Общеобразовательные учреждения инновационного типа

Инновации в образовании: понятия инновация, инновационный процесс, педагогическая инноватика; признаки, классификации, уровни инновационной деятельности общеобразовательных учреждений, условия внедрения инноваций в образовательный процесс. Общеобразовательные учреждения инновационного типа как средство качественного изменения системы образования и удовлетворения образовательных потребностей общества.

Гимназии, лицеи, негосударственные общеобразовательные учреждения (частные школы): история и современность. Специфика целей, содержания образования, организации педагогического процесса.

Природные и социальные факторы развития личности

Понятия развитие личности, формирование личности, их взаимосвязь. Движущие силы и закономерности развития личности. Роль наследственности и среды в формировании личности. Биогенетическая и социогенетическая концепция развития личности.

Воспитание – ведущий фактор развития и формирования личности. Роль активности, деятельности и общения в развитии и формирования личности.

Периодизация возрастного развития.

7. Психолого – педагогическая характеристика младшего школьного возраста

Краткая характеристика познавательных процессов в младшем школьном возрасте: особенности восприятия, внимания, памяти, мышления. Основные виды деятельности младшего школьника. Формирование у учащихся компонентов учебной деятельности. Формирование личности в младшем школьном возрасте: становление характера, развитие самостоятельности и трудолюбия, усвоение правил и норм общения и т.п. Проблемы адаптационного периода и пути их преодоления.

Инновации в обучении младших школьников: развивающее обучение Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина; гуманное обучение Ш.А.Амонашвили; опережающее обучение С.Н.Лысенковой и т.п.

8. Психолого – педагогическая характеристика учащихся подросткового возраста и особенности работы с ними

Анатомо-физиологические особенности подростков. Специфика социально-психологической ситуации развития подростков: перестройка памяти, мышления, развитие общих и специальных способностей, изменение мотивации основных видов деятельности, волевые, деловые, моральные качества личности подростков. Опережающее формирование интеллекта по сравнению с личностью. Противоречия в интеллектуальном и личностном развитии как потенциальный источник конфликтов в подростковом возрасте. Дифференциация и появление избирательности в межличностных отношениях.

Особенности воспитания подростков: вовлечение в социально-полезную деятельность, формирование нравственных взглядов и убеждений, использование клубных форм воспитания. Значение общественного мнения в воспитании подростков. Самовоспитание подростков.

9. Психолого – педагогическая характеристика юношеского возраста. Проблема социализации личности старшеклассников

Юношеский возраст – период стабилизации в физическом, психическом и эмоционально-волевом развитии. Особенности познавательной деятельности: теоретичность и абстрактность мышления, преобладание аналитико-синтетических процессов, устойчивость и направленность познавательных процессов.

Половое образование и нравственное воспитание старшеклассников. Подготовка к семейной жизни. Жизненное самоопределение и выбор профессии. Роль личности педагога в воспитании и обучении старшеклассников.

Специфика социализации старшеклассников: агенты и механизмы социализации в ранней юности. Трудности социализации старшеклассников в условиях социально-экономической нестабильности и многообразия морально-этических ценностей.

Наши рекомендации