Роль игры в профессиональном образовании

Игра является уникальным механизмом аккумуляции и пере­дачи социального опыта — как практического (овладение сред­ствами решения задач), так и этического, связанного с опреде­ленными правилами и нормами поведения в различных ситуаци­ях. Появление игрового метода обучения обусловлено требовани­ями повышения эффективности обучения за счет более активного включения слушателей в процесс не только получения знаний, но и непосредственного (здесь и теперь) их использования.

Впервые деловая игра была использована в 1930-х годах в Ле­нинграде группой под руководством М.М.Бирнштейн [4] при обучении руководителей крупных предприятий, но не получила дальнейшего развития в социально-экономических условиях того времени. В 50-е годы деловые игры начали распространяться в США. В настоящее время разработаны сотни вариантов деловых и учеб­ных игр [46].

В 70 — 80-х годах разработка и применение деловых игр в СССР приняли массовый характер, в Минвузе СССР начал работать Со­вет по активным методам обучения [79]. Специалисты, занимаю­щиеся разработкой организационно-обучающих игр [16, 36, 61, 72 и др.], отмечают, что обучение в игре является важнейшим усло­вием освоения профессиональной деятельности, обеспечиваемого посредством воссоздания в учебной обстановке контекста конк­ретной профессиональной ситуации. В ходе игры происходит уско­ренное овладение предметной деятельностью за счет передачи уча­стникам активной позиции — от роли игрока до соавтора игры.

Некоторые преподаватели и взрослые обучающиеся считают игру средством отдыха и развлечения на занятиях, непродуктивным ви­дом обучающей деятельности. Но ценность игры в большей степе­ни заключается не столько в достижении дидактических целей, сколько в социально-психологическом воздействии на играющих участ­ников и тех эффектах, которые при этом наблюдаются.

Итак, игра как метод обучения взрослых дает возможность:

1) сформировать мотивацию на обучение (и поэтому может быть эффективна на начальной стадии обучения);





2) оценить уровень подготовленности слушателей (и для этого
может быть использована как на начальной стадии обучения —
для входного контроля, так и на стадии завершения — для итого­
вого контроля эффективности обучения);

3) оценить степень овладения материалом и перевести его из
пассивного состояния — знания в активное — умение (и поэтому
может быть эффективна в качестве метода практической отработ­
ки навыка сразу после обсуждения теоретического материала);

4) получить участникам собственный опыт учебно-игровой
деятельности, отработать умение проектировать и организовывать
обучающие игры;

5) активизировать самообразование слушателей;

6) формировать плюрализм мнений и действий, многовариант­
ность мыслительных операций, интерес к более эффективному
построению профессиональной деятельности;

7) развивать индивидуальное профессиональное мышление,
умение анализировать и прогнозировать.

Использование игры в обучении взрослых также дает ряд сле­дующих дополнительных эффектов (их отмечают мно­гие исследователи):

- свободу: игра не задача, не долг, не закон, а свободное раз­
влекательное действие. По приказу играть нельзя, игра идет толь­
ко добровольно;

- разрушение надоевшей повседневности с ее утилитаризмом,
монотонностью, жесткой детерминацией образа жизни. Игра —
это неординарность;

- выход в другое состояние души. Игра снимает то жесткое на­
пряжение, в котором пребывает человек в реальной жизни, и за­
меняет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и
физических сил;

- порядок вырабатывает это качество, что очень ценно сейчас
в нашем нестабильном, беспорядочном мире. Система правил в
игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и
оставаться в игре;

- увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно
вовлекает всего человека, активизирует его способности;

- возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность
игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь
полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способ­
ность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок;

- элемент неопределенности, который возбуждает, активизи­
рует мышление, настраивает на поиск оптимальных решений;

- понятие о чести. Для нее не существенно, кто именно побе­
дит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам и
чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой муже­
ство, ум, честность и благородство;

- понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу
коллектива, поскольку только «сыгранный» коллектив добивает­
ся успеха и совершенства в игре;

- компенсацию, нейтрализацию недостатков действительно­
сти, противопоставляя жесткому миру реальности иллюзорный
гармоничный мир — антипод. Игра дает романтизм;

- развитие воображения, которое необходимо для создания
новых миров, мифов, ситуаций, правил игры;

- стойкий интерес к знанию, поскольку ролевые и деловые
игры создаются методом его моделирования;

- возможность развить свое мышление, поскольку необходимо
выстроить интригу и реализовать ее;

- развитие психологической пластичности. Это не одно лишь
состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в
образ до конца;

- радость общения с единомышленниками. Она представляет
собой способ группового воспитания и образования;

- ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проиг­
рывая их неоднократно мысленно;

- психологическую устойчивость. Игра вырабатывает активное
отношение к жизни и целеустремленность в выполнении постав­
ленной цели;

- право на ошибку в процессе обучения, что, в свою очередь,
дает возможность не допускать оплошности в реальной практике.

Как видим, результаты и эффекты игрового обучения впечат­ляющие, не случайно во всех развитых странах удельный вес иг­ровых методов обучения в процессе подготовки и переподготовки специалистов весьма велик.

Игровые методы являются интерактивными и интегративны-ми, поскольку включают в себя и элементы тренинга, и разбор конкретных ситуаций, и дискуссии — в зависимости от целей игры.

Деловые игры

В педагогической литературе нет однозначно принятой класси­фикации обучающих игр, но по типу процессов (характеристи­кам, времени проведения, формам и сферам моделирования, роли ведущего игры, степени заданное™ ролей, формам выработки решения участниками игры, системам оценивания по ходу игры) игры разделяют на три основные категории [26, с. 114]:

- деловые игры (игры-имитации);

- ролевые игры (игры-драматизации);

- организационно-деятельностные игры — ОДИ (их варианты:
организационно-мыслительные, моделирующие и проектные
игры).

Роль игры в профессиональном образовании - student2.ru Деловые игры среди методов интерактивного обучения зани­мают ведущее место по объему внедрения и роли в процессе обу­чения взрослых.

Метод деловой игры первоначально появился не в системе об­разования, а в практической сфере управления [46]. Сейчас дело­вые игры применяются в самых различных областях практики: в исследовательской работе, процессе проектных разработок, при коллективной выработке решений в реальных производственных ситуациях, в профессиональном обучении и при повышении ква­лификации.

В наиболее общем виде деловую игру определяют как «метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия уп­равленческих решений в различных ситуациях (путем проигрыва­ния, разыгрывания) по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Поэтому нередко деловые игры на­зывают имитационными управленческими играми» [80, с. 3 — 4].

Деловые игры представляют собой имитационное моделирова­ние реальных механизмов и процессов. «Это форма воссоздания пред­метного и социального содержания, какой-либо реальной дея­тельности (профессиональной, социальной, политической, тех­нической и т.д.)» [26, с. 114—115].

Деловая игра отличается от других методов обучения тем, что дает возможность участникам «прожить» некоторое время в изу­чаемой производственной ситуации, приобрести опыт профессио­нальной деятельности в новых условиях.

Ю. Н. Емельянов [23] называет деловые игры операциональными, так как по психологическим параметрам (мотивации, участию интеллектуальных ресурсов, эмоциональной окраске) они анало­гичны методам анализа проблемных ситуаций. Однако в противопо­ложность спонтанному обсуждению, принятому в дискуссионных методах и сопровождаемому субъективной оценкой преподавате­ля (или руководителя), операциональные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правиль­ности» и «неправильности» принимаемого решения, т.е. обучае­мый видит воздействие, которое оказали его решения на будущие события. В операциональных (деловых, управленческих) играх более подчеркнут аспект инструментального обучения и в то же время формализован и минимизирован по сравнению с реальностью межличностный аспект.

Деловые игры могут классифицироваться: а) по области при­менения; б) по ролевым функциям; в) по масштабу имитируемо­го в игре процесса; г) по функциям управления.

Выделяют четыре основные формы деловых игр (ДИ): 1) тематические ДИ, связанные с определенной темой учебного плана; 2) сквозные ДИ, охватывающие несколько последователь­но прорабатываемых тем учебного курса на одном производствен-

ном материале; 3) предметные комплексы ДИ, создаваемые в том случае, если тематику учебного курса целесообразно изучать в раз­ных направлениях; 4) межпредметные комплексы ДИ, создавае­мые в том случае, если ряд предметов и учебных тем объединяет­ся и связывается через одну игру.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, «де­ловой театр», психо- и социодрамы.

Имитационные игры. На занятиях воссоздается деятельность ка­кой-либо организации, предприятия или его подразделения. Ими­тироваться могут события, конкретная деятельность людей (дело­вое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, а также условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника, студенческая аудитория, квалификационное испытание и т.д.). Сценарий ими­тационной игры кроме сюжета события содержит описание струк­туры и назначение имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики на­писания учебного пособия, статьи, рецензии, решения произ­водственных задач, аттестации педагогических кадров, ведения пропаганды и агитации и т. п. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Ролевые игры. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель ситуации — пьеса; между участниками распределяются роли с «обя­зательным содержанием».

«Деловой театр». Инсценируется поведение человека в опреде­ленной обстановке. При этом участник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ того или иного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правиль­ную линию поведения. Основная задача метода инсценировки — совершенствовать умение ориентироваться в различных обстоятель­ствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, вли­ять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. При использовании это­го метода составляется сценарий, где описываются конкретные ситуации, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они довольно близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже театр, но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать, изменять состояние другого человека и способность войти с ним в продуктивный контакт.

Деловые игры, в которых акцент делается на ролевое исполне­ние, часто называют также ролевыми.

В отличие от традиционных методов обучения деловая игра об­ладает определенными преимуществами, характеризующи­ми ее как метод активного и интерактивного обучения.

Во-первых, моделируемые профессиональные отношения обес­печивают неизбежность вовлечения слушателя в имитируемую профессиональную среду. Являясь субъектом профессиональных отношений, он приобретает необходимые навыки и умения пра­вильного выполнения своих производственных функций, что спо­собствует интенсивному профессиональному развитию.

Во-вторых, эмоционально-творческий поисковый характер деятельности участников служит дидактическим средством разви­тия творческого (теоретического и практического) профессиональ­ного мышления, выражающегося в способности к анализу произ­водственных ситуаций, постановке, решению и доказательству (обоснованию) субъективно новых для них задач; развивает уме­ние эффективно взаимодействовать с партнером.

В-третьих, деловая игра раскрывает личностный потенциал слушателя: каждый участник может оценить свои собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с други­ми участниками. Игровой метод позволяет диагностировать не толь­ко профессиональные качества участников, но и типовое разви­тие отдельных производственных ситуаций. Подобные занятия ста­новятся своеобразной проверкой приемов и методов профессио­нальной деятельности, вызывают чувство удовлетворенности и уверенности в себе.

Наши рекомендации