Основные жанры учебных и научных работ

Ж.н.л – жанры научной литературы

Науч. стиль речи реализуется в крупных и малых жанрах. К первым относятся монография, диссертация, энциклопедия, словарь, справочник, учебник, учебное пособие; ко вторым – статья в периодическом или непериодическом издании, реферат, аннотация, тезисы, обзор, рецензия, и др. Малые жанры выделяются не только по количественному признаку. Обычно они не обладают отдельностью: статьи, рецензии, хроники, рефераты помещаются в журналах и сборниках.

Монография – науч. труд, посвященный многоаспектному рассмотрению и решению актуальной проблемы, обладающий новизной теоретического или эмпирического содержания, единством науч. подхода, смысловой завершенностью, сложной композиционной структурой.

Монографии могут быть коллективными. Желательно, чтобы монография была написана простым доступным языком. В отличие от диссертаций, которые пишутся для узкого круга специалистов, монографии, как правило, рассчитаны на более широкий круг читателей.

Тезисы– краткая запись содержания науч. исследования в виде основных, сжато сформулированных положений.

По содержанию Т. бывают первичными, т.е. авторскими, и вторичными, созданными на основе чужого текста. Оригинальные Т. предназначаются для научно-делового общения, публикуются в виде сборника и обычно распространяются между участниками форума до его начала. Кроме того, Т. как бы создают аудиторию "заочных" участников форума, для которых важно в предельно экономной форме представить его содержание. На практике Т. часто имеют вид мини-статьи.

К Т. больше, чем ко многим другим Ж.н.л., применимы строгие требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры. Здесь в принципе недопустимы эмоционально-экспрессивные метафоры, инверсии, восклицания, неточности и небрежности в оформлении.

Учебник (учебное пособие) – учебно-научное сочинение, излагающее основы той или иной науки и предназначенное для дидактических целей. Основными отличиями У. от других видов науч. литературы являются "сжатая полнота" информации, предметно-логическая последовательность, ясность и доходчивость изложения, активизация внимания адресата. Сжатая полнота выражается в том, что, с одной стороны, излагается только часть накопленной информации о предмете данной науки, но, с другой – эта часть является базовой и равномерно-разносторонне характеризующей предмет. Этим определяется и предметно-логическая последовательность изложения, а именно: сначала дается определение и общая характеристика предмета, определяются его основные стороны (аспекты), затем рассматривается каждая из них.

Реферат– ограниченное малым объемом и вместе с тем достаточно полное изложение основного содержания первичного науч. текста, отличающееся постоянством структуры и предназначенное для выполнения разнообразных информационных функций при использовании его читателями разных категорий. В настоящее время Реф. является одним из самых распространенных Ж.н.л. Главная функция любого Реф. – информативная. Поскольку Реф. является сообщением вторичного характера, его тема и содержание обусловлены темой и содержанием реферируемого источника информации. Важно, что при пользовании Реф. читатель имеет иную направленность чтения, иную цель, чем при чтении первичного текста, а именно оценить первичный документ и определить свое отношение к нему

Специфической разновидностью Реф. является автореферат диссертации (АРД), фиксирующий основное содержание диссертации, выполняющий функцию информирования о результатах проведенного исследования и введения их в сферу науч. коммуникации. Наряду с информативной АРД выполняет также "сигнальную", "адресную", "представительскую" и "правовую" функции. Первая связана с тем, что факт появления автореферата сигнализирует о предстоящей защите диссертации. Вторая – с наличием в АРД сведений о времени и месте защиты, об оппонентах, ведущей организации, месте хранения диссертации и др. Представительская функция заключается в ознакомлении с диссертацией читателей – как правило, специалистов в соответствующей области науки, среди которых выделяются читатели-ученые, выступающие в роли оппонентов, рецензентов, критиков. АРД имеет силу официального юридического документа, без которого диссертация не может быть допущена к защите, – с этим связана его правовая функция.

24. Понятие «юрист». Качества и свойства личности юриста.

Понятие юрист произошло от латинского слова Jus – что означает право. Понятие юрист в своем значении сложное и достаточно многогранное. В наши дни понятие юрист подразумевает человека имеющего юридическое образование и занимающегося деятельностью, которая непосредственно связана с реализацией права.

Понятие «юрист» объединяет всех людей, занимающихся разнородной профессиональной юридической деятельностью — судей, прокуроров, следователей, адвокатов, нотариусов, юристов в организациях, юристов занимающихся частной практикой и других.

Юристом может быть лицо, получившее среднее или высшее профессиональное юридическое образование. Юрист может оказывать правовую помощь и юридические услуги по гражданским, налоговым, трудовым, семейным, наследственным, жилищным, корпоративным, административным и другим делам в области права.

Деятельность судьи, прокурора, следователя касается непосредственных прав граждан и часто определяет судьбу людей, их жизни, здоровья, благополучия. Именно поэтому она должна строго соответствовать законам государства и в высоким моральным нормам.

К качествам личности юриста относится честность, наличие чувства справедливости, коммуникабельность, совесть (нравственный самоконтроль), добросовестность, беспристрастность, гуманность.

Наши рекомендации