Виды паралингвистической информации и особенности их восприятия

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Сократ

В системе речевого общения В.П. Морозов выделяет до девяти видов невербальной информации, передаваемой особенностями звукопроизношения, т.е. средствами фонации.

1. Эмоциональная информация,характеризующая эмоциональное состояние индивида в процессе общения (радость, печаль, гнев, страх, удивление, различные сложные чувства), является одной из важнейших. С.Л. Рубинштейн писал: «Для подлинного понимания не только текста речи, но и говорящего, не только абстрактного «словарного» значения его слов, но и того смысла, который они приобретают в речи данного человека в данной ситуации очень существенно понимание эмоционально-выразительного подтекста, а не только текста»[149].

Следует различать направленность эмоциональной экспрессивности говорящего на партнера по общению, на предмет разговора, на самого себя, что, естественно, предполагает совершенно различный психологический характер воздействия выражаемой эмоции на коммуниканта и соответственно его реакцию.

Восприятие эмоциональной информации зависит от степени выраженности эмоции в голосе и ее вида. Для характеристики эмоциональной импрессивности, т.е. способности человека к адекватному восприятию эмоциональной информации, В.П. Морозовым предложено понятие эмоциональный слух. Если фонетический речевой слух обеспечивает способность человека воспринимать вербальное смысловое содержание речи, то эмоциональный слух (ЭС) – это способность к определению эмоционального состояния говорящего по звуку его голоса.

В отличие от речевого слуха, центр которого расположен в левой височной зоне мозга (центр Вернике), центр эмоционального слуха находится в правой височной области. Нарушение этой зоны (например, при инсульте) приводит к неспособности адекватно воспринимать и узнавать знакомые мелодии, голоса, эмоциональную интонацию речи (Балонов, Деглин, 1976; Бару, 1977).

Для оценки индивидуальных и типологических различий среди людей по степени развитости ЭС В.П. Морозовым разработаны специальные психоакустические тесты, представляющие собой наборы эмоционально окрашенных фрагментов звуковой речи, пения, музыки, полученные с участием профессиональных актеров, певцов, музыкантов.

Среднестатистический нормальный индивид обладает эмоциональным слухом на 60-70 баллов. Но встречаются люди с эмоциональным слухом всего лишь на 10-20 баллов, что можно характеризовать как эмоциональную тугоухость или даже глухоту, обнаруженную, в частности, у детей, воспитывающихся без родителей в детском доме[150], у лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией[151]. С другой стороны, имеются обладатели сверхвысокого эмоционального слуха (до 90-95 баллов) среди музыкантов, дирижеров хоров, вокалистов, ведущих артистов балета[152]. Дети 1-2 классов общеобразовательной школы имеют эмоциональный слух от 26% до 73%, в среднем 45-60% (баллов).

Исследования показали статистически надежную корреляцию ЭС с такой психологической характеристикой как эмпатия (тестируемой по опроснику Меграбяна), высокую повторяемость результатов тестирования аналогичных возрастных и профессиональных групп людей, что свидетельствует о валидности и прогностичности теста на ЭС.

Были также проведены сравнительные исследования особенностей восприятия эмоциональной информации речи у людей, принадлежащих к двум различным категориям (по критерию художественный – мыслительный типы): а) абитуриентов Московской государственной консерватории (91 чел. – «художники»); б) студентов Московского государственного социального университета, (39 чел. – «мыслители»)[153].

В результате было установлено следующее:

– представители художественного типа личности (абитуриенты МГК) – имеют в целом более высокий эмоциональный слух (73,4±3,85) по сравнению с представителями мыслительного типа – студентами МГСУ (66,1±4,28). Различие статистически достоверно по критерию Стьюдента на уровне ρ<0,04;

– гистограмма распределения числа обследованных респондентов как функция уровня адекватности восприятия эмоционального контекста речи (ЭС) у «художников» существенно сдвинута в сторону более высоких уровней ЭС. Анализ гистограммы показывает, что общее число «художников» с высоким ЭС (свыше 80%) составляет 39,6% от численности всего коллектива, а этот же показатель у «мыслителей» равен всего лишь 12,8%, т.е. на 26,8% меньше, чем у представителей художественного типа. Вместе с тем в коллективе «мыслителей» число лиц с низким ЭС (ниже 60%) составляет 17,9%, а у «художников» всего – 5,5%;

– у представителей художественного типа наблюдаются более высокие уровни восприятия отдельных эмоций (радость, печаль, гнев, страх, нейтраль) и в целом меньшая неравномерность профилей ЭС. У представителей мыслительного типа оказывается сильно заниженной чувствительность к восприятию гнева (53,8%) по сравнению с «художниками» (69,2%).

Таким образом, в целом представители художественного типа личности отличаются от мыслительного высоким уровнем ЭС и большей адекватностью восприятия разных эмоциональных контекстов речи. Это может быть использоваться в качестве одного из критериев принадлежности респондента к художественному типу личности, что немаловажно при профотборе и социальной профориентации людей.

2. Эстетическая информация.Словесные определения эстетической информации речи и голоса носят оценочный характер: нравится – не нравится, приятный – неприятный, нежный – грубый, чистый – хриплый и т.п. Важнейшей особенностью эстетической информации является ее образность и метафоричность. Эстетические характеристики голоса как акустического явления не ограничиваются чисто акустическими определениями (звонкий – глухой, высокий – низкий), но заимствуются из области других сенсорных ощущений, например:

ü зрительных (яркий – тусклый, светлый – темный);

ü кожно-тактильных (мягкий – жесткий, теплый – холодный);

ü мышечных (легкий – тяжелый);

ü вкусовых (голос бывает сладкий, кислый, с горечью) и т.п.

А также характеризуют физиологические особенности образования звука в голосовом аппарате человека (грудной, горловой, носовой, напряженный, свободный, вялый) и даже состояние здоровья (болезненный), утомления (усталый) и т.п. К тому же слушатели способны наделить голос даже нравственными категориями, например, назвать звук «благородным».

Эстетическая информация принадлежит к числу наименее исследованных и вместе с тем, несомненно, значимых психологических характеристик человека. С лингвистической точки зрения не важно, каким тембром голоса произнесена та или иная фраза. Однако психологическое ее воздействие существенно зависит от эстетических характеристик голоса.

Это определяется сформированными у людей стереотипами психологического восприятия говорящего: слушатели склонны приписывать большие достоинства людям с эстетически совершенно звучащей речью (приятный тембр, интонации и т.п.) по сравнению с несовершенной речью.

Специально проведенные сравнительные экспериментальные исследования магнитофонных записей речи группы драматических артистов, обладающих эстетически совершенными речевыми качествами, и группы бизнесменов, речь которых была оценена эстетически более низкими баллами, показали, что слушатели статистически достоверно приписывают обладателям красивой речи не только высокие интеллектуально-эстетические и психологические качества (симпатичность, интеллигентность, образованность, доброжелательность, великодушие, чувство собственного достоинства), но и значительно более высокие деловые и партнерские качества (компетентность, надежность, инициативность, энергичность, уверенность, заинтересованность), а также – лучшее состояние здоровья[154].

3. Индивидуально-личностная информация,позволяющая узнавать знакомых по голосу (например, по телефону), принадлежит к числу наиболее специфичных характеристик для каждого конкретного человека. В этом отношении она соизмерима с дактилоскопическими узорами на отпечатках пальцев и внешним видом человека. Встречающееся иногда сходство голосов, вызванное, например, семейной мимикрией или искусным звукоподражанием, тем не менее, при детальном анализе как на слух опытных экспертов-аудиторов, так и, особенно, с помощью современных акустических методов (фоноскопия), выявляет целый ряд существенных различий. Практическая неповторимость голоса каждого человека позволяет использовать данное свойство в банковском деле как средство верификации личности и автоматического обеспечения строго индивидуального доступа к сейфу его владельца, а также в криминалистике для опознания правонарушителей и т.п.

Высокая специфичность индивидуально-личностной информации речи определяется характерными для каждого человека особенностями тембра голоса, его высоты, интонационных модуляций речи, темпо-ритмических характеристик, а также характерных атипичных речевых проявлений: покашливание, смех, особенности фонетики, нарушения речеобразования, заикание, картавость, дизартрии и т.п.

Экспериментальные исследования показывают высокую степень надежности распознавания людей на основе индивидуально-личностной информации голоса: до 98% и более на выборке в несколько десятков магнитофонных записей знакомых и незнакомых голосов (речевые фразы длительностью 5-10 сек.) при наличии типичного комнатного шума.

4. Биофизическая информация,характеризующая половые, возрастные различия людей, а также рост и вес человека, в определенной мере отражает и индивидуально-личностные особенности людей. Ее основное отличие от индивидуально-личностной информации в том, что она характеризует принадлежность человека к определенной категории по биофизическим критериям, т.е. несет не сугубо индивидуальные, а типологические, групповые (среднестатистические) черты указанных категорий людей.

Надежность определения биофизических характеристик говорящего по его голосу достаточно высока и соответственно составляет:

– для пола – 98,4%;

– возраста – 82,4%, (7,4 ± 2,9 лет);

– роста – 96,7 %, (5,6 ± 2,6 см);

– веса – 87,2%, (8,6 ± 3,1 кг) (Морозов, 1993).

Точность определения указанных характеристик существенно зависит от возраста слушателей, которые лучше всего определяют возраст говорящих, близкий к собственному. При этом молодые слушатели (17-25 лет) склонны занизить возраст старших и тем сильнее, чем больше возрастная разница говорящий – слушатель. Дети допускают существенно (в 1,5-2 раза) большие ошибки в определении биофизических характеристик говорящих, равно как и лица другой национальности. Таким образом, адекватность восприятия биофизической информации речи определяется социальным опытом аудиторов.

5. Медицинская информацияотражает состояние здоровья говорящего и характеризуется известными терминами (голос «больной», «болезненный» и т.п.). Они указывают как на специфические виды заболеваний, связанные с нарушением работы голосового аппарата и органов артикуляции, так и на общее болезненное состояние организма. В этой связи можно выделить три основных подвида медицинской информации.

Фониатрическая информация характеризует состояние голосового аппарата по формированию гласных звуков, т.е. нарушение голоса. Например, при различного рода простудных заболеваниях (острый ларингит) голос приобретает сиплый характер (дисфония) или вообще пропадает (афония) ввиду несмыкания голосовых связок. Острый ринит приводит к характерной при насморке гнусавости тембра. Фониатрическая информация является важным диагностическим показателем степени выраженности профессиональных нарушений голоса (у лекторов, педагогов, певцов, актеров и др.) и используется врачами-фониатрами в клинической практике (фоническое прослушивание). Применение современной аппаратуры позволяет объективизировать этот вид диагностики, придав ему количественные критерии (нарушение силы голоса, тембра по спектральным характеристикам и т.п.).

Весьма распространенным профессиональным заболеванием этого вида является фонастения, характеризующаяся слабостью голоса, уменьшением звуковысотного и динамического диапазонов и др. В отличие от острых воспалительных заболеваний, фонастения характеризуется отсутствием видимых их проявлений в лорорганах, что заставляет искать ее причины в переутомлении центрально-нервных механизмов регулирования голосового аппарата.

Логопедическая информация характеризует степень нарушения артикуляторных процессов речеобразования. Они, в свою очередь, подразделяются на виды, связанные с периферическими нарушениями артикуляции (дизартрия, косноязычие, картавость) и с центральными нарушениями, например, заиканием, которому подвержены и дети, и взрослые (до 5-8% населения).

Информация об общем медицинском состоянии связана с источником заболевания не напрямую, а опосредовано, главным образом через психику больного в результате понижения общего тонуса, угнетенностью его психического состояния, озабоченностью исходом болезни, а в определенной мере и нарушением физического состояния (затрудненное дыхание и др.).

Все три вида медицинской информации в той или иной степени связаны со спецификой заболевания и используются опытными клинистами в диагностических целях.

6. Пространственная информация – это информация о пространственном расположении говорящего по отношению к слушателю: азимут (справа, слева, спереди, сзади), расстояние, движение (удаление, приближение, передвижение вокруг слушателя). В основе пространственного восприятия лежит бинауральный механизм слуха, т.е. восприятие двумя ушами.

Установлено, что смещение источника звука в сторону по отношению к фронтальному центру восприятия, например, вправо, приводит к запаздыванию прихода звуковой волны в левое ухо по сравнению с правым (эффект предшествования). В случае максимальной разности (для расположения говорящего сбоку слушателя) запаздывание составляет около 0,6 мс. При небольших смещениях источника звука, близких к фронтальному расположению, запаздывание может составить около 0,04 мс (минимально ощутимая разность во времени). Этого опаздывания достаточно, чтобы человек идентифицировал источник звука либо немного справа, либо слева.

Другим фактором является экранирующее действие головы, в результате чего звук к дальнему уху приходит не только с запаздыванием, но и ослабленный по интенсивности.

Важным психологическим свойством пространственного восприятия говорящего слушателем является так называемый coctail party effect («эффект вечеринки»). Точнее его можно назвать «эффектом направленного внимания» или «эффектом пространственной психологической избирательности». Он состоит в том, что при наличии многих говорящих вокруг слушателя человек способен сознательно направлять свое внимание на интересующего его собеседника, избирательно улучшать восприятие его речи при одновременном подавлении (игнорировании) речи других говорящих людей. Эффект направленного внимания может улучшить восприятие речи до 10-15% (по критерию разборчивости).

7. Информация о помехах,сопровождающих процесс речи, также немаловажна для слушателя. Помехи могут быть разного происхождения. Так, например, электроакустические шумы в телефонном тракте, никак не связанные с личностью говорящего, являются индифферентной помехой. Шумы же в помещении, откуда ведется телефонный разговор, могут быть значимой помехой, т.е. нести уже определенную информацию о говорящем, свидетельствуя о взаимодействии его с другими людьми, его местонахождении, например, на вечеринке (гул голосов, музыка) или на улице (шумы транспорта) и т.п. Этот вид информации может иметь особое значение в криминалистике для выяснения обстоятельств дела, связанных с личностью данного человека и т.п.

8. Социально-типологическая информацияхарактеризует, в частности, национальность говорящего. Это отражается в акценте, т.е. в особенностях произношения фонетических элементов чужой речи, в манере (фонетическом укладе), характерной для родного языка говорящего и обусловленной национально-историческими традициями языковой культуры.

Акцент может быть результатом отсутствия в родной речи ряда фонем и аллофонов, которые говорящий заменяет близкими, но далеко не тождественными на слух носителей данного языка, фонетическими элементами своей речи.

Национальные особенности родного языка человека, говорящего на другом языке, проявляются также в интонации речи, т.е. характерных для каждого языка особенностях распределения мелодических и ударных элементов речевых фраз. Интонация и фонетический уклад (база) чужого языка наиболее трудно усваиваются иноязычными, даже при овладении ими словарным запасом, грамматикой и синтаксисом иностранного языка. Поэтому акцент и интонация используются в криминалистике для опознания национальности говорящего.

Не менее важную социально-типологическую информацию несет диалект говорящего(местный выговор, местные наречия), свидетельствующий о региональном происхождении носителей одного и того же языка (В.И. Даль) (например, «оканье» в Вологодской области, «аканье» в Московской, диалектные особенности интонации и т.п.).

В речи человека отражается его социально-иерархический статус (ранг) по отношению к слушателю, как, например, в диалоге «начальник-подчиненный», «учитель-ученик», «сильный-слабый», «независимый-зависимый» и т.п. Начальственный, поучительный, покровительственный, снисходительный, а нередко и раздражительный тон начальника, или робкий, зависимый, а то и льстивый, угоднический, самоуничижительный тон подчиненного. Степень выраженности такого рода социально-иерархических особенностей речи может определяться как диапазоном ранговых различий, так и психологическими характеристиками коммуникаторов, прежде всего, выраженностью чувства собственного достоинства.

9. Психологическая информация.Одним из важных вопросов психологии невербальных коммуникаций является вопрос о возможностях психодиагностики личности по голосу. В.X. Манеров отмечает трудности разработки классификационных схем применительно к голосу, как сложному поливариантному объекту. В качестве конкретных причин он называет трудности перевода звуковых ощущений в вербальную форму, придание им количественных оценок, влияние социокультурных норм в отношении речи и традиции научных школ. Возможности психодиагностики личности определяются соединением голосовых, речевых, ситуативных признаков и факторов. По мнению В.X. Манерова, основные признаки голоса имеют динамический, меняющийся, не вполне поддающийся формализованному описанию статус. Поэтому каждое психодиагностическое решение относительно паралингвистических параметров голоса человека предполагает, как и в отношении всех элементов экспрессивного Я личности, согласование различных выразительных компонентов ее поведения и всей ситуации общения. В своей книге «Психодиагностика личности по голосу и речи» В.X. Манеров, ссылаясь на Шпрагнера, приводит описание голоса и речи людей, относящихся к различным личностным типам (1997). Например, властный, доминантный тип имеет сильный, скорее низкий голос, твердую, жесткую окраску, ритм напряженный, четкая артикуляция, смысл речи, ее содержание служат утверждению своего доминирования, выходу чувств превосходства. Вместе с этим В.X. Манеров отмечает противоречивость сведений, касающихся проблемы взаимосвязи между различными параметрами голоса, речи человека и его индивидно-личностными характеристиками[155].

Приведем позицию по данной проблеме В.П. Морозова[156]. Психологическая информация, по его мнению, охватывает широкий круг личностных характеристик человека, которые в той или иной степени могут проявляться в невербальных (как, впрочем, и в вербальных) особенностях речи. Попытки установить по голосу такие психологические особенности говорящего как воля, темперамент, экстраверсия-интроверсия, доминантность, общительность, интеллект, неискренность и др. были предприняты в экспериментальной психологии еще в середине нашего столетия (Ликляйдер, Миллер, 1963) и продолжаются по настоящее время.

С определенной вероятностью каждый из перечисленных видов психологической информации присутствует в речи человека или проявляется в соответствующих ситуациях общения.

Психологический портрет человека как описание его основных психологических свойств и особенностей – обычно получают с помощью традиционных тестов-опросников, направленных на выявление указанных характеристик обследуемого[157]. В.П. Морозовым впервые дано экспериментально-теоретическое обоснование и предложен метод построения психологического портрета человека по невербальным особенностям его речи.

Морозов отмечает, что «психологическим» портрет называем не только потому, что он указывает на психологические свойства говорящего, но, прежде всего, потому, что он формируется в психике субъекта восприятия, является воображаемым, субъективным отражением объективных свойств говорящего в сознании слушателя.

Теоретической основой возможности построения психологического портрета человека по его голосу является отражение многих психических и физических свойств и состояний человека в акустических характеристиках его речи и голоса. Структуру психологического механизма распознавания слушателем личностных свойств говорящего по его голосу можно представить в виде четырех основных блоков или звеньев цепи (информационного канала), связывающей говорящего со слушателем (рисунок 5.3.).

Ввиду того, что в цепи передачи информации о личностных свойствах говорящего человеку-слушателю имеется два блока-посредника (2-й блок и 3-й блок), естественно возникает проблема адекватности психологического портрета говорящего, построенного слушателем, его реальному прототипу, т.е. соответствия объективных реальных свойств говорящего субъективным портретным характеристикам, которыми наделяет говорящего слушатель (эксперт-аудитор). Осуществленные с этой целью исследования показали достаточно высокую адекватность оценки по голосу. Особенно это касается биофизических и эмоциональных характеристик говорящего.

Виды паралингвистической информации и особенности их восприятия - student2.ru

Рисунок 5.3. Схема формирования психологического портрета человека по особенностям его речи и голоса

Проведенные В.П. Морозовым специальные экспериментальные исследования должны были оценить метод построения психологического портрета человека по голосу соответствие его традиционным психологическим методикам: тестам-опросникам Кеттелла и Айзенка. В результате оказалось, что оценка личностных свойств (соответствующих 16-ти факторному тесту Кеттелла) по голосу тем более соответствует традиционному методу Кеттелла, чем выше балл экстраверсии данного обследуемого по Айзенку.

Иными словами, личностные психологические свойства экстравертов более доступны для определения по голосу, по сравнению с интровертами, что вполне согласуется с психологическим смыслом экстравертированности и интровертированности личности. Следует отметить, что не только разные люди, но и различные личностные характеристики одного и того же человека, представленные балльными оценками по факторам Кеттелла, также в различной степени могут быть «прозрачны» для оценок по голосу. Так, некоторые факторы, характеризующие эмоциональность, например, экспрессивность – сдержанность (F) или общительность – замкнутость (А) могут оказаться более точно определяемы по голосу, чем, например, фактор Q1 (консерватизм – радикализм) и т.п.

В связи со сказанным, отмечает Морозов, психологический портрет человека по голосу носит не абсолютно адекватный (как, например, фотопортрет), а вероятностный характер (как, впрочем, и психологический портрет, построенный по традиционным тестам-опросникам). Тем не менее, социально-психологическая сущность портрета по голосу представляется весьма значимой. Как уже упоминалось, стереотипы восприятия человека по голосу склоняют слушателей наделять более высокими достоинствами людей с более совершенной в лексическом и паралингвистическом отношении речью, по сравнению с людьми, речь которых несовершенна.

Эта закономерность восприятия возникла неслучайно, т.к. основывается на множестве ассоциативных связей голоса человека с его внешней (физической) и внутренней (психологической) сущностью. Поэтому психологический портрет по голосу, т.е. психофизический образ говорящего, возникающий у слушателя, хотя и носит вероятностный характер, тем не менее, имеет весьма большое значение в формировании межличностных отношений людей. В определенном смысле он носит характер самодостаточной психологической характеристики человека, нечто вроде визитной карточки, причем карточки со множеством личностных характеристик, которые говорящий, сам того, может быть, не желая, дарит слушателям.

Наши рекомендации