Характеристика методов профессионального обучения
Обучение в профессиональных учебных заведениях состоит из двух циклов — теоретического и практического.
Теоретическое обучениевключает три блока: общеобразовательный, общетехнический и специальный. Отсюда вытекает специфика методов теоретического обучения: словесного (устного), наглядного, аналитического.
Устное изложение учебного материала в процессе изучения общетехнических и специальных предметов осуществляется с применением таких методов, как рассказ, объяснение, беседа, работа обучающихся с книгой, лекция.
Наглядные методы обучения (иллюстрация, демонстрация, видеометод, наблюдения учащихся) имеют большое значение в профессиональной школе. Важнейшим органом, воспринимающим окружающую действительность, является зрение. Учеными установлено, что от 80 до 90% информации из окружающего мира поступает через органы зрения.
Все средства наглядности, используемые в процессе обучения специальным предметам, можно условно разделить на натуральные (инструменты, приборы, детали и узлы оборудования, образцы материалов и изделий и т. д.) и изобразительные (плакаты, модели, макеты, схемы, кино- и видеофильмы, слайды, изображения на дисплее компьютера и т. д.).
Метод иллюстрации (разновидность наглядных методов) предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символическом изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукции, плоских моделей и т. п.
Эффективность иллюстрации в значительной степени зависит от способа подачи. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, следует хорошо продумать их дидактическое назначение, место и роль в познавательном процессе. Перед преподавателем стоит проблема определения оптимального объема иллюстративного материала. Иллюстрации готовят заранее и показывают в ходе обучения только в тот момент, когда они оказываются необходимыми. В отдельных случаях целесообразно использовать раздаточный материал (фотографии, диаграммы и т. д.).
Метод иллюстраций используется в тесной взаимосвязи с демонстрацией; они дополняют и усиливают друг друга. Иллюстрация существенно облегчает процесс формирования понятий.
Метод демонстрации заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Он служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений. Наибольшей дидактической ценностью обладает демонстрация реальных предметов, явлений или процессов, протекающих в естественных условиях. Эффективности демонстрации способствует правильный выбор объектов, умение педагога направлять внимание учащихся на существенные стороны демонстрируемых явлений или предметов. Для этого следует выполнять ряд правил:
1) демонстрируемый объект должен быть виден всем учащимся;
2) желательно, чтобы учащиеся воспринимали объект всеми органами чувств, а не только глазами;
3) учащиеся должны иметь возможность самостоятельно измерять изучаемые параметры объекта.
Видеометод интенсивно внедряется в практику учебных заведений. Источники экранной информации (видеопроекторы, киноаппараты, видеопроигрыватели, видеомагнитофоны, компьютеры и пр.) позволяют выделять и рассматривать видеопоказ как отдельный метод обучения. Современные средства видеоинформации дают возможность подчеркнуть наиболее важные моменты. С помощью видеометода можно не только излагать новые знания, но и в динамике объяснять принципы действия сложных механизмов и машин, обучать алгоритмам выполнения различных видов деятельности, организовывать тестовые испытания и пр.
Анализ проблемной ситуации как метод теоретического обучения — это глубокое и детальное исследование реальных или искусственно созданных условий (обстановки), выполняемое для выявления характерных свойств. Этот метод развивает аналитическое мышление, прививает системный подход к решению
проблем, учит налаживанию деловых и профессиональных контактов, принятию коллективных решений и устранению возможных конфликтов.
Д.В.Чернилевский различает четыре вида учебных проблемных ситуаций: ситуация-проблема, ситуация-оценка, ситуация-иллюстрация, ситуация-упражнение. Выбор вида ситуации зависит от таких факторов, как характер целей изучения темы, уровень подготовленности слушателей, наличие технических средств обучения (ТСО), индивидуальный стиль преподавателя и др.
Практическое обучение.В профессиональном обучении принципиальное значение имеют практические методы.
Метод упражнения. Упражнения способствуют закреплению практических умений и знаний, полученных в процессе изучения специальных предметов.
Репродуктивные упражнения содержат задачи на выделение, понимание и выражение содержания понятого в заданном объекте. К упражнениям такого типа относятся упражнения на изучение устройства оборудования, материалов, инструментов, приспособлений, проводимые в форме письменных заданий, когда учащимся необходимо указать название, назначение, расположение отдельных узлов и деталей. К репродуктивным упражнениям относят также разбор и выполнение чертежей, схем, графиков, диаграмм и т. п.
Творческие упражнения помогают организовывать деятельность учащихся по использованию полученных знаний и умений в различных комбинациях, учат самостоятельно находить оригинальные решения поставленных задач. К типичным творческим упражнениям относят различные задачи: на выбор инструментов, приспособлений, процессов; на определение зависимостей; на объяснение различных технологических явлений и процессов.
При изучении специальных предметов широкое применение находят упражнения по проектированию технологических процессов.
Поисковые упражнения — это упражнения на творческое применение полученных знаний и умений, проводимые на более высоком мыслительном уровне. Различают диагностические и конструкторские поисковые упражнения.
Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении экспериментов, исследований учащихся. В процессе проведения лабораторно-практических работ формируются определенные профессиональные умения, которые затем применяются в процессе производственного обучения.
Особо эффективен проблемный лабораторный метод, предполагающий высокую степень самостоятельности учащихся. Они выдвигают гипотезу исследования, намечают его путь, подбирают необходимые материалы и приборы. Темы и планы лабораторно-практических занятий разрабатываются заранее в виде инструкции, где указываются тема и цель работы, приводится перечень оборудования для ее выполнения, описывается весь ход выполнения заданий, оговариваются условия безопасной работы, даются рекомендации по обработке и оформлению результатов.
Стажировка с выполнением должностных ролей. Главное условие стажировки — это выполнение под контролем педагога-организатора определенных действий в реальных производственных условиях. Этот метод обеспечивает наиболее полное приближение процесса обучения к производству.
Имитационный тренингпредполагает отработку определенных специализированных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами.
Решение производственно-технических задачнаиболее характерно для производственного обучения и связано с расчетом режимов обработки, наладки и регулировки, определением режимов и параметров выполнения учебно-производственных работ, конструированием монтажных схем, самостоятельной разработкой технологических процессов обработки, сборки, наладки и т. д.
Наиболее высоким уровнем решения производственно-технических задач является выполнение заданий творческого характера.
Моделирование производственных ситуаций подготавливает обучающихся к действиям в аналогичных ситуациях, возникающих в реальных условиях.
Методы реализуются в педагогической действительности в различных формах: в конкретных действиях, приёмах, организационных формах. При этом методы и приёмы жёстко не привязаны друг к другу.
7. Сущность педагогических средств. Классификация педагогических средств. Современные педагогические средства, их возможности, достоинства и недостатки, перспективы развития.