Требования к оформлению конспекта урока
Контрольный план-конспект урока пишется на отдельных листах. Наглядность или схема наглядности прилагается к конспекту. Титульный лист конспекта оформляется следующим образом:
План-конспект
Урока ___________,
проведенного в ____ классе ____________) школы № ______
студенткой (ом)____ курса
Ф.И.О.
- Содержание конспекта включает разделы:
- Общие сведения (школа, класс, предмет, дата проведения).
- Тип урока: урок овладения новыми знаниями, урок закрепления умений и навыков, урок повторения, обобщения и систематизации, контроля, комбинированный.
- Тема урока. Формулировка темы урока должна быть не предметной, а учебной.
- Цель и задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные) должны быть конкретно сформулированы и соответствовать теме, содержанию урока, составу учащихся.
- Наглядность и оборудование.
- Ход урока.
В конспект заносятся все вопросы и задания, выводы, которые присутствовали на уроке. Четко выделяются этапы урока и виды работ. Содержание урока записывается подробно. Указывается индивидуальная работа.
Текст конспекта проверяется и заверяется педагогом-наставником (выставляются оценка, подпись наставника и печать школы). Возможны краткие замечания, пожелания по уроку.
Требования к оформлению конспекта внеклассного профориентационного занятия
- Конспект внеклассного мероприятия (в отдельной папке со схемой наглядных пособий) должен быть с оценкой, подписью классного руководителя, печатью школы. Если мероприятие было коллективным, то указывается роль каждого участника в нем. В содержание конспекта включаются:
- Общие сведения (школа, класс, дата проведения).
- Форма проведения и тема (например, практическое занятие на тему «Мастер-класс акварельной живописи» или занятие кружка «Юный дизайнер» и др.).
- Конкретные образовательные, воспитательные и развивающие цели.
- Обоснование выбора темы внеклассного мероприятия: почему взята именно эта тема, форма проведения; чего хотите добиться этим занятием от всей группы и отдельных детей; место данного занятия в системе воспитательной работы в классе.
- Оборудование для занятия.
- Ход занятия разрабатывается подробно, четко выделяется каждый этап, методы и приемы работы.
- Перечень использованной литературы с выходными данными.
Схема анализа урока
Анализ посещенного урока должен содержать две части: «фотографию» урока и выводы, предложения.
«Фотография» урока – это подробная запись его хода, которая выполняется по схеме: деятельность учителя (записываются этапы урока, методы, приемы, вопросы и задания) и деятельность учащихся (ответы учеников, их участие или неучастие в работе).
Выводы и предложения делаются после «фотографии» урока с учетом следующих моментов:
Общие сведения об уроке:
- Дата, школа, класс, предмет, Ф.И.О. учителя, место проведения, какой урок по счету.
- Тема урока, ее соответствие программе. Место данного урока в системе уроков по теме (разделу).
- Тип и структура урока. Правильность выбора типа урока с точки зрения темы в целом и целей занятия. Соответствие структуры данному типу урока, отклонения и их причины. Обеспечение целостности и завершенности урока.
- Цель и задачи урока: их соответствие теме, содержанию, составу учащихся класса.
Содержание урока:
- Соответствие материала урока программным требованиям, теме, целям, возрасту учащихся, связь с предыдущим и последующим материалом.
- Представления и понятия, формируемые на уроке. Объем изучаемого материала.
- Использование содержания учебного материала для активности познавательной и творческой деятельности учащихся.
- Воспитательная направленность урока.
Методическая сторона урока:
- Педагогическая обоснованность выбора методов, их разнообразие. Эффективность использования методов на разных этапах урока. Деятельность учителя и учащихся в условиях используемого метода.
- Обучающий характер урока: наличие нацеливания на каждый вид работы, проведение подготовительной работы, виды помощи учащимся, организация обратной связи.
- Использование наглядности: цель применения, правильность использования, грамотность использования.
- Способы индивидуализации и дифференциации заданий для учащихся.
- Развитие самостоятельности учащихся: самостоятельное применение знаний, умений в сходных и новых ситуациях.
Организационная сторона урока:
- Мобилизующее начало урока.
- Поведение учащихся на уроке, чем оно определяется.
- Поведение учителя: коммуникативные, организаторские умения.
- Правильность оценивания учащихся.
- Подготовка учащихся к выполнению практической работы.
- Соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку.
Результативность урока:
- Усвоение главного на уроке.
- Достижение целей, выполнение плана урока.
- Развивающее значение урока.
Обязанности руководителя практики, студента-практиканта,
Учителя-наставника