Особенности психологической подготовки в избранном виде ФСД
Психологическую подготовку спортсмена осуществляет главным образом тренер путем систематического управления состоянием и поведением спортсмена в процессе занятий.
Морально-волевая подготовленность Воспитание нравственности у спортсменов является частью общепедагогической задачи по формированию гармонично развитой, общественно активной личности. В учебно-тренировочном процессе находит свое отражение воспитание таких социально значимых нравственных норм, как патриотизм, товарищество, гуманизм, дисциплинированность, честность, сознательное отношение к труду, критическое отношение к себе и стремление к самосовершенствованию. Спортивная этика включает в себя соблюдение спортсменом правил соревнований и норм нравственности по отношению к тренировкам и соревнованиям, к себе и людям, обеспечивающим занятия.
В процессе воспитания нравственности тренер целенаправленно воздействует на формирование личности спортсмена и спортивного коллективизма в целом. Такие формы и методы воспитания, как беседы, лекции, диспуты, собрания,включающие вопросы нравственности, совершенствуют моральные знания спортсмена, влияют на формирование нравственных убеждений и представлений о нравственных ценностях. Однако основным методом формирования норм нравственности является создание в спортивном коллективе практических ситуаций, в которых проявляются нравственные качества спортсмена.Развитие личности спортсмена не может рассматриваться в отрыве от коллектива, в котором он тренируется, от системы отношений, в которые он вступает. В межличностных отношениях спортсмен проявляет себя как личность и имеет возможность оценить себя в системе отношений в которые он вступает
Мотивационная сфера спортсмена является важной стороной психологии личности. Мотивация — это побуждение, вызывающее активность человека и определяющее ее направленность.
Наиболее часто встречающимися мотивами в спортивной деятельности являются: моральные мотивы (долга, патриотизма, коллективизма, мотив самоутверждения, мотивы общения и социальных контактов, мотивы благополучия, познавательные мотивы и другие. Мотивационная сфера личности спортсмена характеризуется также трудностью выбираемых целей. Трудность целей, поставленных спортсменом, определяет уровень его притязаний. При адекватном уровне притязаний спортсмен выбирает цели, соответствующие его возможностям. При завышенном уровне притязаний выбираемые цели явно превосходят возможности спортсмена, который ищет причины неудач не в себе самом, что обычно приводит к конфликтам и нежеланию работать над собой. При заниженном уровне притязаний выбираемые цели ниже возможностей спортсмена. Такие спортсмены неуверенны в себе, склонны сдерживать свою активность в достижении цели. Важной задачей тренера является формирование мотивационной основы своих учеников. При формировании мотивационной сферы учеников тренеру необходимо учитывать следующее: — ставить перед спортсменом многолетние перспективные цели;
- подчеркивать его более высокие возможности при реализации этапных целей и ориентировать на цели следующего этапа;
— развивать спортивное честолюбие; — стимулировать спортсмена поощрениями; — развивать положительные традиции команды; — отражать в наглядной агитации успехи воспитанников коллектива; — привлекать спортсменов к решению отдельных задач, стоящих перед коллективом; — показывать пример активного и добросовестного отношения к процессу подготовки спортсменов; — раскрывать связи между достижениями и направленной тренировочной работой;
— объяснять социальные функции спортивного плавания; — развивать познавательный интерес к учебно-тренировочному процессу.
Воспитание волевых качеств. Мотивация, усиленная волей и спортивным характером, является одним из факторов успеха в занятиях плаванием. В числе основных волевых качеств и черт спортивного характера пловца обычно выделяют целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержку и самообладание, требовательность к себе, уверенность в своих силах, способность к мобилизации резервов организма в экстремальных условиях соревновательной деятельности. Воспитание волевых качеств происходит на основе строгого выполнения спортивного режима, обязательной реализации тренировочной программы и установок тренера, создания дополнительных трудностей в процессе тренировочных занятий, применения соревновательного метода. Для воспитания волевых качеств могут быть использованы следующие приемы создания дополнительных трудностей в тренировочных занятиях. Для воспитания выдержки и настойчивости, психической устойчивости к преодолению тяжелых ощущений — выполнением упражнений с заданием показать наивысший результат после напряженной тренировки (об упражнении заранее не сообщается). Для повышенияя надежности навыков, воспитания уверенности — тренировка в среднегорье, плавание с тормозными устройствами, гипоксическая тренировка. Для воспитания стойкости и самообладания — тренировка при бльшом количестве пловцов на одной дорожке, соблюдение заданной скорости или темпа при сбивающих факторах. Для воспитания бойцовскиx качеств, воли к победе — обеспечение конкуренции в тренировочных занятиях и соревнованиях, соревнование пловца с группой спортсменов, стартующих по эстафетному принципу. Специальная психологическая подготовленность
Специальная психологическая подготовка спортсмена к конкретному соревнованию представляет собой определенную систему взаимосвязанных звеньев. Процесс подготовки должен учитывать особенности темперамента пловца . Сбор информации об условиях соревнования необходим для снятия ощущения новизны обстановки, если пловец в данном бассейне стартует впервые. Это особенно важно для интровертов, так как экстраверты положительно относятся к проведению соревнований в незнакомых бассейнах. Информация о соперниках (предполагаемые результаты, варианты проплывания дистанции) позволяет продумать вероятностный ход заплыва. В процессе предварительной подготовки пловца к соревнованиям определяется целевая установка в соответствии с возможностями спортсмена. Перед соревнованием большое значение придается актуализации цели и мотивов, характерных для спортсмена. Интеллектуальная подготовленность
Интеллектуальная подготовленность отражает познавательную деятельность пловца, включающую уже приобретенный опыт и знания, а также способность к дальнейшему его приобретению и применение на практике. В интеллектуальной подготовке спортсмена различают его интеллектуальное образование и воспитание интеллектуальных способностей . Содержание интеллектуального образования спортсмена составляют знания мировоззренческого характера, знания основ подготовки спортсмена и спортивно-прикладные знания. Кроме специальных теоретических занятий получают спортивно-прикладные знания в процессе самой тренировки при объяснении и аргументации тренером содержания тренировочных занятий. По мере роста уровня общеобразовательной подготовки и уровня спортивных достижений происходит более углубленное изучение тем и разделов, связанных со спортивной специализацией.
63. Особенности тактической подготовки в избранном виде ФСД. Тактика пловца представляет собой искусство ведения спортивной борьбы на водных дорожках бассейнов. Она включает составление плана выступления на соревнованиях с учетом возможностей спортсмена в конкретных условиях соревнований и реализацию этого плана. Выполнение тактического плана в значительной мере зависит от умения пловца целесообразно использовать в условиях борьбы навыки и природные данные и от умения правильно распределить свои силы в заплыве.
Тактика может быть пассивной и активной.
Пассивная – умышленное предоставление инициативы противникам, чтобы в нужный момент самому предпринять решительные контрмеры (например, финишный рывок из-за спины).
Активная тактика проявляется в навязывании противникам действий, выгодных для себя. Она более разнообразна и осуществляется в виде вариантов изменения скорости плавания на дистанции.
В связи со спецификой движения пловца в воде борьба за достижение высшего результата может быть успешной только при относительно равномерной скорости на дистанции.
Для того, чтобы пройти в полуфинал или финал с заранее определенным временем, пловцу надо уметь правильно оценивать свое время проплыва. Научиться этому помогают следующие контрольные тренировки:
1. спортсмен проплывает дистанцию с заданием показать определенное время в диапазоне 80-95% от максимальной скорости и сравнивает полученное время проплыва с заданным;
2. спортсмен проплывает дистанцию и по собственному ощущению определяет время проплыва, сравнивая его потом с действительным временем.
Для спортивных соревнований характерны следующие разновидности тактики:
Тактика завоевания 1-го места независимо от результата;
Тактика победы с высшим результатом;
Тактика достижения результата для выхода в финал.
1. Тактика завоевания 1-го места независимо от результата бывает целесообразна в финальных заплывах чемпионатов. В этом случае обычно применяются варианты с умышленным изменением скорости. Спортсмену, обладающему высокой скоростью и умеющему хорошо финишировать, целесообразно продержаться сзади противников, а затем сделать решающий рывок на финише. Если спортсмен уступает противнику в скорости, но у него лучше финиш, то ему надо стараться не отстать от противника на первой половине дистанции, чтобы к финишу сохранить свое преимущество.
2. Тактика победы с высшим результатом встречаются в соревнованиях с предварительным заплывом при ожидании в финалах высоких плотных результатов. Здесь возможны два случая: 1) основные соперники уже стартовали и спортсмену известен их результат; 2) у стартующего спортсмена будут конкуренты в последующих заплывах, результаты которых ему не известны. В первом случае спортсмен, зная графики скоростей соперников, должен стремиться плыть по графику сильнейшего конкурента и пытаться выиграть за счет финишного рывка. Во втором случае лучший вариант – плыть на высший результат.
3. Тактика достижения результат для выхода финал применяется с целью экономии сил, необходимых для последующих выступлений на данных соревнованиях. В этом случае при заниженном прогнозе результатов конкурентов или при плохом контроле своей скорости появляется опасность показать результат, недостаточный для выхода в финал. Поэтому для применения такой тактики необходимо иметь точное представление о силах соперников и уметь хорошо управлять своей скоростью. При планировании скорости спортсмену следует исходить из расчета попадания примерно в середину финального заплыва (4-6-й результат).
64. Особенности технической подготовки в избранном виде ФСД. Техническая подготовка должна обеспечивать овладение правильной спортивной техникой: техникой способов плавания, стартовым прыжком и поворотами. Высокая степень владения техникой позволяет выполнять основные рабочие движения пловца эффективно и экономично. Это особенно необходимо в плавании – виде спорта, который в значительной степени связан с проявлением качества выносливости.
В спортивной технике органически связаны форма (траектории) движений и их содержание (характер работы мм, волевые усилия, энергетическое обеспечение работы).
Для освоения техники плавания и совершенствования в ней применяются следующие методы:
словесного изложения и наглядности;
метод упражнения;
идеомоторный метод
метод последовательного переключения внимания
Методы словесного изложения и наглядности, применяемые при совершенствовании в технике плавания, имеют свою специфику. Метод словесного изложения более широко используется при совершенствовании движений пловца, а метод наглядности – при освоении техники плавания.
Анализ техники плавания и выявление ошибок в движениях следует делать чаще, объясняя пловцу, почему и как надо выполнять то или иное движение. Замечания тренера и указания по исправлению недостатков в движениях должны касаться только одного или максимум двух элементов техники. В процессе реализации метода наглядности при освоении техники плавания и совершенствования в ней хорошие результаты дает непосредственный показ движений пловцов или демонстрация их с использованием фотографии, кинограмм, кинофильмов, кинокольцовок и видеозаписей.
Метод упражнения является основным при обучении технике плавания и совершенствовании в ней. В процессе совершенствования обычно применяется целостное воспроизведение техники плавания. Это позволяет формировать технику движений, варьируя условия их выполнения (ритм, темп, скорость), а затем усложняя эти условия (выполнение на фоне утомления, с отягощением, на соревнованиях). Наряду с целостным выполнением движений совершенствование в технике плавания проводится и по элементам, раздельно, с применением имитационных, подводящих и специальных упражнений.
Идеомоторный метод совершенствования движений представляет собой мысленное выполнение движений и применяется квалифицированными спортсменами.
Предварительное мысленное выполнение движения создает в представлении спортсмена своеобразный эталон движения, ориентируясь на который можно настроиться на правильное выполнение движений и получить возможность проанализировать свои движения, сравнивая их с воображаемыми.
Идеомоторный метод может применяться и для психологической настройки к соревнованиями. Многократно воображаемое воспроизведение соревновательной ситуации и мысленное выполнение упражнения помогают снизить чрезмерное предстартовое возбуждение.
Метод последовательного переключения внимания, применяемый в технической подготовке пловцов, заключается в том, что спортсмену предлагается во время упражнений последовательно сосредотачивать внимание на правильном выполнении отдельных элементов техники. Например, спортсмен проплывает 20 раз по 50 м. Сначала ему предлагается проплыть несколько отрезков, концентрируя внимание на расслаблении рук при проносе по воздуху. На последующих 2 – 4 отрезках все внимание сосредотачивается только на начале гребка руками, затем внимание переключается только на окончание гребка и т.д. Такое сосредоточение внимания на правильном выполнении отдельных элементов техники позволяет спортсмену сосредоточиться на нужных движениях и последовательно совершенствовать их.
65. Особенности физической подготовки в избранном виде ФСД.Физическая подготовка по воздействию применяемых упражнений подразделяется на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).
Общая физическая подготовка пловца направлена на разностороннее комплексное воздействие на организм спортсмена без учета или с некоторым учетом специфики плавания и позволяет решать следующие задачи:
1. Всестороннее развитие организма спортсмена, повышение уровня развития выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости и на основе этих качеств создание функциональной базы, необходимой для достижения высоких спортивных результатов.
2. Оздоровление пловцов, закаливание, выработка иммунитета к сменам температур.
3. Обеспечение в периоды снижения специальных тренировочных нагрузок активного отдыха путем изменения характера применяемых упражнений.
4. Повышение уровня волевой подготовленности спортсменов путем преодоления ими дополнительно создаваемых трудностей.
Специальная физическая подготовка строится на базе ОФП. Основными средствами СФП пловца являются плавание избранными способами и различные упражнения в воде. Кроме того, широко применяются упражнения на тренажерах, позволяющие на суше имитировать движения пловца в воде.
1. Повышение общего объема и интенсивности тренировки с помощью средств и методов, оказывающих однонаправленное с тренировкой в воде воздействие.
2. Преимущественное совершенствование качеств и навыков, наиболее специфичных для определенного способа плавания и дистанции.
3. Избирательное совершенствование мышц и групп мышц, несущих основную нагрузку в плавания, с учетом способа плавания и дистанции.
4. Устранение индивидуальных недостатков в физическом развитии, мешающих овладению правильной техникой плавания.
5. Исправление ошибок в технике плавания с помощью различных упражнений на суше и в воде.
Средствами СФП являются упражнения, которые по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий сходны с движениями в плавании и направлены на специализированное развитие и совершенствование основных рабочих групп мышц и ведущих функций.
Соотношение средств ОФП и СФП, равно как и их сочетание с плавательной тренировкой, зависит от индивидуальных особенностей пловца, его подготовленности, периода тренировки и решаемых задач. Общая тенденция такого соотношения выражается в следующем:
физическая подготовка юных пловцов на первом и втором годах занятий спортом должна быть максимально разносторонней;
по мере роста спортивных достижений и стажа физическая подготовка становится более специализированной;
для спортсменов высокого класса физическая подготовка должна быть преимущественно специальной.
66. Острые патологические состояния призанятиях спортом (обмороки, травматизм, острая сердечная недостаточность).Первая помощь, профилактика. Острые патологические состояния по своему характеру являются комплексом патологических реакций, процессов и состояний. Такого рода состояния нарушают общую жизнедеятельность организма. Они бывают как скоро проходящими и не представляющими серьезной опасности для спортсмена, так и настолько тяжелыми, что могут привести к его гибели, если не принять срочных мер доврачебной помощи. По своему происхождению острые патологические состояния весьма разнообразны, как и патофизиологические механизмы, лежащие в основе их развития. Одно из тяжелых острых патологических состояний - травматический шок. Наиболее часто встречающееся в спорте острое патологическое состояние - обморочное состояние.
Обморок. Обычно - самое безопасное проявление острой недостаточности кровообращения. Причинами обморока могут быть быстрое вставание, длительное неподвижное стояние, отрицательные эмоции. При чрезмерных физических нагрузках в занятиях и соревнованиях, при нерационально проводимых тренировках и несоблюдении режима могут возникнуть острые и хронические перенапряжения организма спортсмена. Проявление. Обморок наступает постепенно. Сначала возникают слабость, тошнота, головокружение, неприятные ощущения в животе и груди. Затем появляются возрастающие по интенсивности потемнение в глазах, шум в ушах, неустойчивость при стоянии, оглушенность. Больной бледен, неравномерно дышит, жалуется на дискомфорт, пытается устранить неприятное для него воздействие, например, снять рюкзак, присесть. Пульс больного при этом частый, но иногда уряжается. Прощупать пульс лучше на шее, т.к. на предплечье он очень слаб.
В течение минуты с начала ухудшения состояния больной может (как бы замедленно) упасть, иногда пытаясь удержаться, и потерять сознание на несколько секунд. Однако при глубоком обмороке бессознательное состояние сохраняется до 40 минут. При этом дыхание и пульс едва определяются, глаза закрыты, зрачки расширены, замедленно реагируют на свет. Мышцы расслаблены, однако возможны кратковременные судороги.
По окончании обморока сознание возвращается за нескольких секунд. Больной помнит о событиях, предшествующих обмороку (в отличие от больных с эпилепсией, черепно-мозговой травмой). Однако восстановление работоспособности может затянуться на несколько часов.
Помощь. Нужно положить больного (не на голую землю!), опустить голову, приподнять ноги, освободить от одежды и амуниции, которые стесняют дыхание. Следует обеспечить комфортные температурные условия. Похлопайте по щекам, потрите уши, обрызгайте на лицо холодной водой. Через несколько минут при безуспешности указанных мероприятий следует поднести к носу больного (постепенно!) ватку, смоченную нашатырным спиртом.
Необходимо постоянно контролировать пульс, дыхание. Если дыхание чрезмерно ослаблено, следует провести искусственное дыхание. При отсутствии пульсации на артериях, в частности, сонной, нужно начинать массаж сердца.
ТРАВМЫ
Черепно-мозговая. Одна из самых опасных травм, при которой механическим воздействием (ударом камня, воздушной волной при сходе лавины и т. д) повреждается головной мозг и череп.
Признаки. Сразу после травмы пострадавший хотя бы на мгновение теряет сознание. Иногда он отмечает кратковременную оглушенность. В течение нескольких дней после травмы больной может не помнить события, происходившие в момент травмы, а также непосредственно до и после нее. Наблюдаются и другие признаки кислородного голодания головного мозга.
Повреждение тканей головы может проявляться в виде выделений из ушей (носа) светлой или розовой жидкости, повреждений кожи и подлежащих тканей, иногда с выбуханием в рану части головного мозга.
Помощь. Удалить волосы вокруг раны. Обработайть ее края раствором антисептика. Положите на рану стерильную салфетку. Выбухание из раны накрыть, тем, что есть под рукой: мыльницей, кружкой (каркасом), который вначале нужно чисто вымыть, простерилизовать антисептиком. После этого нужно наложить повязку.
Обеспечить максимально возможное охлаждение головы полиэтиленовыми мешочками со снегом, мелко наколотым льдом, часто сменяемыми салфетками, смоченными в холодной воде.
Транспортировку этого больного - в положении полусидя, с головой, лежащей на мягком валике. Если больной без сознания, фиксировать голову, чтобы уберечь ее от боковых качаний. Нужно контролировать сохранность дыхания, особенно после рвоты, могущей привести к закупорке дыхательных путей. Для предупреждения этого осложнения во время рвоты наклоните больного или хотя бы его голову (если не повреждены шейные позвонки!) набок удалите салфетками рвотные массы изо рта после окончания рвоты. При фиксации и транспортировке необходимо учитывать возможные судороги, двигательное возбуждение, агрессивное поведение, особенно ночью. Питье должно быть необильным, еда - по желанию больного.
Позвоночно-спинномозговая. Эта травма повреждает позвоночник и спинной мозг и поэтому есть опасность наступления клинической смерти. Наиболее частые условия возникновения травмы — удар или сдавливание позвоночника, чрезмерное одномоментное его искривление, прыжок с высоты.
Признаки. Больной может жаловаться на боли в спине, необычные ощущения в этой области (жжение, снижение чувствительности). Сила мышц конечностей при определенных движениях снижена с одной или обеих сторон (нужно проверить при разнообразных движениях в каждом из симметричных суставов). При ощупывании мышцы конечностей расслаблены. Чувствительность при касании или легком укалывании кожи нарушена чаще в области стоп и кистей. Наблюдается задержка или недержание мочи.
Если указанные признаки выявить не удалось и отсутствует повреждение кости, видимое через дефект мягких тканей, необходимо искать признаки перелома позвоночника. Для этого нужно проверить реакцию больного на осевую разгрузку и нагрузку позвоночника путем толчкообразного надавливания возрастающей интенсивности на голову и пятки пострадавшего и потягивания за них вдоль оси позвоночника. Затем следует прощупать и простучать остистые отростки позвоночника и пространство между ними последовательно вначале от шейного отдела, затем – от крестца. При этом отростки нужно простукивать средним пальцем, а соседними (вторым и четвертым), лежащими рядом на поверхности спины, ощупывать степень напряжения лежащих под пальцами мышц при вашем ударе. Отметьте место наибольшей напряженности — признак возможного перелома. Затем прощупайте другие части позвоночника, расположенные на 1 —1,5 и 2—3 см кнаружи в обе стороны от каждого из остистых отростков. Ограниченное ощущение болезненности при обследовании также служит признаком повреждения позвоночника.
Помощь. При наличии раны необходимо обработать ее края раствором антисептика и наложить стерильную повязку. На любом этапе транспортировки обеспечить неподвижность позвоночника и головы больного. Длительная транспортировка возможна лишь на щите с плотной ровной подстилкой, к которому больной привязан в положении на спине или, хуже, на животе. При безвыходности, если придется транспортировать на мягких носилках, положить пострадавшего спиной вверх. При перекладывании, например, с земли на щит, необходимо подвести под больного ладони так, чтобы отсутствовало провисание какого-либо отдела позвоночника при одновременном, по команде, подъеме его с земли. Контроль дыхания больного, т.к. оно может остановиться. Если имеется перелом шейного отдела позвоночника, при транспортировке крайне необходимо обеспечить неподвижное положение головы относительно туловища (например, валиками в области шеи, головы).
Перелом таза. Следствие падения, сдавления в области таза, очень резкого напряжения мышц, прикрепленных к его костям. Признаки. Больной отмечает болезненность в месте перелома, усиливающуюся при ощупывании этого места и движении ног. Иногда он не может приподнять выпрямленную ногу, для достижения меньшей болезненности принимает вынужденное положение с согнутыми ногами. Боль в месте перелома усиливается при сдавливании таза руками с боков или надавливании на лобок. Нередко такие больные находятся в состоянии шока.
Помощь. Провести противошоковые мероприятия. Транспортировка больного на щите или жестких носилках. При этом следует положить его на спину с согнутыми ногами и придать удобное положение — со сведенными или разведенными коленями. Затем - подложить валики под колени, привязать ноги и туловище так, чтобы удобное положение сохранялось и при расслабленных мышцах. Если пострадавший хочет лечь иначе, помочь ему придать это положение. Не кормить, поить очень мелкими глотками понемногу в случае крайней необходимости (угроза смертельно опасного перитонита из-за поступления мочи и кала в полость брюшины в случае ранения органов живота поврежденными костями таза).
Повреждения грудной клетки и легких. Они характерны при ударе камнем, сдавливании грудной клетки в длительном зависании в обвязке, массаже сердца, при ударе воздушной волной снежной лавины (клювом ледоруба при падении).
Признаки. При переломе ребер, грудины больной жалуется на боль в месте перелома при дыхании, движении рук, туловища, синхронную с движениями. Боли усиливаются при сдавлении грудной клетки руками обследующего (осторожно!) или при надавливании пальцем в месте перелома. Если переломы множественные, у больного бывает значительное затруднение дыхания из-за болей, что может привести к шоку и дыхательной недостаточности.
Если имеется проникающее ранение грудной клетки, то через раневое отверстие в плевральную полость — щель между поверхностью легкого и внутренней частью грудной клетки — проникнет воздух, т. е. разовьется открытый пневмоторакс. В этом случае одно легкое может спасть, и не будет принимать участия в дыхании. У вынужденно сидящего больного при этом появляются резкие колющие боли в груди, ощущение нехватки воздуха, кашель. Дыхательная недостаточность разовьется раньше и будет более выраженной. При осмотре видно, что через рану грудной клетки при дыхании, иногда с шумом, проходит воздух, при выдохе — в виде пузырьков.
В случае сопутствующего ранения легкого через отверстие раны выделяется пенистая кровь. У больного начинается кровохарканье. Рано возникает шок, сопровождаемый дыхательной недостаточностью. Дополнительно появляются признаки кровотечения.
Ранение легкого может не сопровождаться проникающим ранением грудной клетки. При этом поврежденное легкое может накачать при дыхании в плевральную полость воздух, сдавливающий органы грудной клетки, т. е. разовьется напряженный пневмоторакс. В этом случае раненый стремится задержать дыхание на вдохе, у него набухают шейные вены, может появиться болезненность в области правого подреберья. Также развиваются диффузный цианоз и другие признаки тяжелой дыхательной недостаточности.
Подкожная эмфизема возникает, если из плевральной полости воздух попадает под кожу. Поверхность кожи становится припухлой, складки сглаживаются, а при надавливании пальцем в местах «ползущей» опухоли отмечаются хрустящие звуки. Если этот воздух начинает сдавливать органы грудной клетки, то у больного появляются дополнительные жалобы на чувство сдавления в груди, тошноту, рвоту, осиплость голоса. При ощупывании, проведенном в это время, обнаружатся хрустящие звуки в подключичной области.
Помощь. Необходимо провести больному противошоковые мероприятия. Возвращаясь в лагерь в ряде случаев больной может идти сам, но без рюкзака, если перелом не вызывает резкой болезненности. Если пострадавший не может дышать из-за болей, наложите ему повязку на грудную клетку в то время, когда он сделает задержку дыхания после глубокого выдоха.
При проникающем ранении грудной клетки нужно обработать края раны раствором антисептика, попросить больного глубоко выдохнуть и в момент максимального выдоха наложить на сухую кожу лейкопластырь или иную пленку, герметично закрывающую рану, например внутреннюю - стерильную - часть упаковки перевязочного пакета, обеззараженный полиэтилен.
Если после этого (судя по состоянию больного) пневмоторакс прогрессирует, или появились признаки подкожной эмфиземы, следует на время снять герметическую повязку. И если в этот момент из раны под слабеющим напором вышел воздух, а состояние больного улучшилось, то на рану нужно наложить малослойную стерильную повязку, не препятствующую прохождению через нее воздуха.
Транспортировка больного в положении, удобном для него (сидя, лежа). Учитываются особенности оказания помощи при шоке, кровотечении, дыхательной недостаточности.
Переломы костей конечностей.
Признаки. Общие признаки — ненормальное искривление или укорочение конечности, а также болезненность в месте перелома, которая усиливается при стремлении пользоваться поврежденной конечностью, при надавливании на это место во время ощупывания, в момент осевых нагрузок (при поколачивании или потягивании за торцовую часть кости вдоль ее оси), при попытке вызвать взаимное смещение соседних с местом перелома участков костей. Можно обнаружить неровность костной поверхности, прощупывая и сравнивая пораженный участок кости и симметричный ему на другой конечности.
Помощь. Провести противошоковые мероприятия. Наиболее эффективное из них – новокаиновая блокада места перелома. Но сделать ее имеет право лишь, окончивший медицинские курсы. Вначале тщательно протереть раствором антисептика свои руки, ампулы с одно - или полпроцентным раствором новокаина, упаковки игл и шприца на 10мл. Вскрыть ампулы общим объемом 20 мл. Вскрыть упаковки со шприцем и иглами. Насадите иглу на шприц и заполните его, набрав в него содержимое ампул, которые держит помощник. Отсоединить шприц от иглы, оставив ее в ампуле. Присоединить к шприцу новую иглу. Протереть антисептиком кожу в области перелома. Осторожно ввести иглу в мягкие ткани над переломом в направлении кости. Как только в полость шприца с новокаином из иглы начнет поступать кровь, остановить продвижение иглы. Ввести новокаин. Отсоединить шприц от иглы, которая в тканях, и, снова наполнив его новокаином, вновь присоединить шприц к введенной в мягкие ткани игле, и повторить введение новокаина. Извлечь иглу и вновь обработать место укола антисептиком.
Если конечность согнута в месте перелома, после обезболивания следует попытаться выпрямить ее, чтобы стало возможным провести фиксацию поврежденной конечности, но не более. Для предотвращения развития шока от взаимного смещения отломков перед транспортировкой нужно сделать тщательную фиксацию отломков кости относительно друг друга. Используются подручные средства: ледорубы, стойки, лыжи. В крайнем случае, сломанную руку можно прибинтовать к туловищу, а ногу - к другой.
Эффективность фиксации возрастает, если: обеспечить неподвижность в двух соседних с переломом суставах создать полную жесткость конструкции, фиксирующей конечность и ликвидировать малейшее смещение поврежденной конечности относительно фиксирующей системы, элементы фиксирующей системы не будут вызывать неприятных ощущений сдавливания.
При переломе ключицы (еще один признак ее перелома – при надавливании на ключицу ощущается ее податливость подобно клавише пианино), если больной будет идти сам, зафиксировать его руку косынкой, перекинутой через шею. Регулируя сгибание руки в локтевом суставе и длину косынки, можно добиться наилучшего сопоставления отломков. Если больного транспортируют на носилках, положить его спиной на узкий валик так, чтобы плечи свисали и тем самым сблизили отломки ключицы. Один из вариантов фиксации ключицы – стянуть локти пострадавшего за спиной.
Если кость порвала кожные покровы (открытый перелом), нужно убрать прилипшие инородные тела, обработать кожу вокруг выступающей кости раствором антисептика и наложить стерильную повязку, не вправляя кость.
Помня, что переломы сопровождаются обильным внутренним кровотечением, используются также приемы помощи, изложенные в разделах «Шок» и «Повреждение кровеносных сосудов (кровотечение)».
Вывихи. Наблюдается ненормальное положение суставных поверхностей относительно друг друга, вызванное чаще всего вынужденным чрезмерным по размаху движением в суставе.
Признаки. Больной жалуется на невозможность обычных движений из-за болей в поврежденном суставе. При осмотре и ощупывании заметны изменения формы сустава относительно симметричного ему, изменение длины и пружинообразная фиксированность пораженной конечности, вынужденное ее положение.
Помощь. Наложить повязку, поддерживающую и фиксирующую поврежденную конечность в положении минимальной болезненности. При удержании конечности в отведенном положении следует использовать валики.
Повреждение кровеносных сосудов (кровотечение). Чаще возникает от механического повреждения кровеносных сосудов, при котором кровь попадает на поверхность тела пострадавшего (наружное кровотечение) или - внутрь его (внутреннее кровотечение).
Признаки. При наружном кровотечении из артерии алая кровь изливается струей, часто пульсирующей в такт сердцебиению. При венозном и капиллярном кровотечении кровь темнее, чаще течет равномерно.
Внутреннее кровотечение в просвет полых органов можно определить спустя некоторое время по выделению крови из естественных отверстий тела. При кровотечении из кишечника вид крови может измениться— в рвотных массах она имеет вид кофейной гущи, калу она придает темный (дегтеобразный) цвет.
Если при внутреннем кровотечении кровь остается в замкнутых полостях, в том числе и в области перелома, определить кровотечение можно лишь по изменению общего состояния больного. Он возбужден, жалуется на головокружение, слабость, потемнение в глазах, тошноту, сонливость, сильную жажду, сухость во рту. У него бледно-серая влажная кожа, осунувшееся лицо, учащающийся со временем, все труднее прощупываемый пульс, учащенное дыхание, может наступить обморок. Температура тела снижена.
Помощь. Главное — как можно быстрее остановить кровотечение. Для этого, если наружное кровотечение артериальное, нужно попытаться пережать место повреждения, сдавив пальцами здоровую кожу краев раны, либо пережать пальцами артерию в месте ее прощупывания между зоной повреждения и сердцем (рис.1).
При артериальном кровотечении в области ключицы нужно встать сзади больного, потянуть за локтевой сгиб кровоточащей руки так, чтобы максимально отвести ее назад и за спину больного.
Любое кровотечение из конечности легче остановить, если поднять раненую руку или, положив больного, поднять раненую ногу.
Артериальное кровотечение в области предплечья и кисти, голени и стопы можно остановить, максимально согнув поврежденную конечность в локтевом (коленном) суставе.
В области паха артериальное кровотечение останавливайте, максимально согнув ногу пораженной стороны и сильно прижав колено к туловищу.
Если кровотечение сильное, то лишь после этих действий отнести больного в безопасное место.
После обработки краев раны раствором антисептика наложить на рану стерильную повязку. Сделать ее надо настолько тугой, чтобы кровотечение не возобновилось и после прекращения временного сдавления артерии. Возможно, для этого потребуются плотные валики, придавливающие место повреждения сосуда через повязку с помощью дополнительного бинтования, если в этом месте нет перелома. Возможно также, что место кровотечения придется прижимать через повязку пальцами на всем протяжении транспортировки.
Жгут накладывать лишь при безуспешности или утомления от проведения вышеизложенных приемов остановки кровотечения. Предпочтительнее использовать резиновый бинт и, в крайнем случае, мягкую ткань с широкой площадью прижима давления на кожу (шарф, полотенце), затягивая кольца, проходящие вокруг конечности, с помощью закрутки. Жгут накладывать выше раны и ближе к ней, но не в средней трети плеча и не в нижних частях предплечья и голени. Под жгут подложите мягкую ткань, поролон. Затем сделать 2 витка натянутым резиновым бинтом. Если при не прижатом сосуде возобновляется кровотечение из раны, следующие витки сделать более тугими до тех пор, пока кровотечение не прекратится. Зафиксировать жгут.
Повреждение мягких тканей живота (острый живот). «Острый живот» — комплекс признаков травматического повреждения (в том числе прокол клювом ледоруба при падении с ним) или хирургического заболевания органов брюшной полости.
Признаки. Больной ощущает боль в животе, которая при значительной интенсивности может вызвать вынужденное положение (сидя или лежа), тошноту, рвоту. Часто, наоборот, больной мечется со страдальческим выражением лица, стоном и криками и может впасть в шоковое состояние. Иногда наблюдаются икота, запор, неотхождение газов кишечника.
Живот больного втянут или вздут, не участвует в дыхательных движениях. Язык при ухудшении состояния больного сухой, с налетами. Температура может быть повышена, например, при аппендиците.
При осторожном ощупывании живота ощущается напряжение брюшной стенки, а больной сообщает о болезненности в месте прикосновения. Осторожное надавливание рукой в том или ином отделе живота вызовет усиление болезненности, но резкое снятие руки сделает боль гораздо интенсивнее (при аппендиците справа в нижней половине живота).
Помощь. Организовать быструю транспортировку больного в удобном для него положении с целью возможного хирургического лечения. На живот, либо его отдел, вызывающий наибольшую болезненность, положить полиэтиленовый пакет с мелко наколотым льдом или холодной водой, сменяемой по мере нагревания. Не давать больному пить и есть. При мучительных рвоте и икоте предложить больному изредка глотать кусочки льда. Если у больного имеются сильные боли и признаки кровотечения, включите действия по оказанию помощи при кровотечении (см. «Повреждение кровеносных сосудов»), не отменяя изложенные в этом разделе.
Если в отверстие брюшной стенки вышло содержимое брюшной полости, не делать попыток к вправлению, а, сняв прилипшие крупные инородные тела, прикрыть выпавшие органы салфеткой, предварительно смоченной (можно родниковой прокипяченной водой), и забинтовать.
Острая сердечная недостаточность.
Стенокардия. Развивается при ухудшении кровоснабжения мышц сердца. Провоцирующие факторы приступа – физические и психические нагрузки, некомфортные температурные условия, иные стрессы.
Признаки. Проявление стенокардии может ограничиваться внезапно наступившим ощущением нехватки воздуха при ходьбе. В более типичных случаях побледневший больной жалуется на чувство сдавления или давящие боли, внезапно появившиеся за верхней третью грудины или слева от нее. Боли постепенно нарастают. Они могут отдавать в большинство участков левой половины тела, а также в плечо или руку правой половины. При этом иногда болевые ощущения в области грудины отсутствуют. Боли могут пройти через 2—3 минуты после прекращения движения.
Одновременно больной часто отмечает наступающее чувство слабости, головокружения, тошноты, позыв к мочеиспусканию. Появляется страх смерти. Иногда больной теряет сознание.
Иногда стенокардия может проявиться в виде сердечной астмы и острого отека легких, которые есть результат ухудшения работы сердца не только вследствие спазма его сосудов.
Сердечная астма. Признаки. В легких случаях у больного, чаще ночью, внезапно появляется сухой кашель, заставляющий его сесть. При этом больной жалуется на сердцебиение, чувство стеснения в груди.
В более тяжелых случаях больной ощущает внезапно наступившее ощущение нехватки воздуха и, чтобы ослабить это ощущение, встает. Его мучает непрерывный сухой кашель, иногда может появиться мокрота розового цвета.
Больной бледен, покрыт холодным потом, пальцы, нос, уши имеют синюшный оттенок. Набухают вены шеи, дыхание частое, поверхностное, пульс возрастает до 120 ударов в минуту. При ухудшении состояния начинается острый отек легких.