Построение малых тренировочных циклов (микроциклов) в системе подготовки в избранном виде спорта: понятие микроцикла, факторы, обуславливающие их структуру, типы микроциклов

В зависимости от времени, в течение которого осуществляется тренировочный процесс, различают три уровня структуры тренировки: микро-, мезо- и макроструктуру (Л.П. Матвеев). Микроструктура — это структура отдельно тренировочного занятия и ма­лых циклов (микроциклов), состоящих из нескольких занятий; мезоструктура — структура средних циклов тренировки (мезоциклов), включающих относительно законченный ряд микроциклов; макроструктура ~ структура больших тренировочных циклов.

Планируя тренировку в мезо- и микроциклах, необходимо, прежде всего, учитывать:

1. Преимущественную направленность ее (на развитие выносливости, силовых, скоростных или координационных способностей; на техничес­кую подготовку или на комплексное решение нескольких задач).

2. Характер применяемых средств и методов тренировки.

3. Закономерности переноса двигательных навыков и физических спо­собностей (переноса тренированности) при определении содержания за­нятий в каждом микроцикле и серии микроциклов.

4. Параметры объема и интенсивности тренировочных нагрузок, их соотношение и изменение в процессе тренировки.

отдельный микроцикл состоит как минимум из двух фаз: стимуляционной (кумуляционной), которая связана с опреде­ленной степенью утомления и восстановления (занятие восстановительно­го характера или полный отдых). Эти фазы повторяются в структуре мик­роцикла. Микроцикл может включать несколько кумуляционных и восстановительных фаз.

В большинстве случаев микроцикл длится неделю. Однако его про­должительность может быть и иной: минимум — два дня, а максимум 14 дней. Во многом это зависит от решаемых задач, уровня мастерства и тренированности спортсменов, возраста, системы соревнований, места микроцикла в тренировочном занятии.

В спортивной тренировке выделяют различные виды микроциклов. Основные типы микроциклов, которые могут иметь место в тренировочном процессе спортсменов, представлены на рис. 25.1.

Построение малых тренировочных циклов (микроциклов) в системе подготовки в избранном виде спорта: понятие микроцикла, факторы, обуславливающие их структуру, типы микроциклов - student2.ru

На рисунке видно, что собственно тренировочные микроциклы в зависимости от степени сходства их содержания со спортивной специализацией спортсмена подразделяются на неспециализированные (общеподготовительные) и специализированные (специальноподготовительные), первых микроциклах при проведении занятий используются главным образом средства общей, а во вторых — специальной подготовки.

Предсоревновательные (подводящие) микроциклымоделируют режим, программу и условия предстоящих состязаний.

В последние годы появилась новая, нетрадиционная форма построения предсоревновательных микроциклов, получившая условное наименование «принцип маятника» (Д.А. Аросьев). При построении пред­соревновательных микроциклов по «принципу маятника» структура трени­ровочного процесса у спортсменов строится на основе ритмического чере­дования двух типов микроциклов: «специализированных» и «контрастных». В практике спорта микроциклы высокой специализированности называют иногда основными (0-циклы), а низкой — регулировочными (Р-циклы).

Чередуясь между собой, последний специализированный микроцикл по возможности должен быть похож на микроцикл соревновательный. Дли­тельность специализированных микроциклов в основном определяется про­должительностью предстоящих соревнований, а контрастных — условия­ми восстановления и сверхвосстановления работоспособности спортсмена. Напряженность и содержание тренировочных занятий в специализиро­ванных микроциклах наиболее приближена к режиму и условиям сорев­нований, а контрастных, наоборот, максимально отдалена от этой об­становки. Такая тренировочная работа дается для того, чтобы избежать монотонности в занятиях, которая не позволяет спортсменам достигнуть высоких показателей тренированности (В.М. Дьячков, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин).

Ритм чередования микроциклов задается с таким расчетом, чтобы фаза повышенной готовности спортсмена совпадала в ре­зультате повторений днями, на которые намечено основное соревнование.

Соревновательные микроциклыстроятся в соответствии с программой соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов опреде­ляется спецификой соревнований в различных видах спорта, номерами программы, в которых принимает участие отдельный спортсмен или ко­манда, общим количеством стартов и паузами между ними. Содержание и построение этих микроциклов направлены на обеспечение оптимальных условий для успешной соревновательной дея­тельности и достижение запланированного спортивного достижения.

Можно выделить соревновательные микроциклы с короткими, сред­ними и длинными интервалами между состязаниями.

В микроцикле с однодневным межигровым интервалом на следую­щий после игры день проводится одно занятие восстанавливающей на­правленности, а в день игры — предигровое (раскатка). В микроцикле с двухдневным межигровым интервалом проводят три занятия: восстанавли­вающее, поддерживающее и предигровое. В микроцикле с трехдневным межигровым интервалом следует уже проводить четыре-пять тренировоч­ных занятий. В день после игры — восстанавливающее занятие, в следую­щий — развивающее, а на третий -- поддерживающее. В день игры -предигровое! Следует подчеркнуть, что в соревновательном микроцикле на тренировочных занятиях между состязаниями никоем образом нельзя перегружать спортсменов. Тренировки эти должны вызывать лишь поло­жительные эмоции. Микроциклы с четырехдневным межигровым интер­валом (на рис. 25.3,г) строят подобно микроциклу с трехдневным межиг­ровым интервалом. Он состоит из 5—7 тренировочных занятий, из которых два — восстанавливающие, одно — поддерживающее, два — развивающие и одно — предигровое (раскатка).

Восстановительные микроциклыследуют обычно за напряженными со­стязаниями или за тренировочными микроциклами с повышенной нагруз­кой (например, ударными) и характеризуются снижением суммарной на­грузки, увеличением числа дней активного отдыха, контрастной сменой состава средств и методов тренировки внешних условий занятий, что в совокупности направлено на оптимизацию восстановительных и адаптаци­онных процессов в организме спортсмена.

Для ускорения восстановления в этих микроциклах широко использу­ются различные восстановительные средства — педагогические, психологические и медико-биологические.

Выделяют три основных направления использования восстановительных средств в процессе тренировочных занятий: 1. Для быстрого устранения явлений утомления после перенесенных нагрузок; 2, Для избирательного восста­новления тех компонентов работоспособности, которые не подвергались основному воздействию в данном упражнении, занятии, однако будут пре­дельно мобилизированы в последующем задании, занятии; 3. Для предва­рительной стимуляции работоспособности спортсменов перед началом тре­нировочной нагрузки (В.Н. Платонов).

В зависимости от того, как происходит управление работоспособнос­тью и восстановительными процессами, есть несколько типов восстановительных микроциклов:

восстановительно-разгрузочные, восстановительно-компенсирующие, восстановительно -под­держивающие; восстановительно -подготовительные, восстановительно-про­филактические и др.

55. Построение средних тренировочных циклов (мезоциклов) в системе подготовки в избранном виде спорта: понятие мезоцикла, факторы, обуславливающие их структуру, типы мезоциклов.(Васюкевич).Мезоцикл - это относительно целостный этап тренировочного процесса продолжительностью от 3х до 6-ти недель.

Построение тренировочного процесса на основе мезоциклов позволяет:

1) Систематизировать тренировочный процесс в соответствии с главной задачей периода или этапа подготовки;

2) Обеспечить оптимальную динамику нагрузок;

3) Обеспечить целесообразное сочетание различных средств и методов подготовки;

4) Обеспечить соответствие между факторами педагогического воздействия и восстановительными мероприятиями;

5) Достичь необходимой преемственности в развитии различных качеств и способностей.

Факторы, обуславливающие количество и структуру соревновательных мезоциклов:1)специфика вида спорта, 2)особенности спортивного календаря 3)квалификация спортсмена 4)степень подготовленности.

Типы:

ВТЯГИВАЮЩИЕ мезоциклы – направлены на постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы. Основное средство – общенподготовительные упражнения. В определенном объеме используются специально-подготовительные упражнения для увеличения возможностей систем и механизмов.

БАЗОВЫЕ мезоциклы – направлены на повышение уровня функциональных возможностей основных систем организма спортсмена; развитие физических качеств; становление технической, тактической и психической подготовленности. Тренировочная программа характеризуется разнообразием средств, большей по объему и интенсивности работой, широким использованием занятий с применением больших нагрузок.

КОНТРОЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ мезоциклы – направлены на осуществление интегральной подготовки, в процессе которой синтезируются (применительно к специфике соревновательной деятельности) возможности спортсмена, приобретенные в процессе предыдущих мезоциклов. Характерной особенностью тренировочного процесса в это время является широкое применение соревновательных и специально-подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. Постепенно увеличивается доля соревновательных упражнений и повышается интенсивность занятий.

ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ мезоциклы – направлены на устранение мелких недостатков, выявленных в ходе подготовки, совершенствование технических возможностей. Тренировочная работа направлена на развитие спортивной формы и сочетается с участием в прикидках и контрольных соревнованиях. Этих мезоциклов может быть несколько в течении года продолжительность их 3-6 недель.

1- й вариант: на основе ударных микроциклов, способствующих дальнейшему повышению уровня специальной подготовленности.

2- й вариант: на основе восстановительных микроциклов, способствующих ускорению процессов восстановления, предотвращению переутомления, эффективному протеканию адаптационных процессов.

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ мезоциклы – направлены на осуществление непосредственной подготовки и участие в соревнованиях. Это форма построения тренировки в период основных соревнований. Он включает как минимум 3 МЦ: подводящий к соревнованиям, цикл непосредственного участия в соревнованиях и восстановительный микроцикл. Количество и длительность малых циклов зависят от программы и значимости соревнований. Общая направленность соревновательных мезоциклов – стабилизация высокой спортивной формы и стремление достигнуть наивысших спортивных результатов.

ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕЗОЦИКЛЫподразделяются на:

1)восстановительно-подготовительные - плани­руют между двумя соревновательными мезоциклами. Состоят они из одного-двух восстановительных, двух-трех собственно тренировочных мик­роциклов. Их Основная задача — восстановление спортсменов после серии

основных соревнований, требующих не сколько физических, сколько не­рвных затрат, а также подготовка к новой серии соревнований.

2)восстановительно-поддерживающие - также планируют после соревновательного мезоцикла в том случае, когда серия соревнований была слишком тяжела для спортсмена. Для того чтобы не допустить перераста­ния кумулятивного эффекта, вызванного участием спортсмена в серии соревнований, в перетренировку после восстановительных микроциклов вводят тренировочную работу поддерживающего характера, широко ис­пользуя средства общей подготовки. Средние циклы подобного типа в ос­новном характерны для переходного периода.

56. Структура годичного цикла тренировки в избранном виде спорта для квалифицированных спортсменов: периоды, этапы, условия, определяющие их продолжительность.Разработка стратегии подготовки и определение методической направленности тренировочного процесса по годам олимпийского цикла позволяет более качественно и осмысленно решать проблему выбора структуры того или иного годичного цикла, или, другими словами способа решения ключевых задач подготовки. Последнее находит свое воплощение в особенностях периодизации тренировочного процесса.

В основе концепции периодизации лежат закономерности развития спортивной формы. Спортивная форма – состояние оптимальной физической, технической, тактической и психической готовности спортсмена к достижению спортивного результата, которое приобретается при определенных условиях в относительно продолжительном цикле тренировки. В тренировочном процессе спортсмен, обладая определенной тренированностью, постепенно совершенствуется, достигая готовности по различным компонентам, т.е. приобретает спортивную форму.

Процесс развития спортивной формы протекает во времени и характеризуется последовательной сменой трех фаз: приобретение, сохранения и временной утраты. Естественно, что в зависимости от фазы спортивной формы будет и различия тренировки.

Так традиционно формируются подготовительный, соревновательный и переходный периоды, которые включают в себя этапы, мезо-, микроциклы тренировочного занятия.

Под структурой тренировочного процесса следует понимать относительно устойчивый порядок объединение его компонентов (частей, сторон и звеньев), их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность.

Планы годичных циклов подготовки на разных этапах разработаны на основе календаря соревнований с делением года на месяцы и недели.

Типичными для подготовительного периода является этапы повышения уровня ОФП (начальной подготовки) и СФП, освоение программы, ее модернизация(новые элементы, соединения, комбинации в целом).

Для соревновательного периода характерны этапы совершенствования качества выполнения программы, этап стабилизации техники, надежности выполнения комбинаций, этап непосредственной подготовки к соревнованиям и этап реализации – участие в них.

Переходный период, как правило, планируется активный отдых, физическая подготовка.

Особенностью плана годичного цикла на этапе начальной подготовки является длительный подготовительный период, который отводится на основание большого количества упражнений объемного материала и программы начальных спортивных разрядов и относительно короткий соревновательный период. Небольшое количество соревнований дополняется контрольными занятиями, с тестированием результатов технической и физической подготовленности.

План-схема годичного цикла на следующих этапах подготовки построена на учете особенностей календаря официальных и учебно-контрольных соревнований. В связи с этим в течении года планируется два полугодичных цикловт(т.к. основные стары весной и осенью) с выделением в каждом подготовительного, соревновательного и относительно короткого переходного периода.

При планировании подготовки гимнастов разрядников, особенно старших разрядов, знание календаря официальных соревнований с возможностью участия в них воспитанников спорт школы имеет принципиальное значение.

Планы годичного цикла представлены на наглядной графической форме, что позволяет в проследить наиболее важные события учебно-тренировочного процесса, а именно: продолжительность периодов и этапов их чередования в течении года, календарные дата соревнований и контрольных проверок технической и физической подготовленности, медицинского контроля на централизованных сборах, а также главные задачи данного года или его частей.

Структура годичного цикла на этапе спортивного совершенствования сохраняется такой же как и на учебно-тренировочном этапе. Различия, естественно, касаются содержания подготовки и связаны с ростом сложности осваиваемых упражнений и с большей индивидуализацией учебно-тренировочного процесса.

Факторы обуславливающие структуру и продолжительность макроциклов:

1) специфические особенности видов спорта и закономерности становления основных составляющих спортивного мастерства;

2) необходимость подготовки спортсменов к участию в конкретных соревнованиях;

3) индивидуальные адаптационные возможности спортсмена;

4) структура подготовки спортсмена;

5) содержание предшествовавшего тренировочного процесса

57 Подготовительный период годичного тренировочного цикла в избранном виде спорта: направленность, варианты построения, типичные задачи, основные средства и методы, особенности динамики нагрузок.

Подготовителый период – наиболее продолжительная структурная единица тренировочного процесса.

Основное направление тренировки в ПП – закладывается функциональная база, необходимая для выполнения больших объемов специальной работы, направленной на непосредственную подготовку двигательной и вегетативной сфер организма к эффективной соревновательной деятельности; совершенствуются двигательные навыки; развиваются физические качества, осуществляются тактическая и психическая подготовка.

Подготовительный период состоит из двух этапов: общеподготовительного и специально-подготовительного, соотношение продолжительности которых зависитот типа макроцикла квалификации спортсмена.

ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Основные задачи:

1) повысить уровень общей физической подготовленности спортсмена;

2) расширить диапазон возможностей основных функциональных систем организма;

3) сформировать необходимые технические и психические качества, которые в решающей мере влияют на уровень спортивного результата;

4) повысить уровень способности спортсмена переносить значительное количество больших нагрузок.

Широко используются разнообразные специально-подготовительные упражнения, в значительной степени приближенные к обще-подготовительным.

Современна подготовка спортсменов с первых дней начала подготовительного периода строится на материале упражнений, создающих физические, технические и психические предпосылки для проведения последующей специальной тренировки.

СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Основные задачи:

1) развивать комплексные качества(скоростные возможности, специальную выносливость) на базе предпосылок, созданных не первом этапе ПП;

2) совершенствовать соревновательную технику и тактику, т.е. осуществлять непосредственное становление спортивной формы.

Это достигается увеличением доли специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным, а также собственно-соревновательных. Кроме того, значительное место в объеме тренировочной работы отводится узкоспециализированным средствам, способствующим повышению уровня возможностей отдельных слагаемых высокой специальной работоспособности.

58 Соревновательный период годичного тренировочного цикла в избранном виде спорта: направленность, варианты построения, типичные задачи, основные средства и методы, особенности динамики нагрузок.

Тренировка в соревновательном периоде предполагает решение следующих основных задач:

1) совершенствования соревновательной готовности или накопление боевого потенциала, где происходит адаптация технико-тактического запаса к условиям соревновательной деятельности, совершенствуются специальные качества за счет последовательного увеличения соревновательной нагрузки.

2) обеспечить интегральную подготовку (поддержание боевого потенциала).Основная задача-поддержание уровня специальной тренированности, дальнейшее совершенствование тактики боя с конкретными соперниками, некоторое снижение психической напряженности за счет участия в серии подводящих соревнований.

3) осуществить подготовку и участие в основных соревнованиях, где осуществляется моделирование соревновательной деятельности и непосредственная подготовка к главным стартам.

Пик суммарного объема нагрузки приходится на конец первого и начало второго этапа соревновательного периода, т.е. на этапы накопления и поддержания боевого потенциала.

В конце этапа накопления боевого потенциала соревновательная нагрузка достигает своего максимума по отношению ко всему годичному циклу, что связано с необходимостью совершенствования технико-тактического мастерства в соревновательных условиях.

В следующем мезоцикле, открывающем этап поддержания боевого потенциала, происходят качественное и количественное изменения структуры нагрузок. Увеличиваются объемы нагрузок в средствах специальной подготовки, а также по разделам общей и специальной физической подготовки. Однако изменение нагрузки в средствах физической подготовки, по-видимому, решает задачу не повышение уровня физической подготовленности спортсменов, а скорее имеет восстановительно-поддерживающий характер. Об этом косвенно свидетельствует дальнейшее значительное снижение соревновательной нагрузки в следующем мезоцикле этапа поддержания боевого потенциала, которое компенсировалось за счет увеличения средств специальной подготовки.

На этапе основных соревнований происходит дальнейшее снижение суммарной нагрузки и ее парциальных объемов в средствах ОФП, СФП и специальной подготовки.

Решение этих задач достигается посредством применения соревновательных и близких к ним по форме, структуре и характеру воздействия на организм специально-подготовительных упражнений.

59 Переходный период годичного тренировочного цикла в избранном виде спорта: направленность, типичные задачи, основные средства и методы, особенности динамики нагрузок

Тренировка ПП предполагает решение след основных задач:

1. организовать полноценных отдых после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла;

2. поддержать на определенном уровне тренированность для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла;

Эти задачи определяют продолжительность ПП, состав средств и методов, диамику нагрузки т.п.

Продолжительность ПП регламентируют такие факторы как:

- этап многолетней подготовки;

- система планирования тренировочного процесса в течении года;

- продолжительность соревновательного периода;

- сложность и ответственность основных соревнований;

- индивидуальные особенности спортсмена.

Содержание ПП:

1- й подход – сочетание активного и пассивного отдыха

2- й подход- активный и пассивный отдых(несколько дней)-достаточно напряженная тренировка(по принципу планирования втягивающего мезоцикла обще-подготовительного этапа) и т.д.

3- й подход – применение средства активного отдыха и неспецифические нагрузки, обеспечивающие поддержание основных компонентов тренированности.

60 Построение этапа непосредственной подготовки к соревнованиям в избранном виде спорта.

В течении соревновательного периода спортсмены массовых разрядов должны участвовать в 4х соревнованиях. В их число входят как официальные соревнования различного масштаба, так и неофициальные организованные внутри школы.

Предсоревновательный период подготовки аэробистов длится обычно 4-6 недель и строится на основе повторения соревновательного микроцикла, составленного по дням и по часам непосредственного участия в соревнованиях.

61. Структура и содержание отдельного занятия в избранном виде спорта. Типы занятия. Варианты сочетания занятий в одном тренировочном дне.(Михосенко)

Построение малых и средних тренировочных циклов (микроциклов и мезоциклов) в системе подготовки в избранном виде спорта.

Целостный этап тренировочного процесса - от 3 до 6 недель, построение тренировочного процесса на основе мезоциклов позволяет сис­тематизировать тренировочный процесс, обеспечить оптимальную динамику нагрузки, обеспечить целесообразное сочетание средств, методов.

Типы мезоциклов: втягивающий (постепенное подведение к эффективной работе), базовый (направлен на повышение функ­циональных возможностей организма, развитие физических качеств.

Средства - разнообразие интенсивности нагрузок), контрольно-

подготовительный (направлен на осуществление интеграционной

подготовки, характеризуется широким применением соревнователь­ных и подготовительных упражнений, которые максимально подготавливают к соревнованиям), соревновательный (устранение мелких недостатков, совершенствование технических возможностей, психологии, тактической подготовки).

Наши рекомендации