Педагогическая деятельность и ее характеристика
Сущность педагогической деятельности |
При всей паритетности (равенстве) деятельности воспитанника и воспитателя в субъект-субъектном педагогическом процессе организуется и осуществляется он благодаря деятельности учителя (воспитателя). Это деятельность специфическая, вызванная необходимостью воспроизводства социально выработанного опыта личности. В педагогической деятельности взаимодействуют личность учи-
теля и личность воспитанника, цели, заданные обществом, и личные — как учителя, так и ученика; деятельность учителя и деятельность учащегося, обучение и воспитание.
Педагогическая деятельность — профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, обучения, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения.
Педагогическая деятельность обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего это проявляется в том, что еецель определяетсяобществом. Цель носит обобщенный характер, поэтому, дойдя до отдельного учителя, трансформируется в конкретно-индивидуальную установку, которую учитель и пытается реализовать в своей практике.
Педагогическая деятельность выступает как мета-деятельность,т. е. деятельность, направленная на организацию и управление другой деятельностью. Вопределенном смысле педагогическая деятельность является управленческой. Педагог в любой ситуации организует свою работу таким образом, чтобы она эффективнее воздействовала на деятельность других участников этого процесса: детей, родителей, коллег, представителей общественных и государственных образований.
Одной из самых существенных черт педагогической деятельности выступает объект деятельности.Любая деятельность предполагает наличие субъекта и объекта. В педагогической деятельности в роли субъекта выступает учитель (воспитатель), в качестве объекта — обучаемый (воспитуемый). Но объект педагогического воздействия— человек, со своими особенностями, желаниями, потребностями, эмоциями и возможностями. В результате объект педагогической деятельности оказывается активнейшим ее субъектом, и сама деятельность из субъект-объектной становится субъект-субъектной,что делает ее сложной, неповторимой ни в одной ситуации, нестандартной и творческой.
Конечного результата своего труда педагог, с какой бы группой обучаемых (воспитуемых) ни работал, не видит. Результаты педагогического воздействия проявляются только в будущем.Учитель, живя в настоящем, растит будущее.
В процессе изучения педагогической деятельности выявлено три видаее закономерностей:
Первый вид связан с психологическими предпосылками успешности педагогической деятельности: к нему относятся за-
кономерности соответствия, доминантности ивалентности. Закономерность соответствия проявляется в специфической чувствительности к объекту, средствам и условиям педагогической деятельности, которая определяет сравнительно быстрое достижение высоких и стабильных результатов. На рефлексивном уровне возникают такие виды чувствительности, как чувства объекта, меры, причастности. На проективном: чувствительность к целям, содержанию, средствам педагогического воздействия, учащимся, особенностям собственной деятельности. Закономерность доминантности проявляется в связи между продуктивностью в деятельности и подчинением ее целям всех общих и других специальных способностей. Закономерность валентности связана с тем, что успех педагогической деятельности зависит от наличия у педагога особого состояния готовности к восприятию и решению педагогических задач, в мобилизации собственных знаний, навыков и умений для их решения.
Второй вид связан с динамикой самостоятельной педагогической деятельности: это закономерности цикличности, гете-рохронности (разновременности). Закономерность цикличности проявляется в зависимости между определенными циклами в стаже и возрасте, с одной стороны; подъемами или спадами в уровне деятельности — с другой. Закономерность гетерохронно-сти созревания функций выражается в зависимости между структурой свойств педагога, стажем и возрастом. На разных этапах овладения профессией ведущими являются меняющиеся группы качеств и способностей.
Третий вид связан с зависимостью между системой, последовательностью действий педагога и достижением положительных результатов деятельности: сюда входят закономерности включения, уровневой и компонентной соотнесенности, целостности и соподчинения, экономичности и целесообразности. Закономерность включения проявляется в зависимости между высокими результатами педагогической деятельности и умением педагога вводить учащихся в адекватную педагогическим целям деятельность: игровую, трудовую, познавательную. Закономерность уровневой и компонентной соотнесенности деятельности руководителей педагогических систем, педагогов и учащихся выражается в зависимости от деятельности педагогов и результатов, достигнутых учащимися, а результатов педагогов — от деятельности руководителей педагогических систем и от соподчинения педагогических задач. Закономерность целостности и соподчинения проявляется в зависимости между
структурой общеинтеллектуальных, педагогических и специальных умений, обеспечивающих успешное решение педагогических задач, и уровнями деятельности. Закономерность экономичности и целесообразности находит свое выражение в зависимости положительных результатов деятельности от системы действий, целенаправленно отобранных и определенным образом взаимосвязанных (Н. В. Кузьмина).
Педагогическая деятельность реализуется через постоянное решение задач различного характера, степени проблематичности и сложности.
Педагогическая ситуация — совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем (воспитателем) или возникающих спонтанно (самопроизвольно) в педагогическом процессе.
Возникшая в педагогическом взаимодействии ситуация анализируется педагогом: определяется состав ее участников, цели и мотивы каждого субъекта, их психическое и физическое состояние, общие обстоятельства произошедшего (время, место, объективные причины и т. п.). После этого педагог формулирует психолого-педагогическую сущность ситуации и педагогическую проблему, требующую разрешения, т. е. педагогическую задачу.
Педагогическая задача — осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.
Компетентная педагогическая деятельностьтребует владения определенными умениями:
—ставить и решать педагогическую задачу;
—общаться, организовывать педагогический процесс как
сотрудничество и взаимодействие;
—организовывать учебный материал как систему познава
тельных задач, осуществлять межпредметные связи, фор
мировать общеучебные и специальные умения и навыки;
—ориентироваться на ребенка, его индивидуальные осо
бенности;
—прогнозировать и проектировать педагогическое взаимо
действие и его результаты;
— владеть методическими и самообразовательными уме
ниями и навыками.
Компетентность учителя определяется также развитием у него определенных качеств: педагогической эрудиции, педагогического целеполагания, педагогического мышления, ин-
туиции, способности к импровизации, педагогического оптимизма и педагогической рефлексии.
Разработаны технологические принципы педагогической деятельности(Н.Е. Щуркова):
— ориентированность на отношения, учет уровня воспи
танности и обученности воспитанников, принцип меры,
принцип динамичности педагогической позиции (воспи
танник и учитель выступают то как субъект-объект, то
как объект-субъект в постоянно меняющемся отношен-
ческом поле);
— принцип компенсаторности (доминирование в личности
и деятельности педагога того, что у него получается хо
рошо над тем, что получается слабее);
— сенсорологический принцип (в общении с педагогом
имеют значение и звуковые, и цветовые, и вкусовые, и
обонятельные ощущения);
— принцип оригинальности и новизны воздействий и прие
мов взаимодействия;
— культурологический принцип профессиональных анало
гий и заимствований через педагогическую интерпретацию
и аранжировку в педагогической деятельности (из сферы
актерского мастерства, из области эстетики, суггестии
(внушения), психотерапии, социальной психологии и др.).
Профессиональное педагогическое сознание |
Готовность учителя к выполнению своих социально значимых функций определяется сформированностью его педагогического сознания, профессиональной Я-концепции. Р. Берне в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» компонентами педагогического сознания называет: Я-концепцию, В-концепцию (концепцию воспитанника), Д-концепцию (концепцию деятельности).Отечественные исследователи, изучая проблемы отбора содержания профессиональной подготовки учителя, доказали, что уровень мастерства педагога зависит от того, какой из этих компонентов становится ведущим. Мастеров педагогического дела характеризует доминирование В-концепции на фоне развитых и развивающихся Я- и Д-концепций.
Развитие Я-концепции у учителя предполагает объективное самовосприятие и способность к рефлексии: «...всякий человек при условии позитивного самовосприятия чувствует себя более удовлетворенным; повышается его уверенность в себе, продуктивность и эффективность его работы» СР. Берне).
Д-концепция как конструктивный элемент педагогического сознания проявляется в сформированности представлений у учителя о сущности, характере, структуре педагогической деятельности, ее социальной и культурологической значимости. Сформированная Д-концепция направляет творческий поиск учителя, определяет арсенал методов, средств и приемов педагогического взаимодействия, а во многом и характер этого взаимодействия. Если она становится самоцелью, то, как правило, такой учитель владеет массой вариативных методик, но не добивается высоких результатов, так как в его работе ученик, воспитанник не субъект взаимодействия, а абсолютный объект приложения усилий. Педагогическая деятельность не субъект-субъектная, а субъект-объектная.
Концепция воспитанника — один из сложнейших элементов педагогического сознания. Каждый учитель в детстве ходил в школу, многие в детский сад, кто-то прошел путь: детский сад — школа — средние специальные учебные заведения. Везде он вступал во взаимодействие с учителями и воспитателями, у большинства из которых, к сожалению, не сформирована установка на субъект-субъектный характер педагогической деятельности. Этот стереотип подсознательно перенимается будущим учителем. Есть такие результаты социологического исследования: только четверть учителей связывает причины неудач в обучении с их собственными пробелами в знаниях, недостаточной подготовкой, отсутствием необходимых навыков. Остальные 75% склонны искать причины в учениках, их родителях, общих проблемах школы и общества. Установка на то, что школьник сам виноват в том, что не приобрел желания учиться, приводит к тому, что 67% учителей, забыв о своем профессиональном долге, считают единственно возможным избавиться от детей, не проявляющих интереса к учебе. И только треть учителей считает, что именно они должны заинтересовать ученика в получении образования.
Концепция воспитанника самоценна и в возрастном аспекте. Учитель не просто любит детей, ему нравится работать с определенными возрастными группами. Известна масса случаев, когда учитель или воспитатель, поменяв в силу разных причин возраст воспитанников, не справлялся со своими обязанностями или работал менее успешно. Для учителя начальных классов возраст воспитанников определяет всю его педагогическую позицию и даже доминирование иных личностных качеств по сравнению с учителями средних и старших классов.
Педагогическая деятельность как творческий процесс |
Над сущностью творчества задумывалось большинство крупных ученых самых различных специальностей. Только перечисление их имен заняло бы не одну страницу. Нет до конца разработанной и единой позиции по вопросам природы творчества, его условий и стимулов, хотя некоторая общая тенденция в подходах может быть обозначена. Многие исследователи склоняются к мысли, которая естественно вытекает из позиции активности психики человека, что творчество составляет основу деятельности чело-эка, оно так же присуще человеку как сознание, мышление, 1амять, воображение. Предпосылкой творчества является 1звестная пластичность человеческого мышления, которая троявляется в способности личности к многостороннему, вари-етному видению мира. В творчестве человек предстает как самодеятельное, саморазвивающееся существо, как субъект и эдновременно результат своей собственной деятельности.
На то, что творческий, исследовательский характер присущ 1едагогической деятельности, обращали внимание многие педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, С.Д. Ушинский, П.П. Блонский, СТ. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Актуальность умения учителя 1ринимать оперативные, гибкие решения в условиях многова-эиантного педагогического процесса подчеркивается рядом современных педагогов и психологов: B.C. Гершунским, $.И. Загвязинским, В.А. Кан-Каликом, В.В. Краевским, I.B. Кузьминой, Н.Д. Никандровым, В.А. Сластениным и др. П.П. Блонский писал о том, что «в школе должно быть воз-ложно больше простора для личного творчества учителя: точ-ю регламентированная программа, учебник и вопросно-ответная форма обучения обезличивают учителя. Превратим же уроки в совместную жизнь учителя с детьми... пусть наша новая школа мысли, человечности и поэзии для ребенка будет школой, полной человеческой жизни и живого культурного творчества и для учителя».
О творческом характере педагогической деятельности писал П.Ф. Каптерев: «Деятельность преподавателя есть деятельность сложная, в ней есть элементы и чисто научные, объективные, и чисто личные, творческие элементы педагогического искусства и таланта. Основа деятельности учителя суть научные знания — науки вообще, своего специального предмета, родственных с ним, его методологии, детей. Чем
шире и основательнее знания учителя, тем плодотворнее будет его деятельность. Но на этой объективной почве учитель должен явиться художником: переработать метод, сделать его своим достоянием и орудием и уметь бесконечно видоизменять его, прилаживая его к различным детям, с различной подготовкой и своеобразными природными свойствами. Поэтому истинно хороший учитель не может быть рабом ни программ, ни методик, он всегда должен оставаться свободным и самостоятельным деятелем».
В. А. Кан-Калик дал такое определение творческой сущности педагогической деятельности: «Творческий процесс педагога рассматривается как деятельность, направленная на постоянное решение бесчисленного ряда учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах, во время которой педагогом вырабатываются и воплощаются в общении с детьми оптимальные, органичные для данной педагогической индивидуальности нестандартизирован-ные педагогические решения, опосредованные особенностями объектно-субъектного педагогического воздействия. Своеобразие педагогического творчества заключается в том, что творческий характер носит не только акт решения педагогической задачи, но и сам процесс воплощения этого решения в общении с детьми».
Выведены общие черты педагогической деятельности и деятельности работников искусств:
— значительное постоянное участие моментов работы, не
поддающихся автоматизации;
— наличие внеурочной работы (тренировочной и «над пред
метом»);
— специфические профессиональные эмоции;
— значительная сложность требований, предъявляемых к
психофизическому аппарату работника;
— присутствие творческого элемента.
Творчество всегда обозначает появление чего-то нового. Для определения творческого характера педагогической деятельности наиболее адекватно применимо понятие «созидание». Учитель (воспитатель) путем действительно творческих усилий и труда вызывает к жизни потенциальные возможности ученика, воспитанника, создает условия для развития и совершенствования неповторимой личности. Следует также учитывать и тот факт, что педагогическая деятельность, будучи творческой по существу, реализуется в качестве таковой только в определенных объективных и субъективных условиях.
Творческая природа педагогической деятельности подтверждается и тем, что грамотно принимаемое педагогическое
решение по своей организации соответствует всем правилам эвристики, которыми руководствуется в своей деятельности исследователь: анализ педагогической ситуации (диагноз) — проектирование результата в сопоставлении с исходными данными (прогноз) — анализ имеющихся средств, пригодных для проверки предположения и достижения искомого результата, — конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса — оценка и интерпретация полученных данных — формулирование новых задач (В.А. Сластенин). Критерии педагогического творчества:
— наличие глубоких и всесторонних знаний и их критиче
ская переработка и осмысление;
— умение перевести теоретические и методические поло
жения в педагогические действия;
— способность к самосовершенствованию и самообразова
нию;
— разработка новых методик, форм, приемов и средств и их
оригинальное сочетание;
— диалектичность, вариативность, изменчивость системы
деятельности;
— эффективное применение имеющегося опыта в новых ус
ловиях;
— способность к рефлексивной оценке собственной дея
тельности и ее результатов;
— формирование индивидуального стиля профессиональ
ной деятельности на основе сочетания и выработки эта
лонных и индивидуально неповторимых черт личности
педагога;
— способность к импровизации, основанной на знаниях и
интуиции;
— умение видеть «веер вариантов».
Педагогическая импровизация — такое действие в ходе
педагогического процесса, которое возникаете ответ на неожиданную ситуацию, когда создание и воспроизведение совпадают по времени. Импровизация возможна, если учитель обладает фундаментальными знаниями, быстротой реакции, развитым воображением и интуицией, способностью к моментальному воссозданию принимаемого решения так, как будто все заранее было предусмотрено и подготовлено. Этапы импровизации:
— озарение (инсайт);
— интуитивно-логическое осмысление идеи и выборпути
ее реализации;
— публичная реализация с интуитивно-логической кор
рекцией;
— мгновенный интуитивно-логический анализ результата
импровизации.
Импровизация педагога всегда должна иметь педагогическое значение, а не представлять из себя способ выйти из ситуации или заполнить паузу. Творческий учитель — это большой труженик, человек, постоянно совершенствующийся и непрерывно развивающийся.
В.И. Загвязинский называет следующие специфические особенностипедагогического творчества:
• Жесткий лимит времени.Учитель принимает решения в
ситуациях немедленного реагирования: уроки каждый день,
непредвиденные ситуации ежеминутно, ежечасно, общение с
детьми постоянно. Возможность сопоставить замысел с его ре
ализацией только в эпизодических, сиюминутных ситуациях,
а не с конечным результатом из-за его отдаленности и обра
щенности в будущее.
• В педагогическом творчестве ставка делается только на
положительный результат. Такие способы проверки гипоте
зы, как доказательство от противного, доведение идеи до аб
сурда, противопоказаны в деятельности учителя.
• Педагогическое творчество всегда сотворчествос детьми,
коллегами.
• Значительная часть педагогического творчества осущест
вляется на людях, в публичной обстановке.Это требует от
учителя умения управлять своими психическими состояния
ми, оперативно вызывать у себя и учащихся творческое вооду
шевление.
Специфичен, как уже отмечалось, предмет педагогического творчества — формирующаяся личность, инструмент — личность учителя, сам процесс — сложный, многофакторный, разноуровневый, основанный на взаимотворчестве партнеров, результат — определенный уровень развития личности воспитуемого.
Выделяют три сферы творческой деятельности учителя:
• Методическое творчество связано с умением осмысления и
анализа возникающих педагогических ситуаций, выбора и по
строения адекватной методической модели, конструирования со
держания и способов воздействия, с адаптацией существующих
способов и педагогических систем к индивидуальности педагога.
• Коммуникативное творчество реализуется в построении пе
дагогически целесообразного и эффективного общения, во вза-
имодействии с воспитанниками, в способности познавать детей, осуществлять психологическую саморегуляцию.
• Творческое самовоспитание предполагает осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного совершенствования в системе непрерывного самообразования. С самопознанием связаны и первые две сферы педагогического творчества. Вне осознания себя как личности и субъекта педагогического процесса, без рефлексирования всех своих действий и их результатов учитель не может состояться как мастер, как творец.
Барьерами, тормозящими раскрытие творческого потенциала личности, являются такие состояния, как тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие, страх показаться смешным или некомпетентным. Американский психолог Л.С. Кюби считает, что нетворческое сознание связано с тем, что оно излишне логично и ограничено строго упорядоченными символами и понятиями, которые подавляют воображение и фантазию. В немалой степени этому способствует организация учебной деятельности на всех ступенях по принципу репродукции и действий по образцу, в пределах заученных схем и предложенных инструкций.
Творческий поиск учителей всегда связывается с понятием «новаторство». Новаторство — прогрессивные нововведения, совершенствующие практику, а не отрицание существующей теории и практики с некоторой относительной новизной (Ю.К. Бабанский).
В каждом новаторском поиске и передовом опыте следует учитывать всеобщее, особенное и единичное. Всеобщее в опыте можно условно отнести к той общепедагогической идее, которая в нем заложена, например: идеи о творческом подходе к структуре урока, об оптимизации учебного процесса, о проблемном обучении и т. п. Особенным считается то, что применимо лишь к определенной возрастной группе, или сфере одного цикла учебных дисциплин, или в своеобразных условиях города, села, географического региона. К категории специфичного, особенного можно отнести опыт С.Н. Лысенковой (возрастная группа начальной школы), В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина (специфика предмета). Единичное обнаруживается в оригинальности работы конкретного учителя, связанной прежде всего с индивидуальным стилем деятельности, своеоб-
разием личности и условий организации педагогического труда. В этом аспекте каждый новатор неповторим и самобытен. К организационно-педагогическим и социально-психологическим условиям, стимулирующим творческий педагогический поиск, относят следующие:
— демократизацию и гуманизацию системы образования;
— альтернативность, вариативность и разумную свободу в
педагогической деятельности;
— создание определенного микроклимата в педагогиче
ских коллективах, ориентированного на доброжелатель
ность, взаимоподдержку, взаимообучение и творческую
неуспокоенность;
— определение наиболее актуальных и перспективных на
правлений творческого поиска;
— оказание необходимой научно-методической помощи;
— самообразование;
— материально-техническое оснащение учебных заведе
ний, укомплектованность психолого-педагогической и
методической литературой;
— формирование у каждого учителя потребности в само
анализе и самопознании и вооружение соответствующи
ми методиками;
— анализ, оценку и широкое, на добровольных началах,
распространение на практике результатов творческого
поиска учителей и педколлективов.