Методические принципы организации работы с познавательной литературой
Работа с познавательной литературой строится на основе методических принципов, которые перекликаются с принципами организации анализа художественного произведения ,но имеют другое наполнение ,отражающее видовую специфику познавательной книги.
Принцип целенаправленности. Вся работа с познавательной книгой ,организуемая учителем на уроке, подчиняется общей цели, формулировка которой, конечно, варьируется в зависимости от специфики урока ,но всегда предполагает получение знаний о действительности, формирование интереса к природе, науке, развитие наблюдательности. При обращении к научно-художественной литературе акцент делается на эмоционально-образном постижении познавательного материала, при изучении научно-познавательной книги -на мыслительной деятельности школьника - понимании связей ,усвоении закономерностей ,запоминании познавательного материала, при изучении научно-познавательной книги- на мыслительной деятельности школьника-понимании связей ,усвоении закономерностей, запоминании материала.
Принцип создания установки на первичное восприятие произведения .Организация мыслительной деятельности ребенка по извлечению информации из текста требует создания соответствующей установки уже до первого знакомства с произведением. Учебная задача на уроке по изучению познавательной книги становится ее чтением (в отличие от чтения художественного произведения) и направляет восприятие ученика на выявление логики рассуждений нового познавательного материала, интересных фактов и т.д.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Это принцип сказывается в отборе книг, познавательный материал которых актуален для сегодняшних школьников и доступен им. Интересен ребенку должен быть не только сам материал, но и форма работы с ним, предлагаемые учителем на уроке, поэтому при изучении познавательной книги широко применяются игровые формы работы.
Принцип учета единства формы и содержания. К освоению содержания читатель приходит через освоение формы его (содержания) существования .Познавательная детская книга дает ребенку возможность познакомиться с рассуждением как типом речи, учит следить за логикой разворачивания мысли.
Принцип учета видовой и жанровой специфики произведения. Следует формировать у детей представления не только о видах, но и о жанрах познавательной литературы, проводить уроки по одной познавательной тематике с привлечением произведений разных жанров ,чтобы на практике показать отличия познавательной сказки , познавательного рассказа, справочной и т.д.
Принцип целостности и принцип избирательности. Задача формирования системного мышления, умения видеть связи явлений, воспринимать мир целостно -одна из главных задач и процесса обучения в школе, познавательной литературы .Целостное рассмотрение текста предполагает установление связей между всеми его элементами , целостное изучение познавательного материала- включение новых сведений в уже имеющиеся у ребенка знания ,установление связей между известным и новым. Принцип избирательности предупреждает об опасности « разжевывания» материала, о вреде слишком подробного рассмотрения всех аспектов книги, ведущего к повторению выводов, топтанию на месте. Искусство учителя состоит в том, чтобы уметь вовремя остановиться, оставить ученику просмотр для самостоятельного поиска, не «закрыть» интерес к проблеме.
Принцип синтеза. Любой урок завершается этапом обобщения. При изучении познавательной книги в зависимости от того, что было центом урока, обобщение может строиться по-разному. Если осваивались особенности построения познавательного текста как произведения литературы, то на этапе обобщения устанавливаются связи между содержанием познавательного материала и формой его подачи. Его в центре внимания были сами природные и научные закономерности, обобщения связано с включением новых знаний в систему уже имеющихся. Если центральная задача урока - обучение способами переработки и запоминания информации ,обобщение связано с операционной стороной деятельности ,с формируемыми интеллектуально-речевыми умениями.
Принцип направленности на совершенствование навыка чтения. Этот принцип реализуется на каждом уроке литературного чтения. Специфика совершенствования техники чтения при работе с познавательной книгой сказывается в повышении доли просмотренного чтения - чтения , обеспечивающего поиск нужной информации.
Принцип направленности на литературное развитие ребенка. Литературное развитие ребенка предполагает его продуктивное общение не только с художественной, но и с познавательной литературой, полноценное восприятие которого требует влияние умениями извлекать и присваивать познавательную информацию. Одна из главных задач начальной школы - научить ребенка различать , какой перед ним текст – познавательный или художественный, -и в соответствии с этим выбирать цели и способы общения с произведением .Т.о литературное развитие младшего школьника в области познавательной литературы будет связано с овладением интеллектуально- речевыми умениями, соответствующими специфике текста, с приобретением знаний о виде –жанровой специфике познавательной литературы, расширением читательского кругозора в данной области и развитие интереса к познавательной книге и самому процессу познания.
Интеллектуально – речевые умения, формируемые на уроках литературного чтения, это способы извлечения, понимания и усвоения познавательной информации, содержащейся в тексте. Важно, что эти способы не зависят от предметной области знаний, поэтому они могут использоваться и при работе с текстом школьного учебника по любой дисциплине. Система интеллектуально-речевых умений формируется на протяжении всех лет обучения. Для начальной школы наиболее актуальными являются следующие аналитические умения, которые облегчают понимание познавательно текста:
-умение определять тему и основную мысль текста;
-умение выделять известную и новую информацию;
-умение задавать познавательные вопросы к тексту;
-умение составлять план текста.