Предмет и задачи физиологии физического воспитания и спорта. Связь с другими дисциплинами.

Лекция 1

Тема:Физиология физического воспитания и спорта.

Вопросы:

1. Предмет и задачи физиологии физического воспитания и спорта. Связь с другими дисциплинами.

2. История развития спортивной физиологии и роль кафедры физиологии СПбГУФК* им. П. Ф. Лесгафта в становлении и развитии спортивной физиологии.

3. Состояние и перспективы развития спортивной физиологии.

* – 1994-2005 – Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры имени П. Ф. Лесгафта (СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта). После 2005 г. преобразована в Национа́льный госуда́рственный университе́т физи́ческой культу́ры, спо́рта и здоро́вья и́мени П. Ф. Ле́сгафта.Базой для его образования послужили «Курсы при Санкт-Петербургской биологической лаборатории», созданные 24 августа 1893 г. П. Ф. Лесгафтом на пожертвованные ему деньги.

Учебники:

Спортивная физиология: Учебник для институтов физической культу­ры. / Под ред. Я.М. Коца – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 240 с .

Физиология спорта и двигательной активности: Учебник для институ­тов физической культуры и спорта / Д.Х. Уилмор, Д.Л. Костин. – Киев: Олим­пийская литература, 1997. – 503 с.

Физиология человека. Общая. Спортивная. Возраст­ная / А.С. Солодков, Е.Б.Сологуб: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Олимпия Пресс, 2005. – 528 с., ил.

Предмет и задачи физиологии физического воспитания и спорта. Связь с другими дисциплинами.

Физиология физического воспитания и спорта – это специальный раздел физиологии человека, изучающий изменения функций организма и их механизмы под влиянием мышечной (спортивной) деятельности и обосновывающий практические мероприятия по повышению ее эффективности.

Спортивная физиология является как учебной, так и научной дисциплиной. Ее изучение осуществляется во всех выс­ших и средних физкультурных учебных заведениях, на факульте­тах физического воспитания педагогических вузов, а также на от­дельных кафедрах государственных университетов и медицинс­ких вузов. В преподавании предмета, практической деятельности тренеров, физиологов и спортивных врачей используются мате­риалы, полученные при выполнении научно-исследовательских работ, которые проводятся в соответствующих НИИ, лаборатори­ях и на кафедрах.

Спортивная физиология включает в себя два относительно са­мостоятельных и вместе с тем связанных между собой раздела.

Со­держанием первого – общей спортивной физиологии – являются физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам и ре­зервные возможности организма, функциональные изменения и состояния организма при спортивной деятельности, а также физи­ческая работоспособность спортсмена и физиологические основы утомления и восстановления в спорте.

Второй раздел — частная спортивная физиология – включает в себя физиологическую клас­сификацию физических упражнений, механизмы и закономернос­ти формирования и развития двигательных качеств и навыков, спортивную работоспособность в особых условиях внешней среды, физиологические особенности тренировки женщин и детей разного возраста, физиологические основы массовых форм оздоровитель­ной физической культуры.

Физиология физического воспитания и спорта в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту связана с тремя группами учебных и научных дисциплин.

Первую группу составляют фундаментальные науки, на которых базируется спортивная физиология и использует их теоретические достижения, методики исследования и сведения о факторах среды, с которыми взаимодействует спортсмен в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. К этим дисциплинам относятся биология, физиология человека, химия и физика.

Ко второй группе относятся научные дисциплины, взаимодействующие с физиологией физического воспитания, обогащающие и дополняющие друг друга. В этом плане физиология физического воспитания и спорта тесно связана с анатомией, биохимией, биомеханикой, гигиеной и психологией.

И, наконец, третью группу дисциплин, с которыми связана спортивная физиология, составляют те из них, которые используют ее научные достижения и методики исследования в своих целях. К ним относятся теория и методика физической культуры, педагогика, спортивно-педагогические дисциплины, спортивная медицина, ле­чебная физкультура.

Важнейшей задачей физиологии физического воспитания и спорта является научное обоснование, разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих достижение высоких спортивных результатов и сохранения здоровья занимающихся. Следовательно, физиология физического воспитания и спорта – наука прикладная и в основном профилактическая, т.к. исследуя и учитывая резервные возможности организма человека, она обосновывает пути и средства повышения работоспособности, ускорения восстановительных процессов, предупреждения утомления, перенапряжения и патологических сдвигов функций организма,а также профилактику возникновения различных заболеваний.

Отличительной методической особенностью физиологии физического воспитания и спорта является то, что ее материалы могут быть получены только на человеке. Основной задачей физиологии физического воспитания и спорта является сравнительное изучение функционального состояния организма человека, т.к. исследование проводится до, во время и после двигательной активности. Разработаны специальные нагрузочные тесты, позволяющие дозировать физическую активность и регистрировать изменения функций организма в различные периоды деятельности организма. С этой целью используется велоэргометр, бегущая дорожка (тредбан), ступеньки разной высоты, а также различные приборы, позволяющие регистрировать функции сердечнососудистой, дыхательной, мышечной и ЦНС.

Сегодня существенно изменились подходы к изучению и преподаванию студентам спортивной физиологии. Они связаны, прежде всего, с расширением современных методов экспериментальных исследований, позволяющих быстро получать достоверные физиологические, метаболические и морфологические показатели организма спортсменов и лиц, занимающихся оздоровительной физической культурой. Выявлено также целесообразность интегрального преподавания спортивной физиологии, то есть включение в программу лекционного и практического курса вопросов по спортивной морфологии и спортивной биохимии. Такое комплексное преподавание спортивной физиологии позволяет студенту более объемно, всесторонне и на всех уровнях (структурном, биохимическом и функциональном) приобретать интегральные теоретические знания и практические навыки современных экспериментальных исследований, необходимые им для дальнейшей практической работы в области физического воспитания и спорта. Такая программа по спортивной физиологии, подготовленная и апробированная на кафедре биологии человека НУФВСУ, показала свою эффективность.

В современных условиях наиболее распространенными являются электрофизиологические методы, позволяющие регистрировать электрические процессы, не изменяя текущей деятельности изучаемых органов и без повреждения покровных тканей — например, электрокардиография, электромиография, электроэнцефалография. Развитие радиотелеметрии позволяет передавать эти получаемые записи на значительные расстояния, а компьютерные технологии и специальные программы — обеспечивают тонкий анализ физиологических данных. Использование фотосъемки в инфракрасных лучах позволяет выявить наиболее горячие или холодные участки тела, наблюдаемые в состоянии покоя или в результате деятельности. С помощью так называемой компьютерной томографии, не вскрывая мозга, можно увидеть морфофункциональные его изменения на различной глубине. Новые данные о работе мозга и отдельных частей тела дает изучение магнитных колебаний.

Физиология физического воспитания и спорта занимает важное место в теории физической культуры, составляя фундамент знаний, необходимых тренеру и преподавателю для достижения высоких спортивных результатов и сохранения здоровья спортсменов. Тренер и педагог должны знать о физиологических процессах, происходящих в организме тренирующихся во время тренировочной и соревновательной деятельности для того, чтобы научно обоснованно строить и совершенствовать эту работу, уметь аргументировать свои распоряжения и рекомендации, избегать переутомления и перенапряжения и не причинять вреда здоровью тренирующихся. Также тренеры и педагоги должны понимать суть изменений, возникающих в организме в реабилитационном периоде, чтобы активно и грамотно влиять на них, ускоряя восстановительные реакции.

Физиология физического воспитания и спорта как учебная и научная дисциплина, решает две основные проблемы.

Первая из них состоит в физиологическом обосновании закономерностей укрепления здоровья человека с помощью физических упражнений. В повышении устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды (температуры, давления, радиации, загрязненности воздуха и воды, инфекциям), в сохранении и восстановлении работоспособности. Эти задачи физиологии физического воспитания решаются в рамках массовых форм физической культуры.

Вторая проблема заключается в физиологическом обосновании мероприятий, направленных на достижение высоких спортивных результатов, особенно в большом спорте.Эти две проблемы полностью не совпадают, т.к. для достижения наивысших результатов в тренировочном процессе применяются такие физические нагрузки, которые приводят к снижению устойчивости организма, ухудшению состояния здоровья и даже возникновению заболеваний.

Исходя из всего сказанного, становится очевидным, что физио­логические особенности функций организма следует изучать и оце­нивать раздельно как в отношении массовой физической культуры и физической подготовки специальных контингентов (военнослужа­щие, пожарные, геологи, студенты, школьники и некоторые другие категории), так и в отношении различных видов спорта, особенно спорта высших достижений.

Наши рекомендации