Виды самостоятельной работы учащихся в зависимости от формы организации обучения
Форма организации обучения | Виды и особенности самостоятельной работы учащихся |
Уроки | Работа с учебной литературой, самостоятельное решение задач, выполнение упражнений, заданий, подготовка к уроку рефератов, докладов, самостоятельная работа с применением ТСО, компьютерных обучающих и контролирующих программ, самостоятельная работа со всевозможными карточками-заданиями |
Лекции | Активное слушание и конспектирование лекций, самостоятельная работа над предложением, литературой в контексте лекции |
Семинары | Работа с литературой по теме семинара, написание реферата, подготовка тезисов для выступления на семинаре |
Лабораторно-прак- тические заниятия | Экспериментально-исследовательская работа, изучение учебной и справочной литературы, оформление результатов экспериментально-исследовательской работы |
Экскурсии | Работа с учебной и справочной литературой на этапе подготовки к экскурсии, написание обобщенных, аналитических отчетов по результатам экскурсии, сбор и систематика новой информации в процессе экскурсии |
Игры | Работа по решению ситуативных задач и заданий, самостоятельная работа с компьютерными играми, самостоятельная работа с раздаточным дидактическим материалом |
Домашняя самостоятельная работа | Выполнение упражнений, задач, подготовка рефератов, докладов, выполнение заданий, в том числе творческих |
Гибкое сочетание разнообразных форм и технологий обучения | Гибкое сочетание и разнообразное применение всех перечисленных выше видов самостоятельной работы учащихся |
В свою очередь, внешние формы организации обучения детерминируют внутренние формы (вводное занятие, занятие по углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков, прак-
тическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированная форма организации занятий) и определяют их специфику. Данное положение уже было отражено в представленных ранее характеристиках внешних форм организации обучения.
Таким образом, рассмотренные общие, внешние и внутренние формы организации обучения, как правило, используются педагогами вариативно, интегративно, творчески в зависимости от собственных профессиональных установок, целей, задач и содержания образовательного процесса, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Литература
1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — Казань, 2000.
2. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М., 1986.
3. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. — М., 1993.
4. Махмутов М.И. Современный урок. — М., 1981.
5. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. — М., 1990.
6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. И. Педагогика: Учебное пособие. — М., 1998.
7. Педагогика: Педагогические теории, системы и технологии: Учебное пособие / Под ред. С.А.Смирнова. — М., 1999.
8. Перминова Л.М. Дидактика: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. — Курск, 1992.
9. Пидкасистый П. И. Педагогика. — М., 1995.
10. Подласый И. П. Педагогика. — М., 1996.
11. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум СИ. Педагогика и психология. — СПб., 2000.
12. Харламов И. Ф. Педагогика. — М., 1990.
Вопросы и здания
1. Выберите два-три определения содержания образования, выделите сущностные характеристики каждого из них и сравните их.
2. Какие из существующих дидактических теорий общего образования в наибольшей степени влияют на формирование современного содержания образования?
3. Перечислите критерии отбора содержания образования.
4. Что такое учебный предмет и как он соотносится с наукой?
5. Какова дидактическая функция школьного учебника?
6. Какую роль выполняют принципы обучения в учебном процессе?
7. Каким образом дидактические принципы реализуются в учебном процессе?
8. Какова психолого-дидактическая характеристика методов обучения.
9. Каким образом осуществляется связь методов обучения с содержанием учебного материала?
10. Каковы возможности использования методов обучения в формировании личности?
11. Перечислите критерии выбора методов обучения в связи с условиями обучения.
12. Назовите современные методы обучения, возможность их использования в современной школе.
13. Раскройте суть взаимоотношений между категориями «содержание» и «форма» обучения.
14. Дайте характеристику основных форм обучения, используемых на одной из ступеней образовательной системы.
15. Каковы критерии классификации форм обучения в современных дидактических концепциях?
16. В чем принципиальное отличие «общих», «внешних», «внутренних» форм обучения?
ГЛАВА 5