Школа-парк (м. а. балабан)
Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь.
Балабан Милослав Александрович - доцент МГУ, пропагандист и координатор международной программы EPOS (educational park of open studios).
Прообразом организации процесса в Школе-парке являются открытые студии в Древней Греции, где среди прочих мастеров Сократ, Платон и Аристотель вели обучающие беседы-диалоги со студентами, которых интересовали различные проблемы мироустройства. Другим аналогом прошлого (до XVII века) могут служить формы ученичества в продуктивной среде (семье, мастерской, ферме). Сегодняшние частные прототипы - парк-школы Саммерхилл в Англии и Садбери Вэлли в США.
Эта технология интегрирует идеи и принципы ряда образовательных технологий, среди которых в первую очередь следует назвать белл-ланкастерскую систему, систему С. Френе, Йена-план, коллективный способ обучения (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко), воспитательную методику И. П. Иванова.
В 95-й школе Екатеринбурга (типичная массовая школа на окраине города, 1200 учащихся, двухсменный режим работы) парковую технологию внедряют с 1993 года.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: гуманистическая. По основному фактору развития: социогенная + биогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + гештальт. По ориентации на личностные структуры: СУД + СЭН + СДП. По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобразовательная + профессиональная, гуманистическая.
По типу управления познавательной деятельностью: система «репетитор».
По организационным формам: индивидуальная.
По подходу к ребенку: личностно-ориентированная + свободного воспитания.
По преобладающему методу: диалогическая.
По направлению модернизации: альтернативная.
По категории обучаемых: любые категории.
Целевые ориентации
• Развитие личности к наивысшему индивидуальному потенциалу.
Концептуальные положения
• Образование рассматривается как органический процесс развития - полная реализация личных потенций каждого индивида.
• Интеллектуальное развитие происходит не как усвоение чужого знания, а как естественная модернизация своего собственного опыта.
• Школьный класс - замкнутая группа принудительного членства становится открытой студией свободного доступа.
• Учебники и программы из казенных орудий внешней сортировки учащихся по способностям становятся полезными справочниками.
• Пересматривается система учебных ценностей - многие истины быстро становятся частными мнениями.
• Отношения учителя с учеником строятся в режиме частного общения с избранным тобой человеком.
Особенности содержания
Содержание образования резко отличается от традиционного тем, что вместо казенного набора ЗУНов, предлагаемых программой, каждая парк-студия предлагает ученикам возможности умственного развития по своему предмету познания. А само предметное развитие рассматривается как локальное (хотя и сопряженное с другими сферами) углубление членораздельной организации мира.
В парк-школе действует открытый набор всяких других, менее академических, но не менее актуальных для развития студий (от кухонных, авторемонтных и столярных до торговых, спортивных и компьютерных), для того чтобы профессионально выполнять те образовательные функции, которые испокон веку выполнял весь конгломерат автономных видов семейного, трудового и даже уличного ученичества.
Особенности методики
Школа-парк основана на разновозрастных объединениях детей - открытых студиях.
Открытая студия отличается от класса тем, что это не группа учеников, пришедших на урок, и это не группа учеников, формально принадлежащих к одному уровню подготовки. В отличие от номинальной структуры класса, где иерархия способностей как бы несущественна для главного ритуала урока и где каждый предстает голым одиночкой перед учителем-драйвером, в открытой студии действуетиерархичная структура старших и младших во главе с учителем-лидером. Со временем в такой студии складывается и материальная структура, типичная для мастерской, где каждый мастер и подмастерье знает свое место. Правда, на особой периферии такой студии-мастерской еще предусмотрено место для случайных посетителей и постоянных клиентов, как в любой мастерской сферы услуг.
По форме управления и организации учебного процесса студия резко отличается от урока, где учитель выполняет административную функцию драйвера-погонялы. В открытой студии-мастерской учитель -старший мастер, здесь он действует как лидер-эксперт, к которому обращаются в случае надобности. Реальное обучение идет в системевозрастных вертикалей, между которыми часто возникает негласное, но вполне доброе соревнование. Никаких особых возрастных пределов (кроме чисто физических, связанных с техникой безопасности, младенческой и старческой немощью и т. п. ) здесь не устанавливается. Учебная работа идет в деловом общении старших учеников (как рядовых мастеров в своих более узких проблемах) с младшими, которые выполняют функции подмастерьев, или тех же младших — с постоянными клиентами и посетителями, где они выполняют функции старших - гидов типа чичероне.
Основной метод обучения -диалог, речевое общение партнеров.
Речевая практика допускает любое число партнеров, каждый из которых делает свой ход (реплику, которая может быть и вполне нулевой) по своим личным, но динамично согласуемым с партнером правилам. И когда учителю удается вести урок в таком режиме открытой речевой игры (вместо замкнутых циклов типа «опрос - объяснение - закрепление - опрос» учебного материала), ученик получает возможность развивать свое, сугубо личное знание в объектной сфере данного учебного предмета. Игры можно проводить на материале практически любого учебника для школы и вуза без слишком драматичного нарушения норм классно-урочного ритуала. Например, самая интересная выглядит как обычный просмотр учебника, страница за страницей, с речевым, моторным, жестовым и всяким другим (включая гримасный) комментарием учителя и учеников по поводу его содержания.
Именно открытый диапазон таких значимых (для всей группы!) замечаний снимает с учителя функцию казенного оценщика ответов и переводит занятие в режим свободного, частного, сугубо личного дела каждого из участников.
Оценивание результатов.В парк-школе и в каждой открытой студии существует иная задача: обеспечить каждому ощущение нормального роста на самом действенном (в обучении) уровне - уровнесамооценки. Оценки вводятся официально в трех последних, выпускных классах. Этого вполне достаточно, чтобы выдать каждому вполне реальный аттестат зрелости.
Мощная парк-школа, состоящая из множества открытых рабочих студий, представляет эффективную модель воспитания.
Литература
1. Балабан М. Бесплатная реформа //Педагогический калейдоскоп. — 1994. - № 13—14.
2. Балабан М. Право на неграмотность //Педагогический калейдоскоп. — 1995. - № 6.
3. Балован М. Выпустим школу на волю //Первое сентября. — 1997. - № 30, 33.
4. Бабалан М. Новая жизнь без революции //Первое сентября. — 1996. - № 67.
5. Балабан М. Что такое школа-парк //Первое сентября. — 1993. - № 7. 6- Балабан М. Свободные парк-школы: учебные материалы для аналитических семинаров по педагогике массового образования. — М. : НИВЦ МГУ, 1992.
7. Соловейчик С. Мечта и действительность //Первое сентября. — 1996. - № 100.