В начале следующего за практикой нового учебного года проводится итоговая конференция по летней практике.

К итоговой конференции студенты готовят выставки, где демонстрируют различные наглядные материалы, характеризующие лагерную жизнь, отрядные уголки, рисунки, эмблемы, поделки детей, планы работ. На конференции студенты в своих выступлениях делятся опытом работы, вносят предложения, анализируют собственную деятельность, рассказывают о проведенных исследованиях в лагере.

Отчетная документация по летней педагогической практике

1.Информация об учреждении, где проходила практика;

2.Календарное планирование воспитательно-образовательной работы на каждый день;

3.Конспекты различных занятий, сценарии праздников и развлечений, проведенных за период практики, детские работы, фотоматериалы;

4.Характеристика с места прохождения практики с подписью администрации;

5.Самоанализ студентом своей работы на летней практике.

4. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ К ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКЕ ☼

ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В ДНЕВНИКЕ?

А) Титульный лист дневника -Образец

Дневник по летней практике студентки 3а группы специальности 050704 Преподавание в начальных классах ОГБОУ СПО ТПК Ивановой Елены   База практики: ДОЛ «Братское взморье» Дата практики: 02.06.2012 – 28.06.2012

Б) Информация о загородном лагере (детской площадке):

· Место расположения детского оздоровительного лагеря;

· достопримечательности лагеря;

· традиции лагеря;

· фамилия, имя, отчество начальника лагеря;

· фамилия, имя, отчество заместителя начальника лагеря;

· количество отрядов и детей в них;

· особенности планирования;

· наличие кружков, библиотеки, видеосалона;

· наличие расположенных рядом с лагерем особо опасных объектов;

· другое.

В) Режим работы лагеря (площадки)

Г) Информация об отряде:

· Название отряда, девиз, песня, речёвка;

· возраст детей;

· количество детей в отряде, список детей;

· актив отряда;

· напарник;

· план работы отряда на смену (сеточное планирование);

· эскиз отрядного уголка.

Д) Основная цель и задачи, которые ставит перед собой вожатый (на конкретную смену)

· научить детей «______________»

· познакомить «_______________»

· помочь «_______________»

· привить навыки «_______________»

· приобщить «_______________»

· научиться самому, узнать «_______________»

· другое.

Е) Описание каждого дня: утро, день, вечер, итоги дня.

Ж) Разработки нескольких мероприятий (КТД).

З) САМОАНАЛИЗ ПО ПРАКТИКЕ

а) охарактеризовать особенности организации работы с детьми в данном детском оздоровительном лагере (площадке);

б) описать и проанализировать проблемы, возникшие в отношениях «вожатый – вожатый», «вожатый – администрация», «вожатый – дети», «вожатый – родители» в процессе работы в детском оздоровительном лагере;

в) перечислить формы работы, пользующиеся успехом у детей данного возраста с которыми работал на практике;

г) перечислить наиболее часто встречающиеся трудности в работе (при планировании; отборе содержания; диагностике личности, коллектива; организации работы; во взаимоотношениях с администрацией, детьми, родителями, коллегами; в решении нестандартных ситуаций; в решении конфликтных ситуаций с детьми; в решении особых ситуаций – энурезе, воровстве, проблеме сна, поведении с противоположным полом и т.д.);

д) ваши советы будущему вожатому.

е) Перечислите вопросы, «забытые» на занятиях по подготовке к летней педагогической практике.

ж) Предложения по совершенствованию занятий по подготовке к летней педагогической практике.

К) Другая информация, полезная на взгляд вожатых-практикантов.

ПАМЯТКА ВОЖАТОМУ

1. Постарайтесь узнать все, что возможно, о районе лагеря: историю и памятные места, природные условия, экономику и культуру района.

2. Выясните возраст детей, с которыми предстоит работать, место работы, домашний адрес и телефоны их родителей, а также дни рождения и состояние здоровья каждого ребенка. Очень важно узнать об интересах будущих воспитанников, их планах на лето (имеет ли кто-то из детей задания на лето и необходима ли в этом случае помощь вожатого).

3. Подготовить библиотечку для чтения, вырезки из газет и журналов, сборники песен, пособия по организации детских игр, рисунки, кроссворды, загадки, викторины, сценарии.

4. Заведите тетрадь для записи возникающих вопросов, наблюдений.

5. Помните правила дорожного движения и правила сопровождения детей на транспорте при перевозке детей.

6. По дороге в лагерь попытайтесь создать бодрую, непринужденную обстановку: песни, загадки, словесные игры. Это сближает детей, организует их, отвлекает от шалостей.

7. Создайте условия, исключающие возможность детских травм.

8. В любое время знайте, где находится каждый вверенный вам ребенок!

ПОДСКАЗКИ ПРАКТИКАНТУ

- По возможности используйте методику КТД. Не гонитесь за количеством, помните о полезности проводимых мероприятий. Старайтесь поддержать инициативу ребят. Подготовка не должна занимать много времени.

- Желательно, чтобы дети имели возможность какое-то время побывать в одиночестве.

- В теплую дождливую погоду не всегда обязательно находиться в помещении (в дождь хорошо клюет рыба…), надо только соответственно одеть ребят.

- Ваш отряд должен иметь свое название, девиз, речевку, кричалку, эмблему, даже может быть свою форму и свой цвет. В отрядном уголке целесообразно помещать полезную информацию, замечания и пожелания лучше делать в доброжелательной форме.

- Как можно больше «нельзя» перевести в «можно» (например, так: у нас можно не шуметь в час полного молчания, можно купаться, не заплывая за буйки и т.п.)

- Плохо, когда в лагере излишне много комфорта (официантки, няни и т.п.), хорошо, когда много романтики (палаток, походов, встреч рассвета). Познакомьтесь с опытом скаутов в проведении летних лагерей – есть чему поучиться.

- Не надо бояться создавать в лагерях разновозрастные объединенные объединения детей и подростков: и тем и другим есть чему учиться друг у друга. Для вожатого это не новые трудности, просто другая система общения с воспитанниками, многих проблем вовсе не станет, а возникающие – в разновозрастном отряде: решаться интереснее.

5. В КОПИЛКУ ВОЖАТОГО … ☼

Планирование деятельности в загородном лагере

В условиях лагеря вожатый не приходит на работу, а живет вместе с детьми 24 часа в сутки, принимает самостоятельные решения. В лагере предстоит работа по созданию, развитию и сплочению временного детского коллектива. Все чаще в детских оздоровительных лагерях формируются разновозрастные отряды. В детском загородном лагере вожатый и воспитатель, и организатор детской жизни, и затейник, и няня, и медсестра, и мама, и папа и ... часто, несмотря на небольшую разницу в возрасте с детьми.

Планируя деятельность в загородном лагере, необходимо учесть следующее: «временный характер коллектива»; «изменение привычной среды жизнедеятельности, большая связь с природой»; «закрытость загородного лагеря как типа детского учреждения; отсутствие родительской опеки, поддержки, контроля».

В процессе анкетирования все записи, касающиеся интересов детей и подростков группируются. Учитывая ожидания и интересы воспитанников, цели и задачи данной оздоровительной смены, прогнозируемую программу деятельности, летний календарь, способности и возможности вожатых и воспитателей, приступайте к планированию работы отряда. Программа деятельности вашего отряда должна быть ориентирована на детскую социальную среду. Нужно осознавать, что вся жизнь в детском лагере развивает опыт ребенка, расширяет и углубляет его.

При планировании желательно придерживаться следующих принципов:

а) безопасность всех мероприятий;

б) возможность проявления способностей детей в разных областях творческой деятельности;

в) возможность быстро поменять программу в случае дождя;

г) учет времени, проводимого КТД в зависимости от возраста детей и подростков.

д) создание ситуации успеха в процессе коллективной деятельности;

е) распределение эмоциональных нагрузок на протяжении всей смены;

ж) учет особенностей первых и последних дней смены;

з) последовательность планирования: дни заезда и отъезда, банные и родительский дни, общелагерные, традиционные, отрядные КТД.

Чтобы организовать детский отдых в лагере увлекательно и интересно используется такая форма деятельности как ролевая игра. Игровая (тематическая) смена отчасти и может быть охарактеризована как длительная ролевая игра, соответственно, и ее этапы представлены в виде этапов ролевой игры.

Тематическая (игровая) смена в большей степени упорядочивает жизнь лагеря и дает возможность избежать некоторых организационных и педагогических проблем за счет вовлеченности и взрослых, и детей в общую, развивающуюся во времени игровую деятельность.

При этом в игровой смене сохраняются все этапы традиционной смены. Но они соответствуют развитию игрового сюжета, лежащего в основе смены.

Наши рекомендации