Структура учебно-познавательной деятельности учащихся

В процессе обучения

Хотя овладение изучаемым материалом и происходит под руководством учителя, оно представляет собой своеобразный процесс самостоятельного «открытия» учеником уже имеющихся в науке знаний. В этом случае учение требует «воссоздания» в более свернутом виде тех мыслительных операций и практических действий, которые когда-то совершались в процессе научного исследования тех или иных явлений и предметов. С этой точки зрения учебно-познавательная деятельность учащихся в процессе обучения включает в себя три взаимосвязанные стадии:

1. На первой стадии происходит восприятие, осмысление и запоминание изучаемого материала, или усвоение теоретических знаний.

2. На второй стадии осуществляется выработка умений и навыков по применению этих знаний на практике, что требует организации специальных тренировочных упражнений.

3. На третьей стадии происходит дальнейшее повторение и углубление знаний по изучаемому материалу, их закрепление и совершенствование практических умений и навыков.

Усвоение теоретического материаланачинается с восприятия изучаемого материала. Сущность данного познавательного действия состоит в том, что учащиеся с помощью органов чувств (слуха, зрения, обоняния и осязания) воспринимают внешние признаки изучаемых предметов и явлений. Восприятие – это отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов и явлений. Результатом восприятия является формирование представлений, т.е. низшей формы знаний, поскольку представление – это сохранение в сознании человека внешних образов, признаков, свойств воспринятых предметов и явлений без раскрытия их сущности.

Постигнуть эту сущность можно только с помощью мышления, осмысления. Осмысление – это такая мыслительная деятельность человека, в процессе которой он раскрывает сущность изучаемых предметов и явлений и формирует научные понятия. Этот процесс включает в себя следующие мыслительные операции:

· анализ воспринятых внешних свойств и признаков изучаемых предметов и явлений, зафиксированных в представлениях;

· логическую группировку признаков и свойств изучаемых предметов и явлений и выделение из них наиболее существенных и общих для всех предметов и явлений подобного рода;

· «мысленное» постижение сущности (причин и следствий) изучаемых предметов и явлений и формулирование теоретических понятий или обобщающих выводов, правил и т.д.;

· проверку обоснованности и истинности сделанных теоретических выводов.

Результатом осмысления является понимание изучаемого материала и образование понятий. Понятие – это форма научного знания, в которой раскрывается сущность познаваемых предметов и явлений и которая выражается в виде законов, правил, выводов и других теоретических обобщений. На большинстве уроков учителю в различных формах нужно дважды объяснять новый материал, чтобы учащиеся осуществляли его первичное и последующее более обстоятельное и глубокое осмысление.

Овладение изучаемым материалом не сводится только к его пониманию, нужно сохранять его в памяти и уметь свободно и логично воспроизводить, а для этого необходимо запоминание изучаемого материала. Для овладения изучаемым материалом существенное значение имеют его временные рамки. С этой точки зрения, выделяют запоминание концентрированное, которое осуществляется в один присест, и рассредоточенное, когда усвоение материала осуществляется в несколько приемов и рассредоточивается во времени. При концентрированном запоминании знания переходят в оперативную, кратковременную память и быстро забываются. Рассредоточенное же запоминание способствует переводу знаний в долговременную память. Вот почему в процессе обучения необходимо рекомендовать учащимся пользоваться приемами рассредоточенного запоминания. Лучшим средством запоминания изучаемого материала является его активное воспроизведение:

- пересказ вслух или про себя;

- устные ответы на вопросы для самоконтроля, приводимые в учебнике после каждой темы;

- составление плана прочитанного;

- устное или письменное составление тезисов;

- выделение опорных слов и т.д.

Кроме того, существует мнемотехника (мнемоника) – совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание. Существенным условием успешного запоминания является его произвольность – намерение школьника прочно усвоить изученный материал, мобилизация всех усилий в этом направлении. Знать изучаемый материал – значит уметь:

§ осмысленно и полностью его воспроизводить;

§ воспроизводить его в сокращенном виде;

§ выделять в материале главные положения;

§ разъяснять сущность усвоенных правил, выводов, законов и т.п.;

§ отвечать на прямые и косвенные вопросы по изучаемому материалу;

§ расчленять его на смысловые части и составлять его план в устном и письменном виде;

§ иллюстрировать усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами;

§ устанавливать связь изучаемого материала с ранее пройденным;

§ применять полученные знания на практике;

§ выделять мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изучаемом материале, выражать свое отношение к ним.

Таким образом, запоминание изучаемого материала не имеет ничего общего с его механическим зазубриванием. Результатом запоминания является формирование знаний. Знание – это понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные положение науки и вытекающие из них теоретические обобщения (правила, законы, определения, теоремы и т.п.).

Организация упражнений по применению знаний на практике и формированию умений и навыков. Это очень важная стадия в процессе овладения изучаемым материалом. Она обусловливается не только тем, что знания нужны человеку для жизненной практики и духовного развития, но и тем, что формирование практических умений и навыков способствует более глубокому осмыслению изучаемого материала, развитию сообразительности и творческих способностей. Ее результатом является формирование умений и навыков. Умение – это овладение способами (действиями, приемами) применения полученных теоретических знаний на практике. Навык – это составной элемент умения, это автоматизированное умение, доведенное до высокой степени совершенства. Весьма существенное значение для организации упражнений по применению теоретических знаний на практике имеют два положения:

1. Тренировочные упражнения только тогда дают эффект и выполняются осмысленно, когда учащиеся хорошо овладели теорией.

2. Процесс применения усвоенных знаний на практике имеет свои трудности. Это связано с тем, что общее проявляется в большом многообразии конкретного, например: правило правописания безударных гласных в корне довольное простое само по себе, но чтобы его применить, учащемуся нужно в каждом отдельном случае уметь находить корень слова и изменять его так, чтобы безударная гласная стала ударной.

Повторение, обобщение и систематизация изучаемого материала осуществляется с целью углубления знаний и совершенствования практических умений и навыков. Это очень сложная стадия в овладении изучаемым материалом. Ее основой является положение о том, что познание – не прямая линия, а кривая, бесконечно приближающаяся к ряду кругов, к спирали. Это значит, что овладение знаниями не сводится к одному познавательному акту, что искомое не раскрывается сразу во всем многообразии и требует дальнейшей умственной и практической деятельности по более глубокому усвоению. Поскольку как бы хорошо ни был усвоен изучаемый материал на уроках, это усвоение (запоминание) носит концентрированный характер, а для достижения прочности знаний необходим рассредоточенный характер усвоения, что и позволяет сделать правильно организованное повторение.

Только осуществление обучающимися полного цикла учебно-познавательных действий обеспечивает глубокое и прочное овладение программным материалом, их умственное развитие, формирование научного мировоззрения, нравственной и эстетической культуры.

Тема 3.3Современные дидактические концепции начального общего образования

Содержание темы:

Концепция Л.В. Занкова. Концепция В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.

Краткие теоретические сведения по теме:

Наши рекомендации