Предмет и задачи физиологии физического воспитания и спорта. Методы исследования в физиологии ФВиС.

В ТЕТРАДИ

Роль закаливания в укреплении здоровья и прафилактике заболеваний учащихся.Физиологические механизмы закаливания

Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека.

Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода.

Закаливание-комплекс методов целенаправленного повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному действию факторов окружающей среды, путем систематического тренирующего дозированного воздействия ими.

Важнейшая роль закаливания- предупреждение болезни.

Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Все закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.

К общим относятся- соблюдение правил режима дня, рациональное питание, занятия физкультурой…

К специальным закаливающим процедурам относятся- закаливание воздухом( воздушные ванны), закаливание солнцем( солнечные ванны) и закаливание водой( водные процедуры).

Принципы закаливания.

1. Основной принцип закаливания- постепенность увеличения интенсивности закаливающих воздействий.

2. Регулярность( непрерывность)-нужно систематически повторять закаливающие процедуры на протяжении всей жизни. Краткие , но частые , раздражения более эффективны, чем длительные, но редкие.

3. Учет индивидуальных особенностей организма, состояния здоровья индивидуума, восприимчивости и непереносимости им закаливающих процедур.

4. Адекватность( соответствие) дозировки закаливающих факторов.

5. Многофакторность- использование нескольких факторов: холод, тепло, лучистая энергия и вода.

6. Прерывистость- если применять несколько закаливающих воздействий в течении дня, тогда необходимо делать между ними перерывы.

7. Комбинирование общего и местного закаливания(закаливанию подвергают как части организма, так и все тело.

Закаливание необходимо для каждого человека, ведь ежедневные процедуры приводят к укреплению общего здоровья, увеличению работоспособности человека, улучшению самочувствия, бодрости и настроения. Закаленный человек легче привыкает к резким изменениям окружающей среды: он легче переносит жару и холод, быстрее приспосабливается к быстрым падениям температур, которые сильно ослабляют незакаленного человека. Главная уникальность данного занятия состоит в том, что им может заниматься абсолютно любой человек, независимо от его возраста и физических возможностей

В ТЕТРАДИ

Физиологические механизмы проявления и развития мышечной силы

Сила мышцы– это способность за счет мышечных сокращений преодолевать внешнее сопротивление. При оценке силы мышцы различают абсолютную и относительную мышечную силу.

Абсолютная сила – это отношение мышечной силы НА 1см2 физ поперечникА мышцы .В спортивной практике силу мышцы измеряют динамометром без учета ее поперечника.

Относительная сила– это отношение мышечной силы 1см2анатомическОГО поперечникА

В зависимости от режима мышечного сокращения различают:

1) статическую (изометрическую) силу, проявляемую при статических усилиях,

2) динамическую силу, проявляемую при динамической работе, в том числе и так называемую взрывную силу.

Функциональные резервы силы.

К числу общих функциональных резервов мышечной силы относят следующие факторы: 1 дополнительных ДЕ в мышце; 2своевременное торможение мышц−антагонистов;3 координация (синхронизация) сокращений мышц−агонистов;4 повышение энергетических ресурсов мышечных волокон; переход от одиночных сокращений мышечных волокон к тетаническим сокращениям; 5адаптивная перестройка структуры и биохимии мышечных волокон (рабочая гипертрофия, изменение соотношения объемов медленных и быстрых волокон и др.).

Стороны

Пространственная

Временная точность

Точность и быстрота двиг решений в ответ на сигнал

Критериями ловкости являются: координационная сложность, точность движения и быстрое их выполнение

Ситуационные упражнения.

В отличие от физических упражнений, совершаемых при строго постоянных условиях и представляющих собой хорошо упроченные двигательные стереотипы, данная группа упражнений характеризуется срочным реагированием на внезапно изменяющиеся условия (ситуации). Сюда относятся единоборства и спортивные игры. В каждом отдельном виде существуют некоторые постоянные условия, определяемые правилами, определённые двигательные действия - приёмы, однако, выбор того или иного действия зависит от складывающиеся во время единоборства или игры ситуации. Кроме того, спортсмен может совершать и непредусмотренные ранее движения, создавать новые действия, лишь бы они не выходили за рамки разрешённых правилами. Главное в единоборствах и спортивных играх – необходимость нахождения наиболее быстрого и правильного решения двигательной задачи в зависимости от воспринимаемой и перерабатываемой информации о сложившейся в данный момент ситуации. Например, в поединке боксёров спортсмен видит, что соперник наносит прямой удар в голову. Он может: подставить перчатки, отбить удар своей перчаткой, сделать уклон или нырок. Успех в этой ситуации зависит от технической подготовленности спортсмена и от скорости его двигательной реакции.

Физиологическая характеристика ситуационный физических упражнений:

- энерготраты сравнительно низкие,

- ЧСС, постоянно колеблется в диапазоне от 130 до 180-190 уд • мин-1;

- частота дыхания - от 40 до 60 вдохов в 1 мин,

- вес тела спортсмена после соревновательных нагрузок, снижается на 1-3 кг в связи с большими потерями воды, а также рабочими энерготра­тами,

- ведущими системами являются ЦНС, сенсорные системы, двига­тельный аппарат.

Процесс утомления - это совокупность изменений, происходящих в различных органах, системах и организме в целом, в период выполнения физической работы и приводящих в конце концов к невозможности ее продолжения. Состояние утомления характеризуется вызванным работой временным снижением работоспособности, которое проявляется в субъективном ощущении усталости. В состоянии утомления человек не способен поддерживать требуемый уровень интенсивности и (или) качества (техники выполнения) работы или вынужден отказаться от ее продолжения.

Степень участия тех или иных физиологических систем в выполнении упражнений разного характера и мощности неодинакова. В выполнении любого упражнения можно выделить основные, ведущие, наиболее загружаемые системы, функциональные возможности которых определяют способность человека выполнить данное упражнение на требуемом уровне интенсивности и (или) качества. Степень загруженности этих систем по отношению к их максимальным возможностям определяет предельную продолжительность выполнения данного упражнения, т. е. период наступления состояния утомления. Таким образом, функциональные возможности ведущих систем не только определяют, но и лимитируют интенсивность и предельную продолжительность и (или) качество выполнения данного упражнения.

При выполнении разных упражнений причины утомления неодинаковы. Рассмотрение основных причин утомления связано с двумя основными понятиями. Первое понятие - локализация утомления, т. е. выделение той ведущей системы (или систем), функциональные изменения в которой и определяют наступление состояния утомления. Второе понятие - механизмы утомления, т. е. те конкретные изменения в деятельности ведущих функциональных систем, которые обусловливают развитие утомления.

По локализации утомления можно, по существу, рассматривать три основные группы систем, обеспечивающих выполнение любого упражнения:

регулирующие системы - центральная нервная система, вегетативная нервная система и гормонально-гуморальная система;

система вегетативного обеспечения мышечной Деятельности - системы дыхания, крови и кровообращения;

Механизмы центрально-нервного утомления остаются еще во многом невыясненными. Согласно теории И. П. Павлова, утомление нервных клеток есть проявление запредельного, охранительного торможения, возникающего вследствие их интенсивной (продолжительной) активности. Предполагается, в частности, что такое торможение возникает во время работы в результате интенсивной проприоцептивной импульсации от рецепторов работающих мышц, суставов связок и капсул движущихся частей тела, достигающей всех уровней центральной нервной системы, вплоть до коры головного, мозга.

Утомление может быть связано с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы и желез внутренней секреции. Роль, последних особенно велика при длительных упражнениях (А. А. Виру). Изменения в деятельности этих систем могут вести к нарушениям в регуляции вегетативных функций, энергетического обеспечения мышечной деятельности и т. д.

Причиной развития утомления могут служить многие изменения, в деятельности систем вегетативного обеспечения, прежде всего дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Главное следствие таких- изменений - снижение кислородтранспортных возможностей организма работающего человека.

Утомление может быть связано о изменениями в самом исполнительном аппарате - в.работающих мышцах. При этом мышечное ! (периферическое) утомление является результатом изменений, возникающих либо в самом сократительном аппарате мышечных волокон, либо в нервно-мышечных синапсах, либо в системе электромеханической связи мышечных волокон. При любой из этих локализаций мышечное утомление проявляется в снижении сократительной способности мышц.

Еще в прошлом веке были сформулированы три основных механизма мышечного утомления: 1) истощение энергетических ресурсов, 2) засорение или отравление накапливающимися продуктами распада энергетических веществ, 3) задушение в результате'недостаточного поступления кислорода. В настоящее время выяснено, что роль этих механизмов в развитии утомления неодинакова при выполнении разных упражнений.

Лечение перетренированности

Прежде всего лечение перетренированности заключается в физическом покое и отдыхе:

- Перерыв в тренировках несколько дней

- Уменьшение объема тренировки

- Сон (не менее 10 часов в сутки)

- Полноценное питание

Среднегорье 700-2500 м

Во время пребывания и занятий спортом в горной местности организм человека испытывает воздействие так называемых абиотических, т.е. не связанных с живой материей факторов окружающей среды. Главными из них являются климатические условия, оказывающие физиологический эффект. Они зависят от широты и высоты местности над уровнем моря, степени расчлененности ее рельефа и других физико-географических особенностей.

К характерным факторам горного климата относятся пониженное атмосферное давление и связанное с этим пропорциональное снижение РО2 в воздухе, резкие смены дневных и ночных температур, низкая абсолютная влажность воздуха, интенсивная солнечная радиация, сильные ветры, усиливающие охлаждающий эффект, высокая ионизация воздуха с преобладанием отрицательно или положительно заряженных ионов, и др

Тренировка в условиях горного климата дает возможность одновременно идти обоими путями, используя суммарное воздействие на организм спортсменов затрудненных климато-географических факторов, рельефа местности и различных параметров тренировочных и соревновательных нагрузок. Поэтому тренировка в горных условиях как дополнительное средство повышения спортивной работоспособности более целесообразна, чем другие, искусственные, способы стимулирования спортивных достижений. Среднегорье, или умеренные высоты, наиболее широко используется для подготовки к важнейшим соревнованиям, проводящихся на равнине. В условиях среднегорья к организму предъявляются повышенные требования при выполнении напряженной мышечной работы в связи с действием комплекса климатических факторов, главный из которых пониженное парциальное давление кислорода в окружающем воздухе. После окончания тренировки в горных условиях организм спортсмена оказывается в состоянии более высокой работоспособности, чем до подъема в горы. Это, как правило, связывают с тем, что явления кислородной недостаточности, которые сопровождают мышечную работу в видах спорта, требующих преимущественного проявления выносливости, переносятся значительно легче

В среднегорье на спортсменов действуют две группы стимулов: климатические и "нагрузочные", от суммарного влияния которых зависит эффект тренировки и последующего участия в соревнованиях. Уменьшение или увеличение доли одной из них влияет на суммарный эффект всей тренировки. Первый, климатический, фактор в условиях подготовки на определенной спортивной базе имеет меньшую вариативность. Второй - "нагрузочный" - в условиях необходимой структуры варьирует значительно больше. В процессе спортивной деятельности человек сталкивается с тепловыми воздействиями, с высокой и низкой внешней температурой и значительным повышением внутренней теплопродукции.

Предмет и задачи физиологии физического воспитания и спорта. Методы исследования в физиологии ФВиС.

Физиология физического воспитания и спорта – это специальный раздел физиологии человека, изучающий изменения функций организма и их механизмы под влиянием мышечной (спортивной) деятельности и обосновывающий практические мероприятия по повышению ее эффективности.

Спортивная физиология является как учебной, так и научной дисциплиной. Ее изучение осуществляется во всех выс­ших и средних физкультурных учебных заведениях, на факульте­тах физического воспитания педагогических вузов, а также на от­дельных кафедрах государственных университетов и медицинс­ких вузов. В преподавании предмета, практической деятельности тренеров, физиологов и спортивных врачей используются мате­риалы, полученные при выполнении научно-исследовательских работ, которые проводятся в соответствующих НИИ, лаборатори­ях и на кафедрах.

Спортивная физиология включает в себя два относительно са­мостоятельных и вместе с тем связанных между собой раздела.

Со­держанием первого – общей спортивной физиологии – являются физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам и ре­зервные возможности организма, функциональные изменения и состояния организма при спортивной деятельности, а также физи­ческая работоспособность спортсмена и физиологические основы утомления и восстановления в спорте.

Второй раздел — частная спортивная физиология – включает в себя физиологическую клас­сификацию физических упражнений, механизмы и закономернос­ти формирования и развития двигательных качеств и навыков, спортивную работоспособность в особых условиях внешней среды, физиологические особенности тренировки женщин и детей разного возраста, физиологические основы массовых форм оздоровитель­ной физической культуры.

Физиология физического воспитания и спорта в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту связана с тремя группами учебных и научных дисциплин.

Первую группу составляют фундаментальные науки, на которых базируется спортивная физиология и использует их теоретические достижения, методики исследования и сведения о факторах среды, с которыми взаимодействует спортсмен в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. К этим дисциплинам относятся биология, физиология человека, химия и физика.

Ко второй группе относятся научные дисциплины, взаимодействующие с физиологией физического воспитания, обогащающие и дополняющие друг друга. В этом плане физиология физического воспитания и спорта тесно связана с анатомией, биохимией, биомеханикой, гигиеной и психологией.

И, наконец, третью группу дисциплин, с которыми связана спортивная физиология, составляют те из них, которые используют ее научные достижения и методики исследования в своих целях. К ним относятся теория и методика физической культуры, педагогика, спортивно-педагогические дисциплины, спортивная медицина, ле­чебная физкультура.

Важнейшей задачей физиологии физического воспитания и спорта является научное обоснование, разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих достижение высоких спортивных результатов и сохранения здоровья занимающихся. Следовательно, физиология физического воспитания и спорта – наука прикладная и в основном профилактическая, т.к. исследуя и учитывая резервные возможности организма человека, она обосновывает пути и средства повышения работоспособности, ускорения восстановительных процессов, предупреждения утомления, перенапряжения и патологических сдвигов функций организма,а также профилактику возникновения различных заболеваний.

Отличительной методической особенностью физиологии физического воспитания и спорта является то, что ее материалы могут быть получены только на человеке. Основной задачей физиологии физического воспитания и спорта является сравнительное изучение функционального состояния организма человека, т.к. исследование проводится до, во время и после двигательной активности. Разработаны специальные нагрузочные тесты, позволяющие дозировать физическую активность и регистрировать изменения функций организма в различные периоды деятельности организма. С этой целью используется велоэргометр, бегущая дорожка (тредбан), ступеньки разной высоты, а также различные приборы, позволяющие регистрировать функции сердечнососудистой, дыхательной, мышечной и ЦНС.

В современных условиях наиболее распространенными являются электрофизиологические методы, позволяющие регистрировать электрические процессы, не изменяя текущей деятельности изучаемых органов и без повреждения покровных тканей — например, электрокардиография, электромиография, электроэнцефалография. Развитие радиотелеметрии позволяет передавать эти получаемые записи на значительные расстояния, а компьютерные технологии и специальные программы — обеспечивают тонкий анализ физиологических данных. Использование фотосъемки в инфракрасных лучах позволяет выявить наиболее горячие или холодные участки тела, наблюдаемые в состоянии покоя или в результате деятельности. С помощью так называемой компьютерной томографии, не вскрывая мозга, можно увидеть морфофункциональные его изменения на различной глубине. Новые данные о работе мозга и отдельных частей тела дает изучение магнитных колебаний

две основные проблемы.

Первая из них состоит в физиологическом обосновании закономерностей укрепления здоровья человека с помощью физических упражнений. В повышении устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды (температуры, давления, радиации, загрязненности воздуха и воды, инфекциям), в сохранении и восстановлении работоспособности. Эти задачи физиологии физического воспитания решаются в рамках массовых форм физической культуры.

Вторая проблема заключается в физиологическом обосновании мероприятий, направленных на достижение высоких спортивных результатов, особенно в большом спорте.Эти две проблемы полностью не совпадают, т.к. для достижения наивысших результатов в тренировочном процессе применяются такие физические нагрузки, которые приводят к снижению устойчивости организма, ухудшению состояния здоровья и даже возникновению заболеваний.

В ТЕТРАДИ

Наши рекомендации