Конференция по итогам практики. Итоговая конференция проводится в последний день практики совместно с педагогическим коллективом школы

Итоговая конференция проводится в последний день практики совместно с педагогическим коллективом школы, принимающим участие в руководстве практикой. К конференции студенты готовят выступления, в которых рассматривают следующие проблемы:

1. Особенности вхождения первоклассника в новые условия школьного обучения.

2. Проблемы процесса адаптации первоклассников к школе.

3. Организация системы взаимодействия «ребенок-учитель» в период адаптации ученика к школе.

4. Пути повышения работоспособности первоклассников на уроках.

5. Оптимизация процесса адаптации первоклассников к школе.

6. Роль семьи в период адаптации детей к школе.

7. Мотивационная готовность к школе. Методы повышения интереса к учебной деятельности.

8. Усвоение правил поведения в школе учениками первого класса.

9. Преемственность в использовании методов и приемов обучения в дошкольном учреждении и в первом классе школы в период адаптации.

10. Анализ физиологической адаптации детей первого класса к школе.

11. Влияние организации эффективного отдыха учеников на повышение их работоспособности на уроках.

12. Особенности адаптации первоклассников к учебной деятельности.

13. Особенности оценки и контроля знаний первоклассников в период адаптации к школе.

14. Специфика взаимодействия учителя и родителей, направленного на оптимизацию адаптации детей к школе.

15. Индивидуальный подход с целью повышения работоспособности отдельных учеников на уроке.

16. Работа учителя по формированию положительных взаимоотношений в классе.

17. Проведение индивидуальной работы, направленной на улучшение отношений между учеником и учителем.

18. Оптимизация адаптации первоклассников к школе.

К конференции студенты готовят выставку материалов по итогам практики.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Неделя

День 1.

Цель:познакомить со школой – базой педагогической практики.

Содержание работы:

· Знакомство с базой практики: школой, администрацией, учителем, классом.

· Ознакомление с возрастными особенностями развития детей 6-7 года жизни.

Знакомство с режимом первоклассников, расписанием уроков.

· Определение учеников для последующего индивидуального изучения, знакомство с их личными делами. Заведение карт адаптации к школе.

· Анализ предметной среды класса. Вопросы для анализа:

- Какая школьная мебель и оборудование есть в классе?

- Насколько оптимально размещено оборудование в соответствии с педагогическими, гигиеническими и эстетическими требованиями?

- Как организована предметная среда для отдыха детей?

- В чем специфика организации предметной среды класса начальной школы в сравнении с предметной средой ДОУ? Чем обусловлена именно такая организация учебно-познавательной среды класса?

· В дневнике практики зафиксировать данные базы практики; режим дня; расписание уроков; список учеников (выделить не менее 5 учеников для индивидуального изучения); анализ предметной среды класса.

· В папку специалиста оформить карту адаптации.

День 2.

Цель: формировать у студентов целостное представление об особенностях организации учебной деятельности детей в первом классе и развивать умения диагностировать мотивационную готовность к школе.

Содержание работы:

· Оказание помощи учителю (прием детей, индивидуальная работа, организация игр на переменах, подготовка материалов к урокам).

· Наблюдение за проведением уроков с целью изучения интереса детей к учению и их умственной активности

· Наблюдение за умением учеников организовывать свое рабочее место, правильно пользоваться портфелем и учебными принадлежностями. Индивидуальное обучение первоклассников, у которых недостаточно сформированы вышеперечисленные умения.

· Индивидуальная работа с учениками: диагностика мотивационной готовности к школе.

· В дневнике практики описать особенности поведения детей во время приема; результаты наблюдения на уроке; анализ умений детей организовывать рабочее место.

· В папку специалиста оформить результаты диагностики мотивационной готовности к школе.

День 3.

Цель: формировать у студентов представление об особенностях уроков и перемен в первом классе.

Содержание работы:

· Фотозапись урока и его анализ.

· Проведение игровых перемен. Игры должны быть направлены на отдых от умственной нагрузки, улучшение эмоционального состояния детей и повышение их работоспособности на уроках

· Постепенное заполнение карт адаптации (адаптация к учебной деятельности).

· Наблюдение за учениками: усвоение ими правил поведения в школе и в классе. Вопросы для анализа:

- Каковы представления учащихся о правилах поведения в школе?

- Каковы особенности проявления организованности и дисциплинированности учащихся на уроках и перемене?

- Каково отношение учащихся к учебным принадлежностям?

- Каковы проявления культуры общения учащихся с учителем и сверстниками? Соответствует ли выявленный уровень культуры поведения первоклассников требованиям к детям 6-7 лет, определенным в дошкольной образовательной программе.

- Какие требования предъявляет учитель к поведению детей, готовы ли учащиеся к выполнению требований учителя?

· В дневнике практики зафиксировать фотозапись урока и его анализ; самоанализ проведения игр; анализ усвоения правил поведения в школе.

День 4.

Цель: формировать у студентов представление о методах и приемах обучения, используемых в период адаптации детей к учебной деятельности в школе.

Содержание работы:

· Сравнительный анализ использования методов и приемов обучения в дошкольном учреждении и в первом классе школы в период адаптации.

· Изучение адаптации детей к учебной деятельности: умение принимать поставленные учителем задачи и действовать по заданному плану, доводить выполнение задания до конца и др. Заполнение соответствующего раздела в картах адаптации.

· Наблюдение за деятельностью детей на переменах (любимые виды деятельности, общение со сверстниками, общение с учителем, эффективность использования отдыха). Наблюдение за деятельностью учителя по организации отдыха детей.

· Помощь учителю в подготовке наглядных средств обучения.

· В дневнике практики анализ методов обучения; индивидуальные особенности адаптации детей к учебной деятельности; анализ поведения детей на переменах и деятельности учителя по организации отдыха первоклассников.

· В папку специалиста оформить карту адаптации (к учебной деятельности); перечень наглядных пособий.

День 5.

Цель:формировать у студентов представление об особенностях оценки и контроля знаний детей в первом классе и развивать умения определять специфику физиологической адаптации детей к школе.

Содержание работы:

· Изучение особенностей оценки и контроля знаний первоклассников в период адаптации к школе.

· Организация отдыха детей в процессе перемен, обязательное проведение одной из форм отдыха детей каждым студентом (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные игры, упражнения на релаксацию, индивидуальные беседы, мини-развлечения).

· Изучение физиологической адаптации к школе: тревожность, неуверенность, заторможенность, импульсивность, гиперактивность, плаксивость, раздражительность, обидчивость, состояние здоровья, вредные привычки и др. Постепенное заполнение карт адаптации к школе (физиологическая адаптация к школе).

· Изучение особенностей планирования работы учителя (сделать сравнительный анализ планов учителя и воспитателя дошкольного учреждения).

· В дневнике практики зафиксировать анализ особенностей оценки и контроля знаний учеников; самоанализ организации отдыха детей на переменах; анализ протекания физиологической адаптации к школе у наблюдаемых детей; сравнительный анализ календарных планов учителя и воспитателя.

· В папку специалиста оформить карту адаптации (физиологическая адаптация).

Неделя

День 1.

Цель:учить студентов разрабатывать содержание и проводить работу с родителями по вопросам адаптации детей к школе и выявлять особенности работоспособности детей на уроках.

Содержание работы:

· Проведение анкетирования родителей. Наблюдение за группой родителей: общение с учителем: вопросы и проблемы, частота обращения, адаптационное взаимодействие; общение с ребенком в школе; изучение родителями информационных материалов.

· Разработка и оформление материалов в помощь родителям в период адаптации ребенка к школе.

· Изучение работоспособности детей на всех уроках и методов, используемых учителем для снижения утомляемости учеников.

*Каждый студент проводит наблюдение и хронометраж устойчивости внимания у наблюдаемых учащихся в течение урока, фиксирует время активной работоспособности, устойчивого внимания; отмечает время и признаки снижения внимания к уроку, проявления утомляемости (ребенок отвлекается, проявляет двигательное беспокойство, зевает и т.п.) и снижения работоспособности (замедление темпа выполнения задания, длительные, неоправданные паузы в работе, частые побуждения к деятельности со стороны учителя, незаконченность работы и т.п.).

Данные о работоспособности на уроке дополняются последующим анализом качества выполнения учеником заданий учителя (студенты на перемене просматривают тетради учащихся).

На основании хронометража студент вычерчивает кривую, отражающую динамику внимания и работоспособности ученика в течение урока, анализирует полученные данные.

Баллы работоспособности

Конференция по итогам практики. Итоговая конференция проводится в последний день практики совместно с педагогическим коллективом школы - student2.ru

Время урока

Вопросы для анализа:

- Какова динамика внимания и работоспособности учащихся в течение урока? (разобрать несколько примеров хронометрированного наблюдения за учащимися на уроке).

- Какие факторы и методы способствуют снижению или повышению внимания ребенка?

- Каково состояние двигательных активности у детей? Какова осанка учащихся? Причины нарушения осанки?

- Насколько эффективны физкультурные паузы?

- Как осуществляется индивидуальный подход с целью повышения работоспособности отдельных учеников?

· В дневнике практики зафиксировать результаты наблюдения за группой родителей; анализ результатов анкетирования; результаты изучения работоспособности детей на уроках.

· В папку специалиста оформить материалы в помощь родителям.

День 2.

Цель:формировать у студентов представление о направлениях работы учителя по формированию совместной учебной деятельности детей в классе.

Содержание работы:

· Изучение работы учителя, направленной на формирование у учеников опыта совместной учебной деятельности (слышать друг друга, дополнять и исправлять ответы, выражать свою точку зрения и уважать чужую, работать в общем ритме и др.).

· Изучение положения наблюдаемых учеников в коллективе и их взаимоотношений со сверстниками. Заполнение карт адаптации к школе (взаимоотношения с одноклассниками).

· Проведение индивидуальной работы, направленной на улучшение отношений между учениками (снятие конфликтных ситуаций, вовлечение в совместную деятельность, беседы о дружбе и взаимопомощи, упражнения в гуманных проявлениях к сверстникам и др.).

· Проведение беседы с учителем о трудностях адаптации первоклассников к школе. Анализ наблюдений за процессом адаптации детей. Определение уровня адаптации наблюдаемых первоклассников к школе.

· В дневнике практики зафиксировать результаты анализа работы учителя по формированию опыта совместной учебной деятельности; анализ взаимоотношений в классе; результаты индивидуальной работы, направленной на улучшение отношений между учениками; материалы беседы с учителем; качественный анализ протекания адаптации у наблюдаемых детей с определением уровня адаптации.

· В папку специалиста оформить карту адаптации к школе (взаимоотношения с одноклассниками).

День 3.

Цель:формировать у студентов умения выявлять особенности индивидуального общения детей с учителем на уроках и переменах.

Содержание работы:

· Изучение особенностей индивидуального общения детей с учителем на уроках и переменах. Заполнение карт адаптации к школе (адаптация к учителю).

· Проведение работы с отдельными учениками, направленной на улучшение их отношений с учителем: организация совместной с учителем деятельности на перерыве; упражнение детей в обращении к учителю с просьбой и в проявлении положительно эмоционального отношения (например, комплимент); оказание детьми помощи учителю по его просьбе. Беседа с учителем о неуверенных в общении детях.

· Анализ сложностей учеников в период адаптации к школе (с позиции учителя, ученика, родителей, студентов-практикантов).

· Разработка рекомендаций по обеспечению условий для нормальной адаптации наблюдаемых детей к обучению в школе.

· В дневнике практики зафиксировать результаты анализа общения детей с учителем; результаты проведения индивидуальной работы по улучшению отношений учеников с учителем; анализ сложностей учеников в период адаптации к школе.

· В папку специалиста разместить анкеты родителей; оформить карту адаптации (адаптация к учителю); рекомендации по обеспечению условий для нормальной адаптации наблюдаемых детей к обучению в школе.

День 4.

Цель: формировать у студентов умения организовать и провести работу направленную на улучшение адаптационной ситуации в классе.

Содержание работы:

· Составление психолого-педагогической характеристики на одного ученика.

· Проведение воспитательного мероприятия, направленного на улучшение адаптационной ситуации в классе.

· В дневнике практики описать результаты анализа проведения воспитательного мероприятия.

· В папку специалиста оформить характеристику на ученика; конспект воспитательного мероприятия.

День 5.

Цель: формировать умение обобщать результаты своей работы на практике и формулировать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации процесса адаптации первоклассников к школе.

Содержание работы:

· Проведение итоговой конференции совместно с учителями начальных классов. Презентация рекомендаций, направленных на оптимизацию адаптации первоклассников к школе.

· Организация выставки материалов по итогам практики.

· Сдача отчетной документации.

Наши рекомендации