Инновации в профессиональном образовании. Образовательные учреждения инновационного типа

Инновационные процессы – новшество в образовании, введение нового содержания и новых методов, обладающих иными свойствами, связанными с изменением смысловых ориентиров. Инновац пед.процессы: появление авторских концепций и новых моделей школ, лицеев, колледжей и гимназий; осуществление перехода массовой школы на вариативные программы, методики обучения и воспитания; разработка региональных программ развития образования, активное обновление содержания общего среднего и профессионального образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации; осуществление непрерывного процесса повышения квалификации педагогических кадров; развитие творческой инициативы, профессиональной компетентности и педагогической культуры работников системы образования.

Потребность в создании инновационных профессиональных учебных заведений в России связана с серьезным технологическим отставанием ее от передовых стран мира. Это привело к разработке идеологических и нормативных документов, направленных на коренное изменение системы образования (Концепция непрерывного образования (1989), Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992) и др.).

Центральной идеей образования была признана идея непрерывного развития человека как субъекта деятельности. При этом подчеркивалось, что понимание развития как непрерывного процесса необходимо соединить с принципом развивающего обучения, с ориентацией образовательной деятельности не только на познание мира, но и на его преобразование. В инновационном профессиональном учебном заведении должно быть не менее пяти базовых технологий (К.Я. Вазина).

Административная технология, обеспечивающая целевое функционирование и непрерывное профессиональное саморазвитие персонала учебного заведения.

Педагогическая технология, обеспечивающая непрерывное саморазвитие обучающихся.

Технология воспитательного процесса, обеспечивающая целевое непрерывное саморазвитие социальной активности обучающихся.

Профессиональная технология, обеспечивающая целевое непрерывное саморазвитие профессиональных способностей обучающихся, позволяющих им становиться конкурентоспособными профессионалами.

Информационная технология, обеспечивающая оперативное использование профессиональной информации, интенсификацию деятельности.

Инновации. Авторские школы

Инновационные процессы в воспитании берут свое началоот так называемых «новых школ» конца XIX – начала ХХ столетия и развиваются на протяжении всего ХХ в.

Школа «свободного воспитания» (Россия, Л.Н. Толстой) была построена на основе девиза «исходя из ребенка», ориентации обучения и воспитания на интерес и развитие ребенка в процессе общения с педагогом.

«Трудовая школа» (разные страны Европы, Россия – колония им. М. Горького и коммуна Ф.Э. Дзержинского под руководством А.С. Макаренко, Республика «Бодрая жизнь» С.Т. Шацкого) ориентировала детей на труд как ценность, давала профессиональную подготовку и общее культурное развитие, опираясь на самостоятельность детей и организацию самоуправления.

«Школа делания» (США, Дж. Дьюи) – обучение и воспитание с опорой на основные импульсы роста ребенка: социальный (стремление общаться), конструктивный (стремление к движению в игре), исследовательский (тяга к узнаванию и пониманию), экспериментальный (стремление к самовыражению).

«Вальдорфская школа» (Германия, Р. Штайнер) предусматривала всестороннее развитие личности ребенка посредством интенсивной духовной деятельности, обучение и воспитание осуществлялись одним учителем с учетом индивидуальных достижений каждого ученика, главное – поиск новых форм эмоционально-эстетического образования и воспитания, пробуждение воображения и фантазии.

Образцами уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта могут служить работы таких педагогов и ученых, как В.С. Библера, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, В.В. Краевского, Н.Н. Палтышева, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, Е.А. Ямбурга и др.

В.С. Библер – руководитель и создатель «Школы диалога культур», воплотил в жизнь идею о соответствии этапов воспитания ступеням развития культуры. Он полагает, что социальные, исторические и иные потрясения к концу ХХ – началу ХХI в. могут быть поняты как смещение эпицентра всего человеческого бытия к полюсу культуры.

И.П. Волков – учитель-новатор, который обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству. Он создал механизм выявления творческих способностей учащихся и их развития.

Е.Н. Ильин – учитель-новатор, который предложил оригинальнальный подход к решению воспитательных задач в новых условиях. Он решает задачу формирования духовных и нравственных устоев ребенка, его эстетических взглядов, воспитания истинного гражданина своего отечества через художественную литературу.

Наши рекомендации