Тема 16. Роберт Парк и Чикагская школа социологии

Институциональный, интеллектуальный и социальный контексты формирования Чикагской школы. Феномен «научных школ» в социологии: была ли Чикагская школа или это всего лишь сконструированный «миф»? Предыстория Чикагской школы: ранняя американская социология; А. Смолл; Уильям Айзек Томас. Исследование «Польский крестьянин в Европе и Америке». Качественные методы в этом исследования. Понятия «ситуации», «определения ситуации», «установки».

Принцип учета «субъективной точки зрения». «Теорема Томаса».

Роберт Эзра Парк – интеллектуальный лидер Чикагской школы. Исследовательские программы Чикагской школы. Эмпирические исследования чикагцев, их тематика, связь с социальными проблемами, практическими запросами и социальной политикой. Общая «схема соотнесения» чикагских исследований («социальноэкологический подход»), роль Парка в ее разработке. Ориентация Парка на синтез разных социологических традиций.

Социология как общая и специальная наука. Концепция человеческой природы, коллективного поведения и социального порядка. Человеческая экология и социальная психология как компоненты социологии, их совмещение в социальноэкологическом подходе. «Биотическое» и «культурное». Четыре уровня социальной организации: экологический, экономический, политический, культурный.

Экологический порядок. «Паутина жизни». Понятия сообщества и естественного ареала. Принципы конкуренции, сукцессии, господства как главные организующие силы на экологическом уровне. Человеческие сообщества и сообщества растений и животных: сходства и отличия. Культурный (моральный) порядок и его связь с коммуникацией. Цикл ассимиляции: «конкуренция – конфликт – аккомодация – ассимиляция». «Соревновательная кооперация» и «консенсус» («согласие»).

Человек как «индивидуальный организм» и «персона». Ролевое строение «персоны». Концепция «маргинального человека»: связь маргинальности с культурным конфликтом.

Чикагская «городская социология». Город как «социальная лаборатория». Городское сообщество как «пространственная конфигурация» и «моральный порядок». Совмещение количественных и качественных методов в городских исследованиях. Теория городского «метаболизма» и концентрическая модель «роста города» (городских зон) Э.У. Бёрджесса. «Вторжения» и «сукцессии» в развитии города. Модель социального изменения.

Чикагские исследования городских сообществ («естественных ареалов»), на примере исследования Харви Уоррена Зорбо «Золотой Берег и трущобы».

Чикагская социологическая традиция после Парка.

Основная литература:

Бёрджесс Э.У. Рост города: введение в исследовательский проект // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 2000, № 4. С. 122-136 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Зорбо Х.У. Золотой Берег и трущобы (избранные главы) // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 2004, № 3, с. 115-154; 2004, № 4, с. 140175 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Парк Р.Э. Экология человека // Теоретическая социология / Под ред. С.П. Баньковской. М., 2002. Ч. 1. С. 374-390.

Парк Р.Э. Конкуренция. Конфликт. Аккомодация. Ассимиляция // Там же. С.

390-421.

Парк Р.Э. Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 2000, № 3. С. 136-150 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Парк Р.Э. Культурный конфликт и маргинальный человек // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 1998, № 2. С. 172-175 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Дополнительная литература:

Парк Р.Э. Физика и общество // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 1997, № 4. С. 135-157 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Парк Р.Э. Человеческая миграция и маргинальный человек // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 1998, № 3. С. 167-176 (есть электронная версия в Хрестоматии).

История теоретической социологии / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1998. Т. 3. С. 51-60, 103-139.

Классики теоретической социологии ХХ века: Рабочая тетрадь. М., 2000.

Козер Л. Мастера социологической мысли. М.: Норма, 2006. С. 275-318.

Николаев В.Г. Чикагская школа социологии // История социологии XIX – первой половины ХХ века / Под ред. В.И. Добренькова. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 497-520.

Тема 17. Рождение символического интеракционизма: «социальный бихевиоризм» Джорджа Герберта Мида.

Ранние интеракционистские концепции в американской социологии и социальной психологии (Ч.Х.Кули, У. Томас). Джордж Герберт Мид как основоположник символического интеракционизма. Социальный бихевиоризм Мида versus классический бихевиоризм Уотсона. Философия прагматизма, ее значимость для развития символического интеракционизма.

Понятие «акта». Схема акта как альтернатива модели «стимул-реакция». Фазы акта («импульс», «перцепция», «манипуляция», «консуммация»); связь между ними. Социальная природа акта. Акт как взаимодействие «живой формы» со средой.

Понятийный анализ взаимодействия: «жест», «разговор жестов», «объект», «значение», «символ», «интерпретация». Роль языка в организации взаимодействия. Общество как процесс взаимодействия. Два уровня взаимодействия: несимволический и символический. Социальная природа мышления: мышление как «внутренний диалог» и «репетиция в воображении».

«Я» (self), его связь с взаимодействием. «Я» как процесс. Два аспекта человеческого «Я»: «I» и «me». Социальная (ролевая) природа «Я». Генезис «Я»: принятие ролей и установок другого, других, обобщенного (генерализованного) другого. Установка генерализованного другого как установка сообщества. Концепция развития «Я» (социализации) Мида: имитация, спонтанная игра (play), организованная игра (game).

«Множественное Я». Понимание социальности как «множественности перспектив». Принцип относительности в социально-психологической концепции Мида.

Развитие идей Мида в социологии и социальной психологии: чикагская (Г.

Блумер) и айовская (М. Кун) версии символического интеракционизма.

Основная литература:

Мид Дж. Г. Я и организм // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 1997, № 4. С. 164-172 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Мид Дж. Г. Я и субъективное // Там же. С. 172-181 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Мид Дж. Г. «I» и «me» // Там же. С. 181-186 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Мид Дж. Г. «I» и «me» как фазы человеческого Я // Там же. С. 186-195 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Мид Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996. С. 213-221.

Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Там же. С. 222-224.

Мид Дж. Аз и Я // Там же. С. 225-234.

Дополнительная литература:

Мид Дж. Г. Научный метод и моральные науки // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 2009, № 1. С. 152-169.

Мид Дж. Г. Избранное. М., 2009.

Мид Дж. Психология пунитивного правосудия // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996. С. 235-257.

Ионин Л.Г. Дж. Г. Мид – основоположник символического интеракционизма // История теоретической социологии / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1998. Т. 3. С.

276-281.

Классики теоретической социологии ХХ века: Рабочая тетрадь. М., 2000.

Козер Л. Мастера социологической мысли. М., 2006. С. 239-274.

Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002. С. 242-259.

Тема 18. Функционализм и структурализм в британской социальной антропологии 1-й половины ХХ века: Бронислав Малиновский и Альфред Реджинальд Рэдклифф-Браун.

Дюркгеймовская традиция в британской социальной антропологии. Социальная антропология и социология.

Функционализм Бронислава Малиновского. Культура как предмет изучения. Холизм в толковании культуры, его значимость для полевых исследований. Функциональный анализ и теория потребностей. Биологически и культурно детерминированные потребности. Двойная детерминация человеческого поведения. Инструментальные и интегративные культурные «императивы». Теория институтов; связь институционального анализа с функциональным; многофункциональный и интегративный характер институтов. Понятие хартии. Малиновский о роли эмпирических исследований в развитии социально-научного знания.

Натуралистический структурализм Альфреда Рэдклифф-Брауна как один из вариантов развития дюркгеймианской социологии. Социальная антропология как «сравнительная социология». Теория, метод и полевое исследование; их соотношение и взаимосвязь. Рэдклифф-Браун о роли понятий в построении теории. Социальная структура как «сеть социальных отношений». «Диадические отношения», модели их анализа. Место исследований систем родства в социологическом познании. «Персона» и ее связь с социальной структурой. Анализ «социальных отношений» и «институтов» («социальных обычаев»). «Социальные ценности». Концепция религии и ритуала: развитие социологии религии Дюркгейма. Проект «естественной науки об обществе» как квинтэссенция рэдклифф-брауновской социологии. Структурный редукционизм.

Влияние британского функционализма и структурализма на позднейшую социологию и социальную антропологию.

Основная литература:

Рэдклифф-Браун А.Р. Социальная структура // Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. М., 2001. С. 257-275 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Рэдклифф-Браун А.Р. Сравнительный метод в социальной антропологии // Там же. С. 172-204 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Малиновский Б. Научная теория культуры (фрагменты) // Культурология.

Дайджест. 2001, № 1. С. 33-104 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Дополнительная литература:

Николаев В.Г. Ранний функционализм и структурализм в британской социальной антропологии // История социологии XIX – первой половины ХХ века. М., 2004. С. 197-232.

Николаев В.Г. Сравнительная социология А.Р. Рэдклифф-Брауна // РэдклиффБраун А.Р. Метод в социальной антропологии. М., 2001. С. 297-408.

Наши рекомендации