Обучение представляет собой единство процессов преподавания и учения.
· Преподавание - процесс деятельности преподавателя в ходе обучения.
· Учение - процесс деятельности ученика в учебном процессе
2. Главным разделом Педагогики как науки является дидактика.
Этот термин происходит от греческого слова "дидактикос", что означает "обучающий" (дословно - «Акт игры вдвоём»).
ИГРА – это основной приём обучения всех млекопитающих, и homo sapiens – тоже!
Впервые обоснование понятия "Дидактика" было дано в труде Ян Амоса Коменского
"Великая дидактика" (1632 г.), где дидактика рассматривалась как "всеобщее искусство всех учить всему".
Рассматривая проблемы воспитания, Коменский особое внимание уделил вопросам образования и обучения.
Дидактика- это теория обучения и воспитания, которая разрабатывает теоретические основы
процесса обучения и исследует общие закономерности познавательной деятельности человека
Основным предметом исследования дидактики является сущность процесса обучения и восприятиякак двух взаимосвязанных видов деятельности - педагогической деятельности учителя и учебно- познавательной деятельности учащихся; Дидактика – это способ преподнесения материала для ученика в доступной ему форме!
Принципы обучения - важнейшие дидактические требования, которые обеспечивают эффективное функционирование учебного процесса.
Принципы целостного учебно-воспитательного процесса (обучения):
1) целенаправленностьпедагогического процесса; (постановка стратегических и тактических задач)
2) научность в обучении и воспитании;(применение инновационных методик и научных данных в области содержания предмета, в области психологии, нейрофизиологии, и т.д.)
3) связь школы с жизнью;(практическое применение полученных знаний)
4) доступность объяснений, (ассоциаций, примеров, дом. Заданий и т.д.) ;
5) систематичность и последовательность; (в требованиях, в дом. заданиях, в оценках и т.д.)
6) побуждать сознательность, активность, самостоятельность и творчество учащихся;
7) преемственность;(с предыдущим материалом, в требованиях к работе, с предыдущим преподавателем), в традициях школы, и т.д.
8) связь обучения и воспитания с полезным производственным трудом; (концерты, фестивали, конкурсы, игра в ансамбле, трио и т.д.)
9) наглядность;(включать все разделы Мозга: слуховые, визуальные, графики, таблицы, рисунки)
10) коллективный характер воспитания и обучения;(соотнесение себя со сверстниками помогает самооценке Личности, самокритике, осознанию себя как части Коллектива)
11) уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;
12) выбор оптимальных методов, средств и форм обучения и воспитания; (Индивидуальный подход, учёт способностей и интересов ученика)
13) прочность и действенность результатов формирования в воспитании и развитии;(зависит от характера и масштаба Личности учителя, от понятных и точных требований, от справедливости оценок, от сочувствия и уважения к ученику, от его доверия к Вашей жизненной философии и нравственным, духовным позициям позициям и многого другого.)
14) комплексный подход к воспитанию и обучению. (развитие всех видов слуха, памяти, кругозора и т.д.)
(Разносторонность в охвате методов и дидактик: последовательное чередование методов для младших, средних и старших уч-ков, Использование инновационных методик и психотехник: от сказки до: «блочно-модульный», «проблемный метод», «мозговой штурм» и «Эвристический», «лёгкий гипноз: суггестивный», «беседа», «размышления вслух», «диспуты», и т.д. «поисковый: расшифровка письма от Баха или Гайдна», «Ролевые игры» и т.д.
Неоценимую роль в разработке принципов обучения сыграл К. Д. Ушинский. Он выделяет ряд принципов, используемых в современной дидактике:
1) систематичность, доступность и посильность обучения;
2) сознательность и активность обучения;
3) прочность знаний;
4) наглядность обучения;
5) народность обучения;
6) воспитывающий характер обучения;
7) научность обучения.
Рассмотрим их в отдельности.
1. Принцип научности. Познание действительности может быть верным и неверным. Обучение должно быть основано на базе официальных научных концепций и использовать научные методы познания.
2. Принцип систематичности. От педагога требуется последовательность в изложении материала для того, чтобы ученик мог представить себе реальные отношения, связи предметов, явлений.
3. Принцип доступности и посильности.
Обучение должно быть связано с индивидуальными особенностями ученика, с его личным опытом, уже имеющимися знаниями и умениями. В противном случае материал не будет усвоен.
4. Принцип наглядности. Принцип, введенный в педагогику Коменским и Песталоцци. Одним из необходимых элементов обучения является создание зрительных образов, моделей, изображающих или имитирующих те или иные изучаемые явления.
5. Принцип сознательности и активности. В процессе обучения учащийся должен сознательно воспринимать предлагаемый материал. Педагог должен ставить осознанные цели и воспитывать в ученике познавательную активность.
6. Принцип прочности знаний. Поскольку памяти человека свойственно забывать информацию, учитель должен добиваться прочных знаний, умений и навыков.
7. Народность обучения. Педагогическая деятельность должна быть направлена на широкий круг учащихся, а не на представителей определенных слоев населения.
8. Принцип индивидуализации обучения помогает определить ту норму знаний и развития учащихся, которая позволяет ставить и разрешать конкретные задачи обучения.
3. Познание, являясь отражающей деятельностью, может воспроизводить окружающий мир в сознании человека с различной степенью адекватности:
«Слышу – понимаю – запоминаю – воспроизвожу*//* – слышу – понимаю - корректирую – воспроизвожу*//* – слышу – понимаю - варьирую – воспроизвожу*//* – сочиняю свою аналогию (аранжировку)- воспроизвожу*//* – сочиняю полностью противоположное – воспроизвожу*//*».(можно повторять до бесконечности каждый из пунктов)
Теоретические основы психологии обучения
Когнитивная психология рассматривает процесс обучения как многоэтапный, постепенный процесс формирования условных рефлексов. (Теория Пиаже, теория Павлова)
а) апперцепция – предшествующая база когнитивных Кодов/знаний/; перцепция – получение новых знаний: (анализ, сравнение, выбор, синтез) и изменение старого Кода/образ знания на новый код/образ знания;
б) процессинтериоризации - это переход знаний в УМЕНИЯ(формирование внутренних структур (когнитивных -познавательных Кодов) человеческой психики в результате усвоения нового знания и внешней социальной деятельности)
в) процесс экстериоризации – это переход знаний и умений в НАВЫК (процесс перехода внутренних психологических структур во внешнюю социальную деятельность человека).
г) закрепление полученных знаний опирается на теорию условных и безусловных рефлексов И.Т. Павлова
т.е. повтор, вариативность применения, аналогии, ассоциации помогают закрепить и применять новый условный рефлекс (Навык) в практической деятельности.(игра, пение, танцы, научные исследования, инжинеринг и т.д.)
Процесс развития человеческого мышления и интеллекта (Базы данных) есть постоянный когнитивный (OR, ориентировочная реакция) процесс познания действительности, который включает следующие стадии:
· -накопление данных (впечатления визуальные, эмоциональные, моторно-двигательные, слуховые, вкусовые и т.д.);
· -встраивание их в предшествующую базу знаний (систему представлений);
· - создание новых перцептивных ключей – «образов» - для нового познания и
· - организация эффективной деятельности по овладению пространством и окружающей средой (трудовые знания, умения и навыки), в том числе игра на рояле.
Познание опирается на главные психологические аспекты когнитивного процесса
1. - восприятие информации всеми органами чувств; (перцепция)
2. - её анализ-сравнение с предыдущей базой знаний; (апперцепция – предыдущие коды/знаний)
3. -процесс интеграции знаний – Интериоризации (переработка, перераспределение) информации в определённых зонах головного мозга (в Гиппокампе),
4. -воспроизведение информации в творческом акте в процессе деятельности – т.е. Экстериоризация, в данном случае в процессе исполнительства.
Процесс познания опирается на апперцептивное (предшествующее) представление человека о явлениях окружающего мира через образы, которые формируются на основе деятельности различных зон головного мозга, так называемых, - зон интеллекта или видов интеллекта.
Учёные различают несколько основных зон психофизической и нервной деятельности головного мозга или видов интеллекта, а также дифференцируют особенности процессов, протекающих в различных полушариях головного мозга:
2. Правополушарное мышление мозга отвечает за возникновение метафор, аналогий, ассоциаций, различных нюансов образа, воображение.
Но оно работает только в расслабленном состоянии альфа - ритмов, т. е. в состоянии медленных мозговых волн т.е. покоя.
--Поэтому в репертуаре всех юных и молодых исполнителей обязательно должны быть произведения кантиленного характера. Эти произведения дают возможность и время услышать, почувствоватьи выявить тончайшие нюансы звука, лирические и душевныепотоки подсознания и звукового воображенияученика и справиться с их реализацией—воспроизведением.
3. Левополушарное мышление мозгаотвечает заединичное конкретное постижение 1 явления, 1 ситуации, 1навыка, за постепенность процесса познания – поэтапность в обучении ребёнка, за качество и накопление информации.
4. Процесс формирования мышленияребёнка складывается постепенно, как это и происходило в исторической перспективе:
-от 0 -2-х лет–характер восприятия сенсорный, опирающийся на органы чувств (проба на вкус, на ощупь и т.д.); (субъективный тип восприятия – S)
- от 2 - 4-х лет – характер восприятия обогащается визуально-наглядными моделями – форма предмета, цвет, понятие «холодно-горячо», появляется желание движенияв игре, как творческое освоение окружающего мира (S – субъективный тип восприятия)
- от 4-6 лет – характер восприятия смешанный (S+O). (О – объективный тип восприятия), включается понятийный уровень, вербальное воспроизведение мысли (преобладает левополушарный тип мышления). Идёт освоение ценностных нравственных понятий – добра и зла; олицетворение и конкретизация (персонализация): «мама – символ добра»; большую роль в этом процессе играют сказки, детские стихи, песенки, играи т.д. Этот период вполне подходит для начала творческого обучения музыке (первоначальным навыкам «игры в звуки»), живописи, лепке.
- от 6 – 8 лет – подготовительный период (S+O), когда у ребёнка появляется собственное ощущение личности, своё мнение, укрепляется воля, проявляется мотивация к познанию, большее терпение (укрепляются процессы торможения);
- от 8 – 10 лет – младший школьный возраст (S+O), появляются первые самостоятельные попытки выхода за пределы обыденной информации – желание «придумать», «сочинить», «самовыразиться», формируется самостоятельное воображение (активизируются лобные доли фронтальной зоны обеих полушарий)
- от 11 – 13 лет - средний школьный возраст (S+O), ребёнок входит в потубертатный период (период полового созревания), реакции познания могут значительно замедлиться. Постепенно включаются процессы самопознания – рефлексии, самооценки и переоценки понятий о себе, ребёнок может быть очень раним, т.к. в этот период он по-новому осознаёт себя и своё место в коллективе, в семье, в мире.
- от 14 - 16 лет – старший школьный возраст (O). В этот период происходит освоение семантики языка (объективного значения слов, выражений), понимание «стиля», «манеры» и др. значений языка (музыкального в том числе). Появляется уверенность в себе, независимость суждений, потребность самореализоваться, потребность в самоуважении. Включается звукотворческая воля, стратегическое мышление, расчётливость, и процессы осознанного самоограничения, в том числе управление реакциями возбуждения и торможения.
Необходимо отметить, что у одарённых детей возможно более раннее развитие навыков, и видов интеллекта, в связи с их более острым восприятием, более развитыми задатками, более быстрыми и качественными процессами памяти, и более острым восприятием музыкальной информации
5. Задача педагога - раскрыть язык музыки, его интонационную-мелодекламационную сущность, гармоническую логику, артикуляционное разнообразие (штрихи, туше), рациональную пластику, жанровую и стилевую сущность,
развить технику ученика, его интеллект, кругозор, информационную базу и т.д.
Но сделать это необходимо наиболее эффективным и продуктивным способом, без лишних психологических затрат со стороны учителя и ученика, тогда навыки будут крепкими, знания и умения прочными. (игровые методы)
6. На процессы познания-- восприятие информации, запоминание информации, узнавание информации, воспроизведение информации - значительное воздействие оказывают типы нервной деятельности, такие как темперамент: индивидуальные конституционные психофизические реакции организма.
Сюда входит общий уровень энергичности (энергетики личности), эмоциональные реакции и их интенсивность, а также скорость реакций. Принято примерное деление интенсивности эмоциональных реакций личности на 4 типа: «Холерик»(++++), «Сангвиник» (+++), «Меланхолик» (++), «Флегматик» (+),
В некоторых исследованиях деление на типы реакций определяется по психоэмоциональной реакции: как «интроверты» и «экстраверты». Имеются данные, что интроверты более реагируют на наказания, а экстраверты – на поощрения.
Существуют исследования, где деление происходит по моторнодвигательным и физическим реакциям: - «пикники», - «атлетики», - «астеники», - «грацильно-инфантильный» типы движений.
В любом случае, педагогам, занимающимся развитием художественной техники ученика, необходимо знать особенности психофизической реакции своего ученика, особенности его эмоциональной реакции, физической силы, выносливости, пластичности, гибкости, особенности координации рук и т.д.
7. Память и процессы памяти – основной компонент в процессе познания и обучения.
Важны и играют большую роль в запоминании и воспроизведении:
- Задатки (генетические возможности мозга);
- Адекватная перцептивная база знаний - «ключей» - многообразие и разнообразие ориентировочных рефлексов: т.е. широта кругозора, предшествующий слуховой, визуальный, интеллектуальный, физический опыт, осознание, понимание языка, элементарных понятий в языке;
- Роль практического опыта (кол-во нейронных связей), объёмакратковременной и долговременной оперативной памяти.
- Роль неокортекса (верхней коры головного мозга) и активность волевых процессов:усиленного внимания, сосредоточенности, целеполагания, мотивации, целеустремлённости и т.д, .
Целью учебного процесса является
отработка и развитие системного свойства быстрого и гибкого переключения сознания, и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности.
* Структура процесса обучения.
Процесс обучения - это сложная система, выражаемая бесконечным разнообразием состояний,
отношений и связей ее функционирующих компонентов.
В состав этой системы входят:
· - информационные компоненты (содержание самого предмета),
· -средства обучения (инструменты, ноты, техника, столы, наглядные приборы, DVD, CD и др.)
· - средства организации и управления - Администрация, хоз.службы, учебные и общественные организации.
· Целевой компонент (цели и задачи обучения).
· Стимулирующе – мотивационный компонент (интересы, мотивы учения).
· Содержание обучения (учебный план, учебные программы, учебники, ноты).
· Операционно-деятельностный компонент (методы, средства и формы организации обучения).
· Контрольно-регулировочный компонент (контрольные, практические работы, опросы, зачеты, экзамены, самоконтроль).
· Оценочно-результативный компонент (оценка, самооценка, коррекция).
Учебные планы и программы
Учебный план – это нормативный документ, включающий:
1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;
2) перечень изучаемых предметов;
3) распределение перечня предметов по годам обучения;
4) деление предметов на обязательные и факультативные;
5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.
Виды учебных планов:
1) базисный;
2) типовой;
3) учебный план школы.
Базисный учебный план – это часть государственного образовательного стандарта.
Типовой учебный план создается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.
Учебный план школы (Учебного заведения) составляется на основе базисного и типового планов.
Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.
Учебная программа – это нормативный документ определяющий:
1) содержание основных знаний и умений по каждому учебному предмету;
2) логику и последовательность изучения тем;
3) общее количество времени на изучение определенных тем.
Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:
1) типовые программы; 2) рабочие программы; 3) авторские программы.
Учебник – книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры; это основной и ведущий вид учебной литературы. Учебник отвечает основным целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп.
Учебник должен удовлетворять основным педагогическим требованиям:
1) сообщать научно достоверные данные по рассматриваемому предмету, науке в пределах обозначенной программы;
2) обеспечивать подготовку и навык к самостоятельному приобретению знаний в будущем;
3) развивать мышление учащихся и формировать приемы умственной деятельности.
Теория учебника развивается на стыке педагогики, психологии, базовых наук, искусств, книговедения.
В ходе реформ в 1990-е гг. издание учебной литературы стало одним из факторов сохранения единого образовательного пространства.