О системе упражнений по пунктуации
Система упражнений – это данные в определенных соотношениях виды упражнений, отобранные с учетом особенностей пунктуационных правил и расположенные в нужной последовательности.
Специфика постановки знака раскрывается путем анализа: 1) оснований постановки знаков препинания, 2) системы правил и условий их действия, а также 3) трудностей, связанных с применением правил учащимися.
Усвоение и закрепление изучаемого материала идет не по кругу, а по спирали: успех обеспечивается тем, что при изучении одного и того же правила постепенно усложняется дидактический материал для упражнений: вводятся разнообразные по построению синтаксические единицы, отражающие варианты трудностей применения правил.
Русский язык в школе. -.1989. - №1. - С.28-31.
Г.И. Блинов
Пунктуационные задачи
Пунктуационные задачи – это упражнения, предлагающие определенную ситуацию, в описание которой включается требование (цель), и называющие условия, необходимые для получения искомого решения, – словом, это упражнение осложненного типа.
I. Упражнения, которые ставят цель пробудить интерес к точному выражению мысли с помощью различных языковых средств, в частности – знаков препинания.
Это могут быть упражнения, связанные с уточнением функции слова или словосочетания в предложении, характера связи между членами и частями предложения, с выбором знаков препинания.
II. Упражнения, которые ставят целью разобраться в трудных случаях пунктуации, предупредить смешение грамматических фактов, отрицательное взаимодействие навыков.
III. Анализ предложений с пунктограммами, не изучаемыми в школе, наблюдения над которыми вполне посильны для учащихся.
Русский язык в школе. - 1987. - №1. -С.16-19.
Тема 21 «Диктант как основной вид работы
по орфографии и пунктуации»
Правописание, его нормы как обязательный атрибут письменной формы литературного языка. Соблюдение правил правописания как необходимый компонент письменной речи.
Диктант как основной прием формирования умений и навыков правописания. Цели диктанта. Типы и виды диктантов. Характеристика отдельных видов диктантов и методика их проведения. Система проведения диктантов. Требования к текстам диктантов.
Типы орфографических и пунктуационных ошибок и их классификация. Учет и исправление ошибок.
Список рекомендуемой литературы
1.Баранов М. Т. О видах диктантов по русскому языку // РЯШ.– 1975.- № 2.
2. Бухарин В. Н. О текстах для диктанта // РЯШ.– 1989.– № 5.
3. Елясова, О. Н. Графические диктанты [Текст] / О. Н. Елясова // Рус. яз. — 2006. — 16—31 июля (№ 14). — С. 31
4. Косолапкова А. А. Словарный диктант с комплексным заданием// РЯШ.– 1985.– № 2; она же .– Индивид. работа по орфографии на основе словарных диктантов.// РЯШ.– 1990.– № 1.
5. Ладыженская Т. А. Диктант с продолжением // РЯШ.– 1978.– № 5.
6. Ладыженская Т. А. Немой диктант // РЯШ.– 1968.– № 2.
7. Ладыженская Т.А. и др. Свободные диктанты: Пособие для учителя.– М.: Просвещение, 1967.
8. ЛадыженскаяТ. А., Зельманова Л. М. Практическая методика русского языка: 5 класс.– М.: Просвещение, 1992.– С.116 – 122, 267 – 275.*
9. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов,
Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. — М. : Академия, 2000. — С. 210—211.
10. Морозова И. Д. Выборочный диктант // РЯШ.–1971.– № 1.
11. Надель, Ф. А. Возможности самодиктанта [Текст] / Ф. А. Надель // Рус. яз. — 2006. — 1—15 июля (№ 13). — С. 22.
12. Панов, Б. А. От упражнений к интерактивным диктантам [Текст] // Рус. яз. — 2006. — 1—15 июля (№ 13). — С. 24.
13. Пленкин Н. А. К методике проверочного диктанта // РЯШ.– 1972.– № 3.
14. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А. В. Текучев. — М. : Просвещение, 1980. — С. 255—274.
15. Ульченко, З. Ф. Диктанты с изменением текста [Текст] / З. Ф. Ульченко. — М., 1982..
16. Устинов А. Ю. Свободный диктант с использованием картины // РЯШ.– 1995.– № 6.
Вопросы и задания
1. Каковы цели проведения диктанта?
2. Какие типы и виды диктантов используются при обучении орфографии? Назовите основания, по которым классифицируются виды диктантов. Охарактеризуйте основные диктанты без изменения диктуемого.
3. Раскройте понятие «система диктантов».
4. Подумайте, в какой последовательности вы расположили бы такие виды диктантов, как объяснительный, предупредительный, комментированный, творческий, если бы исходили из того, что при формировании орфографического навыка необходимо постепенное усложнение условий письма.
5. Укажите отличия в проведении предупредительного, комментированного и объяснительного диктантов.
6. Какое значение в системе диктантов имеет выборочный диктант? Подберите текст для выборочного диктанта и объясните, как он проводится.
7. Какие методические требования следует учитывать при проведении письма по памяти?
8. А. Какие требования предъявляются к контрольному диктанту? Укажите значение контрольного диктанта как упражнения по орфографии. Опишите методику его проведения.
Б. Подберите текст для контрольного диктанта с лингвистическим заданием (класс и грамматическая тема по выбору).
9.Что такое творческий диктант? Назовите и охарактеризуйте его основные виды.
10. Составьте конспект урока проведения свободного диктанта.
11. Какое значение имеет работа над ошибками, из каких этапов она складывается и какова методика ее проведения?
12. Изучите и законспектируйте книгу Т.А. Ладыженской и Л.М. Зельмановой.