Взаимосвязь методики преподавания литературы со смежными науками
Как и другие общественные науки, современная методика преподавания литературы постоянно обогащается данными смежных гуманитарных дисциплин. Так, поиски и открытия в методике за последние десятилетия связаны с аналогичными процессами, происходящими в общей педагогике и психологии художественного восприятия, в социологии и эстетике, в искусствознании и теории воспитания. Наиболее тесные и органические связи методики преподавания литературы с литературоведением, дидактикой и педагогической психологией.
Литературоведение.
Зависимость методических систем от литературоведческих несомненна и подтверждается большим фактическим материалом. Методика, исходя из современных достижений литературоведения, из задач обучения в школе, призвана определить те основы науки о литературе, которыми должен владеть каждый, имеющий общее среднее образование.
Учитель-словесник в первую очередь должен выяснить такие вопросы литературоведения, как вопрос о связи между литературой и общественной жизнью, вопрос о значении мировоззрения в творчестве писателя, проблему единства формы и содержанияв литературном произведении. Содержание литературного произведения — это действительность, познанная, оценённая и отражённая писателем. Основная форма, в которой раскрывается идейное содержание произведения, — художественный образ, по преимуществу — образ-характер, средствами создания которого являются язык и композиция. Содержание — основа литературного произведения, раскрываемая в образах средствами языка и композиции.
В литературной науке преподаватель должен искать разрешения не только общих теоретико-литературных проблем, указанных выше, но и освещения ряда вопросов историко-литературного порядка, таких, как периодизация истории русской литературы, борьба и смена литературных направлений, роль традиции и новаторства в историко-литературном процессе, стиль писателя как единство идейно-тематических, жанровых, композиционных и языковых особенностей его произведений, национальное и мировое значение русской литературы, движущие силы развития нашей литературы, начиная с древнейших времён и до наших дней, и т. п.
Без предварительного уяснения всех этих вопросов невозможна правильная постановка преподавания литературы. Но основы науки в пределах школьного изучения могут быть установлены только при тщательном, глубоком изучении всего процесса преподавания. Вот почему механическое перенесение в школу курсов литературы вузовского типа, хотя бы и облегченных, не решает задачи: оно, во-первых, приводит к неизбежному схематизму и, следовательно, нарушает принцип научности; во-вторых, ведет к тому, что курс литературы не выполняет своей воспитательной задачи.
Методология литературоведения является исходным пунктом в методике литературы при постановке таких проблем, как цель и методы изучения литературных произведений в школе, цели, содержание и структура курса литературы. Школьные методы изучения произведения обосновываются прежде всего научными методами исследования художественной литературы, но не сводятся к ним. Надо также изучать вопрос о том, как воспринимают учащиеся художественные произведения и основы литературной науки.
Языкознание.
Наряду с литературной наукой, основой для методики литературы является также языкознание. Это вытекает из специфики литературы как искусства. Художественная литература тем и отличается от живописи, музыки и других искусств, что она является «искусством слова».
Язык — это живая ткань художественного произведения, основное орудие писателя, которым он пользуется для раскрытия своих идей и образов.
В школе изучается речевой стиль наших писателей, главным образом, классиков XIX и XX вв. Стиль писателя опирается на общенациональный русский язык, в основном установившийся в нашей литературе со времён Пушкина. Речевой стиль писателей на уроках литературы изучается в его художественной функции как средство раскрытия идей и образов того или иного произведения. Поскольку мировоззрение, тематика и образы разных писателей неодинаковы, это отражается на отборе слов, выражений, синтаксических оборотов, хотя в основе стиля любого писателя лежит всё же общенациональный язык, что и делает этого писателя доступным общему пониманию.
Одной из существенных сторон стиля является индивидуализация языка героев произведения. Этот язык также выполняет художественные функции, писатель пользуется им также для раскрытия идейно-образного содержания произведения, но применяет при этом особые приёмы. Писатель, пользуясь общенародным языком, отбирает слова и обороты речи, характерные для той или иной социальной группы, для её жаргона или диалекта, и этими характерными словами окрашивает речь своего героя.
Психология.
Преподаватель литературы должен внимательно следить за развитием психологии и за всеми её попытками осветить с новых позиций вопросы логического и образного мышления, речи, общения, формирования личности ученика, закономерности развития воспроизводящего и творческого воображения, запоминания, теорию установки.
Связь методики и психологии имеет два аспекта. Один из них — психология художественного творчества, художественного восприятия учащимися разных возрастов художественного текста. Другой аспект — психология обучения, умственного и нравственного развития учащихся, их воспитания. Необходимо использовать закономерности психологии при решении ряда чисто методических проблем: о доступности учащимся того или иного материала, об объеме его, об эффективности методов обучения. В.В.Голубков писал о необходимости создания научной методики на основе исследования развития учащихся. Не менее важно дать психологическое обоснование школьного анализа художественного произведения.
В психологической науке преподаватель-словесник по преимуществу останавливается, с одной стороны, на тех разделах, которые определяют общие принципы и методы изучения школьника, а с другой, — на тех, которые помогают ему научно правильно определять психологию литературных героев. Общую основу для установления возрастных особенностей школьника словесник должен взять от психологии. Учителю необходимо обратиться к выводам психологии, усматривающей в развитии детей, обучающихся в средней школе, три основных этапа: младший возраст (10-11 лет), средний возраст (12-15 лет) и старший возраст (15-18 лет). Каждый из этих этапов характеризуется особенностями в отношении интересов, эмоций, внимания, мышления, памяти, характера детей.
Психологическая наука необходима словеснику не только для того, чтобы правильно организовать систематическое изучение школьников. Она нужна ему ещё и потому, что в разборе литературных произведений, в работе над характерами героев словесник является психологом, он постоянно пользуется психологической терминологией и делает выводы психологического порядка. Но он должен делать это не кустарно, оперируя распространёнными в быту психологическими понятиями и терминами, а научно, опираясь на знание научной психологии.
Педагогика.
Методика непосредственно соприкасается с педагогикой, использует ее данные для решения своих проблем. Особенно существенное значение для школьных занятий имеют такие её вопросы, как: а) отношение между воспитанием и образованием, б) связь воспитывающего обучения с формальным развитием и в) руководство учителя и самостоятельная работа школьника.
Педагогика видит в образовании не самоцель, а основной элемент воспитания и требует от преподавателя не просто обучения, а воспитывающего обучения.
Какова же должна быть связь этого воспитывающего обучения с развитием формальных навыков школьника? В каждой школьной дисциплине есть свой особый материал, своё содержание: то, что даёт она для расширения знаний, для выработки мировоззрения, для воспитания чувств и стремлений. И есть формальная сторона: то, чем содействует эта дисциплина развитию способностей учащихся, их навыков и умений.
Если бы наша школа ограничилась одной лишь заботой о вооружении учащихся знаниями и игнорировала навыки мышления, речи, работоспособности и т. п., она не выполнила бы своей основной задачи: подготовки активных, культурных граждан своей страны. Следует, однако, твёрдо помнить, что развитие формальных навыков наиболее эффективно в том случае, если оно не выдвигается как самостоятельная задача, а органически сливается со всей образовательно-воспитательной работой учащихся, являясь неизбежным спутником всех школьных занятий.
Таким образом устанавливается правильное соотношение между развитием способностей и навыков и воспитывающим обучением. Формальное развитие — не самостоятельная задача, а очень существенный и необходимый элемент воспитывающего обучения.
Третья дидактическая проблема, очень существенная для преподавателя литературы, — соотношение в его учебном предмете собственно обучающей работы, где учителю принадлежит основная руководящая роль, и работы самостоятельной, выполняемой по преимуществу силами самих учащихся. Большая часть работы первого типа падает на классные занятия, большая часть работы второго типа — на домашние занятия, хотя полного совпадения здесь нет, так как самостоятельная работа может проделываться учениками и в классе.
Но современная школа, признавая урок главной организационной формой занятий в школе, ни в какой мере не умаляет значения и самостоятельной работы учащихся. Нет надобности доказывать, какую колоссальную роль в творческой деятельности современного человека должны сыграть навыки самостоятельной работы над материалом, стремление к самообразованию, умение планировать бюджет времени, в срок выполнять взятое на себя поручение. Все эти навыки обязана дать школа. Поэтому преподаватель должен точно распределить занятия по своей дисциплине, установив, что именно он сам сообщает учащимся, какой материал ученики под его руководством самостоятельно изучают в классе, какой ещё более самостоятельно изучают дома. Преподаватель должен научить учеников работать без его непосредственной помощи, для чего на уроках надо давать указания и примерные образцы работы.
Методы обучения литературе как учебному предмету при всем своем своеобразии все-таки имеют нечто общее с методами преподавания других дисциплин, что обусловлено общими задачами школы, общей системой занятий, общими дидактическими принципами современной педагогической науки.
Философия.
Первое положение, кардинальное для методики литературы, — это признание литературы могучим орудием познания действительности. Художественная литература даёт учащемуся подлинное познание мира, синтетическое, целостное понимание человека и человеческого общества во всём разнообразии его жизни в прошлом и настоящем и рисует перспективы его развития в будущем.
Однако преподаватель должен уберечь учащихся от наивного реализма при восприятии художественных произведений. Для этого он должен иметь в виду второе положение, существенное для обоснования преподавания литературы, — активность нашего познания. Писатель обобщает свой жизненный опыт, даёт конденсированное изображение действительности, выражая в созданных им образах своё понимание сущности происходящих в жизни социальных процессов. Отсюда громадное значение анализа мировоззрения писателя и занимаемой им общественно-эстетической позиции. Чрезвычайно важно определить, с каких идеологических позиций рассматривает социальное явление художник, как он его оценивает.
Для методики это положение утверждает педагогическую ценность культурного наследства и историзм в преподавании литературы. Художественная литература может быть «человековедением» и вместе с тем фактором идейно-нравственного воспитания лишь при том условии, если литературные произведения изучаются в их исторической обусловленности, в свете мировоззрения писателя и поставленных им проблем.
Этика и эстетика.
Но художественная литература является общественно-организующей силой особого порядка. Специфика словесно-образного мышления писателя состоит в том, что это мышление всегда эмоционально, что оно действует не только на воображение и интеллект читателя, но и на его моральные и эстетические чувства.
Говоря о литературе как орудии общественного воздействия, необходимо ясно себе представлять, какие моральные понятия и качества следует выработать у наших школьников, какую роль при этом должны играть эстетические восприятия и каково их отношение к вопросам морального и идейно-нравственного воспитания.
В основе эстетической оценки лежат те или иные представления читателя о прекрасном, о красоте, об идеале. Прекрасным мы называем то, что совершенно во всех отношениях, что является воплощением наших идеальных представлений о жизни, а в идеальные представления о человеке неизбежно включаются и его взгляды, мировоззрение и его моральные качества.
Эстетическое восприятие, эстетическое понимание создаётся тогда, когда учащийся, воспринимая идейное содержание данного произведения, переживая вслед за героем и писателем те или иные эмоции морального порядка, чувствует и постепенно начинает глубже понимать художественное качество произведения, целенаправленность и «незаменимость» его художественных средств. Если эта целенаправленность не осуществлена писателем или она не воспринята читателем, тогда нет и полноценного эстетического чувства и эстетической оценки.
История России.
Ближайшее отношение к преподаванию литературы в школе имеет история России. Одним из ведущих принципов, которым должен проникнуться преподаватель литературы, это принцип историзма.
Литература — активная сила исторического процесса. Поскольку история литературы является частью общего исторического процесса, указанная формула относится и к анализу литературных фактов. Научно понять литературное произведение — это значит понять его исторически, как явление, обусловленное местом и временем, т. е. возникшее у данного народа, в определённой социальной среде, в определённую эпоху, и вместе с тем как живую силу, воздействующую в том или ином направлении на процесс общественного развития.
Преподаватель литературы должен изучить историю, особенно историю своего народа, так как она лежит в основе развития нашей литературы.
Итак, в подготовке к педагогическому творчеству учителю-словеснику важно учитывать разнообразные межпредметные связи методики преподавания литературы. Речь идет о предметах литературоведческого, лингвистического, психолого-педагогического и общегуманитарного циклов (философия, этика и эстетика, история).
Вывод. Всё сказанное выше о методике преподавания литературы в средней школе приводит к выводу, что методику нельзя сводить к «собранию приёмов», к практической рецептуре, к перечню рациональных способов преподавания, испытанных на практике и подтверждённых массовым опытом. Поэтому все приёмы, рекомендуемые методикой, помимо того что они опираются на систематическую проверку в школьном опыте, теоретически обоснованы. Поэтому следует считать частную педагогическую науку – методику преподавания литературы – самостоятельной научной дисциплиной, имеющей свой предмет, задачи, структуру, методы и приемы изучения.