Рекомендации по оформлению дневника педагогической практики

Рекомендации по учебной ознакомительной практике для студентов

В группы

Тематический план освоения программы учебной ознакомительной практики

Коды профессиональных компетенций Темы практики Кол-во часов
ПК 1.1, ПК 1.4, ПК 2.1,ПК 2.3, ПК 2.7, ПК 3.1, ПК 3.3, ПК 3.4, ПК 3.5, ПК 4.1, ПК 5.3 1. Инструктивное совещание. Задачи, содержание учебно-ознакомительной практики.
2 Знакомство с дошкольным образовательным учреждением вида «детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развитий детей». ДОУ № 426  
3. Знакомство с дошкольным образовательным учреждением вида «детский сад компенсирующего вида» № 831  
4. Знакомство с дошкольным образовательным учреждением вида «детский сад» № 453    
5. Знакомство с дошкольным образовательным учреждением вида «детский сад комбинированного вида» ДОУ № 1598  
  6. Знакомство с дошкольным образовательным учреждением вида «центр развития ребенка» ЦРР № 2721 Итоги ознакомительной учебной практики (совместное собрание студентов, сотрудников дошкольного образовательного учреждения и преподавателей колледжа).
  Итого:

Содержание учебной ознакомительной практики

Й день (6 часов)

Тема: «Инструктивное совещание. Задачи, содержание ознакомительной практики»

Инструктивное совещание проводят заместитель директора по учебно-производственной работе, заведующая педагогической практикой, руководители практики, преподаватели педагогики и психологии, преподаватели учебных дисциплин.

Задачи:

1. Раскрыть студентам задачи, содержание и цели учебной ознакомительной практики;

2. Познакомить с особенностями организации учебной ознакомительной практики в ДОУ.

3. Дать методические рекомендации к проведению учебной ознакомительной практики.

4. Познакомить с руководителями (методистами) учебной ознакомительной практики.

5. Раскрыть студентам основные критерии оценки практики:

- качество выполненных заданий;

- уровень и глубина анализа, наблюдений организации педагогической деятельности в ДОУ;

- отношение к деятельности (дисциплинированность, добросовестность, ответственность, инициативность);

- проявление собственной позиции, творчества;

- умение общаться в системе «студент – воспитатель», «студент – дети», «студент – администрация», «студент – методист».

Познакомить студентов с требованиями к отчетной документации по практике.

Отчетность по практике:

1. Дневник наблюдений с анализом посещений разных типов дошкольных учреждений, включающий материалы выполненных заданий и подписанный руководителем практики.

2. Презентации педагогических наблюдений в виде отчетов о посещении дошкольных образовательных учреждений.

3. Отчет-самоанализ по итогам ознакомительной практики (свободная форма).

Задания для студентов.

1. Подготовить вопросы для беседы с заведующей ДОУ, исходя из содержания второго дня практики.

2. Оформить дневник практики по образцу. (Приложение № 1).

3. Анализ Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666 (общие положения п.1-13)

Й день (6 часов)

Тема: «Знакомство с дошкольным образовательным учреждением вида «детский сад» (ГБОУ Детский сад общеразвивающего вида № 453)

Цель: ознакомление с дошкольным образовательным учреждением вида «детский сад», с особенностями организации работы в данном учреждении.

Содержание работы

1. Собрать общие ведения о ДОУ ( № ДОУ, адрес, телефон, заведующая: Ф.И.О. (полностью), старший воспитатель: Ф.И.О. (полностью).

2. Изучить особенности функционирования ДОУ вида «детский сад»: количество и наполняемость групп, категория воспитанников режим работы, режим питания.

3. Обратить внимание на оформление интерьера, групповых комнат, соответствие его эстетическим требованиям.

4. Обратить внимание на своеобразие физкультурно-оздоровительного комплекса в данном дошкольном учреждении. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

5. Познакомиться с реализацией возрастного принципа в организации жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении.

6. Изучите принципы построения развивающей среды и их реализацию в дошкольном учреждении:

· групповые комнаты, их оборудование,

· методический кабинет, его оснащение,

· комната психологической разгрузки,

· физкультурный и музыкальный зал, их оснащение,

· вспомогательные помещения (медицинский кабинет, кухня, кабинет физиопроцедур, прачечная и т.д.,

· участок детского сада (детские площадки, спортивно-физкультурный блок, опытный участок, цветники, общее озеленение)

7. Педагогический коллектив: количественный и возрастной состав, стаж, образование, награды.

8. Познакомить с особенностями воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности (ДОУ вида «детский сад»). Изучение реализуемых программ воспитание и обучение (комплексных и парциальных) и методических комплексов.

9. Обратить внимание на своеобразие физкультурно-оздоровительного комплекса в данном дошкольном учреждении, соблюдение санитарно-гигиенических требований.

10. Наблюдение и анализ организации целостного педагогического процесса: использование новых техник и технологий, современных технических средств в работе с дошкольниками.

Задания для студентов.

1. Собрать сведения для отчета о посещении ДОУ.

2. Подобрать методическую литературу, методические пособия для педагогов возрастных групп по направлениям физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

3. Оформить результаты посещения учреждения, формулировка выводов.

Й день (6 часов)

Тема: «Знакомство с дошкольным образовательным учреждением вида «детский сад компенсирующего вида» ( ГБОУ Детский сад компенсирующего вида № 831)

Цель: ознакомление с дошкольным образовательным учреждением вида «детский сад компенсирующего вида», с особенностями организации работы в данном учреждении

Содержание работы

1. Познакомить с особенностями воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ДОУ вида «детский сад компенсирующего вида»).

2. Изучить особенности функционирования данного вида дошкольного учреждения: штатное расписание, количество и наполняемость групп.

3. Обратить внимание на создание условий для социальной адаптации воспитанников, сохранение условии для психологической комфортности детей.

4. Записать режим работы и режим питания детского сада компенсирующего вида.

5. Познакомиться с реализацией возрастного принципа в организации жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении.

6. Изучите принципы построения развивающей среды и их реализацию в дошкольном учреждении:

· групповые комнаты, их оборудование,

· методический кабинет, его оснащение,

· комната психологической разгрузки,

· физкультурный и музыкальный зал, их оснащение,

· вспомогательные помещения (медицинский кабинет, кухня, кабинет физиопроцедур, прачечная и т.д.,

· участок детского сада,

7. Изучение реализуемых программ воспитание и обучение (комплексных и парциальных) и методических комплексов.

8. Наблюдение и анализ организации целостного педагогического процесса: использование новых техник и технологий, современных технических средств в работе с дошкольниками.

9. Обратить внимание на своеобразие физкультурно-оздоровительного комплекса в данном дошкольном учреждении, соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Задание для студентов:

1. Собрать сведения для отчета о посещении ДОУ.

2. Проанализировать в дневнике практики особенности развивающей среды в ДОУ. (Приложение № 2).

3. Оформить результаты посещения учреждения, формулировка выводов.

Й день (6 часов)

Тема: «Знакомство с дошкольным образовательным учреждением вида «детский сад комбинированного вида» (ГБОУ Детский сад комбинированного вида № 1598)

Цель: ознакомление с дошкольным образовательным учреждением вида «детский сад комбинированного вида» с особенностями организации работы в данном учреждении

Содержание работы

1. Собрать общие ведения о ДОУ.

2. Познакомить с особенностями воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности (ДОУ вида «детский сад комбинированного вида»).

3. Изучить особенности функционирования дошкольного учреждения комбинированного вида: штатное расписание, количество и наполняемость групп, режим работы, режим питания;

4. Изучите принципы построения развивающей среды и их реализацию в дошкольном учреждении:

· групповые комнаты, их оборудование,

· методический кабинет, его оснащение,

· комната психологической разгрузки,

· физкультурный и музыкальный зал, их оснащение,

· вспомогательные помещения (медицинский кабинет, кухня, кабинет физиопроцедур, прачечная и т.д.,

· участок детского сада.

5. Наблюдение и анализ организации целостного педагогического процесса: использование новых техник и технологий, современных технических средств в работе с дошкольниками.

6. Изучение реализуемых программ воспитание и обучение (комплексных и парциальных) и методических комплексов.

7. Обратить внимание на своеобразие физкультурно оздоровительного комплекса в данном дошкольном учреждении, соблюдение санитарно-гигиенических требований.

8. Изучение профессиональной литературы по вопросам оздоровления детей.

9. Изучение планирования работы в ДОУ

Задание для студентов:

1. Собрать сведения для отчета о посещении ДОУ.

2. Сделайте вывод о том, насколько учитываются интересы ребенка и его психологическое здоровье, реализуются ли в предметно-пространственной среде ДОУ принципы ее построения. (См. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П., «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» М.,1993).

3. Оформить результаты посещения учреждения, формулировка выводов.

Й день (6 часов)

Тема: Знакомство с дошкольным образовательным учреждением вида «детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развитий детей» (ГБОУ Детский сад общеразвивающего вида № 426)

Цель: ознакомление с дошкольным образовательным учреждением вида «детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развитий детей» с особенностями организации работы в данном учреждении

Содержание работы

1. Собрать общие ведения о ДОУ ( № ДОУ, адрес, телефон, заведующая: Ф.И.О. (полностью), старший воспитатель: Ф.И.О. (полностью).

2. Изучить особенности функционирования ДОУ вида «детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развитий детей»: количество и наполняемость групп, категория воспитанников режим работы, режим питания.

3. Обратить внимание на своеобразие физкультурно-оздоровительного комплекса в данном дошкольном учреждении. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

4. Познакомиться с реализацией возрастного принципа в организации жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении.

5. Изучите принципы построения развивающей среды и их реализацию в дошкольном учреждении:

· групповые комнаты, их оборудование,

· методический кабинет, его оснащение,

· комната психологической разгрузки,

· физкультурный и музыкальный зал, их оснащение,

· вспомогательные помещения (медицинский кабинет, кухня, кабинет физиопроцедур, прачечная и т.д.,

· участок детского сада (детские площадки, спортивно-физкультурный блок, опытный участок, цветники, общее озеленение)

6. Педагогический коллектив: количественный и возрастной состав, стаж, образование, награды

7. Изучение реализуемых программ воспитание и обучение (комплексных и парциальных) и методических комплексов.

8. Обратить внимание на своеобразие физкультурно-оздоровительного комплекса в различных типов дошкольных учреждений.

Задание для студентов:

1. Собрать сведения для отчета о посещении ДОУ.

2. Составьте схему типов дошкольных учреждений (см. статью Широкова Т. «Многофункциональная система дошкольного образования»// Дошкольное воспитание. – 1992. -№2. – с.25-32).

3. Оформить результаты посещения учреждения, формулировка выводов.

Й день (6 часо

Тема: Знакомство с дошкольным образовательным учреждением вида «центр развития ребенка» (ГБОУ Центр развития ребенка-детский сад № 2721)

Цель: ознакомление с дошкольным образовательным учреждением вида «центр развития ребенка» с особенностями организации работы в данном учреждении

Содержание работы

1. Собрать общие ведения о ДОУ ( № ДОУ, адрес, телефон, заведующая: Ф.И.О. (полностью), старший воспитатель: Ф.И.О. (полностью).

2. Изучить особенности функционирования ДОУ вида «центр развития ребенка»: количество и наполняемость групп, категория воспитанников режим работы, режим питания.

3. Характеристика квалифицированных специалистов ЦРР (на основе анализа штатного расписания):

4. Изучение направлений работы по повышению квалификации сотрудников ЦРР

5. Познакомиться с основными направления воспитательной работы образовательного учреждения и основными задачами годового планаЦРР.

6. Ознакомление с сеткой занятий по реализации комплексных и парциальных программ; сетками-графиками работы узких специалистов (воспитателя по ФИЗО, ИЗО, ручному труду, музыкального руководителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального работника); расписанием творческой индивидуальной и совместной с педагогом деятельности детей (кружковой, совместной с педагогом и индивидуальной творческой деятельности); расписанием индивидуальной профилактической и коррекционной работы.

7. Изучение необходимых условий, обеспечивающих высокий уровень интеллектуального и эмоционально-личностного развития детей и раскрытия творческого потенциала личности каждого ребенка

8. Ознакомление с задачами, которые решаются в рамках инновационной деятельности ЦРР:

· использование современных форм организации и обучения детей: комплексные, сюжетно-тематические, интегрированные занятия; фольклорно-спортивные праздники;

· внедрение инновационных программ, новых информационных технологий (интерактивная доска, интернет-сайты, компьютерные кабинеты и т.д.) в работу ДОУ;

· реализация принципов музейной педагогики, народной педагогики, воспитание чувства толерантности, принципов инклюзивного образования ;

· использование здоровье сберегающих технологий, других инновационных технологий;

· разнообразие вариативных (нетрадиционных) форм дошкольного образования: ЦИПР, лекотека, группа кратковременного пребывания, инклюзивные формы образования, консультативно-диагностический пункт, логопункт, возрастные группы воскресного дня, семейный детский сад и т.п.

9. Характеристика интерьера ЦРР, оснащение современным оборудованием:

- кабинет заведующей;

- методический кабинет;

-кабинет психолога;

- медицинский кабинет;

-физкультурный зал;

- спортивный комплекс в игровой комнате и на улице;

- участки для прогулок детей;

-музыкальный зал;

- компьютерный зал;

- изостудия;

-зимний сад;

- музей;

-библиотека

-групповые - игровые комнаты для детей с учетом возрастных особенностей детей и др.

10. Наблюдение и анализ организации целостного педагогического процесса:

-характеристика предметно-развивающей среды ДОУ;

-подбор мебели и оборудования с учетом принципов предметно-развивающей среды;

-характеристика не только искусственных объектов, но и естественных, природных уголков;

- созданные условия для экспериментирования, проведения элементарных опытов дошкольниками;

- учет возрастных и половых особенностей детей;

-связь элементов среды между собой по содержанию, масштабу и художественному решению;

-наличие библиотеки, культурно - досуговых зон в ЦРР, кружков, традиций ДОУ.

11. Изучение сотрудничество ЦРР с социальными организациями, социальными партнерами (библиотеками, театрами, музеями, школами и т.д.)

Задание для студентов:

1. Собрать сведения для отчета о посещении ДОУ.

2. Соберите общие сведения о посещаемых дошкольных образовательных учреждениях и сделайте их сравнительный анализ.

3. Оформить результаты посещения учреждения, формулировка выводов.

4. Составить отчет по результатам ознакомления с различными типами дошкольных учреждений в форме презентации.

5. Подготовить отчетную документацию.

Приложение № 1

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДНЕВНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

I страница

Наши рекомендации