Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. (сделать конспект)

Тема 1. ДИДАКТИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

План:

Понятие о дидактике: объект, предмет, задачи и функции дидактики.

Категории дидактики.

Характеристика процесса обучения.

Процесс обучения как целостная система.

Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. (сделать конспект)

Основные понятия: дидактика, объект дидактики, предмет дидактики, преподавание;

учение, обучение; образование; знания; умения; навыки; цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.

Литература:

1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Пе­дагогика. - М., 2002.

2. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика - М., 2007

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А.Смирнова – М., 2005.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 3-х книгах. М., 2007.

5. Мезинов В.Н. Введение в педагогическую деятельность – Елец,2005

6. Крившенко Л.П., Вайнфорф-Сысоева М.Е. Педагогика – М, 2004

7. Педагогика/ под ред. П.И. Пидкасистого - М., 1998,

8. Загвязинский В.И. Теория обучения современная интерпретация – М., 2004.

1 вопрос

Педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом, наиболее общем уровне, называется дидактикой. Отсюда следует, что

(Внимание! Определений будет несколько!)

Дидактика (от греч.didakticos – поучающий)- это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.

Итак,дидактика - это педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом уровне.

Дидактика, среди прочего, разрабатывает способы предсказания, прогнозирования последствий введения в практику школы новых методов, новых учебных материалов.

А учителя нуждаются в научном обосновании своей работы и в ее осмыслении с позиций науки. Неправильно, однако, было бы понимать это так, что дидактика может дать практике окончательное и универсальное решение всех вопросов. Процесс познания бесконечен. Любая наука развивается через преодоление трудностей и противоречий.

Дидактика переводит общие цели образования на язык педагогики применительно к условиям обучения. Но в определении и формировании таких целей участвует не только дидактика, но и другие науки: философия, социология, психология и т.д.

Дидактика рассматривает свойобъект - обучение -в первую очередь как особый вид деятельности, направленной на передачу подрастающим поколениям культуры или, что в определенном смысле то же самое - социального опыта.

Специфическим для этой деятельности отношением, лежащим в основе ее теоретического анализа с позиций педагогики, является отношение преподавания и учения как действий учителя и ученика, выступающих в единстве. Другие отношения становятся дидактическими постольку, поскольку они объединяются этим отношением. Например, книга становится учебником, когда она включается в процесс обучения и становится средством для учителя и ученика.

Для дидактического угла зрения характерно рассмотрение содержательной и процессуальной сторон обучения в их единстве. Например, знания изучаются не изолированно, не сами по себе, а вместе с методами их передачи и усвоения.

Дидактика рассматривает обучение в его единстве с воспитанием.

Имея в виду задачу преобразования и совершенствования практики, дидактика рассматривает обучение не только как объект изучения, но и как объект научно-обоснованного конструирования.

Предметом дидактики является связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.

К этому следует добавить, что в поле зрения дидактики находится воспитательная роль учебного процесса, а также условия, благоприятствующие активному и творческому труду учащихся и их умственному развитию.

Итак, дидактика - теория образования и обучения, отрасль педагогики.

Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования.

Задачи дидактики состоят в том, чтобы:

· описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации;

· разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения.

Итак, дидактика - теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука.

Научно-теоретическая функция дидактики заключается в изучении ре­альных процессов обучения, в установлении фактов и закономерных связей между различными сторонами обучения, в раскрытии их сущно­сти, выявлении тенденций и перспектив развития. Полученные теоре­тические знания позволяют направлять практику обучения, совершен­ствовать ее в соответствии с изменяющимися целями, которые ставит общество перед системой народного образования.

Нормативно-прикладная, конструктивно-тех­нологическая функциядидактики состоит в разработке проблемы отбора содержания образования, установлении принципов обучения, нормативов применения методов и средств обуче­ния.

В единстве этих функций дидактика - понимание сущности процесса обучения, реализация его образовательной, воспи­тательной и развивающей функций.

3 вопрос

Процесс обучения -это целенаправленная, взаимосвязанная, последовательно изменяющаяся деятельность учителя и учащихся, направленная на формирование системы знаний, основ научного мировоззрения, трудового и нравственного воспитания, творческой активности, обеспечивающих всестороннее развитие ученика.

К характеристикам процесса обучения относятся:

• постановка перед учащимися и осознание ими познавательных задач - обучение может состояться только тогда, когда учащийся включен в деятель­ность по разрешению познавательной задачи (а задача - это способ осознания проблемной ситуации);

• восприятие предметов и явлений, развитие наблюдательности и вооб­ражения учащихся - для оптимизации обучения следует развивать в учащихся способность не только наблюдать, но видеть, не только запоминать и воспроиз­водить, но мыслить;

• осмысливание и обобщение знаний, формирование научных понятий, ус­воение законов, развитие мышления учащихся - для большей эффективности усвоения знаний очень важно ставить обучаемого перед необходимостью срав­нивать, анализировать, обобщать воспринятое;

• закрепление и совершенствование знаний, формирование навыков и уме­ний, развитие памяти учащихся - необходимо отбирать материал для закреп­ления, используя при этом методы, вызывающие интерес учащихся;

• применение знаний, умений и навыков на практике - это необходимо для прочного и сознательного их усвоения, формирования компетентности;

• анализ результатов обучения, проверка усвоения учащимися знаний, уме­ний и навыков - анализ и проверка должны быть направлены одновременно на коррекцию процесса обучения учителем и стимулирование собственной учеб­ной деятельности учащегося.

Наши рекомендации