Социально-партнерское соглашение (понятие, виды). Стороны и участники социально-партнерских соглашений.

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ).

Соглашения – ст.45 ТК РФ, это разновидность актов социального партнерства, имеющая нормативно-договорную природу и заключаемая представителями работников и работодателей на различных уровнях социального партнерства за исключением локальных, направленных на установление общих принципов регулирования экономических отношений, а также регламентацию социально-трудовых отношений, входящих в предмет трудового права.

Это всегда акт, который имеет постоянный характер, так как в нем и договорная, и нормативная основа. Тем это соглашение отличается от других соглашений в рамках социального партнерства (соглашения в рамках консультации споров, они индивидуальны). Социально-партнерские соглашения могут быть основаны на принципах би- и трипартизма в зависимости от того, как определили это своим договором (общим соглашением) участники коллективных договоров. На любом уровне социального партнерства возможно участие органов исполнительной власти, государственных и муниципальных.

Виды социально-партнерских соглашений

В зависимости от уровня:

На федеральном уровне, территориальном, отраслевом в комиссиях разрабатывается генеральное соглашение на уровне РФ или генерально-отраслевое соглашение. Генеральное соглашение разрабатывается Российский трехсторонней комиссией и применяется на всей территории РФ независимо от того, определен ли представитель работодателей или нет (обязательный характер). Генеральное соглашение, как правило, имеет декларативный характер, в нем определяется лишь намерение сторон и участников в лице правительства. То же самое касается генерального соглашения на отраслевом уровне. На более низких уровнях социального партнерства также разрабатываются соглашение, но они имеют свои названия.

Характеристика сторон:

В зависимости от того, на каком уровне они заключаются. В генеральном соглашении сторонами являются участники правительства и общероссийские объединения работников и работодателей. На этом уровне этот состав участников обязателен (без такого состава участников невозможно осуществление партнерства). Как правило, на отраслевом уровне всегда участвует отраслевой орган управления.

Содержание социально-партнерского соглашения

Так как это разновидность нормативного договора, содержание его достаточно схоже с коллективным договором.

Фактический аспект

Содержание соглашение определяется статьей 46 ТК РФ:

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

· оплата труда;

· условия и охрана труда;

· режимы труда и отдыха;

· развитие социального партнерства;

· иные вопросы, определенные сторонами.

Юридический аспект

Выделяют нормативные условия, которые действуют в течение всего периода, на который принимается соглашение. В нем содержатся в меньшей степени обязательственные условия, больше всего здесь нормативных условий. Иногда выделяют вводные части, преамбулы, либо положения, содержащие общие принципы регулирования соответствующих отношений.

Коллективный трудовой спор (понятие, стороны, объект, содержание).

Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Элементы споров:

Стороны

Нужно отличать от индивидуального, так как сторонами выступают участники социально-партнерских соглашений. С одной стороны – это те субъекты, которые имеют соответствующие права, субъективные обязанности, т.е. работники, здесь не должно смущать указание «их представители», всегда стороной остаются работники в целом, либо это работники тех работодателей, которые участвуют на иных уровнях социального партнерства выше локального. Имеется ввиду профсоюзы и прочее – объединения работников.

Другая сторона зависит от уровня партнерства. На локальном уровне – это работодатель, юридическое лицо или ИП (ИП может быть стороной коллективных трудовых споров). Представитель работодателя его не заменяет на локальном уровне.

На других уровнях социального партнерства – объединение работодателей.

Говоря о сторонах коллективного трудового спора нужно обратиться к истории этого вопроса. Термин «социальное партнерство» не совсем подходит к структуре, представленной в этом споре. Понятие спора не совсем укладывается в рамки социального партнерства. Предполагается, что стороны должны использовать иные механизмы. Спор – это крайняя точка разрешения конфликта. Есть здесь 2 противопоставляемых позиции по поводу того, что есть спор:

1) Либеральный подход

Заложена идея формального равенства сторон, которые в равной степени могут использовать установленные процедуры. Но проблема заключается в том, что эти стороны не могут находиться в равны положениях, так как сущность этих отношений – это всегда противоречие. Это постоянный конфликт, хотя его могут скрывать. Вопрос состоит лишь в том, кто будет прогибаться, взаимодействия на равных никогда не будет.

С материальной стороны – это всегда конфликт, который может иметь разные продолжения. Может быть крайнее проявление в виде недовольства, волнений общественный, включая препятствие продолжения деятельности работодателя; есть другой вариант – когда стороны останавливаются; третий вариант – принятие одной сторон позиции другой.

Институт коллективных трудовых споров регулирует лишь формальную сторону, содержание же – никого не волнует. Защитить свои права работникам в реальности почти невозможно. Такой способ, как забастовка, в настоящее время практически не применяется, так как процедура слишком сложна и длительна, поэтому не доходит до забастовки.

Институт не решает задачу решения спора, а он оформляет (урегулирует) решение спора!

Стороны – это те, кто имеет процедурные права и обязанности, но они же могут быть и сторонами материального аспекта, который правом не регулируется. Проблема – разъединение формальной и материальной сторон. Решение проблемы заключается в их объединении.

Юристы апеллируют не только законами (не только тем, что написано), но также основываются и на общественных отношениях, без которых невозможно существовать.

Содержание спора

Противоположные позиции оценки того или иного предмета. Коллективный спор возникает только тогда, когда эти позиции невозможно объединить, т.е. они абсолютно противоречивы. Идея разрешения – попытаться сблизить позиции. Идея всегда одна и та же – работодатель экономит, а работники – средство производство.

Работники хотят работать не потому, что есть желание работать, а потому, что денег не хватает.

Предмет (объект) спора

Предметом выступают условия труда (в широком смысле) – именно материальные условия, а также соответствующий режим осуществления трудовых обязанностей со стороны работников. В этом смысле речь идет не о применении права, а о том, как устроить работу. Установление условий и является предметом спора – экономический условия труда (фактические).

Наши рекомендации