Личность как объект и субъект воспитания. Факторы и условия развития личности

Сущность личности

В общем развитии человека как общественного существа наблюдаются две взаимосвязанные линии – биологическая и социальная.

Человек рассматривается в науке как биосоциальное существо, как субъект исторической деятельности и познания.

Отдельный представитель человеческого рода безотносительно к его качествам является индивидом.

Личность – человек, достигший такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

       
  Личность как объект и субъект воспитания. Факторы и условия развития личности - student2.ru
 
    Личность как объект и субъект воспитания. Факторы и условия развития личности - student2.ru

В связи с этим характеристика понятий «человек» и «личность» может быть дополнена понятием «индивидуальность».

Индивидуальность характеризует непохожесть, своеобразие и отличие одного человека от другого, одной личности от другой, выделяется особыми чертами характера и темперамента, своеобразием творческой деятельности и способностей.

Процесс развития личности

В переводе с латинского процесс означает движение вперед, изменения.

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме.

Развитие связано с постоянными непрекращающимися изменениями, переходом из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс, его характерная особенность – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Движущая сила развития – борьба противоречий.

Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.

Различают внутренние и внешние противоречия, противоречия общие (универсальные), движущие развитием человеческих масс, и индивидуальные – характерные для отдельно взятого человека.

Результатом развития является становление человека как биологического вида и как социального существа – формирование. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижения уровня зрелости, устойчивости.

Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении.

Деятельность – это внутренняя и внешняя активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Активность – это присущая живому существу способность к самостоятельной силе реагирования.

Особый вид деятельности – общение.

Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Факторы развития личности

Процесс и результаты человеческого развития детерминируется совместным воздействием четырех факторов – наследственности, среды, воспитания и самовоспитания.

Под наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»), хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма.

От родителей к детям передаются внешние и внутренние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Генетически запрограммированы сочетание в организме различных белков, группа крови, резус-фактор.

К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов. По наследству передается ряд болезней и патологий (шизофрения, гемофилия, сахарный диабет и др.). Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.

Задатки обусловлены структурно-функциональными особенностями головного мозга, органов чувств, речедвигательных органов, являются природными предпосылками развития способностей. Под способностями принято понимать такие индивидуально-психологические особенности личности, которые являются одним из важнейших условий успешного выполнения определенных видов деятельности. Яркое проявление способностей принято считать одаренностью или талантом.

Особенно важен вопрос о наследовании нравственных качеств и психики. Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Дети не наследуют нравственных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, полностью зависит от среды и воспитания. Расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, равно как и других генов, причастных к нравственности.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя (домашняя) и дальняя (социальная) среда.

Человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды.

Продолжением и развитием воспитания является самовоспитание. Самовоспитание – сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование самой личности.

Наши рекомендации