Особенности восприятия информации людьми с разными ведущими каналами информации
Межполушарная ассиметрия определяется не только ведущим полушарием, но и ведущим каналом поступления информации и её обработки, что, в свою очередь, может определять всю стратегию поведения. Вспомните, например, что женщины любят ушами, и это с одной стороны определяет, а с другой ограничивает все их поведение, если информация поступает не через ведущий для них канал.
Не менее важно учитывать ведущий канал информации при организации процесса обучения, особенно в младшей школе. Учителя, чаще всего, ориентированы на слуховой канал. (Слуховой канал является ведущим, как правило, у левополушарных детей). ебенок со зрительным восприятием на слух информацию воспринимает очень плохо. На уроке надо задействовать три типа канала: услышать, зрительно представить, пощупать, потрогать. Для педагогов представляют интерес поведенческие признаки, на основе которых можно сделать примерный вывод о том, какой канал: аудиальный, визуальный или кинестетический - развит у учащегося лучше. Предлагаем рассмотреть приведенную ниже таблицу, но при этом обязательно следует напоминать, что достаточно часто встречаются смешанные типы модальностей.
Особенности восприятия учащимися информации (поведенческие признаки)
Визуал | Аудиал | Кинестетик |
Хорошо помнит то, что видел. С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом хороший рассказчик. Организован, наблюдателен, как правило спокойный. Имеет живую, образную фантазию При разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким. | Легко повторяет услышанное. Чувствителен к интонации. В учебной деятельности предпочи-тает счет и письмо. Задумавшись, разговаривает сам с собой. Шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Говорит ритмически. Легко отвлекается. В группе часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии. | Лучше обучается, делая. В начальной школе долго не может избавиться от привычки водить при чтении пальцами по строчкам. Хорошо помнит общее впечатление о событии. Отвечает на физическое поощрение При общении стоит близко, касается людей. Обилие движений много жестикулирует. Раннее физичес-кое развитие. Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким. |
При обучении чаще задействованы два сенсорных канала – зрение и слух, а значит ведущий глаз и ведущее ухо. Вся учебная информация проходит только через один ведущий глаз и через одно ведущее ухо. Второй глаз дает глубину изображения. Второе ухо - дальность, фон.
Ребенок быстро утомляется на уроке, особенно, если урок ведется на противоположное полушарие или если на уроке не задействован его ведущий канал восприятия. Если у ребенка ведущий правый глаз и правое ухо, его надо посадить в классе так, чтобы учитель был справа от него. Если левый глаз и левое ухо, надо, чтобы учитель был слева от него. Если ведущее ухо и глаз - разные, такого ребенка надо садить на средний ряд. Это открытие американских психологов. Сегодня в нашей стране только начинает развиваться наука нейропедагогика.
Ведущий глаз
Люди с ведущим левым глазом имеют высокий биологический потенциал здоровья, они легче переносят тяжелые климатические условия, но у них слабее психосоциальное здоровье.Такие люди очень эмоциональны. Тяжело берутся за организационную деятельность, административную, трудно вступают в коммуникативные отношения. У них могут быть часто неврозы, но они телесно здоровые.
Люди с ведущим правым глазом легки в коммуникативном плане. Они хорошие администраторы. У них сильная психика, но страдает биологическое здоровье.
Ведущий глаз в течение месяца может меняться (например, в связи с переездом). У ребенка может поменяться глаз в результате учебной деятельности (например, в связи с сильным утомлением), в период половой зрелости (даже на всю жизнь). Девочки с ведущим левым глазом могут встретить трудности в обучении. (Проводился такой опыт с девочками: когда завязывали ведущий левый глаз, они переставали учиться вообще). Это лишь доказывает, что ломать природную организацию мозга нельзя.
Ведущее ухо
Детей с ведущим левым ухом мало. Они воспринимают не информационную, а эмоциональную сторону речи. Если такому ребенку сказать: "Молодец" грубым голосом, он заплачет. У таких детей возникают головные боли из-за шума, особенно раздражают визжащие звуки. Такой ребенок говорит матери: "Только не кричи!" Бытовые шумы для него раздражительны. Не любит громкий голос по телевизору. Он может не слышать громкого голоса - отключается. Это способ самосохранения. Его никогда нельзя приучить к громкому голосу. Особенно это актуально для мальчиков. (Они испытывают дискомфорт в семейной жизни).
Как сочетается ведущий глаз и ведущее ухо?
Девочки | Мальчики | |||
правое ухо. | левое ухо. | правое ухо. | левое ухо. | |
п р а в ы й г л а з | Учатся хорошо. Это отличницы. Из них могут получиться хорошие учителя, заву-чи, директора, админи-страторы. Они хорошо социализируются. Под-чиняются нормативам, аккуратны. Если есть какие-то заболевания - соматические. Психика устойчива. Должна работать в режиме "Человек - человек". | Учатся труднее. Группа риска - эндокринные заболевания (щитовидка, поджелудочная). Во время беременности могут быть проблемы гормонального характера. Эти люди тяготе-ют к синтетикам. Имеют хороший художест-венный вкус. Деятель-ность не должна быть связана с жесткой аналитической работой. Бухгалтерский учет - не для них. Они плохо запоминают цифры. Их стихия - режиссура, поэзия, сочинительство или биология, но не биохимия, экология. | Хуже всех учатся. Возможно невроло-гическая патология. От природы низкий уровень памяти. | Такие мальчики учатся легко. Интеллектуалы. Обладают цепким умом, поэтому учатся обычно в гимназии-ческих, лицейских классах. Устойчивая психика. Реализуют се-бя на административ-ной работе. Следует работать в сфере "Человек - человек". |
л е в ы й г л а з | Учеба таким детям дается трудно. Если такие девочки учатся хорошо, они много работают, зубрят. У них хорошая зритель-ная память. Они любят рисовать. Если они в школе хорошо учились - могут стать учеными, но с правополушарным отклонением. Не на уровне исполнитель-ства, а на уровне творчества. Их работа не должна быть регламентированной. Заболевания носят психический характер. Перед контрольной, опросом, выступлением может быть тошнота, ладошки влажные, краснеют, снижается артериальное давление. Им нужно дольше спать. Вечером плохо работают. Плохо переносят физическую нагрузку во второй половине дня. Когда берут кровь из пальца, ребенку становится плохо. Это очень ответственные люди. Часто сами себя загоняют работой. Обладают высоким уровнем внимания. Могут часто болеть аллергией. В транс-порте их укачивает. В тетрадях много исправлений. | Очень своеобразные люди: эмоциональные, своевольные. Трудно подчиняются правилам поведения, эгоистичны. Обучение зависит от того, к какому учителю попадет. Характер учителя сильно влияет. Если учитель П гл. - П ух., то найдет коса на камень. Девочку будут перекручивать, переучи-вать. Обладают высоким интеллектом. В жизни у нее может быть два резко противоположных пути: либо реализует свой потенциал и тогда будет счастлива, либо - нет. Болезни таких людей - неврозы, вегетоневрозы. Может подниматься высо-кая температура на эмоциональный стресс. | Им доступны гим-назические, лицей-ские классы, вузы. Могут выносить большую учебную нагрузку. Самый высокий потенциал здоровья. Если социальная среда неблагополучна, то может нарушиться психика. | Таких людей очень мало. Учатся трудно, хотя смышленые. Характерны неврозы. Повышена раздражи-тельность, утомляе-мость. Часто грызут ногти. Нужно найти хорошего учителя: Л гл. - П ух. Мамы часто не понимают этого ребенка. Дети пытаются увильнуть от домашнего задания. Это не поведенческая реакция, а защитная реакция организма. Если на него кричать - он тупеет, начинает трястись. С ними нужно идти на индии-видуальный душевный контакт. Надо жать на самолюбие, на само-оценку. Формировать мотивацию успеха. Из них получаются пре-красные мастеровые. |
Оформление протокола.
1. Используя тесты предыдущего задания, определите свой ведущий глаз и ведущее ухо.
2. Дайте рекомендации об организации учебного процесса для учащегося с таким распределением сенсорных каналов.