Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста
• Знакомство с текстом
(Текст записан на доске.)
ЗАЙКА
По лесу гулял Коля. Он увидел под кустом зайку. У бедняжки болела нога. Зайка не мог бежать. Коля отнес зайку домой. Коля лечить стал зайку.
— Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учениками.)
• Анализ текста
— Докажите, что это текст.
— Определите тему текста. (Текст о зайке.)
— Определите основную мысль текста. (Как Коля помог
зайке.)
— Определите тип текста. (Текст-повествование.) Дока
жите.
— Как строится текст-повествование? Назовите части тек
ста-повествования .
— Выделены ли в тексте части?
— Запишите заголовок. (Зайка.) (Запись заголовка текста
в тетрадь.)
• Редактирование. Беседа по содержанию. Языковые сред
ства связи
(!Исправления, пометки делает учитель-логопед на доске по ходу редактирования текста.)
Все ли вам нравится в тексте? Объясните свой ответ.
— Подумайте:
Vсоответствует ли содержание текста заглавию;
Vправильно ли построены предложения;
V удачно ли выбраны слова для выражения главной
мысли;
\ является ли текст законченным.
15-16 занятие
— Давайте отредактируем этот текст. Чтозначит редакти
ровать текст? (Редактировать — значит проверять, исправ
лять текст.)
Возможные ответы детей:
• Содержание соответствует заглавию, так как в тексте го
ворится о зайке.
• Предложения построены неправильно: нарушена очеред
ность слов.
По лесу гулял Коля. — Гулял Коля по лесу.
Он увидел под кустом зайку. — Под кустом он увидел зайку.
Коля лечить стал зайку. — Коля стал зайку лечить.
• Повторение слов. (Коля, зайка.)
Предложите слова, заменяющие слова Коля, зайка.
(Коля — он, мальчик. Зайка — зайчишка, его, бедняга, за
инька.)
— Выделите начало рассказа. Прочитайте первую часть.
— Прочитайте предложения, в которых сообщается о том,
что случилось с зайкой. (У бедняжки болела нога. Зайка не
мог бежать.)
— Как вы думаете, не допущена ли здесь речевая ошибка?
(Болела нога.)
— Отредактируйте предложение. (У зайки была сломана
лапка. У зайки болела лапка.)
— Ясно ли из текста, как мальчик отнесся к зайке, оказав
шемуся в беде?
— Какое предложение следует вставить, чтобы читателям
стало ясно, почему Коля взял зайчика домой? (Коля пожалел
зайку.)
— Найдите в тексте два соседних предложения, которые
можно соединить в одно. (Коля пожалел зайку. Коля отнес
его домой.)
— Какое предложение получится. (Мальчик пожалел зай
ку и отнес его домой.)
— Каким по счету должно быть это предложение? (Пятым
предложением.)
— Прочитайте вторую часть отредактированного текста.
— Проанализируйте средства связи. (Есть повторяющие
ся слова.)
— Подберите слова-замены для повторяющихся слов.
— Устно отредактируйте текст. (Чтение текста 2—3 учени
ками.)
«Текст»
Образец отредактированного текста: 4
ЗАЙКА
Гулял Коля по лесу.
Под кустом он увидел зайку. У бедняжки была сломана лапка. Он не мог бежать. Мальчик пожалел зайку и отнес его домой. ' Коля стал лечить зверька.
• Запись отредактированного текста. Обобщение
— Сколько частей в тексте. Как обозначить каждую
часть?
— Запишите в тетрадь отредактированный текст. (Индиви
дуальная помощь учителя-логопеда.) ;
Проверка, чтение записанных предложений. (1—2 учени- , * ка.) Учитель-логопед анализирует, редактирует.
• Работа над концовкой текста. Обобщение|
— Прочитайте последнее предложение. Является ли этот ''
текст законченным? Почему? (Нет конца, не понятно, чем
закончилась история.)
— Предложите конец истории. (Анализ, устное редактиро
вание вариантов учащихся.)
Возможные варианты ответов детей: 1
• Когда зайка поправился, мальчик отпустил его в лес. |
• Заинька быстро поправился. Мальчик отпустил его в лес. 1
— Как обозначить конец действия, итог рассказа? (Запись
предложений третьей части с красной строки.)
— Запишите в тетрадь. (Индивидуальная помощь учителя-
логопеда.)
— Проверка, чтение записанных предложений. (1—2 учени
ка.) Учитель-логопед анализирует, редактирует предложения.
— Прочитайте первоначальный текст на доске.
— Прочитайте отредактированный текст в тетради.
— Сравните варианты текста. Какой нравится больше?
Объясните свой ответ.
Итог занятия
— Что значит редактировать текст?
(Материал для закрепления по теме: «Редактирование текста» дан в приложении 2.)
Приложение 1 Раздел «Предложение
к занятию 4
СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВ, ДАННЫХ В ПРАВИЛЬНОЙ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ
1. Из слов каждой строчки составьте предложения. Подчеркнутые слова должны быть первыми. Запишите предложения.
х----------------------------------
грызли, проворные, орехи, белки копал, Серёжа, лопатой, землю интересную, мы, книгу, читали собирать, помогали, урожай, дети
X------------------------ ■---------------------- '---------------------
сосну, на, Петя, прибил, кормушку дождь, холодный, в, стучит, окно мёд, медведь, сладкий, любит, очень перелетные, улетели, на, птицы, юг
X-------------------------------------------------
в, работали, летом, саду, школьники над, зелёные, склонились, рекой, ивы классе, Таня, в, первом, учится в, шмели, жужжат, мохнатые, траве
X----- ~------------------------------------- ~~~
Приложение 1
X-
мчался, полю, по, заяц, ровному контрольная, у, вчера, была, нас устроили, каток, дворе, ребята, во я, катаюсь, на, коньках, зимой
X---------------------------------------------
МЫ, от, крышей, под, дождя,
спрятались
санках, с, дети, на, горы, катались
белый, Женя, в, нашёл, лесу, гриб
был, урок, у, нас, языка, русского
X-------------------------------------------------
2. Прочитайте вопрос. Из слов, данных в скобках, составьте и запишите предложения так, чтобы они отвечали на поставленные вопросы.
х----------------------------------
• Где бродит ворона? (бродит, по, ого
роду, ворона, важно, большая)
• Что закружилось в воздухе? (закру
жились, листья, в, воздухе, осенние)
• Когда и куда улетают птицы? (птицы,
осенью, на, юг, перелетные, улетают)
Приложение 1
3. Рассмотрите схемы. Из слов, данных в скобках, составьте предложения по схеме. Запишите предложения.
х------------------ :----------------- —
1. Когда? ^^3=== ,
(листопад, начнётся, скоро)
2. ______________ какой? что?.
(наряд,дуб, осенний,надел)
3. Откуда? == какие?
(полетели, монетки, с, берёз, жёлтые)
X------------------ ■-------------------- :------------------------------------
1. Когда? _ какой?_______
(ночью, мороз, ударил, первый)
2._______ _____ куда? как?.
(падает, на, землю, хлопьями, снег)
3. Где?______________ чьи? что?.
(волчьи, заметили, на, снегу, ребята, следы)
Приложение 1
4. Из слов каждой отмеченной строчки составьте предложения. Озаглавьте полученный текст и запишите его вместе с заглавием.
X-------------------------------------------------
• котёнку, прокусил, пес, ухо
• сделала, девочка, перевязку, котёнку
• похвалила, мама, Аню
• лизнул, котёнок, девочке, руку
• и, за, нашей, огород, школой, сад
• много, в, ягод, саду
• грядках, огурцы, на, морковь, горох,
растут
• собирают, ученики, урожай, осенью,
хороший
X
• в, живут, лесу, звери, разные
• в, зайцы, густой, прячутся, траве
• рыжие, ищут, лисицы, добычу
• по, прыгают, белки, деревьям,
пушистые
• в, лесной, бродит, чаще, медведь
Приложение 1
Х-
• зима, уже, пришла, настоящая
• голым, мчится, по, холодный, ветер,
ветвям
• верхушки, он, деревьев, качает
• да, ели, только, сосны, зелёные
• жалобно, в, деревья, стонут, лесу
X
• перемену, во, выходят, на, двор, ученики
• наш, большой, двор, школьный
• остаются, классе, только, в, дежурные
• двери, они, и, открывают, окна
• чистом, классе, хорошо, работать, в
X------------ =----------- ^----------------------
• ее, черепаха, орла, летать, просила,
научить
• советовал, не, орёл,черепахе
• просить, продолжала, она, его
• орёл, поднял, черепаху, вверх, и,
бросил, тогда
• разбилась, упала, камни, черепаха,
на, и
Приложение 1
• у, спрятано, сороки, хорошо, гнездо
• вить, кустарнике, сороке, в, нравится,
гнездо, густом
• птичкам, бед, маленьким, от, много,
сороки
• очень, к, трудно, подойти, сороке
• хорошее, у, глаза, чутьё, зоркие,
сороки, и
Х-
• на, Иринка, ухаживала, летом, за,
даче, цветами
• срезала, огромный, утром, она, бу
кет, цветов, душистых
• принесла, его, в, Ира, мамину, ком
нату
• цветы, в, девочка, вазу, поставила
• как, эти, порадовали, цветы, маму,
свежие
• тёплое,лето, веселое,наступило
• листвой, давно, деревья, уже, одеты,
все
• деревьев, ласковое, освещает,
солнышко, верхушки
• птиц, с, лесу, утра, раздаётся, в,
пение
• мёдом, и, поляне, земляникой, на,
пахнет
• в, хорошо, летом, лесу
• к, весна, нам, воротилась
• небес, с, солнце, золотыми, льёт,
лучами
• камешкам, по, ручьи, весёлые,
зажурчали
• головку, одуванчик, жёлтую, поднял,
свою
• подснежники, в, расцвели, лесу
• аисты, на, дома, крыше, гнездо, свили
• однажды, не, вернулись, они, в,
гнездо,своё
• ребята, жалобные, услышали, крики,
птенцов
• накормили, они, лягушками, их
• день, каждый, дети, ухаживали,
птенцами, за
X
• на, холодно, дворе
• покрыл, и, снег, землю, домов, крыши
• узорами, стёкла, разрисовал, белыми,
мороз
• снегу, воробьи, по, прыгают
• нахохлились, холода, от, они
• крошки, прыгают, подбирают,
воробьи
• птицам, и, голодно, холодно, зимой
• хороший, на, выдался, редкость, день
• за, отправились, город, мы
• дал, старый, нам, дед, лодку
• берег, переехали, мы, другой, на, реки
• незабудки, там, крупные, росли
• забрались, душистый, сена, ребята,
на,стог
• спустились, Алла, в, Римма, овраг, и
X----------------------------- :------------------------------
•два, землянику, собирали, мальчика
• огромный, сверху, орёл, спустился,
вдруг
• он, схватил, мальчика, когтями, острыми
• поднялся, воздух, в, хищник
• мальчик, не, растерялся
• орла, горло, он, крепко, сжал
• орёл, упал, на, мальчиком, с, землю
• бросился, товарищ, мальчику, на,
помощь
• домой, мальчики, связали, орла,
принесли,и
К ЗАНЯТИЮ 5
СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВ, ДАННЫХ
В НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
X-------------------------------------------------
Карась
Карась обычно живёт в прудах. Зеленая тина покрывает пруд сверху. Но карась любит такие уголки.
карась, в, тина, зарываться, день он, ночь, пробираться, к, берег карась, камыш, молодой, там, пробовать
X----------------- :-------------------------------------- :---------
1. Рассмотрите схемы. Из слов, данных в скобках, составьте предложения по схеме. Запишите предложения.
X-------------------------------------------------
1. _______ ===== куда?.
(улететь, птица, юг, на)
2. Откуда? ===_____ какой? что?.
(листок, с, берёза, ветер, сорвать, последний)
3. Какой?_____ = какой? что?.
(наряд, дуб, могучий, сбросить, осенний)
1. Где? как? _____ какие?______ .
(робко, звёздочка, первый, на, небо, засветиться)
2. Какой?______ _____ где?.
(туман, подниматься, густой, над, река)
X------------- :----------------------------- :----------------------- '■-------------------- :—
2. Прочитайте вопросы. Из слов, данных в скобках, составьте и напишите ответы на вопросы.
Продолжите устно рассказ так, чтобы в конце его можно было сказать: «Больше кот в роще не появлялся».
X----------------------------------- :------------
1. [де жили грачи?
(в, берёзовый, грач, роща, жить)
2. Кто однажды забрался в рощу?
(забраться, в, однажды, роща, кот)
3. Что он сделал?
(к, ползти, он, дерево, и, на, гнездо, залезть)
4. Кто заметил рыжего разбойника?
(заметить, грач, рыжий, старый, раз
бойник)
3. Из слов каждой строчки составьте предложения. Озаглавьте полученный текст и запишите его вместе с заглавием.
х-----------------------------------
• дети, по, гулять, лес
• Жучка, залаять, найти, и, ёж
• мальчик, собака, отогнать
• убежать, в, ёжик, куст
X---------------------------------------
• ночь, мороз, ударить, первый
• падать, на, земля, хлопья, снег
• заметить, на, снег, ребята, след
X--------- :---------------------------------------------------------------
• школа, на, стоять, гора
• там, ребята, учиться, из, наш, деревня
• на, чтение, урок, мы, сказка, читать
Х-----------------------------------------------
• пчела, мёд, собирать, лето
• работать, труженица, маленький, много
• хоботок, нектар, тянуть, длинный,
пчела,из, цветок .
• север, резкий, с, дуть, ветер
• дерево, лист, жёлтый, с, падать
• частый, дождь, моросить
• небо, грустный, крик, раздаваться,
в, журавль
• иней, дерево, утро, на, появляться
X------------- :----------------------------------------- ■--------
• в, жить, лето, деревня, Саша
• ребята, ходить, за, часто, в, гриб, лес
• дети, много, в, гриб, находить, лес
X------------- :-------- ■-------------------------------------------
• в, новый, построить, школа, деревня
• около, посадить, школа, ученик,
дерево, куст, и
• большой, у, цветник, вход, школа,
разбить
• чудесный, наступить, утро
• весенний, дуть, ветерок, тёплый
• журчать, в, овраг, чистый, ручеёк
• насекомые, гоняться, за, ласточка
• песенка, жаворонок, звонкий,
раздаваться
• подниматься, солнышко, небо,
яркий, в
;<■
• солнечный, быть, денёк, тёплый
• роща, ребятишки, в, пойти, берёзовый
• искать, девочка, щавель
• ёжик, куст, в, найти, мальчик
• лес, ребята, бродить, долго, в
• вечер, домой, поздно, возвращаться,
они
• гроза, сильный, начаться
• дым, все, небо, затянуть
• лягушка, и, замолчать, птица
• лес, прокатиться, первый, через,
гром
• дерево, заскрипеть, старый
• треск, раздаться, страшный
• хлынуть, за, капля, ливень, дождь,
первый
К ЗАНЯТИЮ 6.
(ОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ - ПОЛНЫХ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.
Ворона
Эта птица знакома всем. У вороны сильные ноги, крупный клюв. Перья у неё обычно серые и чёрные.
Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях. Много ворон живёт в городах. Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.
X--------- г------- :------ =---------------- :--------------------------------
Коллективная работа
Зима. Подмосковное озеро. У лунок сидят любители подводного лова. А на высоких соснах уселись вороны. Что им тут надо? Зачем пожаловали? Вот два рыбака оставили свои лунки. А вороны тут как тут. Одна птица схватила клювом леску и потащила ее. А вторая поддела клювом рыбёшку и выбросила её на лёд. Вот и обед готов.
К ЗАНЯТИЮ 7.
СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ — КРАТКИХ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.
X
В цирке
Владимир Андреевич Никитин выступает в цирке с медведями. Медведи Малыш и Богатырь любят молоко.
Ольга Романовна Елисеева лечит животных. Сын Ольги Романовны Коля помогает маме. Его любят собачки Булька и Хвостик. Но самый лучший его друг — обезьянка Зузя.
К ЗАНЯТИЮ 10.
СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВ. ОБЪЕДИНЕНИЕ ИХ В СВЯЗНЫЙ ТЕКСТ.
Карточка 1 (к занятию) (разрезать на предложения, положить в конверт «Гроза»).
X------------------------------------ :-----------
Загремел гром
X |
.
...................... ........................................... ■
тёмные тучи заволокли небо
пошёл сильный дождь
X блеснула молния
X------------ :
Карточка 2 (к занятию).
х
тёплый, день, летний, был гуляли, на, дети, лугу затянула, вдруг, туча, небо, большая сильный, дождь, полил быстро, ребятишки, домой, помча лись
СОСТАВЛЕНИЕ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ СВЯЗНЫХ ТЕКСТОВ.
х---------------- ■■----------------------------------------------------------------
X - - -
прощайте, льдинки, до будущего года!
лёд на реке тронулся.
весело смотреть, как плывут, шумят большие льдины.
X----------------------------------------- :----------
все дороги на село
ни проехать, ни пройти.
X
белым снегом замело.
X
все дороги, все пути.
и ручьи по оврагам шумят.
<^.................................................
полюбуйтесь, весна наступает,
V
&**<
в ярком золоте день утопает,
журавли караваном летят,
Х------------------------ ■■
раз пошли ребята в лес.
<\^___________________________
за ними побежал щенок.
щенок увидел ежа и залаял.
X
ёж фыркнул и растопырил иголки.
щенок испугался и убежал.
дедушка с внучкой ходили по лесу.
Х--
в лесу было хорошо.
звонко пели лесные птицы.
внучка собирала ягоды и угощала деда.
ягоды были вкусные и душистые.
X----------------------------------------------
травка зеленеет.
....... .-_...... ..... ....
солнышко блестит.
X
ласточка с весною в сени к нам летит
V
с нею солнце краше и весна милей
прощебечь с дороги нам привет скорей!
з зале стояла красивая пышная елка.
-\а ветках дрожали разноцветные пампочки.
вдруг заиграла музыка.
К
появились снегурочка и Дед мороз.
начался весёлый праздник.
X-------------------------------------------------
X
пришла морозная зима.
X
школьники сделали кормушки для птиц.
они развесили кормушки на деревьях.
каждый день ребята насыпали в кор мушки корм.
голодные птицы клевали корм.
мальчик не испугался и открыл ворота.
вдруг в тишине раздалось мычание коров.
рано утром Толя пошёл ловить рыбу, смелый школьник спас всех коров.
<тЧ. " " " " " - - - -
горела уже крыша сарая.
Толя не растерялся и побежал к коровнику.
X
вдруг она услышала стон.
девочки собирали землянику для гос питаля.
Ася зашла в чащу.
была война.
X
лётчик был спасён.
в кустах лежал раненый лётчик.
X
Ася бегом помчалась в госпиталь.
X------------------------- >----------------
недалеко от ручья паслись телята
X
опасный враг убежал.
X
резкий свист напугал волка.
вдруг из леса выбежал волк.
телёнку угрожала опасность.
X
один телёнок подошёл к ручью.
у пастуха сильно забилось сердце.
он громко свистнул.
X------------ :------------------
Алёша и Витя шли по лесу, вдруг они увидели дым.
3^
дым шёл от костра.
Quot;
подбежали мальчики к костру.
разгребли его.
Х |
-
показались языки пламени.
V" - ---- ... - ...............
Алёша и Витя забросали костёр землёй
так спасали они лес от пожара.
был жаркий летний день.
Lt;
вдруг налетела гроза.
йгч. ................................ -..................
померкло солнце, подул ветер, сверкнула молния.
раздались раскаты грома.
X
пошёл сильный дождь.
но вот пронеслась грозовая туча.
опять ярко засияло солнышко.
УС
звонко запели птицы.
К ЗАНЯТИЮ 11.
1. Карточка к занятию.
X---------- !----------------------------------- :---------------
Радуются лету лесные жители чистыми голосами поют соловьи стрекочут кузнечики весело жужжат шмели урчат и квакают лягушки.
X------------ ;-----------------------------------
2. Лист для выразительного чтения к занятию.
X------------------------- :------------------------------------
В тихой речке.
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала:
— Здравствуй!
— Здравствуй!
— Как дела?
— На рыбалке я была.
Я удила рыбака,
Дядю Петю — чудака.
— Где же твой рыбак? Попался?
— Нет, ушёл, хитрец! Сорвался!
(Е Чеповецкий)
— Что случилось? Что за крик?
— Это тонет ученик!
Он упал с обрыва в реку — Помогите человеку.
(С. Михалков. «Дядя Степа»)
X------------------------------ =-----------------
— Ах, что вы, сестрицы! Вы смеё
тесь надо мной. Разве меня пустят во
дворец в этом платье?
— Что правда, то правда. Вот была
бы умора, если бы такая замарашка
явилась на бал.
{Ш. Перро. «Золушка»)
X------------------------------- =----------- ;--- ;
Переполох.
— Кража! — Вы украли?
— Кража! — Мы не брали.
— Кража! — Брали!
Грабят, — Брали!
Братцы. — Крали!
Где же стража? —Крали!
— Что украли? Это я грачиный крик
— Два пера. Перевёл на наш язык.
— Безобразие
сутра........ ..................... (А.Шибаев)
Прочитайте текст. Определите границы предложений в тексте. Спишите, обозначая начало и конец каждого предложения.
X---------- :-------------------------------------
На стволе дерева уселся дятел он звонко долбит сухое дерево далеко слышен в лесу его стук
(По И. Соколову-Микитову)
X——:--------------------------------------------------------------------
Быстро наступает вечер в глухом лесу тёмные тени лежат под деревьями неподвижно высятся старые сосны чернеют густые разлапистые ели
{И. Соколов-Ми китов)
X-------------------------------------------------
Щенок был пушистый и маленький за это его назвали Клубком всю зиму щенок провёл в доме он научился лапами гонять мяч и прятать под кровать варежки
X------------------ :--------- :---------------------------- :------
Дождь
Давно не было дождей вдруг налетела туча крупные капли дождя застучали по крыше все рады дождю ожили луга и поля
На катке
Сильный холод сковал пруд снег покрыл весь берег Катя взяла коньки и побежала на каток она встала на лед девочка сделала первый шаг и покатилась
X------------------------------------------------- '
Красное лето
На реке раскрылись жёлтые кувшинки буйно цветет над водой водяная кашка дикая утка вывела из осоки маленьких утят летают над водою стрекозы хорошо бегать по душистому лугу
(И. Соколов- Ми китов)
X------------------ :------------------------------------------------
Вот и пролетело лето дети снова пришли в родную школу они выросли и повзрослели сколько нового и интересного ждут их в новом учебном году здравствуй, школа
инежные узоры
За ночь сильно похолодало утро настало морозное, ясное на окнах появились удивительные узоры сверкает в лучах солнца длинная ветвь она похожа на листья папоротника как красивы снежные узоры
(М. Гумилевская.)
X-------------------------------------------------
Прошла золотая осень выпал снег пришла холодная вьюжная зима в лесу деревья одели белую зимнюю одежду ели и сосны стоят зелёные на белом сугробе оставил след заяц
X-------------------------------------------------
Наступила глубокая осень улетели в далёкие страны крикливые журавли залегли в теплых берлогах лежебоки-медведи заснули колючие ежи спрятались в глубокие норы змеи стало совсем скучно в лесу
(По И. Соколову-Микитову.)
Ранней весной родились маленькие зайчата крепко прижались они друг к дружке хорошо спрятались робкие зайчишки в сухой прошлогодней траве здесь не найдет их хитрая лисица терпеливо ждут зайчата мать прибежит зайчиха и покормит голодных зайчат
{По И. Соколову-Микитову.)
X-
Осень
Быстро летело время уже пожелтели берёзки вода в реке потемнела холодный ветер обрывал листья и уносил их небо покрылось тёмными облаками часто моросил дождь каждый день неслись на юг перелётные птицы
(ПоЛ. Мамину-Сибиояку.)
Зима в лесу
Голый и холодный шумит лес плохо осенью в лесу белякам-зайцам сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка пушистым снегом покрылись деревья побелели лесные полянки обрадовались беляки-зайцы теперь никто не увидит их белую шубку
(И. Соколов-Микитов.)
X-
Обвал
Белка спала в гнезде на ветке ели вдруг тяжелый ком снега обрушился на крышу гнезда белка выскочила ее бельчата остались в гнезде белка принялась раскапывать снег он только придавил крышу гнездо осталось цело бельчата даже не проснулись
(По В. Бианки.)
Весна
На пригорках чернеет земля оттаяла дорога побежали весенние ручьи снег уже сошел только в оврагах белеют снежные полоски лёд на реке потрескался и почернел грачи прилетели на старые грачовники дети готовят скворечники
Х-
Грачи прилетели
В деревнях появились стаи грачей зиму грачи провели на юге они очень спешили на родину в хорошую погоду делали перелёты по сотне километров в день в пути их настигла метель сотни слабых птиц погибли первыми долетели самые сильные теперь они отдыхают
(По В. Бианки)
Телеграмма из лесу Мы дежурили на деревьях у берлоги вдруг кто-то снизу поднял снег показалась большая чёрная голова зверя это вылезла медведица за ней вышли два медвежонка медведица сладко зевнула во всю пасть потом она пошла в лес медвежата бежали за ней вприпрыжку
(По В. Бианки.)
X------------------- ■------------ ■-------------------- ;--------------------------------------------
На лугу
Как пышно цветёт и зеленеет луг он похож на пестрый ковер много здесь разных трав и цветов вот дикий овес золотится на солнце из земли выглядывают красные и белые головки мака качаются синие колокольчики на сырых местах целыми полянами красуются голубые незабудки порхают над цветами резвые бабочки
{М.Пришвин.)
К ЗАНЯТИЮ 14.
РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
С ПРОПУЩЕННЫМИ СЛОВАМИ.
X---------------------------------------- :-----
Лесные малыши
Лето — время лесных малышей, гнёзд вылетают птицы. О зверей растет смена. Медвежата послушно следуют О матерью. Лисята играют О норы. Бельчонок совершает О сосны первый прыжок. О сумерках в ыходят О охоту ежата.
(По Н. Надеждиной)
X------------ :-----------------------------------------------------------
Очень-очень вкусный пирог Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе.............. (пригласил,
позвал).
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый............. {торт, пи
рог, кекс).
Пирог, ножи и вилки тут —
Но что-то гости............. (не приходят,
не идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек......... (съел, отрезал,
откусил).
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту............. (про
глотил, съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошек........... (не увидели,
не нашли).
(Д. Хармс)
X-------------------------------------------------
Жил был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил) он своего брата (маленького, меньшего) в соседнем селе навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. Иван (устал, утомился). Сел он под берёзку, лапти свои (скинул, снял). Сидит Иван (ест, закусывает) хлеб. Достал он кувшин, решил (воды, водицы) испить. Вот видит, по зелёной (траве, травушке) ползёт жук...
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ.
Дополните предложения так, чтобы получился связный рассказ.
X-
Осень наступила,
Высохли
И глядят уныло Голые
{Плещеев)
X------- :---------------------------------- :-------------------
Осень
Пришла осень. По серому небу
_ чёрные тучи. Идут холодные _
С деревьев слетают_______ листья.
Цветы_______ . Замёрзли ночью____
________ . Грачи, журавли________ на юг.
Они прощаются с______ местами.
X—---------------------------------------------
Я раскрываю почки,
В зелёные _.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня______ .
Весна
Ярко светит весеннее_______ . На
деревьях распускаются______ лис
точки. Уже_____ первый гром. Ве
сенний _______ пахнет свежестью.
Ребята_______ играют на удице.
X------------- :--------------------------------------------------------
Дел у меня немало — Я белым одеялом Всю землю В лёд реки убираю,
Белю поля,______ ,
Зовут меня______ .
X-------------------------------------------------
Зима
Скоро наступит _____ . Замелька
ют в воздухе первые_____ . Теплым
одеялом укроют они_______ землю.
Метели_________ лесные тропинки.
А детям радости! Будут лепить____
___ снеговиков, строить крепости из
Включите в предложение подходящее слово из скобок. Объясните свой выбор. Отредактируйте и запишите предложения.
Х-
В (сырой, мокрый) климат многие чувствуют себя плохо. В помещении сделали (сырая, влажная) уборку. Пассажиры приехали в Москву на (скрытый, стремительный) поезде. Бойцы бросились к (скорая, стремительная) атаку. Секретарь положил на стол (жирная, толстая) папку. В духовке жарился (жирный, толстый) гусь.
X-
В полдень (приблизилась, надвинулась) чёрная туча. Началась гроза. (Пошёл, полил, хлынул) дождь. Я (надел, одел) калоши и взял зонт. Дорогой (открыл, раскрыл) его. Скоро дождь (перестал, кончился).
Стояло (горячее, жаркое) лето. Мы искупались в речке и лежали на (горячем, жарком) песке. Домой пробирались по (влажной, мокрой) траве. Одежда на нас стала (влажной, мокрой).
Х-
Даже в самый (жаркий, горячий, жгучий, знойный, палящий) день, если приложить к щеке листочек липы или берёзы, клёна или дуба, то почувствуешь, что он прохладный.
Если разложить на земле листья одного только дерева, они займут ... (великую, большую, огромную, громадную) площадь.
(Ю.Дмитриев)
Сказка про одуванчики
{Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно тёплым дождем и пошло {шагать, гулять) по синему небу. {Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. {Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. {Засветились, засверкали, заблестели, заискрились) на земле маленькие жёлтые огоньки — одуванчики.
Зима {пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. {Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. {Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. {Закрыла, запорошила) она снегом весёлые огоньки и {ушла, убежала, скрылась) на север.
Так теперь одуванчики сначала в жёлтом платье {ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают.
{По Н. Толмачевой)
Встреча на дороге
С таким чудом я (встретился, столкнулся) первый раз в жизни. Мы с приятелем ехали на машине. Вдруг на дорогу из лесу (выбежала, выскочил) лисенок. Шофёр остановил машину. Лисёнок с любопытством стал (осматривать, разглядывать) её. Он (хотел, стремился, пытался) угадать, что это за зверь такой.
Мы (позвали, поманили) лисёнка. Он ближе (подбежал, подскочил, подошёл) к машине. Зверёк был рыжий, на грудке светлый галстук, а лапки -—. в чёрных чулочках. Он сел перед машиной. Мы стали с ним (беседовать, разговаривать). Лисёнок внимательно слушал. Вот любопытный малыш! На опушке леса (загудела, зашумела) колонна машин. Зверёк (бросился, кинулся, метнулся) в лес. Вот так встреча!
(По И. Васильеву)
К ЗАНЯТИЮ 7.
X------- :------- :--------------------------
Папа принёс домой птенца. Лена насыпала ему крошек. Но бедняга даже не посмотрел на еду.
Девочка вынесла клетку на улицу и поставила у порога.
Слетелись воробьи. Вдруг одна воробьиха взяла в клюв крошку и подлетела к птенцу. На другой день Лена бежала из школы. Она спешила накормить воробушка. Воробьиха уже сидела на форточке.
Когда птенец подрос, Лена открыла клетку. Воробьиха позвала птенца. Он выпорхнул в форточку и улетел.
Тетёрка отводит врага
По поляне бежал зверёк, похожий на кошку. Он ловко прыгал. Это был хорёк.
Вдруг хорёк заметил тетёрку. Он припал к земле своим гибким телом и пополз быстро.
Тетёрка тоже увидала врага. Она захлопала крыльями и побежала. Хорёк бросился за нею. Вот он её схватит. Но тетёрка то взлетала, то падала на землю. Так она отводила хорька от своих птенцов. Но вот тетёрка взлетела и легко понеслась над кустами и выше.
Хорёк злобно посмотрел ей вслед и побежал искать другую добычу.
{По Г. Скребицкому)
Мать-и-мачеха — первые весенние цветы.
Золотистые головки цветка похожи на цветки одуванчика. Стебли растения покрыты красноватыми чешуйками. Листья с верхней стороны гладкие и холодные, а снизу — мягкие и тёплые.
Мать-и-мачеха — прекрасный цветок.
X-------------------------------------------------
К ЗАНЯТИЮ 11-12.
X--------------------------------- —------------
С давних пор люди строят из кирпича. Очень он строителям понравился. Почему же так понравился кирпич?
Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит и воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом.
Поэтому так много во всём мире домов из кирпича.
К ЗАНЯТИЮ 13.
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ТЕКСТА С ОБОЗНАЧЕННЫМИ ЧАСТЯМИ.
Х-
ТЕКСТ № 1.
Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не делали!
Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже сквозь горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.
Мне очень понравилось выступление дрессированных хищников!
Х-
ТЕКСТ №2.
Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные!
Шкура у них полосатая, яркая. Глаза горят зелёным огнём. Лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые острые клыки.
Тигр — очень красивое животное.
ТЕКСТ № 3.
Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика?
Может быть, потому, что человек их не боится? Дрессировщики берут в цирк ещё совсем маленьких тигрят для того, чтобы животное привыкло к человеку, его заботе и требованиям. Некоторые тигрята рождаются и растут в цирке. Поэтому, наверное, тигры и слушаются укротителей.
Тигр хоть и слушается дрессировщика, но, всё равно, он опасный зверь.
Лист-памятка. ТИПЫ ТЕКСТОВ
Типы | Текст- | Текст- | Текст- |
текстов | повествование | описание | рассуждение |
Содер- | Сменяющие друг дру- | Рассказ о признаках | Объяснение событий, фактов, |
жание | га последовательные | людей, животных, расте- | явлении,причин |
события | нии, предметов | ||
Тема | 1. Начало. | 1. Общий признак. | 1. Тезис. |
2. Развитие. | 2. Признак частей. | 2 .Доказательства: | |
3. Кульминация | 3. Оценка предмета. | а) примеры; | |
4. Итог. | б)объяснения | ||
3. Вывод. | |||
Опорные | ГЛАГОЛЫ | ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬ- | Во-первых, во-вторых, так |
слова | НЫЕ | как, поэтому, потому что, | |
итак. |
КУЛЬМИНАЦИЯ — точка наивысшего напряжения, подъема, развития чего-нибудь.
К ЗАНЯТИЮ 14.
Х-
ТЕКСТ№1.
ДРУГ ДЕТСТВА
Вите было шесть лет. Он решил стать боксёром. На чём же ему отрабатывать силу удара? Мама вынула из кладовой облезлого мишку. Посадил его Витя на диван и приготовился бить.
А мишка поднял лапы и ждёт. Один глаз у него жёлтый, а другой — белый, из пуговицы. Посмотрел Витя на медведя. С двух лет они дружили. Витя таскал мишку с собой, обедал с ним. Вечером Витя укачивал мишку и шептал ему сказки. Витя решил: я никогда не буду боксёром!
ГЕКСТ№2.
ЖИВЫЕ УДОЧКИ
Обитатели в море встречаются удивительные. Раз моряки вытащили на палубу небольшую рыбу. У неё была зубастая пасть, а из головы росла удочка. На конце удочки рыба зажигает фонарик. Он горит во мраке, как ночной светлячок. Глупые рыбёшки плывут посмотреть на фонарик и попадают в пасть рыбы. Это хищная рыба-удильщик. Живёт эта рыба в глубинах морей и ловится редко.
ТЕКСТ N9 3.
ПОЧЕМУ ЛЮДЯМ ТАК НРАВИТСЯ
ЛЁН
Много лет люди шьют одежду изо льна. Почему же так нравится нам эта ткань? Во-первых, лён легко вырастить на своих полях. Это неприхотливое растение. Во-вторых, волокна льна прочны и удобны в обработке. Из льняных ниток получается прочная ткань.Кроме того, в зной в одежде изо льна не жарко, а в стужу — не холодно. Поэтому во всём мире люди с такой любовью относятся к этому растению.
К ЗАНЯТИЯМ 15-16.