На уроках окружающего мира
Развитие познавательной активности младших школьников
Активность личности в обучении является важнейшим фактором для достижения целей обучения, общего развития личности.
Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков. В проекте стандарта сказано, что ребёнок, оканчивающий начальную школу, – это человек любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.
Однако педагоги часто отмечают у школьников равнодушие к знаниям, нежелание учиться, узнавать что-то новое, низкий уровень познавательной активности.
Одним из интереснейших, на мой взгляд, является такой учебный предмет, как окружающий мир. К сожалению, многим учителям он не нравится, поэтому часто работа на уроке сводится к чтению, комментированию и пересказу текста учебника. А ведь именно этот учебный курс является благодатной почвой для развития познавательной активности младших школьников.
Развитие познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира может происходить по двум основным направлениям. С одной стороны, этому способствует само содержание учебного предмета. С другой стороны, развитие происходит путём определённой организации познавательной деятельности учащихся.
Остановимся на некоторых способах развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.
Очень нравятся учащимся уроки, необычные по организации, форме проведения, например: уроки-соревнования; уроки – КВН («Животные нашего края»); уроки - творческие отчёты; уроки-конкурсы; уроки-обобщения; уроки-игры («Поле чудес», «Крестики-нолики»); уроки-экскурсии («В гости к осени», «Наша школа»), уроки-путешествия («Путешествие по природным зонам России»), интегрированные уроки и многие другие. Однако часто использовать их нецелесообразно.
Ценным средством развития познавательной активности детей является игра.
Познавательные игры расширяют объём получаемой информации, стимулируют процесс перехода от любопытства к любознательности; активизируют психические процессы; являются прекрасным средством развития интеллектуальных и творческих способностей; снижают психические и физические нагрузки; заряжают положительными эмоциями; способствуют созданию зоны ближайшего развития, дают возможность подготовить сознание для восприятия нового.
Вот некоторые примеры различных видов игр.
Дидактическая игра «Деревья леса». Детям предлагаются карточки трёх видов: изображения деревьев, изображения веток деревьев и названия деревьев. Учащиеся устанавливают соответствие между изображением дерева и его ветки, ищут название растения.
Сюжетно-ролевая игра «Погода». Учитель делит учащихся на три группы: «люди», «растения», «животные». Затем педагог с помощью карточек сигнализирует о природном или погодном явлении. После сигнала каждая группа детей реагирует на это явление в соответствии с ролью (с помощью движений и мимики).
Деловая игра «Компетентность». Участниками игры являются: конкуренты (команды учащихся), наниматели (группа учеников, определяющих победителя), арбитр (учитель, решающий спорные вопросы). Класс делится на несколько команд. Учитель за одну-две недели до игры сообщает тему. Каждая команда готовит для конкурентов пакет заданий. Желательно, чтобы приготовленные задания предварительно просмотрел учитель. Во время игры команды обмениваются пакетами заданий и решают их в отведённое время. После этого на каждый вопрос команды-соперницы отвечает тот участник отвечающей команды, которого выберут соперники. В конце игры наниматели совещаются и определяют победителя, а учитель делает краткий «разбор полётов», обращает внимание на ошибки.
Игра «Да-нетка». Учитель загадывает какой-нибудь объект. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами «да», «нет», «и да и нет».
Способствует развитию познавательной активности и широкое применение проблемно-задачного подхода. Решая познавательные и практические задачи, отвечая на проблемные вопросы, анализируя предложенные ситуации, ребёнок включается в диалог, учится нестандартно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи.
Например, при изучении темы «Природные зоны России» можно предложить учащимся решить такие изобретательские задачи:
1. Бывает, хозяин ледяных пустынь – белый медведь - приходит к людям в гости, ведь вокруг человеческих жилищ круглый год аппетитный запах. Но не всегда этот гость для человека безопасен. Но не убивать же белого медведя только за то, что он в гости без приглашения ходит. Что же делать людям, если медведь забредёт к ним в гости?
2. Ежата появляются на свет ранней весной, когда в лесу ещё очень холодно. У них нет меха – только колючки. Малышам холодно в норе, особенно когда мама уходит за кормом. Как защитить ежат от переохлаждения?
Изучая тему «Растения. Части растений», можно предложить учащимся такие проблемные вопросы:
1. В одной сказке «боб хохотал, хохотал да и лопнул от смеха». А может ли боб на самом деле лопнуть?
2. В книге К. Паустовского «Чёрное море» есть рассказ о пароходе, в трюме которого перевозили горох. Не дойдя до порта, пароход сел на мель и получил пробоину. Вода просочилась в трюм. Через некоторое время сильный взрыв разорвал пароход пополам. Почему в этом взрыве обвинили горох?
3. Почему на верхушках деревьев листья опадают последними?
Младшие школьники очень любят искать ошибки, поэтому часто предлагаю учащимся тексты-описания, фенологические рассказы с ошибками. Например, при изучении темы «В гости к осени» можно предложить такой текст.
«На дворе стоял октябрь. Рано утром я вышел из дома. Мне очень хотелось посмотреть, что сейчас в лесу делается. Я шёл по шелковистой зелёной траве, на которой блестели капли дождя. В лесу было необыкновенно тихо. Далеко видно в лесу, а всё потому, что листья опадают с деревьев. Бесшумно падают жёлтые, красные, бурые листочки на землю и устилают её тёплым покрывалом, чтобы зимой земле тепло было. А сквозь этот великолепный ковёр проглядывали красные ягодки земляники.»
Для решения задач экологического воспитания можно предлагать ситуации для анализа и выбора способа поведения. Например, ситуация «По грибы».
«Отправились Игорь и его дед Василий в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые грибы да мухоморы, которые Игорь сбивал палкой.
- Зачем ты это делаешь? – спросил дед.
- Они же несъедобные, поганки! – ответил Игорь.»
Существенно повышает интерес учащихся к учебному предмету и использование на уроке наглядности. Ведь многие дети не знают, как выглядят многие виды растений, животных, им трудно даже по описанию представить себе, что такое пустыня или степь. Значит, нужно это показать!
Использование занимательного материала на уроках окружающего мира также способствует развитию познавательной активности. Включённые в урок загадки, сказки, легенды, просто интересные факты из жизни растений, животных, сведения о рекордах в природе, кроссворды, карточки с заданиями, тесты – всё это, несомненно, заинтересует младших школьников.
Учащиеся не только с удовольствием выполняют задания учителя, но и сами готовят для своих одноклассников кроссворды, интересные вопросы по теме, рисунки с ошибками, подбирают интересную информацию об изучаемых объектах.
Способствует развитию познавательной активности учащихся и внеурочная деятельность, в частности, предметные недели. В рамках предметных недель проводятся олимпиады, лекции, беседы, познавательные игры и викторины, конкурсы рисунков и наглядных пособий, плакатов и стенгазет. Эти мероприятия стимулируют интерес младших школьников к учебной деятельности, познанию окружающего мира, формируют устойчивый познавательный интерес, позволяют проявить и развить свои интеллектуальные и творческие способности.
Удачной находкой считаю созданный мною фенологический календарь, в котором описаны характерные явления природы, приметы почти каждого календарного дня. Минутка, затраченная на сведения из календаря, на структуру урока не влияет, но зато привлекает внимание детей. Предложение учителя понаблюдать за природой и проверить народные приметы находит отклик у большинства школьников.
Например:
12 ноября.
Прилетают птицы-зимники – синицы, щеглы, сойки, свиристели и другие.
Синичкин праздник. Первое массовое появление синиц около домов – признак приближающихся больших холодов.
Примета дня: «Синичка пищит – зиму вещит, холод накликает».
Большое внимание уделяю практической деятельности учащихся в области познания окружающего мира. На экскурсиях мы наблюдаем за природой, вместе с ребятами стараемся изучить незнакомые объекты, узнать что-то новое о уже знакомых. Младшие школьники выращивают растения из семян, наблюдают за погодой и фиксируют результаты своих наблюдений в научных дневниках. Изучение свойств воды, снега, льда, некоторых полезных ископаемых невозможно без проведения опытов.
Развивает любознательность, повышает познавательную активность школьников и проектная деятельность, прочно вошедшая в систему работы начальной школы. Так, уже во 2 классе младшим школьникам предлагают поработать над следующими темами: «Красная книга», «Профессии», «Родной город», «Родословная», «Города России», «Страны мира».
В заключение хочется отметить, что знания, даваемые детям насильно, душат разум, задача каждого учителя – совершенствовать, варьировать формы, методы, приёмы и способы работы так, чтобы детям было интересно учиться. А для этого и сам педагог должен быть человеком любознательным, интересующимся, активным. Ведь только такой учитель может помочь учащимся научиться испытывать радость от процесса познания.
Литература.
1. Берюхова Е.К., Груздева Н.В. Окружающий мир. Природоведение. Экология. СПб.: СПГУПМ, 2001.
2. Гин А.А. Приёмы педагогической техники. М.: Вита-Пресс, 2007.
3. Грехова Л.И. В союзе с природой. М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2003.
4. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: «Академия развития», 1997.
5. Пупышева О.Н. Задания школьных олимпиад. М.: ВАКО, 2011.
6. Цветкова И.В. Экологический светофор. М.: Педагогическое общество России, 2000.