Оформление дневника педагогической практики
Титульный лист
Дневник
педагогической практики студента 4 курса ФКП
отделения логопедии ПГУ им. М.В. Ломоносова
Ивановой Ирины Ивановны
Педагогическая практика проводится на логопункте в СОШ № 10 г.Архангельска с 01.11.2007г. по 06.12.2008г.
Факультетский руководитель практики
Методист практики
Директор СОШ
Учитель-логопед
Адрес СОШ
№ телефона
1 страница
Дата | Вид деятельности | Содержание | Анализ | Подпись логопеда |
Примерная схема отчета-самоанализа по практике
9. Общие сведения об учреждении, где проходила практика (№ СОШ, адрес, в каких классах работал (а)).
10. Какие диагностические умения освоил (а), исходя из задач практики. Подробно проанализировать возникновение трудностей по овладению отдельными умениями, как с ними справился (справилась)?
11. Какие приемы для установления контакта с детьми использовал (а). Приведите примеры.
12. Какие специфические приемы использовались в работе с детьми.
13. Проведение каких заданий оказалось наиболее трудоемким. Сколько времени уходило на обследование одного ребенка.
14. Удалось ли уложиться в график работы, предложенной в плане практики. Когда и какие проблемы возникали?
15. Общие впечатления студента о практике.
16. Предложения к совершенствованию организации, содержания практики и руководства практикой.
Общие требования к урокам цикла «Русский язык»
(произношение, развитие речи, обучение грамоте и др.)
1. Целостный характер урока, подчинение всех этапов урока тем, цели и задачи, обеспечение взаимосвязи этапов урока.
2. Сообщение темы и цели урока (или подготовка учащихся к формулировке темы и цели), обеспечение мотивационной базы учебной работы.
3. Включение повторения ранее изученного материала, создающее основу для усвоения нового.
4. Представление заданий (упражнений) с конкретными установками познавательного, речевого и др. характера для ориентировки деятельности учеников.
5. Разнообразие видов работы, методических средств и приемов, включение в действие различных анализаторных систем, что способствует развитию у детей компенсаторных возможностей и формированию устойчивых умений и навыков.
6. Использование средств и приемов работы, ориентированных на коррекцию имеющихся у учащихся нарушений речи и других психических процессов.
7. Активизация познавательных процессов учащихся.
8. Организация коллективной, групповой работы в сочетании с индивидуально-дифференцированным подходом.
9. Оптимальное распределение времени на уроке.
Схема анализа урока.
1. Обоснование формулировке темы, цели и задач урока, исходя из места в системе уроков по данной тематике и уровня подготовки учащихся.
2. Доказательства реализации зада урока.
3. Комментарий к учебному материалу урока: объем, уровень сложности, посильности и доступности, возможные трудности усвоения, определение образовательной, коррекционной и методической ценности материала урока.
4. Оценка адекватности, эффективности и коррекционной направленности оборудования урока (использование учебных пособий, средств наглядности, ТСО, дидактического материала и др.)
5. Методическая характеристика использованных приемов обучения, обоснование их целесообразности, соответствие задачам урока и конкретной педагогической ситуации (учет уровня речевого и общего развития учащихся, этап обучения, дидактических принципов, вида урока; коррекционная направленность приемов).
6. Комментарий к структуре урока (количество этапов, логика их следования, связность, длительность каждого этапа, оптимальность проведения и резервы эффективности).
7. Реализация на уроке общедидактических и специальных принципов обучения.
8. Оценка приемов текущего контроля знаний учащихся, уровня сформированности умений и навыков.
9. Использование приемов исправления ошибок учащихся.
10. Оценка деятельности учащихся: соответствие уровня знаний и умений программным требованиям, уровень познавательной активности, проявление интереса к уроку; дисциплинированность, отношение к учителю.
11. оценка деятельности учителя: умение организовывать работу класса, поддерживать дисциплину, видеть всех учеников класса; стиль отношений с учениками, педагогический опыт, педагогический такт, владение культурой и техникой речи.
12. Обобщение результатов проведения урока: психологическая атмосфера, результативность. Методические рекомендации по совершенствованию учебной работы.
Литература
(рекомендуемая студентам для самостоятельного изучения в период педагогической практики на логопункте в СОШ)
Основная
- Алмазова А.А. Обучение построению текста учащихся специальной (коррекционной) школы V вида. – М.: Прометей, 2004.
- Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений – М., 2002.
- Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. – М., 2002.
- Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М., 2001.
- Львов М.Р. Основы теории речи – М., 2000.
- Львов М.Р. и др. Методика обучению русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 2002.
- Современные подходы к коррекционно-образовательному процессу в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи /Сост. и науч. ред. О.Е.Грибова. – М.: АПК и ПРО, 2003.
Дополнительная
- Алексеева В.И. Особенности развития мышления учащихся 1-3 классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи //Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи /Под ред. Л.И.Беляковой. – М., 1989.
- Бабина Г.В. Системный подход к формированию грамматического строя речи у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи //Недоразвитие и утрата речи: Вопросы теории и практики. – М., 1985.
- Бабина Г.В. Характеристика глагольной лексики учащихся старших классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи //Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. – М., 1987.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка /Под ред. М.Т.Баранова – М.: Просвещение, 1990.
- Воробьева В.К. Особенности смыслового восприятия и воспроизведения речевого сообщения учащимися, страдающими моторной алалией //Недоразвитие и утрата речи: Вопросы теории и практики. – М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1985.
- Воробьева В.К. Обучение первоначальному навыку связного высказывания младших школьников с моторной алалией //Дефектология. 1989. №4.
- Грибова О.Е. Особенности формирования грамматического строя речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи //Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. – М., 1987.
- Давидович Л.Р. Развитие лексики учащихся с моторной алалией в процессе обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М., 1982.
- Давидович Л.Р. Особенности формирования речи и письма учащихся школ с тяжелыми нарушениями речи //Недоразвитие и утрата речи. – М., 1985.
- Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. – М., 1992.
- Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения (5 - 7 классы). – М.: Просвещение, 1991.
- Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М., 1982.
- Крылова Н.Л., Писарева И.Б., Ефремова Л.Г. Формирование произношения у детей с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1993.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., 1974.
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 1985.
- Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968.
- Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. – М., 1986.
- Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений /Под ред. М.С.Соловейчик. – М., 1994.
- Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (1 - 4 классы). – М.: Педагогика, 1980.
- Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с ТНР /Под ред. О.Е.Грибовой. – М.: Просвещение, 1992.
- Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи /Под ред Р.Е.Левиной. – М., 1961.