Организация двигательного режима

Двигательный режим в детском саду включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную, и предусматривает рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных возможностей.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях, гимнастика после дневного сна. Второе место в двигательном режиме занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности, и физкультурные досуги и праздники.

III. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми

Образовательных областей.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области

Образовательная область «Физическая культура»

Физическое воспитание направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование их двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость), овладение физическими упражнениями и подвижными играми.

Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

Задачи:

Ø развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

Ø накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

Ø формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям являются физкультурные занятия, в ходе которых решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Занятия проводятся по плану руководителя физического воспитания.

К концу года дети могут

° Выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыж­ки, метание, лазанье).

° Прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега – 180 см; в высоту с разбега – не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами.

° Перебрасывать набивные мячи, бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстоя­ние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель; владеть школой мяча.

° Перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на первый-второй, соблюдать интервалы во время передвижения.

° Выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.

° Сохранять правильную осанку.

° Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, гра­циозность, выразительность движений.

Оценка эффективности физического воспитания осуществляется на основе динамики состояния здоровья детей, развития двигательных качеств и навыков, полученных в течение года. Тестирование физической подготовленности дошкольников проводит руководитель физического воспитания в начале учебного года (сентябрь) и в конце его (май).

Образовательная область «Здоровье»

Обеспечение здоровья детей – основная задача цивилизованного общества. Здоровье ребёнка дошкольного возраста зависит от правильной организации следующих составляющих: соблюдение режима, в том числе двигательного; организация питания; эффективность оздоровительно-профилактической работы.

Таким образом, цель работы педагогов в данной образовательной области: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.

Задачи:

Ø сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Ø воспитание культурно-гигиенических навыков;

Ø формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Содержание работы, направленной на снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей:

° Прием детей на воздухе (в летнее время)

° Утренняя гимнастика

° Физминутки во время проведения занятий

° Двигательная разминка, воздушные и водные процедуры после дневного сна

° Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

° Целевые прогулки, походы

° Беседы и мероприятия, направленные на формирование основы культуры здоровья (в рамках занятий по социально-личностному развитию и ознакомлению с окружающим миром)

° Спортивные досуги и праздники

° Облегченная одежда детей в группе

° Сквозное проветривание

Критерием эффективности оздоровительной работы ДОУ служит улучшение состояния здоровья детей и как следствие этого снижение заболеваемости и повышение посещаемости. Оценка состояния здоровья детей проводится на основании текущих наблюдений и по итогам профилактических осмотров. Оценка физического развития детей проводится 2 раза в год (осень, весна) по данным антропометрических показателей (длина и масса тела) и результатам тестирования физической подготовленности.

Методическое сопровождение:

Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2009

Степанова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. . – М.: Мозаика-Синтез, 2009

Фомина А.И Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1979.

Образовательная область «Безопасность»

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данномунаправлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

Цель работы: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Задачи:

Ø формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

Ø приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

Ø знакомство с правилами безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование навыков безопасного поведения;

Ø формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Организация работы по безопасности жизнедеятельности осуществляется по следующим направлениям:

° Ребенок и другие люди;

° Ребенок и природа;

° Ребенок дома;

° Ребенок на улицах города.

Формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях предполагает развитие ориентировки в пространстве, формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, самостоятельность, уверенность в своих действиях, поэтому такая работа ведется в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса (на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром через рассматривание картин, наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов; на занятиях по развитию элементарных математических представлений учим ориентироваться в окружающем пространстве; на занятиях художественного творчества дети изготавливают атрибуты к играм и т.д). Кроме того, для организации обучения дошкольников правилам безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства в рамках данной программы предусмотрено проведение цикла занятий (1 раз в месяц, вторая половина дня) «Дорожная азбука»

В результате проделанной работы к концу года дети могут:

° знать домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;

° применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;

° планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;

° различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздуш­ный, водный);

° ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;

° устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окру­жающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе.

Методическое сопровождение:

Дошкольное воспитание: журнал – 1990 год - № 8; 1991 - № 2, 7.

Практика административной работы в школе. Дидактические игры по ПДД.: журнал – 2002 год – № 4.

Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Пособие для педагогов и родителей – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

Усачев А.А. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: АСТ, 2008.

Дорожная азбука

Перспективное планирование

№ п/п Тема занятия Взаимодействие с узкими специалистами Месяц
1. Экскурсия на перекресток. Участники дорожного движения Встреча с инспектором ГИБДД сентябрь
2. Для чего нужны правила дорожного движения, как они появились   октябрь
3. Как рождаются опасные ситуации на дороге Встреча с медицинской сестрой ноябрь
4. В стране дорожных знаков   декабрь
5. О чем говорят дорожные знаки   январь
6. Музыкально-дидактическая игра «Красный, желтый, зеленый». Музыкальный руководитель февраль
7. Мы – пассажиры   март
8. Игры во дворе. Велосипед – мой друг.   апрель
9. Если ты потерялся в городе   май

Образовательная область «Социализация»

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

Ø развитие игровой деятельности детей;

Ø приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

В деятельности ребенка условно можно выделить четыре мира: природный, рукотворный, мир людей и мир собственного «Я». Развитие потенциала личности осуществляется через эмоциональную сферу. Интересуясь не только тем, что ребенок знает или не знает, но и тем, что он чувствует, принимая и поддерживая его эмоциональные проявления, взрослый способствует личностному и творческому развитию. Роль взрослого в развитии личностного потенциала заключается в обеспечении самовыражения ребенка. Наиболее эффективной формой самовыражения дошкольника является игра, поэтому в настоящей программе предусмотрена работа по организации детских игр. Кроме того, в рамках данной общеобразовательной области реализуются парциальные программы социально-личностного (автор С.А Козлова) и эмоционально-личностного (автор Е.В. Котова) развития детей. Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня.

К концу года дети могут

° Самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр.

° Придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации.

° Находить новую трактовку роли и исполнять ее.

° Моделировать предметно-игровую среду.

° В дидактических играх договариваться со сверстниками об очередности хо­дов, выборе карт, схем; быть терпимыми и доброжелательными партнерами.

° Понимать образный строй спектакля: оценивать игру актеров, средства выразительности и оформление постановки.

° В беседе о просмотренном спектакле высказывать свою точку зрения.

° Владеть навыками театральной культуры: знать театральные профес­сии, правила поведения в театре.

° Участвовать в творческих группах по созданию спектаклей («режиссе­ры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.).

Методическое сопровождение:

Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Журнал: № 9, 2008, стр. 75-78.

Максимова А.А. Учим общаться детей 6-10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Козлова С.А. Я – человек: Программа социально-личностного развития детей. – М.: МГПУ, 1997.

Сюжетно-ролевая игра

Перспективное планирование

Месяц Игра Задачи
Сентябрь Путешествие Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
Октябрь Библиотека Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Углублять знания о труде библиотекаря. Развивать интерес и уважение к профессии.
Ноябрь Парикмахерская Знакомство с правилами поведения в парикмахерской. Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Углублять знания о труде парикмахера. Развивать интерес и уважение к профессии
Декабрь Магазин   Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. Углублять знания о труде продавца. Развивать интерес и уважение к профессии.
Январь Хлебозавод Помогать детям устанавливать взаимоотношения и действия в процессе игры, развивать ее сюжет. Уточнить представления о труде работников пекарни. Развивать интерес и уважение к профессии.
Февраль Аптека   Углублять знания о труде работников аптеки, помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. Развивать интерес и уважение к профессии.
Март Больница   Углублять знания о труде врача. Развивать интерес и уважение к профессии. Помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, обогащать словарь, развивать речь детей.
Апрель Школа Создать условия для практической реализации интереса детей к школе, к деятельности учителя, его взаимоотношениям с учениками. Поддерживать у детей желание учиться, быть старательными. Углублять знания о труде учителя. Развивать интерес и уважение к профессии.
Май Почта   Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. Углублять знания о труде работников почты. Развивать интерес и уважение к профессии.

В мире друзей. Я – человек.

Перспективное планирование

месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4/5 недели
сентябрь Стартовая диагностика детей Что я знаю о себе? Кто я? Какой я? Исследуем себя Я и мое тело. музыкальный бал.
октябрь Веселые истории Мои чувства. Настроение. Положительные эмоции. Радость
ноябрь Обида. Злость. Гордость. Мои поступки. Игра «Сладкая проблема» Все вместе.
декабрь Отдам тебе то, что есть у меня. Ты мне нравишься. Путь доверия. Моя семья. Моя родословная.
январь Каникулы Домашний фотоальбом. Цветок добрых слов.
февраль Как мы живем в детском саду. Комплимент Я и другие. Интервью. Двое с одним мелком
март Кто такие взрослые люди. Дети и взрослые. Зачем и как люди отдыхают. Человек – творец. Человек создает технику. Природа и человек.
апрель Человек – художник. Земля – наш общий дом. Какие люди живут на Земле. Твоя страна, твой народ.
май Сердце группы Прощание Диагностика готовности к школе

Образовательная область «Труд»

Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

Ø развитие трудовой деятельности;

Ø воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

Ø формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Виды детского труда:

° Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);

° Хозяйственно-бытовой труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, доступный ремонт игрушек и пр., уборка групповой комнаты, участка);

° Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);

Формы организации трудовой деятельности:

° Поручения (индивидуальные или совместные);

° Дежурства (индивидуальные или совместные);

° Коллективный труд.

Методическое сопровождение:

Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980.

Кокорева Н.Н., Бондаренко А.К. Любить труд на родной земле: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987.

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание дошкольника. М.: «Мозаика-Синтез», 2004г.

Образовательная область «Познание»

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

Ø сенсорное развитие;

Ø развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

Ø формирование элементарных математических представлений;

Ø формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Образовательная область «Познание» представлена в настоящей программе тремя дисциплинами:

° Формирование элементарных математических представлений.

° Ребенок и окружающий мир. Ознакомление с окружающим: предметное окружение (явления общественной жизни) и природное окружение (экологическое воспитание).

° Конструирование.

Занятия по элементарной математике предполагают формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира. В структуру занятий наряду с объяснением воспитателя и совместными действиями детей обязательно включается самостоятельная работа каждого ребенка с раздаточным материалом.

К концу года дети могут:

Уметь

° Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между це­лым множеством и различными его частями (частью); находить части це­лого множества и целое по известным частям

° Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).

° Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).

° Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.

° Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, —, =).

° Различать величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.

° Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).

° Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.

° Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.

° Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по усло­вию и конечному результату; составлять из малых форм большие.

° Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.

° Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.

° Определять временные отношения (день — неделя — месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

Знать

° Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.

° Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к пре­дыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

° Монеты достоинством 1,5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.

° Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Программное содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из двух составляющих, каждая из которых имеет свою базовую основу. Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых.

К концу года дети могут

В предметном окружении:

° Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздуш­ный, водный); предметы, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице; определять материал, из которого сделан предмет: ткань (ситец, сатин, капрон, драп, трикотаж и т. п.), серебро, алюминий, железо, дерево (фанера, доска, бревно), искусственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т. п.).

° Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.

° Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.

° Знать, что предметы – творение человеческой мысли (человек постоян­но изменяет предметы, делая их более полезными и удобными).

° Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной за­дачей.

° Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

° Знать герб, флаг, гимн России. Иметь представления о Президенте, Пра­вительстве России.

° Иметь представление о разных родах войск и почетной обязан­ности — защищать Родину.

° Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете.

° Иметь представление о труде взрослых, их деловых и личностных каче­ствах, творчестве; о героях космоса; государственных праздниках.

° Иметь первичные представления о школе, библиотеке.

В природном окружении:

° Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой

° Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.

° Иметь представления о различных природных объектах; о растительнос­ти леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.

° Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окру­жающей среды и жизнью живых организмов.

° Делать элементарные выводы и умозаключения.

° Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.

° Определять происхождение рукотворных предметов.

° Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.

° Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.

° Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых. Содействовать интересу де­тей к объектам природы: уточнять представления детей о растениях (трава, деревья), учить рассматривать комнатные растения (выделять листья и цве­ты}, наблюдать за домашними животными (кошка с котятами, собака с ще­нками и т. д.), знакомить с домашними птицами (петушок, курочка с цыпля­тами) и птицами на участке детского сада (ворона, воробей и т. п.).

Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического воспитания, для овладения трудовыми навыками. По программе на занятия по конструированию отводится 2 часа в месяц.

К концу года дети могут

В конструировании:

° Видеть конструкцию предмета и анализировать ее с учетом практического назначения.

° Создавать различные конструкции предмета в соответствии с его назначением.

° Создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

Методическое сопровождение:

Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. – М.: Педагогика, 1998

Метлина Л.С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1986.

Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2006

Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2006

Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1990.

Николаева С.Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М.: Новая школа, 1999.

Ознакомление с окружающим: предметное окружение: Технология коллектива педагогов ДОУ «Родничок»

Подрезова Т.И. Патриотическое воспитание. – М.: «АЙРИС-пресс», 2008.

Наши рекомендации