшка.
— А я еще придумал: можно называть Полосочка, потому что у него есть полосочки.
Логопед подводит итог:
— На картине мы рассмотрели кошку и котят. Кошка — домашнее животное. Она приносит пользу человеку. Кошка ловит мышей. Поэтому человек держит ее у себя дома, кормит, заботится о ней.
Если останется время, а дети еще не очень утомились, можно подробно рассмотреть корзиночки, в которых лежат нитки, скамейку, на которой стоит корзиночка, и блюдечко, из которого котенок лакает молоко.
Большое внимание уделяется обучению детей рассказыванию. Во втором квартале дети на занятиях развития речи уже составляли рассказы по вопросам логопеда. В третьем квартале этот вид упражнений используется широко и многообразно. Развивая навыки пользования самостоятельной контекстной речью, логопед упражняет заикающихся в составлении рассказов без наглядной опоры, выходя за рамки изображенного на картине действия. Отвлечение от наглядной опоры способствует развитию контекстной речи. Теперь от детей требуется пофантазировать. Надо придумать, что было раньше или будет позже изображенно на картине действия. И не только придумать, но и понятно рассказать об этом ок-ружающим. Для этого вида упражнений надо подбирать картины не статичные, а с изображением действия, т. е. когда дети обедают, моют руки, лепят и т. д. Сначала заикающиеся рассказывают отом, что изображено на картине, а потом отвечают на вопросы, выходящие за пределы рисунка. Например, логопед говорит:
— На (Этой картине изображено, как дети обедают. Интересно, что они делали до обеда? А что они будут делать после обеда?
Или рассматривается картина «Чья лодочка?» На ней нет ребенка, который пустил лодочку по воде. А Таня стоит и с удивлением смотрит на плывущую лодочку. В данном случае заикающиеся поставлены в такие условия, когда им нужно придумать начало к тому, что изображено на картине. Разные варианты ответов убеждают в готовности детей отвлечься от конкретного, наглядного материала и правильно сформулировать ответ на вопрос. Сначала они придумывают единичные фразовые ответы, а затем переходят к построению целого рассказа без опоры на картину.
В результате постоянной работы речевые навыки достигают такого уровня, когда дети легко, без заикания подробно рассказывают о содержании картины, точно подбирают фразы, логично строят рассказ.
К этому времени детей уже не удовлетворяет простое слушаниерассказов товарищей. Они активно задают вопросыдруг другу. Но и этот вид работы вводится постепенно.(Начала логопед только некоторым детям, имеющим самые высокие навыки пользования самостоятельной речью, предлагает задавать вопросы, а затем привлекаются остальные.
На занятиях по развитию речи дети учатся псрсска зывать прочитанные тексты. Сначала пересказ проводит ся по вопросам логопеда, а затем без вопросов. Для пересказа используются короткие рассказы Л. Н. Толстого, К- Д. Ушинского и позже сказки. Дети слушают два раза произведение, затем отвечают на вопросы логопеда. С помощью вопросов и ответов восстанавливается содержание. Такая работа необходима для восстановления в памяти всего рассказа, для установления последовательности развития действия и для построения фраз. Отвечая на вопросы логопеда, как и в предыдущих видах работы с картиной, дети в ответах используют слова и фразы текста. Позже они самостоятельно пересказывают всс произведение.
Работа над пересказом литературных произведений с заикающимися детьми отличается от такого же вида работы в обычном детском саду. Наибольшие отличия относятся к начальному этапу работы, т. е. когда впервые вводится пересказ. С заикающимися пересказ текста нужно 'проводить целиком по вопросам логопеда, тогда как в массовом детском саду дети пересказывают художественные произведения самостоятельно и при пересказе им задается один-два вопроса для того, чтобы напомнить 'последовательность. Но и это делается в группах предыдущей возрастной ступени. С заикающимися детьми можно подходить к этому этапу лишь тогда, когда у них появится возможность пересказывать без заикания все содержание текста.
Целесообразно использовать и такой вид работы над текстом, как развертывание рассказа. Для этого подбирается короткий рассказ и читается детям целиком. Логопед ставит перед ребятами цель — сделать этот рассказ большим интересным, чтобы его было приятно слушать. Вновь читается первая фраза рассказа и предлагается передать то же самое, но подробнее и по-разному: «Пришла весна», «Пришла ранняя весна», «Пришла солнечная весна», «Наступила теплая весна», «Наступи ла радостная весна» и т. д. Дети одновременно с развертыванием фразы упражняются в различных варианта;; построения ее. Этот вид работы над речью способствует развитию мышления, умению производить отбор необходимого речевого материала, учитывать ответы товарищей, не повторяться и т. д.
На всех видах занятий широко используются такие приемы, как сравнение предметов и анализ работ.
В третьем квартале вводится еще один вид работы для усложнения самостоятельной речи: развитие умения давать ответы рассуждающего характера. Детям задаются вопросы, отвечая на которые они объясняют некоторые причинно-следственные связи. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы научить детей самостоятельно мыслить (делать выводы, объяснять, рассуждать), т. е. добиваться более сложной речи без заикания. Вопросы, как правило, начинаются со слов почему, зачем, для чего. (Для чего зайцу нужна теплая шуба? — Чтобы ему зимой было тепло.) Сначала на такие вопросы дети отвечают очень кратко, а затем переходят к подробному объяснению, рассуждению.
— А почему заяц зимой белый?
— Чтобы его лиса не заметила на белом снегу.
— А что может случиться, если заяц зимой останется серым?
— Его быстро заметит лиса. Она поймает зайца и съест.
— Еще волк может быстрее заметить зайца, если он будет серый.
— И охотник тоже быстрее увидит серого зайца.
В третьем квартале заикающиеся знакомятся с новым видом занятий — беседой. В беседе речь детей опирается на их собственные представления, которые накапливаются постепенно на различных занятиях и вне их. Как и в массовом детском саду, беседе должна предшествовать определенная подготовительная работа. Цель беседы — подвести итог знаниям, уточнить некоторые понятия, обобщить накопленное в определенные категории (времена года, животные, птицы и т. д.), сделать доступные пониманию детей выводы.
Как и в обычном детском саду, беседе может предшествовать экскурсия (ее проводит воспитатель по согласованию с логопедом), рассматривание одной или нескольких картин, чтение произведений художественной литературы (рассказов, сказок, стихов)", ежедневные наблюдения во время прогулок, изображение изучаемых предметов на занятиях по рисованию, лепке, аппликации. Когда у детей знаний по теме накоплено достаточно, можно проводить беседу.