Контроль, оценка и учет результатов учебно-познавательной деятельности учащихся

Контроль результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Функции контроля. Содержание и виды контроля. Методы контроля, формы его организации. Оценка и отметка. Учет результатов учебно-познавательной деятельности учащихся.

В общепринятом понимании контроль означает проверку, систематический учет, а также наблюдение, осуществляемое с целью проверки. Он является компонентом процесса обучения, выполняя функцию руководства и управления учебной деятельностью учащихся, развития их творческих сил и способностей. Психолого-педагогическая сущность контроля в учебном процессе заключается в оказании помощи учащимся, создании атмосферы спокойного, доверительного отношения.

Функции контроля:

• контролирующая. Заключается в выявлении уровня знаний, умений и навыков учащихся, эффективности методов и приемов обучения, используемых учителем;

• образовательная. Контроль способствует расширению и углублению приобретаемых знаний, умений и навыков учащихся;

• воспитывающая. Заключается в приучении учащихся к систематической работе, выработке волевых усилий, повышает ответственность учащихся и др.

• развивающая. Способствует развитию познавательных интересов и способностей учащихся, мышления и др.

Содержание контроля за учебной деятельностью учащихся определяется: дидактическими задачами, спецификой учебных предметов, уровнем подготовки и развития учащихся.

Виды контроля:

• текущий. Осуществляется на уроках с целью обеспечения обратной связи;

• периодический. Проводится после изучения законченной части раздела программы и в конце учебного периода;

• итоговый. Осуществляется в конце учебного года и по окончании курса обучения.

Методы контроля.

• методы устного контроля: беседа, рассказ, чтение книги, чертежа, схемы и т.д.;

• методы письменного контроля: письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты, контрольные работы и т.д.;

• методы графического контроля: понимание связей и зависимостей между величинами, явлениями;

• методы практического контроля;

• методы программированного контроля;

• тестирование.

Организация контроля.

По формам организации контроль может быть: фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный.

Оценка успеваемости.

Оценить – значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь.

Оценка выражает качественное состояние подготовленности учащихся, выражается в оценочных суждениях и заключениях учителя.

Отметка – это количественная характеристика оценки, результат оценочного суждения, выраженный в баллах.

В настоящее время в школах существуют разные шкалы отметок, от 5 до 100 балльной. Однако до сих пор сохраняется формализм в выставлении оценок. Поэтому ведется активный поиск в данном направлении. Применяется рейтинговая система оценки, самооценки учащихся и др. подходы к ее совершенствованию.

Учет результатов учебно-познавательной деятельности учащихся

Под учетом понимается педагогически обобщенный итог работы учащихся и учителя за определенный промежуток времени.

Статистическая обработка оценок успеваемости по законченным темам, разделам программы и курсу учебной дисциплины позволяет учителю и руководству школы судить об эффективности учебного процесса. Поурочные, разрозненные оценки учащихся не всегда позволяют выявить типичное и характерное в их учебной работе. При учете же результатов учебно-познавательной деятельности можно получить достаточно полную картину о каждом ученике.

Технологии обучения

Педагогические технологии. Технологии обучения. Признаки педагогических технологий. Классификация технологий. Взаимосвязь технологий обучения и методики преподавания. Характеристика основных технологий обучения современной школы.

Массовое внедрение технологий обучения исследователи относят к началу 60-х годов ХХ века и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся: Дж. Кэрролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли. Отечественная теория и практика осущест­вления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, А. Г. Ривина, Л. Н. Ланда, Ю. К. Бабанского, П. М. Эрдниева, Н. П. Раченко, Л. Я. Зориной, В. П. Беспалько, М. В. Кларина и др.

В настоящее время технологии обучения рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.

Первоначально многие педагоги не делали различий между технологией обучения, обучающей технологией и педагогической технологией. Термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понима­лась как обучение с помощью технических средств. Сегодня педа­гогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практи­ке заранее спроектированного педагогического процесса. Такое представление о педагогической технологии предполагает:

• возможность разработки различных выверенных педагогиче­ских технологий специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовленности и богатый практический опыт;

• возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанных деятельностей учителя и учащихся.

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательную реализацию этих прин­ципов в их объективной взаимосвязи и позволяющих полно проявляться личности педагога.

В этом и состоит отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» отражает процедуру использования комплекса мето­дов и приемов обучения и воспитания безотносительно к осуществляющему их деятелю, то педагогическая технология предпола­гает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях.

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспи­тания. В.В. Пикан выделяет наиболее существенные признаки та­ких технологий:

• технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в ее основе лежит определенная методологическая, фи­лософская позиция автора. Так, можно различать технологию процесса передачи знаний и технологии развития личности;

• технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целе­выми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

• технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов ин­дивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации че­ловеческих и технических возможностей, диалогического общения;

• элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой, гаранти­ровать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;

• органичной частью педагогической технологии являются ди­агностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

В дидактике можно различать взаимосвязанные общие и част­ные технологии. К общим относятся технологии конструирова­ния, например процесса общения и его осуществления; частные - это технологии решения таких задач обучения, как педагогиче­ское стимулирование учебной деятельности, контроль и оценка результатов учения, и более конкретных - типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и др.

Итак, технологии обучения в отличие от методики преподава­ния предполагают разработку содержания и способов организа­ции деятельности самих школьников. Они требуют диагностиче­ского целеобразования и объективного контроля качества процесса обучения, направленного на развитие личности учащихся в целом.

К настоящему времени разработаны и используются в образовательной практике технологии трансформирования знаний, умений и навыков, разноуровневого, адаптивного, модульного обучения и др.

Технология трансформирования знаний, умений и навыков, или традиционная технология обучения, ориентирована на их передачу. При такой технологии на учителя возлагается полнота ответственности за воспроизводящую деятельность обучаемого. По­следнему остается роль исполнителя.

Технология коллективного взаимообучения (организованный диалог, сочетательный диалог, талгенизм - таланты и гении, коллективный способ обучения, работа учащихся в парах сменного состава) разработана А.Г.Ривиным, его учениками и последова­телями (В.К. Дьяченко, М.Д. Брайтермен, А. С. Соколов и др.)'.

Подготовка учебного материала при такой технологии заклю­чается в отборе учебных текстов, дополнительной и справочной литературы по теме урока (или циклу уроков), разделении учебного содержания на единицы усвоения (в авторском варианте – смысловые абзацы), разработке целевых заданий, в том числе и домашних. Ориентация учащихся включает два этапа:

• подготовительный, имеющий целью сформировать и отработать необходимые общеучебные умения и навыки: ориен­тироваться в пространстве; слушать партнера и слышать то, что он говорит; работать в шумовой среде; находить нужную информацию; использовать листки индивидуального учета; переводить образ в слова и слова в образы. Эти умения отрабатываются в хо­де специальных тренинговых занятий;

• ознакомительный, имеющий различные модификации, общим элементом которых является усвоение «правил игры», со­общение целевых установок, указание на характер проработки и способы учета результатов учения.

Ход учебного занятия в зависимости от возраста, содержания занятия, объема учебного материала и времени, отведенного на его изучение, избранного варианта технологии может протекать по-разному. Наиболее характерный вариант технологии коллек­тивного взаимообучения имеет следующие стадии:

• каждый ученик прорабатывает свой абзац (это может быть буква, слог, слово, предложение, часть текста, описание, характе­ристика, пункт или параграф учебника, статья, исторический до­кумент и т.д.);

• обмен знаниями с партнером, происходящий по правилам ро­левой игры «учитель-ученик». Причем смена ролей обязательна. Обучающий предлагает свой вариант заглавия абзаца, свой план, отвечает на поставленные вопросы, предлагает контрольные вопросы или задания и т.п. Эта стадия заканчивается обменом абзацев;

• проработка только что воспринятой информации и поиск нового партнера для взаимообучения и т.д.

Учет выполненных заданий ведется либо в индивидуальной кар­точке, либо в групповой ведомости, в которой указаны все учебные элементы и фамилии участников организованного диалога.

В условиях технологии коллективного взаимообучения каждый обучаемый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе. У него повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимули­ровании других учащихся, что позитивно сказывается на микро­климате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Технология полного усвоения, авторами которой являются Дж. Кэрролл и Б. Блум, предполагает реорганизацию традицион­ной классно-урочной системы, задающей для всех учеников одно и то же учебное время и содержание, условия труда, но имеющей на выходе неоднозначные результаты. Технология полного усвоения задает единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда.

Ключевым понятием этой технологии служит эталон (критерий) полного усвоения, т.е. планируемые результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися. Этот эталон задается в унифицированном виде с помощью таксономии целей, т.е. иерархически взаимосвязанной системы педагогических целей, разрабо­танных для мыслительной (когнитивной), чувственной (аффектив­ной) и психомоторной сфер.

Главное требование к определению эталона – его операциональность и диагностичность. Другими словами, постановка цели должна быть доведена до уровня однозначного понимания учи­телем и учащимся планируемых показателей полного усвоения учебного содержания. Для этого цели формулируются через кон­кретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся, чтобы подтвердить достижение эталона. К целям познавательной деятельности относятся:

• знания – ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру и т.д.);

• понимание – ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую, интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий и т.п.;

• применение – ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации;

• анализ – ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознает принципы построения целого;

• синтез – ученик проявляет умения комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной, например, пишет творческое сочинение, предлагает план эксперимента, решение проблемы;

• оценка – ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели.

Подготовка учебного материала при данной технологии состоит в выделении учебных единиц, фрагментов учебной инфор­мации с указанием планируемых сроков изучения (несколько уро­ков, недель и т.д.). По каждой из единиц усвоения готовится контрольное задание (тест) по двухбалльной шкале (зачет-незачет). По всей теме определяется эталон ее полного усвоения.

Ориентация учащихся имеет целью обеспечить мотивацию совместной работы класса с учителем на договорных началах и разъяснить основные принципы данного способа обучения. Так, отметка за усвоение темы (раздела, курса) выставляется после за­ключительной проверки по указанному учащимся эталону. Уче­ник, достигший эталона, получает «отлично». Если все учащиеся будут помогать друг другу, то отличные результаты гарантированы всем. Каждый ученик получает необходимую помощь, разъяс­нение, поддержку.

В случае затруднений каждому ученику дается возможность выбора альтернативных процедур для их преодоления.

Деятельность учителя в рамках учебной единицы предполагает следующее:

• ознакомление с учебными целями;

• предъявление общего плана обучения;

• процесс обучения, при этом изложение нового материала осуществляется традиционно;

• организация текущей проверки;

• оценивание текущих результатов и выявление учащихся как правильно, так и неверно усвоивших учебный элемент;

• коррекционная работа с учащимися, не достигшими полного усвоения, организация малых подгрупп взаимопомощи;

• повторное тестирование тех учащихся, которым была оказана помощь.

Аналогично проводится работа по всем единицам усвоения, завершающаяся итоговым тестом и оценкой усвоения материала в целом каждым учеником.

Технология разноуровневого обучения позволяет создать педагогические условия для включения каждого ученика в деятель­ность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Разра­ботка этой технологии была вызвана тем, что традиционная классно-урочная система, ориентированная на обучение всех де­тей по унифицированным программам и методикам, не может обеспечить полноценного развития каждого ученика. В образова­тельном процессе учитель имеет дело с индивидуальностями, имеющими различные склонности, интересы, потребности и мотивы, особенности темперамента, свойства мышления и памяти, эмоциональной сферы, способности к научению и др., что никак не отражается на особенностях их общения.

Исследования института психологии РАН показали, что дети с врожденными замедленными динамическими характеристиками личности обречены на неизбежные затруднения при работе в едином для всего класса темпе. Вот почему требования обучать всех быстрым темпом и на высоком уровне сложности невыполнимы для всех учеников.

Эта проблема может быть решена посредством уровневой дифференциации, организованной путем деления потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из ко­торых овладевает программным материалом в различных образо­вательных областях на базовом (государственный стандарт) и вариативном (творческом или подготовительном к базовому) уров­нях (В. В. Фирсов).

Технология модульного обучения основана на парадигме, суть которой состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, орга­низовывать, координировать, консультировать, контролировать (Т. И. Шамова).

Наиболее обстоятельно технология модульного обучения разработана П. Ю. Цявичене. По ее мнению, сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно (или с опре­деленной мерой помощи) достигает конкретных целей в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.

Модуль выступает технологическим средством модульного обучения, так как в него входят целевой план действий, банк ин­формации, методическое руководство по достижению дидактиче­ских целей. Модуль – это и программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятель­ности, темпу учебно-познавательной деятельности.

Содержание обучения в условиях применения данной технологии представлено в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках). Их усвоение осуществляется в соответствии с дидактической целью, которая содержит в себе указа­ние не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.

При модульном обучении максимальное время отводится на са­мостоятельную работу. Ученик учится целеполаганию, планированию, организации, самоконтролю и самооценке. Это дает ему возмож­ность осознать себя в учебной деятельности, самому определить уро­вень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях.

Использование технологии модульного обучения предполагает знание учителем некоторых правил, позволяющих каждому ученику вместе с учителем управлять своим учением:

• перед каждым модулем нужно проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю;

• в случае необходимости проводится соответствующая кор­рекция знаний учащихся;

• обязательно осуществляется текущий и промежуточный кон­троль в конце каждого учебного элемента в виде самоконтроля, взаимоконтроля, сверки с образцом и т.д.;

• после завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль.

Текущий и промежуточный контроль имеют своей целью выявление пробелов в усвоении и их своевременное устранение, а выходной контроль показывает уровень усвоения модуля и тоже предполагает обязательную доработку.

Можно сочетать традиционную систему обучения с модульной. В старших классах лекционная система вполне согласуется с технологией модульного обучения. В такую технологию хорошо вписывается работа индивидуальная, в паре, в группах. Модули могут использоваться в любой организационной системе обучения и тем самым улучшать ее качество и повышать эффективность.

Технология гарантированного обучения, известная как педаго­гическая технология профессора В. М. Монахова, представляет собой модель совместной педагогической деятельности по проектиро­ванию и осуществлению учебного процесса.

Согласно технологии гарантированного обучения в деятельности учителя выделяются два этапа: проектирования и реализации учебного процесса. Этап проектирования связан с конструирова­нием на основе технологических предписаний и процедур техно­логической карты, которую В. М. Монахов называет «паспортом проекта будущего учебного процесса в данном классе».

В технологической карте представлены целеполагание, диагностика, внеаудиторная самостоятельная работа (домашние задания), логическая структура проекта, коррекция.

Этап реализации направлен на воплощение разработанного проекта в конкретных условиях образовательного процесса.

Наши рекомендации