Глава 3. Образование как социокультурный феномен
Образование есть функция государства, осуществляемая им для достижения вполне определенных целей.
Аристотель
Сущность, аспекты и функции образования
Мнемосхема
Сущность понятия образования
Закон РФ «Об образовании» принят в 1992 г. (новая редакция закона утверждена в 1996 г.). Закон является федеральным нормативно-правовым документом, в котором изложены принципы государственной политики в области образования, система образования и порядок управления ею, экономические основы, социальные гарантии реализации прав граждан на образование, правовые основы международной деятельности образовательных учреждений
В словаре С.Н. Ожегова образование определяется как обучение и просвещение. В учебниках по педагогике образование определяется либо как процесс и результат усвоения обучающимися социально-исторического опыта (пособие по педагогике под редакцией П.И. Пидкасистого), либо как объем систематизированных знаний, умений и навыков (И.П. Подласый), либо как социальное явление (учебное пособие "Педагогика" авторов В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева и др.).
В Законе РФ "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Как видно, в данном случае образование определяется как широкое понятие, включающее в себя и обучение, и воспитание. Поэтому сейчас педагогику нужно рассматривать как науку об образовании человека.
В рамках личностно ориентированной развивающей парадигмы образование можно рассматривать как процесс и результат развития личности посредством научно организованного обучения и воспитания. В этом случае знания, умения и навыки будут выступать не как цель обучения, а как средства развития личности.
Аспекты образования
"Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию".
Я.А. Коменский (1592-1670). Великий чешский педагог. Основоположник педагогики как науки. Разработал возрастную периодизацию и последовательную систему школ, классно-урочную форму обучения, принципы и правила обучения, первые иллюстрированные учебники; высказал новый взгляд на учителя
Наличие множества определений понятия образования показывает, что оно является сложным, многоаспектным. По мнению академика Б.С. Гершунского, можно выделить по меньшей мере четыре аспекта образования: образование как ценность, образование как система, образование как процесс и образование как результат. Содержание этих аспектов представлено в таблице:
Безусловно, аспектное разделение образования не отрицает его целостности.
Функции образования
Образование выполняет социальные и личностные функции, которые представлены на нижеследующем рисунке.
Функции образования
Социальные
Формирование интеллектуального, нравственного и ресурсного потенциала общества и государства;
Содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества
Развитие, обучение и воспитание личности в интересах самой личности, общества игосударства;
Подготовка человека к успешной и безопасной преобразовательной деятельности и функционированию в современном социуме
Личностные
В личностно ориентированной парадигме образование должно обеспечивать приоритет развития над обучением.
Таким образом, образование можно рассматривать как в социальном, так и в личностных планах.
Мы увидели, что образование - очень сложное, многоаспектное явление и его нельзя определить однозначно. Можно выделить следующие характеристики образования:
это социокультурный феномен: его цели и задачи определяются обществом и одновременно образование выступает важным фактором развития общества; образование является составным компонентом культуры;
это открытая, гибкая и целостная система преемственных образовательных программ, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов управления;
это целенаправленный и непрерывный процесс и результат развития личности путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования;
это достигнутый и подтвержденный гражданином определенный ценз, который удостоверяется соответствующим документом.
По мере перехода к информационному обществу образование все больше будет становиться самообразованием, то есть образованием самого себя. Главной задачей образовательных учреждений станет создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности, взаимообразования.
"У каждого народа своя собственная национальная система воспитания, а поэтому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным" К.Д. Ушинский(1824-1570). Великий русский педагог. Основоположник русской народной школы и педагогики
Словарь основных понятий
Система - целое, составленное из частей, находящихся во взаимосвязях и взаимообусловности.
Процесс — ход развития какого-либо явления, последовательная смена состояний в развитии чего-либо.
Педагогический процесс - целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью их развития, обучения и воспитания.
Личность - человек как общественное существо, носитель общественного сознания и самосознания.