Гражданско-патриотическое воспитание
Нормативное правовое, научно-методическое и кадровое обеспечение идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования.
2. Основные направления воспитательной работы:
гражданско-патриотическое воспитание;
использование информационных технологий в организации идеологической и воспитательной работы;
нравственно-правовое воспитание;
формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения;
организация работы учреждений образования по защите прав и законных интересов обучающихся;
трудовое воспитание и профориентационная работа;
экологическое воспитание;
совершенствование работы учреждений общего среднего образования в шестой школьный день;
Дополнительное образование детей и молодежи.
Повышение эффективности взаимодействия учреждений общего среднего образования с семьей.
Заключение
Приложения
1. Нормативное правовое, научно-методическое и кадровое обеспечение идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования.
Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение
В 2011/2012 учебном году педагогические коллективы учреждений общего среднего образования работали в соответствии с новыми нормативными правовыми актами в сфере воспитания, разработанными на основе положений Кодекса Республики Беларусь об образовании, Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы. С целью повышения качества воспитания, эффективности функционирования учреждений общего среднего образования в новом учебном году значительное внимание необходимо уделить научно-методическому обеспечению воспитания, в первую очередь, совершенствованию и систематизации программно-планирующей документации воспитания. В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 27 мая 2011 г. № 348 ”О совершенствовании системы идеологической и воспитательной работы в учреждениях образования“ была поставлена задача привести в соответствие с требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании программно-планирующую документацию воспитания.
Статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании определен перечень программно-планирующей документации воспитания, размещенный в инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь ”Особенности организации и планирования идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2011/2012 учебном году“. Разработана и размещена на сайте Министерства образования примерная структурная модель ведения документации, регламентирующей организацию воспитательного процесса в учреждении общего среднего образования (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 6, 2012).
Кроме программно-планирующей документациинаучно-методическое обеспечение воспитаниятакже включает:
методическую документацию, к которой относятся методики воспитания, методические рекомендации, инструктивно-методические письма;
учебно-методические пособия,к которым относятся издания, содержащие систематизированные сведения научного или прикладного характера, которые необходимы для реализации программ воспитания и изложены в форме, удобной для организации воспитательного процесса, учитывающие возрастные особенности обучающихся. К использованию в воспитательном процессе допускаются учебно-методические пособия и иные издания, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь (Приложение № 1);
информационно-аналитические материалы.К ним относятся материалы, содержащие статистическую и аналитическую информацию, справки, отчеты, информационные письма, доклады и иные материалы по организации воспитательной и идеологической работы.
Кадровое обеспечение
В учреждениях общего среднего образования идеологическую и воспитательную работу организуют заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, классные руководители и другие педагогические работники.
В соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 105 ”О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих“ определены должностные обязанности вышеназванных категорий педагогических работников.
Значимую роль в организации идеологической и воспитательной работы в учреждении общего среднего образования играет заместитель директора по воспитательной работе, который осуществляет планирование организационно-воспитательной работы и организует воспитательную деятельность на основе анализа уровня воспитанности обучающихся с учетом особенностей, традиций учреждения образования, социума и возможностей педагогического коллектива. Он непосредственно координирует и направляет идеологическую и воспитательную работу педагогических работников, в том числе выполняющих обязанности классных руководителей, специалистов социально-педагогической и психологической службы, работников библиотеки учреждения образования, оказывает этим работникам необходимую организационную и методическую помощь.
В новом учебном году необходимо совершенствовать аналитическую деятельность при организации идеологической и воспитательной работы.
Анализ работы за предшествующий учебный год – основа для планирования на следующий учебный год, который включает общую оценку результатов работы по основным направлениям идеологической и воспитательной работы, а также классных руководителей, педагога-организатора, специалистов СППС в соответствии с поставленными целями и задачами и с учетом данных мониторинга идеологической и воспитательной работы; сведения обобщающего характера об участии обучающихся в районных, областных, республиканских мероприятиях; о деятельности органов ученического самоуправления, общие выводы, выявленные проблемы и перспективы работы на следующий учебный год. На основе результатов аналитической деятельности необходимо совершенствовать механизмы управления через систему контроля (текущего, итогового и т.д.), структуру и содержание воспитательного процесса.
Значительное внимание в деятельности заместителя директора по воспитательной работе должно уделяться качеству воспитания.В процессе изучения качества воспитания в учреждениях общего среднего образования принято обращаться к уровню воспитанности учащихся, качеству воспитательной системы, имеющимся ресурсам (нормативное и методическое обеспечение, материальная база и др.). При оценке деятельности учреждения образования в целом учитываются результаты проведенной работы, которые рассматриваются, как критерии и конкретизируются в соответствующих показателях (Критерии и показатели деятельности учреждений образования, утвержденные. Министром образования Республики Беларусь 14 июня 2012), размещены на сайте Министерства образования.
В воспитательной системе учрежденияобщего среднего образованияособое местозанимает педагогический работник, выполняющий обязанности классного руководителя.Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем, осуществляется за пределами времени, которое отводится на проведение учебных занятий, в том числе в шестой школьный день, в соответствии с планами идеологической и воспитательной работы (класса, учреждения образования) и включает следующие виды работ: индивидуальную и групповую работу с учащимися, идеологическую, культурно-досуговую, физкультурно-оздоровительную, спортивно-массовую работу, формирование навыков здорового образа жизни, организацию общественно полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентацию, профилактику противоправного поведения учащихся и др. Классный руководитель работает в тесном контакте со специалистами социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (педагогом социальным и педагогом-психологом), педагогом-организатором и др. Классному руководителю принадлежит важная роль в образовательном процессе как непосредственному участнику и организатору воспитания обучающихся. Классный руководитель организует деятельность классного коллектива на основе принципов педагогики сотрудничества и гуманизма, в тесном контакте с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Воспитательная работа классным руководителем осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы, Положением об учреждении общего среднего образования, методическими рекомендациями ”Планирование воспитательной работы в классе и ее учет“ (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 6, 2012).
В соответствии с Примерной структурной моделью ведения документации, регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждении общего среднего образования для эффективной организации работы классному руководителю предлагается следующая документация: план идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день); социально-педагогическая характеристика класса; аналитический отчет о воспитательной работе за год. При разработке плана идеологической и воспитательной работы классного руководителя на год рекомендуется проводить общую диагностику (с использованием анкетирования, опросов и др.) с учетом запросов, интересов, уровня удовлетворенности проводимой работой с учащимися, педагогами и родителями. Также необходимо учитывать рекомендации, результаты исследований специалистов СППС, перспективные задачи учреждения образования на предстоящий год. Это предупреждает разрозненность действий педагогических работников учреждения образования и способствует совершенствованию единой, целенаправленной работы по достижению необходимого результата. Фактическое выполнение организационно-воспитательной работы отражается педагогом в классном журнале и контролируется заместителем директора учреждения общего среднего образования по учебно-воспитательной (воспитательной) работе. Оплата работы классного руководителя осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке определения тарифицируемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования[1] из расчета 5 тарифицируемых часов в неделю на один класс-комплект. Количество тарифицируемых часов на одного классного руководителя определяется решением руководителя учреждения образования в зависимости от объема выполняемой работы.
Учебно-методическая работа с классными руководителями осуществляется через педагогические советы, методические объединения, семинары, тематические встречи с сотрудниками институтов развития образования, Академии последипломного образования, Национального института образования, педагогических вузов, а также через курсовую подготовку.
Педагог-организатор организует внеучебную работу с обучающимися в учреждениях образования и непосредственно участвует в организации идеологической и воспитательной работы. Его работа направлена на координацию деятельности объединений по интересам, детских и молодежных общественных объединений. Деятельность педагога-организатора должна быть ориентирована на создание условий для развития способностей обучающихся, организацию их свободного времени с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.
Педагог-организатор в современной школе является организатором деятельности первичных организаций ОО ”БРСМ“, ОО ”БРПО“ и др. В работе с детскими и молодежными объединениями особое внимание необходимо уделять воспитанию гражданско-патриотических качеств у детей и учащейся молодежи. Успешная работа детских общественных организаций невозможна при отсутствии подготовленных лидеров детского движения. Такая работа должна вестись регулярно и планомерно. Одновременно педагог-организатор обучает не только активы классов, но и классных руководителей, координирует работу педагогов с обучающимися и их законными представителями по курируемым направлениям. Значимым в работе педагога-организатора являются организация общественно полезной и досуговой деятельности совместно с учреждениями культуры, спорта и туризма, участие в работе педагогического коллектива по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, трудовое воспитание, организация занятости обучающихся в летний период.
Для эффективной организации работы педагогу-организатору необходима следующая документация: план работы педагога-организатора на год; план работы на четверть (полугодие); аналитический отчет о работе за год. Документация ОО ”БРПО“ включает: план работы пионерской дружины (включая разделы по планированию заседаний совета дружины, работы школы актива и т.п.), решения заседаний совета дружины; краткий аналитический отчет о деятельности пионерской дружины за год. Документация ОО ”БРСМ“ включает: план работы первичной организации на год; протоколы собраний; краткий аналитический отчет о деятельности первичной организации за год. Документация других общественных объединений ведется по аналогии.
2. Основные направления идеологической и воспитательной работы:
гражданско-патриотическое воспитание
В Послании Президента белорусскому народу и Национальному собранию от 8 мая 2012 года, размещенном на официальном интернет-портале Президента Республики Беларусь www.president.gov.by, отмечается, что ”движущей силой прогресса являются не материальные блага, а патриотизм. Движение вперед невозможно без искренней любви к Родине, земле предков, к своему народу. Патриотизм проявляется не в словах и лозунгах, а в жизненной позиции человека, его повседневных трудах. В том, что он живет не только для себя, но и для своего Отечества. Многое может меняться вокруг нас, но эта истина останется непоколебимой. Патриотизм был, есть и должен оставаться незыблемым постулатом нашей государственности. Это вечная ценность, которая скрепляет поколения“. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание – это не единичная акция, а сложнейшая задача, решение которой предусматривает всеобъемлющую деятельность на постоянной основе. Конечная цель – формирование личности гражданина, патриота, труженика, семьянина.
В связи с этим в 2012/2013 учебном году приобретает особую значимость и приоритетность гражданско-патриотическое воспитание обучающихся. Это обусловлено важностью данного направления воспитания и требует постоянного развития в учреждении образования системы идеологической и воспитательной работы, направленной на формирование духовно-нравственной, социально ответственной личности обучающегося. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся необходимо осуществлять в органичном единстве учебного и воспитательного процесса, включая дополнительное образование детей и молодежи.
Одной из главных задач является воспитание учащихся, с одной стороны, - в традициях уважения к культурному многообразию мира, исторической и духовной общности славянских народов, а с другой – развитие у них национальной гордости и гражданского самосознания.
Сегодня актуализируется задача формирования национального самосознания как неотъемлемой части гражданственности и патриотизма. Эта задача напрямую связана с формированием у учащихся умения жить в поликультурном мире, и мировой тенденцией глобализации, которая уже значительным образом изменила устои жизни многих стран.
Воспитание детей посредством познания и преобразования родного края было и остается одним из перспективных направлений работы педагогов. Чем более полными, глубокими, яркими и содержательными будут знания детей и молодежи о родных местах, людях, прошлом и настоящем края, тем более эффективно будет решаться одна из главных задач воспитания, обозначенная в Кодексе Республики Беларусь об образовании и Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь - формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии. Учащийся должен осознать единство своего края с жизнью всей страны, содружества, мирового сообщества, осознать, что его родной город, деревня – только часть нашего Отечества, мирового сообщества.
В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание обучающихся занимает важное место в образовательном процессе учреждений образования нашей страны. Широкое распространение получили познавательные мероприятия для обучающихся ”Горжусь тобою, Беларусь!“, ”Мая Беларусь“, ”Молодость, опаленная войной“, ”Легенды родного края“ и др. Содержание таких мероприятий призвано помочь ученикам на конкретных примерах понять связь прошлого с современностью, понять то, что главным сокровищем любой страны является человек. В организации работы по этому направлению не менее важно создавать условия и ситуации, которые бы позволяли учащимся на практике проявлять свои патриотические чувства и гражданскую позицию, способствовали воспитанию ответственности за судьбу страны, своих близких, свою собственную, формировали готовность сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом, соблюдать и уважать законы своей страны.
С 1 сентября 2012 года объявляется республиканская патриотическая акция ”Я – грамадзянін Беларусі“, составляющими которой должны стать традиционно проводимые как на уровне учреждения образования, так и всего региона, мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. Продолжению в новом учебном году целенаправленного процесса формирования у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитания чувства любви к своей Родине, уважения к ее истории и культуре, бережного отношения к природе родного края, гордости за достижения современной Беларуси будет способствовать проведение в рамках данной акции первого урока 1 сентября на тему ”Я –грамадзянін Беларусі“. Методические рекомендации по проведению вышеназванной акции, Дня знаний и первого урока будут опубликованы в ”Настаўніцкай газеце“ в августе 2012 года.
В целях повышения качественного уровня воспитательного процесса, изучения и обобщения положительного педагогического опыта идеологической и воспитательной работы, презентации достижений детского и молодежного творчества в апреле 2013 года запланировано проведение юбилейной XV Республиканской выставки научно-методической литературы и педагогического опыта в рамках республиканской патриотической акции ”Я – грамадзянін Беларусі“.
В акцию ”Я – грамадзянін Беларусі“ должны органично вписаться мероприятия республиканской акции учащейся молодежи ”Жыву ў Беларусі і тым ганаруся“.. В 2012/2013 учебном году планируется проведение следующих республиканских мероприятий:
акции учащейся молодежи ”Собери Беларусь в своем сердце“ (проведение туристских походов, региональных конкурсов ”Моя малая Родина“, разработка экскурсионных маршрутов, посещение учащимися школ не менее пяти населенных пунктов в каждой области с последующим созданием видеороликов об увиденном);
конкурса-фестиваля ”Мясціны майго дзяцінства“ (исследование историко-культурных и природных объектов ”малой“ родины с дальнейшим творческим представлением ее особенностей);
конкурса юных экскурсоводов (популяризация деятельности музеев учреждений образования и развитие современных форм экскурсионной и пропагандистской работы);
конкурса творческих работ ”Шляхам добрых спраў“ (волонтерская деятельность учащихся);
экологической экспедиции ”Сцяжынкамі Бацькаўшчыны“ (экспедиция по изучению биоразнообразия родного края);
конкурса видеофильмов ”Мая чароўная Беларусь“;
фотовыставки ”Маёй зямлі вянкі сплятаю“;
конкурса творческих работ ”Майстроў беларускіх дзівосы“ (литературные зарисовки о народных ремеслах белорусов, древних и современных мастерах, которые сохраняют и развивают традиции народного творчества).
В рамках акции ”Я – грамадзянін Беларусі“, начиная с 2013 года, необходимо запланировать проведение мероприятий, посвященных празднованию 70-летия годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в том числе республиканской акции учащейся молодежи ”Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны“.
Учреждениям общего среднего образования предлагаем принять участие в следующих мероприятиях: в 2013 г. – в конкурсе на лучший экспонат для новой экспозиции Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны в рамках республиканской акции ”Построим музей вместе“; конкурсе ”Документальный свидетель войны“ по номинациям: ”Редкая фотография периода Великой Отечественной войны“; ”Семейная реликвия“; ”Установление имен погибших защитников Отечества“; в 2014 г. – в Вахте Памяти; в 2015 г. – в конкурсе музеев боевой славы ”Их подвиг мы в сердце храним“, республиканской декаде гражданско-патриотических дел ”Мы в памяти храним простые имена“ и др. В 2012/2013 учебном году в соответствии с целями и задачами Государственной программы по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн на 2011–2014 годы учащиеся могут работать по выявлению неучтенных воинских захоронений, установлению имен и судеб погибших защитников Отечества и жертв войн, используя архивно-исследовательские методы работы (в архивных учреждениях Республики Беларусь, ближнего и дальнего зарубежья, архивные сведения, размещенные на сайте ОБД Мемориал).
Практическое краеведение связано с накоплением материала, отражающего историю и культуру данного региона, что вызывает необходимость его презентации, популяризации. В этих целях учащимися могут создаваться новые экскурсионные маршруты по своей ”малой“ родине с использованием местных достопримечательностей, пополняться экспозиции музеев учреждений образования, что в итоге содействует привлечению интереса к данному региону, развитию внутреннего туризма. Участвуя в создании и работе музеев, обучающиеся и педагоги решают задачи совершенствования содержания, форм и методов воспитания и обучения, а также вносят неоценимый вклад в дело выявления, сбора, сохранения и экспонирования достоверных источников познания истории и культуры края.
Необходимо полнее использовать фонды и экспозиции музеев в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании молодежи, обобщать и пропагандировать опыта лучших музеев учреждений образования, инициировать проведение на их базе открытых мероприятий воспитательного характера.
Музеи учреждений образования находятся в ведении системы образования. Однако для того, чтобы организовать работу на должном профессиональном уровне, им необходима не только учебно-методическая помощь учреждений дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля, но и государственных музеев системы Министерства культуры Республики Беларусь. В связи с этим будет правильным разработать во всех районах и городах республики планы совместной деятельности учреждений образования и культуры по оказанию методической и практической помощи музеям учреждений образования, проведению совместных мероприятий (семинаров, конференций, конкурсов, экскурсий, организации в музеях системы Министерства культуры выставок с использованием фондов школьных музеев и др.).
25 июня 2012 года состоялось открытие филиала Национального исторического музея «Музей современной белорусской государственности» (г.Минск, ул.Карла Маркса, 38). Экспозиция музея, состоящая из более 4 тыс. предметов, посвящена достижениям суверенной Беларуси во всех сферах общественной жизни (политике, экономике, культуре, науке, образовании и др.). Музей призван стать одним из важнейших центров по сбору, изучению, сохранению материалов по современной истории Беларуси. Посещение музея является важным и значимым мероприятием как для педагогов, так и для обучающихся. В новом учебном году необходимо организовать посещение музея группами обучающихся из числа лауреатов и стипендиатов специальных премий, отличников учебы, лидеров молодежных общественных объединений (контактный тел. +375 17 327 46 12).
20 сентября 2011 года, по инициативе ОО ”БРСМ“, стартовал уникальный молодежный проект ”100 идей для Беларуси“ на лучшую инновационную идею в различных сферах социального и экономического развития страны. Финалистам проекта, авторам 22 наиболее ярких идей была предоставлена возможность их презентации на республиканской выставке ”100 идей для Беларуси“ во Дворце спорта (г.Минск), организованной во время проведения 41 съезда ОО ”БРСМ“.
В сентябре 2012 года в г. Минске также запланирована выставка идей и изобретений в рамках проекта ”100 идей для Беларуси“. Органам управления образованием, учреждениям образования следует предусмотреть реализацию подобных проектов в регионах.
2012 год объявлен Годом книги. Книга — это средоточие не только знаний, но и духовности, традиций, нравственности и морали. Государством поставлена важная задача — возродить любовь всей нации, и прежде всего молодого поколения, к литературе, заставить задуматься и поразмышлять о жизни и вечных ценностях. По мнению Президента Республики Беларусь, ”возрождение значимых культурных и исторических символов, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей Родине на основе богатого культурного и исторического наследия страны, которым все белорусы должны заслуженно гордиться, — это важная часть формирования и развития национальной идеи“[2].
Стало хорошей традицией взаимодействие учреждений образования с музеями. Плодотворным будет организация классными руководителями экскурсий в музей книгоиздания г.Полоцка, литературные музеи ”Вязынка“, ”Яхимовщина“, ”Акинчицы“, ”Альбуть“, ”Смольня“, ”Ласток“, литературные музеи Янки Купалы и Якуба Коласа, другие музеи страны. Такое направление работы поможет детям не только лучше узнать культуру своего народа, его историю и традиции, но и более глубоко изучить жизнь великих писателей и поэтов. В рамках празднования Дня белорусской письменности 2 сентября 2012 года в г. Глубокое Витебской области будут подведены итоги республиканского конкурса юных чтецов, посвященного 130-летию со дня рождения Янки Купалы и Якуба Коласа и 100-летию со дня рождения Максима Танка.
В рамках классных часов в текущем учебном году можно рассмотреть историю создания книги, современное книгоиздание, электронные книги, провести другие мероприятия, направленные на популяризацию книги, прежде всего, белорусской. Планируя данную работу, нельзя не вспомнить про выдающегося деятеля белорусской, славянской и мировой культуры – Франциска Скорину и создателя первой печатной книги на Руси – Ивана Федорова. Особый интерес у детей вызывают такие формы работы, как викторины, познавательные игры. Каждому учащемуся необходимо предоставить возможность проявить свое творчество в конкурсах рисунков литературных героев, поближе познакомиться с работой и возможностями библиотек и медиатек и т.д. Полезно вспомнить о такой традиции, как семейные чтения. Они являются не только источником знаний, но и той духовной основой, которая должна быть у каждого человека. Пропаганда и популяризация классными руководителями семейного чтения среди родительской общественности будет способствовать эстетическому и духовному воспитанию личности школьников. В нашей стране получает постепенное распространение буккроссинг, когда человек, прочитав книгу, оставляет ее в общественном месте (парк, кафе, поезд, станция метро, специальная полка в библиотеке) для того, чтобы другой человек мог эту книгу найти и прочитать; тот в свою очередь должен повторить процесс. Слежение за ”путешествием“ книги осуществляется через специальные сайты в интернете.