Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста

• Знакомство с текстом

(Текст записан на доске.)

ЗАЙКА

По лесу гулял Коля. Он увидел под кустом зайку. У бедняжки болела нога. Зайка не мог бежать. Коля отнес зайку домой. Коля лечить стал зайку.

— Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учениками.)

• Анализ текста

— Докажите, что это текст.

— Определите тему текста. (Текст о зайке.)

— Определите основную мысль текста. (Как Коля помог
зайке.)

— Определите тип текста. (Текст-повествование.) Дока­
жите.

— Как строится текст-повествование? Назовите части тек­
ста-повествования .

— Выделены ли в тексте части?

— Запишите заголовок. (Зайка.) (Запись заголовка текста
в тетрадь.)

• Редактирование. Беседа по содержанию. Языковые сред­
ства связи

(!Исправления, пометки делает учитель-логопед на доске по ходу редактирования текста.)

Все ли вам нравится в тексте? Объясните свой ответ.

— Подумайте:

Vсоответствует ли содержание текста заглавию;

Vправильно ли построены предложения;

V удачно ли выбраны слова для выражения главной
мысли;

\ является ли текст законченным.

15-16 занятие

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru — Давайте отредактируем этот текст. Чтозначит редакти­
ровать текст? (Редактировать — значит проверять, исправ­
лять текст.)

Возможные ответы детей:

• Содержание соответствует заглавию, так как в тексте го­
ворится о зайке.

• Предложения построены неправильно: нарушена очеред­
ность слов.

По лесу гулял Коля. — Гулял Коля по лесу.

Он увидел под кустом зайку. — Под кустом он увидел зайку.

Коля лечить стал зайку. — Коля стал зайку лечить.

• Повторение слов. (Коля, зайка.)
Предложите слова, заменяющие слова Коля, зайка.
(Коля — он, мальчик. Зайка — зайчишка, его, бедняга, за­
инька.)

— Выделите начало рассказа. Прочитайте первую часть.

— Прочитайте предложения, в которых сообщается о том,
что случилось с зайкой. (У бедняжки болела нога. Зайка не
мог бежать.)

— Как вы думаете, не допущена ли здесь речевая ошибка?
(Болела нога.)

— Отредактируйте предложение. (У зайки была сломана
лапка. У зайки болела лапка.)

— Ясно ли из текста, как мальчик отнесся к зайке, оказав­
шемуся в беде?

— Какое предложение следует вставить, чтобы читателям
стало ясно, почему Коля взял зайчика домой? (Коля пожалел
зайку.)

— Найдите в тексте два соседних предложения, которые
можно соединить в одно. (Коля пожалел зайку. Коля отнес
его домой.)

— Какое предложение получится. (Мальчик пожалел зай­
ку и отнес его домой.)

— Каким по счету должно быть это предложение? (Пятым
предложением.)

— Прочитайте вторую часть отредактированного текста.

— Проанализируйте средства связи. (Есть повторяющие­
ся слова.)

— Подберите слова-замены для повторяющихся слов.

— Устно отредактируйте текст. (Чтение текста 2—3 учени­
ками.)

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru «Текст»

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru Образец отредактированного текста: 4

ЗАЙКА

Гулял Коля по лесу.

Под кустом он увидел зайку. У бедняжки была сломана лапка. Он не мог бежать. Мальчик пожалел зайку и отнес его домой. ' Коля стал лечить зверька.

• Запись отредактированного текста. Обобщение

— Сколько частей в тексте. Как обозначить каждую
часть?

— Запишите в тетрадь отредактированный текст. (Индиви­
дуальная помощь учителя-логопеда.) ;

Проверка, чтение записанных предложений. (1—2 учени- , * ка.) Учитель-логопед анализирует, редактирует.

• Работа над концовкой текста. Обобщение|

— Прочитайте последнее предложение. Является ли этот ''
текст законченным? Почему? (Нет конца, не понятно, чем
закончилась история.)

— Предложите конец истории. (Анализ, устное редактиро­
вание вариантов учащихся.)

Возможные варианты ответов детей: 1

• Когда зайка поправился, мальчик отпустил его в лес. |

• Заинька быстро поправился. Мальчик отпустил его в лес. 1

— Как обозначить конец действия, итог рассказа? (Запись
предложений третьей части с красной строки.)

— Запишите в тетрадь. (Индивидуальная помощь учителя-
логопеда.)

— Проверка, чтение записанных предложений. (1—2 учени­
ка.) Учитель-логопед анализирует, редактирует предложения.

— Прочитайте первоначальный текст на доске.

— Прочитайте отредактированный текст в тетради.

— Сравните варианты текста. Какой нравится больше?
Объясните свой ответ.

Итог занятия

— Что значит редактировать текст?

(Материал для закрепления по теме: «Редактирование тек­ста» дан в приложении 2.)

Приложение 1 Раздел «Предложение

к занятию 4

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВ, ДАННЫХ В ПРАВИЛЬНОЙ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ

1. Из слов каждой строчки составьте предложения. Подчер­кнутые слова должны быть первыми. Запишите предложения.

х----------------------------------

грызли, проворные, орехи, белки копал, Серёжа, лопатой, землю интересную, мы, книгу, читали собирать, помогали, урожай, дети

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru X------------------------ ■---------------------- '---------------------

сосну, на, Петя, прибил, кормушку дождь, холодный, в, стучит, окно мёд, медведь, сладкий, любит, очень перелетные, улетели, на, птицы, юг

X-------------------------------------------------

в, работали, летом, саду, школьники над, зелёные, склонились, рекой, ивы классе, Таня, в, первом, учится в, шмели, жужжат, мохнатые, траве

X----- ~------------------------------------- ~~~

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru Приложение 1

X-

мчался, полю, по, заяц, ровному контрольная, у, вчера, была, нас устроили, каток, дворе, ребята, во я, катаюсь, на, коньках, зимой

X---------------------------------------------

МЫ, от, крышей, под, дождя,

спрятались

санках, с, дети, на, горы, катались

белый, Женя, в, нашёл, лесу, гриб

был, урок, у, нас, языка, русского

X-------------------------------------------------

2. Прочитайте вопрос. Из слов, данных в скобках, составь­те и запишите предложения так, чтобы они отвечали на пос­тавленные вопросы.

х----------------------------------

• Где бродит ворона? (бродит, по, ого­
роду, ворона, важно, большая)

• Что закружилось в воздухе? (закру­
жились, листья, в, воздухе, осенние)

• Когда и куда улетают птицы? (птицы,
осенью, на, юг, перелетные, улетают)

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru Приложение 1

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru 3. Рассмотрите схемы. Из слов, данных в скобках, со­ставьте предложения по схеме. Запишите предложения.

х------------------ :-----------------

1. Когда? ^^3=== ,
(листопад, начнётся, скоро)

2. ______________ какой? что?.

(наряд,дуб, осенний,надел)

3. Откуда? == какие?

(полетели, монетки, с, берёз, жёлтые)

X------------------ ■-------------------- :------------------------------------

1. Когда? _ какой?_______

(ночью, мороз, ударил, первый)

2._______ _____ куда? как?.

(падает, на, землю, хлопьями, снег)

3. Где?______________ чьи? что?.

(волчьи, заметили, на, снегу, ребята, следы)

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru Приложение 1

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru 4. Из слов каждой отмеченной строчки составьте предложения. Озаглавьте полученный текст и запишите его вместе с заглавием.

X-------------------------------------------------

• котёнку, прокусил, пес, ухо

• сделала, девочка, перевязку, котёнку

• похвалила, мама, Аню

• лизнул, котёнок, девочке, руку

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru и, за, нашей, огород, школой, сад

• много, в, ягод, саду

• грядках, огурцы, на, морковь, горох,
растут

• собирают, ученики, урожай, осенью,
хороший

X

• в, живут, лесу, звери, разные

• в, зайцы, густой, прячутся, траве

• рыжие, ищут, лисицы, добычу

• по, прыгают, белки, деревьям,
пушистые

• в, лесной, бродит, чаще, медведь

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru Приложение 1

Х-

• зима, уже, пришла, настоящая

• голым, мчится, по, холодный, ветер,
ветвям

• верхушки, он, деревьев, качает

• да, ели, только, сосны, зелёные

• жалобно, в, деревья, стонут, лесу
X

• перемену, во, выходят, на, двор, ученики

• наш, большой, двор, школьный

• остаются, классе, только, в, дежурные

• двери, они, и, открывают, окна

• чистом, классе, хорошо, работать, в

X------------ =----------- ^----------------------

• ее, черепаха, орла, летать, просила,
научить

• советовал, не, орёл,черепахе

• просить, продолжала, она, его

• орёл, поднял, черепаху, вверх, и,
бросил, тогда

• разбилась, упала, камни, черепаха,
на, и

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru Приложение 1

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru у, спрятано, сороки, хорошо, гнездо

• вить, кустарнике, сороке, в, нравится,
гнездо, густом

• птичкам, бед, маленьким, от, много,
сороки

• очень, к, трудно, подойти, сороке

• хорошее, у, глаза, чутьё, зоркие,
сороки, и

Х-

• на, Иринка, ухаживала, летом, за,
даче, цветами

• срезала, огромный, утром, она, бу­
кет, цветов, душистых

• принесла, его, в, Ира, мамину, ком­
нату

• цветы, в, девочка, вазу, поставила

• как, эти, порадовали, цветы, маму,
свежие

• тёплое,лето, веселое,наступило

• листвой, давно, деревья, уже, одеты,
все

• деревьев, ласковое, освещает,
солнышко, верхушки

• птиц, с, лесу, утра, раздаётся, в,
пение

• мёдом, и, поляне, земляникой, на,
пахнет

• в, хорошо, летом, лесу

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru к, весна, нам, воротилась

• небес, с, солнце, золотыми, льёт,
лучами

• камешкам, по, ручьи, весёлые,
зажурчали

• головку, одуванчик, жёлтую, поднял,
свою

• подснежники, в, расцвели, лесу

• аисты, на, дома, крыше, гнездо, свили

• однажды, не, вернулись, они, в,
гнездо,своё

• ребята, жалобные, услышали, крики,
птенцов

• накормили, они, лягушками, их

• день, каждый, дети, ухаживали,
птенцами, за

X

• на, холодно, дворе

• покрыл, и, снег, землю, домов, крыши

• узорами, стёкла, разрисовал, белыми,
мороз

• снегу, воробьи, по, прыгают

• нахохлились, холода, от, они

• крошки, прыгают, подбирают,
воробьи

• птицам, и, голодно, холодно, зимой

• хороший, на, выдался, редкость, день

• за, отправились, город, мы

• дал, старый, нам, дед, лодку

• берег, переехали, мы, другой, на, реки

• незабудки, там, крупные, росли

• забрались, душистый, сена, ребята,
на,стог

• спустились, Алла, в, Римма, овраг, и

X----------------------------- :------------------------------

•два, землянику, собирали, мальчика

• огромный, сверху, орёл, спустился,
вдруг

• он, схватил, мальчика, когтями, острыми

• поднялся, воздух, в, хищник

• мальчик, не, растерялся

• орла, горло, он, крепко, сжал

• орёл, упал, на, мальчиком, с, землю

• бросился, товарищ, мальчику, на,
помощь

• домой, мальчики, связали, орла,
принесли,и

К ЗАНЯТИЮ 5

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВ, ДАННЫХ

В НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

X-------------------------------------------------

Карась

Карась обычно живёт в прудах. Зе­леная тина покрывает пруд сверху. Но карась любит такие уголки.

карась, в, тина, зарываться, день он, ночь, пробираться, к, берег карась, камыш, молодой, там, пробовать

X----------------- :-------------------------------------- :---------

1. Рассмотрите схемы. Из слов, данных в скобках, со­ставьте предложения по схеме. Запишите предложения.

X-------------------------------------------------

1. _______ ===== куда?.

(улететь, птица, юг, на)

2. Откуда? ===_____ какой? что?.

(листок, с, берёза, ветер, сорвать, последний)

3. Какой?_____ = какой? что?.

(наряд, дуб, могучий, сбросить, осен­ний)

1. Где? как? _____ какие?______ .

(робко, звёздочка, первый, на, небо, засветиться)

2. Какой?______ _____ где?.

(туман, подниматься, густой, над, река)

X------------- :----------------------------- :----------------------- '■-------------------- :—

2. Прочитайте вопросы. Из слов, данных в скобках, со­ставьте и напишите ответы на вопросы.

Продолжите устно рассказ так, чтобы в конце его можно было сказать: «Больше кот в роще не появлялся».

X----------------------------------- :------------

1. [де жили грачи?

(в, берёзовый, грач, роща, жить)

2. Кто однажды забрался в рощу?
(забраться, в, однажды, роща, кот)

3. Что он сделал?

(к, ползти, он, дерево, и, на, гнездо, залезть)

4. Кто заметил рыжего разбойника?
(заметить, грач, рыжий, старый, раз­
бойник)

3. Из слов каждой строчки составьте предложения. Оза­главьте полученный текст и запишите его вместе с заглавием.

х-----------------------------------

• дети, по, гулять, лес

• Жучка, залаять, найти, и, ёж

• мальчик, собака, отогнать

• убежать, в, ёжик, куст

X---------------------------------------

• ночь, мороз, ударить, первый

• падать, на, земля, хлопья, снег

• заметить, на, снег, ребята, след

X--------- :---------------------------------------------------------------

• школа, на, стоять, гора

• там, ребята, учиться, из, наш, деревня

• на, чтение, урок, мы, сказка, читать

Х-----------------------------------------------

• пчела, мёд, собирать, лето

• работать, труженица, маленький, много

• хоботок, нектар, тянуть, длинный,
пчела,из, цветок .

• север, резкий, с, дуть, ветер

• дерево, лист, жёлтый, с, падать

• частый, дождь, моросить

• небо, грустный, крик, раздаваться,
в, журавль

• иней, дерево, утро, на, появляться

X------------- :----------------------------------------- ■--------

• в, жить, лето, деревня, Саша

• ребята, ходить, за, часто, в, гриб, лес

• дети, много, в, гриб, находить, лес

X------------- :-------- ■-------------------------------------------

• в, новый, построить, школа, деревня

• около, посадить, школа, ученик,
дерево, куст, и

• большой, у, цветник, вход, школа,
разбить

• чудесный, наступить, утро

• весенний, дуть, ветерок, тёплый

• журчать, в, овраг, чистый, ручеёк

• насекомые, гоняться, за, ласточка

• песенка, жаворонок, звонкий,
раздаваться

• подниматься, солнышко, небо,
яркий, в

;<■

• солнечный, быть, денёк, тёплый

• роща, ребятишки, в, пойти, берёзовый

• искать, девочка, щавель

• ёжик, куст, в, найти, мальчик

• лес, ребята, бродить, долго, в

• вечер, домой, поздно, возвращаться,
они

• гроза, сильный, начаться

• дым, все, небо, затянуть

• лягушка, и, замолчать, птица

• лес, прокатиться, первый, через,
гром

• дерево, заскрипеть, старый

• треск, раздаться, страшный

• хлынуть, за, капля, ливень, дождь,
первый

К ЗАНЯТИЮ 6.

(ОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ - ПОЛНЫХ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru Ворона

Эта птица знакома всем. У вороны сильные ноги, крупный клюв. Перья у неё обычно серые и чёрные.

Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях. Много ворон живёт в городах. Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.

X--------- г------- :------ =---------------- :--------------------------------

Коллективная работа

Зима. Подмосковное озеро. У лу­нок сидят любители подводного лова. А на высоких соснах уселись вороны. Что им тут надо? Зачем по­жаловали? Вот два рыбака оставили свои лунки. А вороны тут как тут. Одна птица схватила клювом леску и по­тащила ее. А вторая поддела клювом рыбёшку и выбросила её на лёд. Вот и обед готов.

К ЗАНЯТИЮ 7.

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ — КРАТКИХ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

X

В цирке

Владимир Андреевич Никитин вы­ступает в цирке с медведями. Медве­ди Малыш и Богатырь любят молоко.

Ольга Романовна Елисеева лечит животных. Сын Ольги Романовны Коля помогает маме. Его любят со­бачки Булька и Хвостик. Но самый лучший его друг — обезьянка Зузя.

К ЗАНЯТИЮ 10.

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВ. ОБЪЕДИНЕНИЕ ИХ В СВЯЗНЫЙ ТЕКСТ.

Карточка 1 (к занятию) (разрезать на предложения, положить в конверт «Гроза»).

X------------------------------------ :-----------

Загремел гром

X

.
...................... ........................................... ■

тёмные тучи заволокли небо

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru пошёл сильный дождь

X блеснула молния

X------------ :

Карточка 2 (к занятию).

х

тёплый, день, летний, был гуляли, на, дети, лугу затянула, вдруг, туча, небо, большая сильный, дождь, полил быстро, ребятишки, домой, помча лись

СОСТАВЛЕНИЕ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ СВЯЗНЫХ ТЕКСТОВ.

х---------------- ■■----------------------------------------------------------------

X - - -

прощайте, льдинки, до будущего года!

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru лёд на реке тронулся.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru весело смотреть, как плывут, шумят большие льдины.

X----------------------------------------- :----------

все дороги на село

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru ни проехать, ни пройти.

X

белым снегом замело.

X

все дороги, все пути.

и ручьи по оврагам шумят.

<^.................................................

полюбуйтесь, весна наступает,

V

&**<

в ярком золоте день утопает,

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru журавли караваном летят,

Х------------------------ ■■

раз пошли ребята в лес.

<\^___________________________

за ними побежал щенок.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru щенок увидел ежа и залаял.

X

ёж фыркнул и растопырил иголки.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru щенок испугался и убежал.

дедушка с внучкой ходили по лесу.

Х--

в лесу было хорошо.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru звонко пели лесные птицы.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru внучка собирала ягоды и угощала деда.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru ягоды были вкусные и душистые.

X----------------------------------------------

травка зеленеет.

....... .-_...... ..... ....

солнышко блестит.

X

ласточка с весною в сени к нам летит

V

с нею солнце краше и весна милей

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru прощебечь с дороги нам привет скорей!

з зале стояла красивая пышная елка.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru -\а ветках дрожали разноцветные пампочки.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru вдруг заиграла музыка.

К

появились снегурочка и Дед мороз.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru начался весёлый праздник.

X-------------------------------------------------

X

пришла морозная зима.

X

школьники сделали кормушки для птиц.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru они развесили кормушки на деревьях.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru каждый день ребята насыпали в кор мушки корм.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru голодные птицы клевали корм.

мальчик не испугался и открыл ворота.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru вдруг в тишине раздалось мычание коров.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru рано утром Толя пошёл ловить рыбу, смелый школьник спас всех коров.

<тЧ. " " " " " - - - -

горела уже крыша сарая.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru Толя не растерялся и побежал к коровнику.

X

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru вдруг она услышала стон.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru девочки собирали землянику для гос питаля.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru Ася зашла в чащу.

была война.

X

лётчик был спасён.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru в кустах лежал раненый лётчик.

X

Ася бегом помчалась в госпиталь.

X------------------------- >----------------

недалеко от ручья паслись телята

X

опасный враг убежал.

X

резкий свист напугал волка.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru вдруг из леса выбежал волк.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru телёнку угрожала опасность.

X

один телёнок подошёл к ручью.

у пастуха сильно забилось сердце.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru он громко свистнул.

X------------ :------------------

Алёша и Витя шли по лесу, вдруг они увидели дым.

3^

дым шёл от костра.

Quot;

подбежали мальчики к костру.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru разгребли его.

Х

-

показались языки пламени.

V" - ---- ... - ...............

Алёша и Витя забросали костёр землёй

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru так спасали они лес от пожара.

был жаркий летний день.

Lt;

вдруг налетела гроза.

йгч. ................................ -..................

померкло солнце, подул ветер, сверкнула молния.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru раздались раскаты грома.

X

пошёл сильный дождь.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru но вот пронеслась грозовая туча.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru опять ярко засияло солнышко.

УС

звонко запели птицы.

К ЗАНЯТИЮ 11.

1. Карточка к занятию.

X---------- !----------------------------------- :---------------

Радуются лету лесные жители чис­тыми голосами поют соловьи стреко­чут кузнечики весело жужжат шмели урчат и квакают лягушки.

X------------ ;-----------------------------------

2. Лист для выразительного чтения к занятию.

X------------------------- :------------------------------------

В тихой речке.

В тихой речке у причала

Рыбка рыбку повстречала:

— Здравствуй!

— Здравствуй!

— Как дела?

— На рыбалке я была.
Я удила рыбака,
Дядю Петю — чудака.

— Где же твой рыбак? Попался?

— Нет, ушёл, хитрец! Сорвался!

(Е Чеповецкий)

— Что случилось? Что за крик?

— Это тонет ученик!

Он упал с обрыва в реку — Помогите человеку.

(С. Михалков. «Дядя Степа»)
X------------------------------ =-----------------

— Ах, что вы, сестрицы! Вы смеё­
тесь надо мной. Разве меня пустят во
дворец в этом платье?

— Что правда, то правда. Вот была
бы умора, если бы такая замарашка
явилась на бал.

{Ш. Перро. «Золушка»)

X------------------------------- =----------- ;--- ;

Переполох.

— Кража! — Вы украли?

— Кража! — Мы не брали.

— Кража! — Брали!
Грабят, — Брали!
Братцы. — Крали!
Где же стража? —Крали!

— Что украли? Это я грачиный крик

— Два пера. Перевёл на наш язык.

— Безобразие

сутра........ ..................... (А.Шибаев)

Прочитайте текст. Определите границы предложений в текс­те. Спишите, обозначая начало и конец каждого предложения.

X---------- :-------------------------------------

На стволе дерева уселся дятел он звонко долбит сухое дерево далеко слышен в лесу его стук

(По И. Соколову-Микитову)

X——:--------------------------------------------------------------------

Быстро наступает вечер в глухом лесу тёмные тени лежат под деревья­ми неподвижно высятся старые сосны чернеют густые разлапистые ели

{И. Соколов-Ми китов)
X-------------------------------------------------

Щенок был пушистый и маленький за это его назвали Клубком всю зиму щенок провёл в доме он научился ла­пами гонять мяч и прятать под кро­вать варежки

X------------------ :--------- :---------------------------- :------

Дождь

Давно не было дождей вдруг нале­тела туча крупные капли дождя засту­чали по крыше все рады дождю ожи­ли луга и поля

На катке

Сильный холод сковал пруд снег покрыл весь берег Катя взяла коньки и побежала на каток она встала на лед девочка сделала первый шаг и пока­тилась

X------------------------------------------------- '

Красное лето

На реке раскрылись жёлтые кувшин­ки буйно цветет над водой водяная кашка дикая утка вывела из осоки ма­леньких утят летают над водою стре­козы хорошо бегать по душистому лугу

(И. Соколов- Ми китов)

X------------------ :------------------------------------------------

Вот и пролетело лето дети снова при­шли в родную школу они выросли и повзрослели сколько нового и инте­ресного ждут их в новом учебном году здравствуй, школа

инежные узоры

За ночь сильно похолодало утро на­стало морозное, ясное на окнах поя­вились удивительные узоры сверкает в лучах солнца длинная ветвь она по­хожа на листья папоротника как кра­сивы снежные узоры

(М. Гумилевская.)

X-------------------------------------------------

Прошла золотая осень выпал снег пришла холодная вьюжная зима в лесу деревья одели белую зимнюю одежду ели и сосны стоят зелёные на белом сугробе оставил след заяц

X-------------------------------------------------

Наступила глубокая осень улетели в далёкие страны крикливые журавли залегли в теплых берлогах лежебоки-медведи заснули колючие ежи спря­тались в глубокие норы змеи стало совсем скучно в лесу

(По И. Соколову-Микитову.)

Ранней весной родились маленькие зайчата крепко прижались они друг к дружке хорошо спрятались робкие зайчишки в сухой прошлогодней тра­ве здесь не найдет их хитрая лисица терпеливо ждут зайчата мать при­бежит зайчиха и покормит голодных зайчат

{По И. Соколову-Микитову.)

X-

Осень

Быстро летело время уже пожел­тели берёзки вода в реке потемне­ла холодный ветер обрывал листья и уносил их небо покрылось тёмными облаками часто моросил дождь каж­дый день неслись на юг перелётные птицы

(ПоЛ. Мамину-Сибиояку.)

Зима в лесу

Голый и холодный шумит лес плохо осенью в лесу белякам-зайцам сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка пушистым снегом покрылись деревья побелели лесные полянки обрадовались беляки-зайцы теперь никто не увидит их белую шубку

(И. Соколов-Микитов.)

X-

Обвал

Белка спала в гнезде на ветке ели вдруг тяжелый ком снега обрушил­ся на крышу гнезда белка выскочила ее бельчата остались в гнезде белка принялась раскапывать снег он толь­ко придавил крышу гнездо осталось цело бельчата даже не проснулись

(По В. Бианки.)

Весна

На пригорках чернеет земля оттая­ла дорога побежали весенние ручьи снег уже сошел только в оврагах бе­леют снежные полоски лёд на реке потрескался и почернел грачи приле­тели на старые грачовники дети гото­вят скворечники

Х-

Грачи прилетели

В деревнях появились стаи грачей зиму грачи провели на юге они очень спешили на родину в хорошую погоду делали перелёты по сотне километ­ров в день в пути их настигла метель сотни слабых птиц погибли первыми долетели самые сильные теперь они отдыхают

(По В. Бианки)

Телеграмма из лесу Мы дежурили на деревьях у берлоги вдруг кто-то снизу поднял снег пока­залась большая чёрная голова зверя это вылезла медведица за ней вышли два медвежонка медведица сладко зевнула во всю пасть потом она пош­ла в лес медвежата бежали за ней вприпрыжку

(По В. Бианки.)

X------------------- ■------------ ■-------------------- ;--------------------------------------------

На лугу

Как пышно цветёт и зеленеет луг он похож на пестрый ковер много здесь разных трав и цветов вот дикий овес золотится на солнце из земли вы­глядывают красные и белые головки мака качаются синие колокольчики на сырых местах целыми полянами красуются голубые незабудки порха­ют над цветами резвые бабочки

{М.Пришвин.)

К ЗАНЯТИЮ 14.

РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

С ПРОПУЩЕННЫМИ СЛОВАМИ.

X---------------------------------------- :-----

Лесные малыши

Лето — время лесных малышей, гнёзд вылетают птицы. О зверей растет смена. Медвежата послушно следуют О матерью. Лисята игра­ют О норы. Бельчонок совершает О сосны первый прыжок. О сумерках в ыходят О охоту ежата.

(По Н. Надеждиной)

X------------ :-----------------------------------------------------------

Очень-очень вкусный пирог Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе.............. (пригласил,

позвал).

Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый............. {торт, пи­
рог, кекс).
Пирог, ножи и вилки тут —

Но что-то гости............. (не приходят,

не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек......... (съел, отрезал,

откусил).

Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту............. (про­
глотил, съел).
Когда же гости подошли,

То даже крошек........... (не увидели,

не нашли).

(Д. Хармс)

X-------------------------------------------------

Жил был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил) он своего брата (маленького, меньшего) в со­седнем селе навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. Иван (устал, утомился). Сел он под берёз­ку, лапти свои (скинул, снял). Сидит Иван (ест, закусывает) хлеб. Достал он кувшин, решил (воды, водицы) ис­пить. Вот видит, по зелёной (траве, травушке) ползёт жук...

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста - student2.ru Дополните предложения так, чтобы получился связный рассказ.

X-

Осень наступила,

Высохли

И глядят уныло Голые

{Плещеев)

X------- :---------------------------------- :-------------------

Осень

Пришла осень. По серому небу
_ чёрные тучи. Идут холодные _

С деревьев слетают_______ листья.

Цветы_______ . Замёрзли ночью____

________ . Грачи, журавли________ на юг.

Они прощаются с______ местами.

X—---------------------------------------------

Я раскрываю почки,

В зелёные _.

Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня______ .

Весна

Ярко светит весеннее_______ . На

деревьях распускаются______ лис­
точки. Уже_____ первый гром. Ве­
сенний _______ пахнет свежестью.

Ребята_______ играют на удице.

X------------- :--------------------------------------------------------

Дел у меня немало — Я белым одеялом Всю землю В лёд реки убираю,

Белю поля,______ ,

Зовут меня______ .

X-------------------------------------------------

Зима

Скоро наступит _____ . Замелька­
ют в воздухе первые_____ . Теплым

одеялом укроют они_______ землю.

Метели_________ лесные тропинки.

А детям радости! Будут лепить____

___ снеговиков, строить крепости из

Включите в предложение подходящее слово из скобок. Объясните свой выбор. Отредактируйте и запишите предло­жения.

Х-

В (сырой, мокрый) климат многие чувствуют себя плохо. В помеще­нии сделали (сырая, влажная) убор­ку. Пассажиры приехали в Москву на (скрытый, стремительный) поезде. Бойцы бросились к (скорая, стреми­тельная) атаку. Секретарь положил на стол (жирная, толстая) папку. В духов­ке жарился (жирный, толстый) гусь.

X-

В полдень (приблизилась, надви­нулась) чёрная туча. Началась гро­за. (Пошёл, полил, хлынул) дождь. Я (надел, одел) калоши и взял зонт. До­рогой (открыл, раскрыл) его. Скоро дождь (перестал, кончился).

Стояло (горячее, жаркое) лето. Мы искупались в речке и лежали на (го­рячем, жарком) песке. Домой проби­рались по (влажной, мокрой) траве. Одежда на нас стала (влажной, мок­рой).

Х-

Даже в самый (жаркий, горячий, жгу­чий, знойный, палящий) день, если приложить к щеке листочек липы или берёзы, клёна или дуба, то почувству­ешь, что он прохладный.

Если разложить на земле листья одного только дерева, они займут ... (великую, большую, огромную, гро­мадную) площадь.

(Ю.Дмитриев)

Сказка про одуванчики

{Встало, взошло, поднялось) ве­сеннее солнышко. Умылось оно тёп­лым дождем и пошло {шагать, гулять) по синему небу. {Взмахнуло, встрях­нуло) солнышко золотым рукавом. {Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. {Засветились, за­сверкали, заблестели, заискрились) на земле маленькие жёлтые огоньки — одуванчики.

Зима {пряталась, скрывалась, та­илась) в дремучем лесу. {Выглянула, посмотрела) она. В траве блесте­ли миллионы маленьких солнышек. {Разозлилась, разгневалась, рас­свирепела) зима. {Закрыла, запоро­шила) она снегом весёлые огоньки и {ушла, убежала, скрылась) на север.

Так теперь одуванчики сначала в жёлтом платье {ходят, гуляют, щего­ляют), а потом белую пушистую шуб­ку надевают.

{По Н. Толмачевой)

Встреча на дороге

С таким чудом я (встретился, стол­кнулся) первый раз в жизни. Мы с приятелем ехали на машине. Вдруг на дорогу из лесу (выбежала, вы­скочил) лисенок. Шофёр остановил машину. Лисёнок с любопытством стал (осматривать, разглядывать) её. Он (хотел, стремился, пытался) угадать, что это за зверь такой.

Мы (позвали, поманили) лисёнка. Он ближе (подбежал, подскочил, по­дошёл) к машине. Зверёк был рыжий, на грудке светлый галстук, а лапки -—. в чёрных чулочках. Он сел перед ма­шиной. Мы стали с ним (беседовать, разговаривать). Лисёнок вниматель­но слушал. Вот любопытный малыш! На опушке леса (загудела, зашуме­ла) колонна машин. Зверёк (бросил­ся, кинулся, метнулся) в лес. Вот так встреча!

(По И. Васильеву)

К ЗАНЯТИЮ 7.

X------- :------- :--------------------------

Папа принёс домой птенца. Лена на­сыпала ему крошек. Но бедняга даже не посмотрел на еду.

Девочка вынесла клетку на улицу и поставила у порога.

Слетелись воробьи. Вдруг одна во­робьиха взяла в клюв крошку и под­летела к птенцу. На другой день Лена бежала из школы. Она спешила на­кормить воробушка. Воробьиха уже сидела на форточке.

Когда птенец подрос, Лена откры­ла клетку. Воробьиха позвала птенца. Он выпорхнул в форточку и улетел.

Тетёрка отводит врага

По поляне бежал зверёк, похожий на кошку. Он ловко прыгал. Это был хорёк.

Вдруг хорёк заметил тетёрку. Он припал к земле своим гибким телом и пополз быстро.

Тетёрка тоже увидала врага. Она за­хлопала крыльями и побежала. Хорёк бросился за нею. Вот он её схватит. Но тетёрка то взлетала, то падала на землю. Так она отводила хорька от своих птенцов. Но вот тетёрка взле­тела и легко понеслась над кустами и выше.

Хорёк злобно посмотрел ей вслед и побежал искать другую добычу.

{По Г. Скребицкому)

Мать-и-мачеха — первые весенние цветы.

Золотистые головки цветка похожи на цветки одуванчика. Стебли растения покрыты красноватыми чешуйками. Листья с верхней стороны гладкие и хо­лодные, а снизу — мягкие и тёплые.

Мать-и-мачеха — прекрасный цветок.

X-------------------------------------------------

К ЗАНЯТИЮ 11-12.

X--------------------------------- —------------

С давних пор люди строят из кирпи­ча. Очень он строителям понравился. Почему же так понравился кирпич?

Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит и воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом.

Поэтому так много во всём мире до­мов из кирпича.

К ЗАНЯТИЮ 13.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ТЕКСТА С ОБОЗНАЧЕННЫМИ ЧАСТЯМИ.

Х-

ТЕКСТ № 1.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не делали!

Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже сквозь горящие кольца. А в кон­це дрессировщик положил всех тиг­ров в ряд и ходил по ним, как по сту­пенькам.

Мне очень понравилось выступле­ние дрессированных хищников!

Х-

ТЕКСТ №2.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные!

Шкура у них полосатая, яркая. Глаза горят зелёным огнём. Лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые ос­трые клыки.

Тигр — очень красивое животное.

ТЕКСТ № 3.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слуша­ются дрессировщика?

Может быть, потому, что человек их не боится? Дрессировщики берут в цирк ещё совсем маленьких тигрят для того, чтобы животное привыкло к человеку, его заботе и требованиям. Некоторые тигрята рождаются и рас­тут в цирке. Поэтому, наверное, тиг­ры и слушаются укротителей.

Тигр хоть и слушается дрессировщи­ка, но, всё равно, он опасный зверь.

Лист-памятка. ТИПЫ ТЕКСТОВ

Типы Текст- Текст- Текст-
текстов повествование описание рассуждение
Содер- Сменяющие друг дру- Рассказ о признаках Объяснение событий, фактов,
жание га последовательные людей, животных, расте- явлении,причин
  события нии, предметов  
Тема 1. Начало. 1. Общий признак. 1. Тезис.
  2. Развитие. 2. Признак частей. 2 .Доказательства:
  3. Кульминация 3. Оценка предмета. а) примеры;
  4. Итог.   б)объяснения
      3. Вывод.
Опорные ГЛАГОЛЫ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬ- Во-первых, во-вторых, так
слова   НЫЕ как, поэтому, потому что,
      итак.

КУЛЬМИНАЦИЯ — точка наивысшего напряжения, подъема, развития чего-нибудь.

К ЗАНЯТИЮ 14.

Х-

ТЕКСТ№1.

ДРУГ ДЕТСТВА

Вите было шесть лет. Он решил стать боксёром. На чём же ему отра­батывать силу удара? Мама вынула из кладовой облезлого мишку. Поса­дил его Витя на диван и приготовился бить.

А мишка поднял лапы и ждёт. Один глаз у него жёлтый, а другой — бе­лый, из пуговицы. Посмотрел Витя на медведя. С двух лет они дружили. Витя таскал мишку с собой, обедал с ним. Вечером Витя укачивал мишку и шептал ему сказки. Витя решил: я ни­когда не буду боксёром!

ГЕКСТ№2.

ЖИВЫЕ УДОЧКИ

Обитатели в море встречаются уди­вительные. Раз моряки вытащили на палубу небольшую рыбу. У неё была зубастая пасть, а из головы росла удочка. На конце удочки рыба зажи­гает фонарик. Он горит во мраке, как ночной светлячок. Глупые рыбёш­ки плывут посмотреть на фонарик и попадают в пасть рыбы. Это хищная рыба-удильщик. Живёт эта рыба в глубинах морей и ловится редко.

ТЕКСТ N9 3.

ПОЧЕМУ ЛЮДЯМ ТАК НРАВИТСЯ

ЛЁН

Много лет люди шьют одежду изо льна. Почему же так нравится нам эта ткань? Во-первых, лён легко вырас­тить на своих полях. Это неприхот­ливое растение. Во-вторых, волокна льна прочны и удобны в обработке. Из льняных ниток получается про­чная ткань.Кроме того, в зной в одеж­де изо льна не жарко, а в стужу — не холодно. Поэтому во всём мире люди с такой любовью относятся к этому растению.

К ЗАНЯТИЯМ 15-16.

Наши рекомендации