Вопрос 12. Педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования. Общая характеристика педагогической деятельности

Главное предназначение педагогической деятельности в обществе -создание, хранение, передача подрастающим поколениям образцов (этало­нов) производственных умений и норм социального поведения в процессе взаимодействия ребенка и педагога, учащегося и учителя.

Взаимодействие не ограничивается только названными отношениями между двумя субъектами. К ним присоединяются обязательно взаимодейст­вие:

педагога — группы, детского коллектива;

педагога - родителей;

педагога - коллег, коллектива в учреждении в целом;

детей друг с другом.

Основные функции педагогического взаимодействия:

Преобразовательная.

Познавательная.

Ценностно-ориентационная.

Коммуникативная.

Базовой «ячейкой» педагогической деятельности является взаимодей­ствие - процесс личностного и деятельностного обмена между педагогом и ребенком. В нем участники обмениваются не только информацией, знания­ми, умениями, но и личными качествами, эмоциональным и коммуникатив­ным опытом, сложившимися взглядами и оценками.

Этот обмен в рамках совместной деятельности осуществляется не только в установленном режиме (на уроках), но и в неформальном человече­ском общении, межличностном взаимодействии и взаимовлиянии, основан­ном на взаимном уважении и ответственности. Часто именно оно становится развивающим по отношению к его участникам.

Обязательными структурными компонентами педагогической деятель­ности являются:

исследовательский, предполагающий увеличение собственных знаний,
умений и навыков;

конструктивный, заключающийся в планировании своей педагогической
деятельности и прогнозировании ее результатов;

организаторский, включающий в свой состав организацию образователь­-
ного процесса;

коммуникативный, устанавливающий взаимоотношения педагога с деть­
ми, родителями, коллегами.

Как любая общественная деятельность педагогическая деятельность имеет свой объект, предмет, средства, своих целенаправленно действующих субъектов и результаты их труда.

Все эти компоненты и функции педагогического взаимодействия име­ют свою специфику в условиях дополнительного образования детей.

Главные ориентиры содержания дополнительного образования детей:

индивидуализация, выращивание свободной самобытной личности;

ориентация на личностные нормы, обеспечивающие индивидуальные тра­ектории развития;

опора на личный опыт практической жизнедеятельности;

развивающее и реабилитирующее образование;

развитие самодеятельности детей;

раскрытие личных интересов и склонностей, где учебные предметы лишь одно из средств раскрытия.

Выделенные ориентиры являются теми смысловыми рамками, которые задают содержание, структуру, механизмы, предмет, средства и результаты педагогической деятельности в дошкольном образовании детей.

Каким образом должна быть построена деятельность педагога, чтобы он способен был создавать условия для построения ребенком собственной индивидуальной траектории развития, когда активность и самодеятельность ребенка становятся ведущими, какие права и ограничения у педагога, втор­гающегося в зону свободного самоопределения ребенка.

Педагог дополнительного образования имеет дело с живым интересом ребенка, его добровольным выбором какой-то деятельности, но освоение этой деятельности не может произойти автоматически, стихийно, вне ощу­щения радости, счастья и уверенности в своих силах.

Так, А.С. Макаренко подчеркивал, что чувство радости является ис­тинным стимулом человеческой жизни.

Во исполнение этого, педагог дополнительного образования соединяет в своей деятельности процессы:

создание адекватных внешних условий среды общения, творческой дея­-
тельности, комфортного психологического климата;

организация детского сообщества, скрепленного совместной деятельно­
стью и общением;

обеспечения внутренних условий для развития каждым своего «Я».

Все эти процессы только условно можно разделить между собой. В действительности они очень переплетены, дополняют и оказывают влияние друг на друга.

Педагог дополнительного образования опирается на идеи, теории, взгляды одной системы воззрений «гуманизма».

Гуманизм требует осознания и признания:

ребенка в качестве главной ценности педагогического процесса;

его способностей и права на саморазвитие;

субъект — субъективных отношений как определяющих педагогический
процесс в целом.

В повседневной практике педагог дополнительного образования орга­низует «встречу» ребенка с его же собственным выбором, развивает и выра­щивает этот выбор.

При этом такой «встрече» внутренне присущ конфликтный характер, поскольку ребенок, в какой-то ситуации оказывается неспособным сразу же адекватно реагировать на происходящее, он испытывает неуверенность, опа­сения, переживает о том, как его оценят другие. Поэтому педагог дополни­тельного образования поддерживает каждого ребенка в процессе осуществ­ления им индивидуальной траектории собственного образования. Смысл этой поддержки состоит в том, чтобы организовать новую для ребенка деятель­ность и взаимодействие в этой деятельности.

Из сказанного следует: что педагогическая деятельность в среде до­полнительного образования отличается особой гибкостью, мобильностью, не регламентируемостью, так как эта деятельность максимально приближена к человеку, и строить ее равнодушно и формально нельзя.

Процесс педагогической организации детского сообщества (особого субъекта образования), скрепленного совместной деятельностью и общения, зависит от: - понимания педагогом роли группы в становлении личности; своего решения проблемы отношения к детскому сообществу, как средст­
ву социального контроля или условию самореализации личности;

способа включения педагога в совместную деятельность.

Группа - один из субъектов педагогического процесса, наряду с педа­гогом и ребенком. Как субъект группа участвует, влияет в той или иной сте­пени на все аспекты взаимодействия участников деятельности и общения. Мы знаем, что есть мнение группы, оценки группы, ее настроение, поведе­ние, групповые мотивы и цели деятельности. Сила и глубина их влияния на человека может быть даже значительнее организованного педагогического воздействия.

Группы могут возникать стихийно, но могут быть специально органи­зованы. Например, специально созданными группами являются творческие объединения, спортивные секции, клубы по интересам или учебные группы в учреждении дополнительного образования детей, содержание деятельности в которых помещается в рамки образовательной программы педагога.

Специальная педагогическая организация группы подразумевает и то, что педагог формирует группу, а значит, задает направленность внутренним отношениям друг к другу, к выполняемой деятельности, преобладающему типу внешнего поведения, мотивам совместной деятельности, стилю обще­ния.

Оформление группы детей, пришедших в учреждения дополнительного образования, начинается с акта записи в интересное для них объединение или к педагогу, обладающему известным авторитетом. Но выбор группы может быть просто случайностью. В любом случае, официальное комплектование группы есть только начало на пути ее становления как действительно педаго­гически организованного объединения, сопричастного к управлению образо­вательным процессом и воспитательному воздействию на личность человека.

Отличительной особенностью групп системы дополнительного образо­вания детей является то, что они чаще всего разновозрастные и предельно разнообразны в проявлениях индивидуальности. Поэтому педагог становится своеобразным уравновешивающим фактором в поддержке определенного уровня отношений в группе, тактического и стратегического планирования совместной деятельности, самоорганизации детского сообщества.

Наши рекомендации