Организация двигательного режима
Двигательный режим в детском саду включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную, и предусматривает рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных возможностей.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях, гимнастика после дневного сна. Второе место в двигательном режиме занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности, и физкультурные досуги и праздники.
III. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми
Образовательных областей.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области
Образовательная область «Физическая культура»
Физическое воспитание направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование их двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость), овладение физическими упражнениями и подвижными играми.
Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
Задачи:
Ø развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
Ø накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
Ø формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям являются физкультурные занятия, в ходе которых решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Занятия проводятся по плану руководителя физического воспитания.
К концу года дети могут
° Выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).
° Прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега – 180 см; в высоту с разбега – не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами.
° Перебрасывать набивные мячи, бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель; владеть школой мяча.
° Перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на первый-второй, соблюдать интервалы во время передвижения.
° Выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
° Сохранять правильную осанку.
° Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность, выразительность движений.
Оценка эффективности физического воспитания осуществляется на основе динамики состояния здоровья детей, развития двигательных качеств и навыков, полученных в течение года. Тестирование физической подготовленности дошкольников проводит руководитель физического воспитания в начале учебного года (сентябрь) и в конце его (май).
Образовательная область «Здоровье»
Обеспечение здоровья детей – основная задача цивилизованного общества. Здоровье ребёнка дошкольного возраста зависит от правильной организации следующих составляющих: соблюдение режима, в том числе двигательного; организация питания; эффективность оздоровительно-профилактической работы.
Таким образом, цель работы педагогов в данной образовательной области: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.
Задачи:
Ø сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
Ø воспитание культурно-гигиенических навыков;
Ø формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Содержание работы, направленной на снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей:
° Прием детей на воздухе (в летнее время)
° Утренняя гимнастика
° Физминутки во время проведения занятий
° Двигательная разминка, воздушные и водные процедуры после дневного сна
° Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
° Целевые прогулки, походы
° Беседы и мероприятия, направленные на формирование основы культуры здоровья (в рамках занятий по социально-личностному развитию и ознакомлению с окружающим миром)
° Спортивные досуги и праздники
° Облегченная одежда детей в группе
° Сквозное проветривание
Критерием эффективности оздоровительной работы ДОУ служит улучшение состояния здоровья детей и как следствие этого снижение заболеваемости и повышение посещаемости. Оценка состояния здоровья детей проводится на основании текущих наблюдений и по итогам профилактических осмотров. Оценка физического развития детей проводится 2 раза в год (осень, весна) по данным антропометрических показателей (длина и масса тела) и результатам тестирования физической подготовленности.
Методическое сопровождение:
Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2009
Степанова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. . – М.: Мозаика-Синтез, 2009
Фомина А.И Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1979.
Образовательная область «Безопасность»
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данномунаправлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
Цель работы: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Задачи:
Ø формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
Ø приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
Ø знакомство с правилами безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование навыков безопасного поведения;
Ø формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Организация работы по безопасности жизнедеятельности осуществляется по следующим направлениям:
° Ребенок и другие люди;
° Ребенок и природа;
° Ребенок дома;
° Ребенок на улицах города.
Формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях предполагает развитие ориентировки в пространстве, формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, самостоятельность, уверенность в своих действиях, поэтому такая работа ведется в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса (на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром через рассматривание картин, наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов; на занятиях по развитию элементарных математических представлений учим ориентироваться в окружающем пространстве; на занятиях художественного творчества дети изготавливают атрибуты к играм и т.д). Кроме того, для организации обучения дошкольников правилам безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства в рамках данной программы предусмотрено проведение цикла занятий (1 раз в месяц, вторая половина дня) «Дорожная азбука»
В результате проделанной работы к концу года дети могут:
° знать домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;
° применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
° планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;
° различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);
° ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
° устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе.
Методическое сопровождение:
Дошкольное воспитание: журнал – 1990 год - № 8; 1991 - № 2, 7.
Практика административной работы в школе. Дидактические игры по ПДД.: журнал – 2002 год – № 4.
Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Пособие для педагогов и родителей – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Усачев А.А. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: АСТ, 2008.
Дорожная азбука
Перспективное планирование
№ п/п | Тема занятия | Взаимодействие с узкими специалистами | Месяц |
1. | Экскурсия на перекресток. Участники дорожного движения | Встреча с инспектором ГИБДД | сентябрь |
2. | Для чего нужны правила дорожного движения, как они появились | октябрь | |
3. | Как рождаются опасные ситуации на дороге | Встреча с медицинской сестрой | ноябрь |
4. | В стране дорожных знаков | декабрь | |
5. | О чем говорят дорожные знаки | январь | |
6. | Музыкально-дидактическая игра «Красный, желтый, зеленый». | Музыкальный руководитель | февраль |
7. | Мы – пассажиры | март | |
8. | Игры во дворе. Велосипед – мой друг. | апрель | |
9. | Если ты потерялся в городе | май |
Образовательная область «Социализация»
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
Ø развитие игровой деятельности детей;
Ø приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
В деятельности ребенка условно можно выделить четыре мира: природный, рукотворный, мир людей и мир собственного «Я». Развитие потенциала личности осуществляется через эмоциональную сферу. Интересуясь не только тем, что ребенок знает или не знает, но и тем, что он чувствует, принимая и поддерживая его эмоциональные проявления, взрослый способствует личностному и творческому развитию. Роль взрослого в развитии личностного потенциала заключается в обеспечении самовыражения ребенка. Наиболее эффективной формой самовыражения дошкольника является игра, поэтому в настоящей программе предусмотрена работа по организации детских игр. Кроме того, в рамках данной общеобразовательной области реализуются парциальные программы социально-личностного (автор С.А Козлова) и эмоционально-личностного (автор Е.В. Котова) развития детей. Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня.
К концу года дети могут
° Самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр.
° Придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации.
° Находить новую трактовку роли и исполнять ее.
° Моделировать предметно-игровую среду.
° В дидактических играх договариваться со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; быть терпимыми и доброжелательными партнерами.
° Понимать образный строй спектакля: оценивать игру актеров, средства выразительности и оформление постановки.
° В беседе о просмотренном спектакле высказывать свою точку зрения.
° Владеть навыками театральной культуры: знать театральные профессии, правила поведения в театре.
° Участвовать в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.).
Методическое сопровождение:
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Журнал: № 9, 2008, стр. 75-78.
Максимова А.А. Учим общаться детей 6-10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Козлова С.А. Я – человек: Программа социально-личностного развития детей. – М.: МГПУ, 1997.
Сюжетно-ролевая игра
Перспективное планирование
Месяц | Игра | Задачи |
Сентябрь | Путешествие | Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей |
Октябрь | Библиотека | Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Углублять знания о труде библиотекаря. Развивать интерес и уважение к профессии. |
Ноябрь | Парикмахерская | Знакомство с правилами поведения в парикмахерской. Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Углублять знания о труде парикмахера. Развивать интерес и уважение к профессии |
Декабрь | Магазин | Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. Углублять знания о труде продавца. Развивать интерес и уважение к профессии. |
Январь | Хлебозавод | Помогать детям устанавливать взаимоотношения и действия в процессе игры, развивать ее сюжет. Уточнить представления о труде работников пекарни. Развивать интерес и уважение к профессии. |
Февраль | Аптека | Углублять знания о труде работников аптеки, помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. Развивать интерес и уважение к профессии. |
Март | Больница | Углублять знания о труде врача. Развивать интерес и уважение к профессии. Помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, обогащать словарь, развивать речь детей. |
Апрель | Школа | Создать условия для практической реализации интереса детей к школе, к деятельности учителя, его взаимоотношениям с учениками. Поддерживать у детей желание учиться, быть старательными. Углублять знания о труде учителя. Развивать интерес и уважение к профессии. |
Май | Почта | Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. Углублять знания о труде работников почты. Развивать интерес и уважение к профессии. |
В мире друзей. Я – человек.
Перспективное планирование
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4/5 недели | |
сентябрь | Стартовая диагностика детей | Что я знаю о себе? Кто я? Какой я? | Исследуем себя | Я и мое тело. музыкальный бал. | |
октябрь | Веселые истории | Мои чувства. Настроение. | Положительные эмоции. | Радость | |
ноябрь | Обида. Злость. | Гордость. | Мои поступки. Игра «Сладкая проблема» | Все вместе. | |
декабрь | Отдам тебе то, что есть у меня. | Ты мне нравишься. | Путь доверия. | Моя семья. Моя родословная. | |
январь | Каникулы | Домашний фотоальбом. | Цветок добрых слов. | ||
февраль | Как мы живем в детском саду. | Комплимент | Я и другие. Интервью. | Двое с одним мелком | |
март | Кто такие взрослые люди. Дети и взрослые. | Зачем и как люди отдыхают. | Человек – творец. | Человек создает технику. | Природа и человек. |
апрель | Человек – художник. | Земля – наш общий дом. | Какие люди живут на Земле. | Твоя страна, твой народ. | |
май | Сердце группы | Прощание | Диагностика готовности к школе |
Образовательная область «Труд»
Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
Ø развитие трудовой деятельности;
Ø воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
Ø формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
Виды детского труда:
° Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
° Хозяйственно-бытовой труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, доступный ремонт игрушек и пр., уборка групповой комнаты, участка);
° Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);
Формы организации трудовой деятельности:
° Поручения (индивидуальные или совместные);
° Дежурства (индивидуальные или совместные);
° Коллективный труд.
Методическое сопровождение:
Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980.
Кокорева Н.Н., Бондаренко А.К. Любить труд на родной земле: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987.
Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание дошкольника. М.: «Мозаика-Синтез», 2004г.
Образовательная область «Познание»
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
Ø сенсорное развитие;
Ø развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
Ø формирование элементарных математических представлений;
Ø формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Образовательная область «Познание» представлена в настоящей программе тремя дисциплинами:
° Формирование элементарных математических представлений.
° Ребенок и окружающий мир. Ознакомление с окружающим: предметное окружение (явления общественной жизни) и природное окружение (экологическое воспитание).
° Конструирование.
Занятия по элементарной математике предполагают формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира. В структуру занятий наряду с объяснением воспитателя и совместными действиями детей обязательно включается самостоятельная работа каждого ребенка с раздаточным материалом.
К концу года дети могут:
Уметь
° Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям
° Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
° Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
° Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
° Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, —, =).
° Различать величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
° Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
° Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
° Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
° Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
° Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
° Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.
° Определять временные отношения (день — неделя — месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
Знать
° Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
° Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
° Монеты достоинством 1,5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
° Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
Программное содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из двух составляющих, каждая из которых имеет свою базовую основу. Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых.
К концу года дети могут
В предметном окружении:
° Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); предметы, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице; определять материал, из которого сделан предмет: ткань (ситец, сатин, капрон, драп, трикотаж и т. п.), серебро, алюминий, железо, дерево (фанера, доска, бревно), искусственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т. п.).
° Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
° Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.
° Знать, что предметы – творение человеческой мысли (человек постоянно изменяет предметы, делая их более полезными и удобными).
° Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.
° Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
° Знать герб, флаг, гимн России. Иметь представления о Президенте, Правительстве России.
° Иметь представление о разных родах войск и почетной обязанности — защищать Родину.
° Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете.
° Иметь представление о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве; о героях космоса; государственных праздниках.
° Иметь первичные представления о школе, библиотеке.
В природном окружении:
° Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой
° Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
° Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
° Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
° Делать элементарные выводы и умозаключения.
° Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
° Определять происхождение рукотворных предметов.
° Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.
° Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.
° Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых. Содействовать интересу детей к объектам природы: уточнять представления детей о растениях (трава, деревья), учить рассматривать комнатные растения (выделять листья и цветы}, наблюдать за домашними животными (кошка с котятами, собака с щенками и т. д.), знакомить с домашними птицами (петушок, курочка с цыплятами) и птицами на участке детского сада (ворона, воробей и т. п.).
Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического воспитания, для овладения трудовыми навыками. По программе на занятия по конструированию отводится 2 часа в месяц.
К концу года дети могут
В конструировании:
° Видеть конструкцию предмета и анализировать ее с учетом практического назначения.
° Создавать различные конструкции предмета в соответствии с его назначением.
° Создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
Методическое сопровождение:
Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. – М.: Педагогика, 1998
Метлина Л.С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1986.
Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2006
Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2006
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1990.
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М.: Новая школа, 1999.
Ознакомление с окружающим: предметное окружение: Технология коллектива педагогов ДОУ «Родничок»
Подрезова Т.И. Патриотическое воспитание. – М.: «АЙРИС-пресс», 2008.