Занятие 1. Фонетика как область научных и учебных дисциплин

1. Фонетика как радел языкознания. Предмет и задачи фонетики.

2. Фонетика общая, описательная, историческая, сопоставительная. Социофонетика.

3. Эксперимент в фонетике. Методы изучения произношения: непосредственное наблюдение и самонаблюдение, перцептивные методы, инструментальные методы.

4. Три аспекта изучения звуков речи. Основные понятия.

a. Акустический (физический) аспект

b. Артикуляционный (биологический или физиологический) аспект.

c. Функциональный (фонологический, собственно лингвистический, социальный) аспект фонетики.

Литература

I. 3, 5, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 29, 33, 35.

II. 41, 42, 61, 64, 64, 65.

Термины

Акустика, акустический аспект, аспект изучения звуков речи, артикуляционно-акустическое единство, артикуляционный аспект, биологический аспект, артикуляция, звук речи, звуковая единица, звуковой строй языка, звуковой язык, звукотип, инструментальные методы, лингвистический аспект, наблюдение, перцептивные методы, перцептивная фонетика, речевой аппарат, социальный аспект, социофонетика, физиологический аспект, физический аспект, фонема, фонематическая транскрипция, фонетика, фонетическая система языка, фонетическая транскрипция, фонология, функциональный аспект, эксперимент.

Тема II. Артикуляционная фонетика. Фонетическая транскрипция

Занятие 2. Речевой аппарат. Артикуляционная база языка

1. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей.

2. Активные и пассивные органы произношения. Понятие артикуляции.

3. Артикуляционная база языка. Своеобразие артикуляционной базы русского языка.

Литература

I. 3, 7, 9, 10, 13, 15, 27, 28, 36;

II. 41, 42, 50 , 61, 64, 65, 66.

Термины

Активные органы, артикуляционная база, артикуляционный комплекс, артикуляция, воздушная струя, выдержка, голос, голосовая щель, голосовые связки, гортанный взрыв, гортань, задержка размыкания, кнаклаут, колебательные движения, место образования (звуков речи), надставная труба, небная занавеска, органы речи, отступ, пассивные органы, приступ, резонатор, резонаторные тоны, рекурсия, речевое дыхание, речевой аппарат, ротовая полость, смычка, сомкнутый проход, способ образования (звуков речи), суженный проход, тон, фонационное дыхание, шумы, экскурсия.

Занятие 3. Артикуляционная классификация звуков русского языка

1. Гласные и согласные.

2. Классификация гласных звуков по ряду и степени подъема языка, по наличию или отсутствию лабиализации и по другим признакам.

Литература

I. 3, 5, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 28, 29, 35;

II. 41, 42, 54, 61, 64, 65, 66.

Термины

Безударные гласные, верхний подъем, вокализм, восходящий дифтонг, высокие гласные, гласные, делабиализация, дифтонг, долгие гласные, задние гласные, задний ряд, закрытые гласные, закрытость гласных, классификация звуков речи, краткие гласные, лабиализация, лабиализованные гласные, лабиальность, монофтонг, назализация, назальные, носовые, напряженные гласные, нелабиализованные гласные, нижний подъем, низкие гласные, огубление, огубленные гласные, открытость гласных, открытые гласные, палатальные гласные, передние гласные, передний ряд, подъем языка, полугласные, ряд, средние гласные, средний подъем, средний ряд, ударные гласные, узкие гласные, широкие гласные.

1. Ответьте на вопросы (АР):

1) На каких артикуляционно-акустических различиях основано деление звуков речи на гласные и согласные?

2) Перечислите типы признаков гласных звуков. С работой каких органов речи они связаны?

3) С чем связано деление гласных по ряду?

4) С чем связано деление гласных по подъему?

5) Как называются гласные, при произнесении которых округляются губы?

6) Что такое лабиализация звука?

7) Какова роль небной занавески при произнесении звуков?

8) Что такое назализация звука?

9) Какие звуки – гласные, звонкие согласные или глухие согласные – произносятся с большей силой выдоха, какие с меньшей? Чем это объясняется? (57, 14)

10) Каковы принципы классификации звуков в русском языке?

11) Каковы основные и дополнительные артикуляционные признаки звуков в русском языке?

12) Какие дифференциальные признаки согласных и гласных звуков учитываются в школьном курсе русского языка? (58, 44)

2. Произнесите и затранскрибируйте следующие пары слов. Определите, каким звуком, гласным или согласным, различаются в произношении эти пары слов (АР).

Брат – брать, лук – люк, был – бил, лог – лёг, томный – тёмный. (58, 38)

3. Определите, о каких звуках идет речь, если указаны следующие свойства (АР).

1) передний ряд, средний подъем, нелабиализованный

2) переднеязычный, сонорный, носовой, звонкий

3) губно-губной, шумный, взрывной, глухой

4) задний рад, средний подъем, лабиализованный

5) средний ряд, нижний подъем, нелабиализованный

6) среднеязычный, фрикативный, сонорный (58, 39)

4. Определите, о каких звуках идет речь, если указаны следующие свойства (СР).

1) задний ряд, 2) средний подъем, 3) заднеязычный, 4) губно-губной, 5) лабиализованный, 6) звонкий, 7) носовой, 8) фрикативный, 9) мягкий (58, 40)

5. Затранскрибируйте слова, укажите различия гласных в группах слов (АР).

Вода – воды – водовоз, жесть – жестянка – жестяной, семья – семьи – семьянин, дар – дарить – даровой, игра – сыграть – сыгравший, руки – рука – рукавица, выйти – выходить – выходит, трава – травка, ошибка – ошибочный, загадка – загадочный, рожь – ржи, мог – могли, вместо – вместе, мост – мостик, весна – весне. (58, 38)

6. Затранскрибируйте слова, найдите в них чередующиеся гласные и согласные в корне, приставках, предлогах. От чего зависят эти чередования звуков (СР)?

Говор – разговор – выговор – говорит, гóловы - головы′ - головка – головизна, вóды - воды′ - вод – водичка – водоворот – водяной, водопровод – водит – водитель – вывод – проводка, огненный – огонь – огнеупорный – с огоньком, дорог – дороже – дорогой – дороговизна, падал – падение – выпад, подарок – подарить – даровой – дармоед, посадка – садовый – садовод – высадить, перелаз – лазейка, слез – слезай – вылез, слёз – слеза – выслезился – слезоточивый, след – следá – выследил – следопыт, слёт – слетая – вылет, лёд – ледовый – наледь – ледокол, слит – литая – вылит, глядя – глядят – выглядят, пять – пяти – пятилетка – пятиэтажный, пить – питья – питьевой – выпили, петь – петух – выпели, пятиться – под пятой – выпятил.

Слить – свить – сыграть – сдать – стереть – сбить – сшить – сжечь, отмыть – отвар – отучить – отзвонить – отпить – отцепить – отшить – отжать, изныть – извел – изыск – иссох – избил – изжил – исцелил – изжевал, подрезал – подвижник – под огнем – под снегом – поджег, подшил (60, 8).

7. Затранскрибируйте слова, определите количество звуков в их составе.

Сесть – съесть, въезд – весть, люк – льют, лён – льет, мел – мель, его – её, уголь – юг, язык – азбука. (58, 38)

8. Дайте фонетическую транскрипцию слов.

Яблоки, юноша, ест, ёмкий, ягоды, моя, даёт, ружье, юла, встаю, съезд, подъем, падём, ересь, язык, ясней, ездок, ясень, ему, ёжиться, бью, рожь (АР).

Шьет, печь, его, ручьи, солю, солью, семи, семьи, лёд, льёт, юг, тюк, её, поджег, позже, жалеть(СР). (60, 7)

9. Определите дифференциальные признаки гласных звуков в парах (АР).

[у] - [ы], [у] - [и], [у] - [э] (58, 40).

10. Прочитайте текст, данный в фонетической транскрипции. Запишите его орфографически (АР).

[зΛр’·á с’иj·áлъ нъвΛстó·к’ь / изълΛты′įь р’иды′ ΛблΛкóф / кΛзáлъс’ Λжыдá·л’и сóнцъ / къкцър’идвóрцы Λжыдá·įут гъсудá·р’ь //] (А.С. Пушкин) (60, 8)

11. Назовите слово по указанным признакам его звуков. Какими еще признаками характеризуются звуки данного слова и почему их можно не называть для узнавания звука? Какое слово получится, если звуки поменять местами (СР)?

1) среднеязычный, 2) нижнего подъема, 3) смычный зубной твердый (60, 22)

12. Затранскрибируйте данные словоформы, обращая внимание на гласные.

Пут – путь, кон – конь, вал – вял, выть – вить, стук – тюки, луг – люк, вол – вёл, мол – мёл, гроб – грёб, быт – бит, быть – бить, тапки – тяпки, ел – ель, цеп – цепь, удар – ударь, был – быль, плот – плоть, стыда – стыдя, ос – ось, гроза – грозя, стал – сталь, тем – темь, нос – нёс, пат – пять – пыл – пил, лак – ляг, мыли – мили, слез – слезь, пальцы – пяльцы, труба – трубя (АР).

Банщик, блинчики, задний, водник, пустить, лесть, месть, ездил, часть, гвозди, казнь, стирать, шерсть, истёк, оттиск, спутник, дня, клянчить, гонщик, бьёт, судья, хвостик, листик, бросить, кончишь, лезть (СР). (54, 57)

13. Затранскрибируйте данные сочетания слов, обращая внимание на гласные.

Буровая вышка, попросил не приходить, отдать на дом, в старом доме, не слышно топота, травяной покров, необходимые пояснения, умеет отобрать, в инородное тело, еловый лес, убрала в квартире, из острого желания, невидимые слезы, отвели под огород, слетает шелуха, последний сантиметр, в театральной ложе, желтизна щек, вшестером не управимся, плясал от души, единый подход, в итальянском кинофильме, какая-то неуязвимая, счастливая поездка, перевязала чем могла (АР).

Решительно объяснить, наклеивать ярлыки, береговая охрана, близлежащая площадь, башенные часы, банку сливового варенья, дельное соображение, витать в облаках, изящное сооружение, не отобрала вовремя, неизгладимые впечатления, ни единого звука, благие пожелания, выиграть решающий матч, у островов в низовьях реки, во избежание перегрева, неестественное положение, агрессивные устремления, на пять часов, пятьдесят тысяч, первичные ячейки(СР). (54, 66)

14. Затранскрибируйте текст, обратите внимание на гласные, выпишите их, соблюдая членение стихотворных строк, охарактеризуйте их. Выявите закономерность их чередований в строках (АР).

Уж вечер… облаков померкнули края,

Последний луч зари на башнях умирает,

Последняя в реке блестящая струя

С потухшим небом угасает. (В.А. Жуковский) (60, 18)

15. Затранскрибируйте текст, обратите внимание на гласные, выпишите их, соблюдая членение стихотворных строк, охарактеризуйте их. Назовите признаки, по которым гласные противопоставлены друг другу внутри строки(СР).

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою… (Н. Рубцов) (60, 18)

16. Затранскрибируйте текст, выпишите ударные гласные, соблюдая членение стихотворных строк, охарактеризуйте их. Отметьте строки с ассонансом ударных гласных. Назовите признаки, по которым гласные противопоставлены друг другу внутри строки. В примере 3 отметьте аллитерации и повторы слогов.

1. Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса. (А.С. Пушкин)

2. Отговорила роща золотая

Березовый, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком (АР). (С.А. Есенин)

3. Море тронул ветерок с Марокко.

Шел самум. Храпел в снегах Архангельск.

Плыли свечи. Черновик «Пророка»

Просыхал, и брезжил день на Ганге(СР). (Б.Л. Пастернак) (60, 18)

17. Затранскрибируйте текст. Обратите внимание на выделенные рифмы. Чем различаются в них заударные гласные? Какое произношение этих тактов предполагал поэт? К какому стилю речи относится такое произношение?

От тебя все мысли отвлеку

Не в гостях, не за вином, так не небе.

У хозяев, рядом, по звонку

Отопрут кому-нибудь когда-нибудь.

Вырвусь к ним, к бряцанью декабря.

Только дверь – и вот я! Коридор один.

«Вы оттуда? Что там говорят?

Что слыхать? Какие сплетни в городе? (АР)

Ошибается ли еще тоска?

Шепчет ли потом: «Казалось – вылитая».

Приготовясь футов с сорока

Разлететься восклицаньем: «Вы ли это?»

Пощадят ли площади меня?

Ах, когда б вы знали, как тоскуется,

Когда вас раз сто в теченье дня

На ходу на сходствах ловит улица! (Б.Л. Пастернак)(СР) (60, 18)

18. Затранскрибируйте тексты, охарактеризуйте заударные гласные в рифмах. Одинаковы ли они?

1. Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера… (Ф. Тютчев)(АР)

2. О неженка, во имя прежних

И в этот раз твой

Наряд щебечет, как подснежник

Апрелю: Здравствуй! (Б.Л. Пастернак)

3. Не кинь меня в пропасть,

будь добра.

От этой ли струшу боли я?

Мне даже пиджак не жаль ободрать,

а грудь и бока –

тем более.(В. Маяковский) (СР) (60, 19)

19. Затранскрибируйте текст и распределите гласные по ряду, подъему, участию губ, дайте процентное соотношение этих гласных в тексте.

Настала осень золотая.

Природа трепетна, бледна,

Как жертва пышно убрана…

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.(АР)

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов (А.С. Пушкин).(СР) (55, 48)

20. Затранскрибируйте тексты.

По синим волнам океана,

Лишь звезды блеснут в небесах,

Корабль одинокий несется,

Несется на всех парусах (М.Ю. Лермонтов)(АР).

О небо, небо, ты мне будешь сниться!

Не может быть, чтоб ты совсем ослепло,

И день сгорел, как белая страница:

Немного дыма и немного пепла! (О. Мандельштам) (СР)(60, 9)

21. Затранскрибируйте текст (АР).

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево! (58, 38)

22. Даны предложение и слово. Определите, сколько раз все звуки этого слова встречаются в предложении(СР).

1) А Васька слушает, да ест. (вестник)

2) Аппетит приходит во время еды. (обход)

3) Береги честь смолоду. (счастье)

4) Человек человеку друг, товарищ и брат. (счастливый)

5) Волков бояться - в лес не ходить. (офицер) (57, 24)

23. Какие позиционные условия приводят к чередованию гласных в пределах одной морфемы? Выберите из предлагаемого перечня условий те, которые способствуют чередованию гласных (СР).

1) мена позиции по отношению к ударению

2) мена гласных соседних слогов

3) мена окружающих согласных:

а) звонкого на глухой, и наоборот

б) твердого на мягкий, и наоборот

в) смычного на фрикативный, и наоборот

г) шумного на сонорный, и наоборот

д) мена места образования согласного

4) мена характера слога, содержащего чередующиеся гласные:

а) открытого на закрытый, и наоборот

б) неприкрытого на прикрытый, и наоборот (60, 20-21).

Наши рекомендации