Педагогические термины и понятия 3 страница
Идентификация — 1) опознание чего-либо, кого-либо; 2) уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо; процесс усвоения социальных ролей, отождествление индивида с реальным или воображаемым объектом.
Идентичность — ощущение самотождественности, непрерывности себя во времени, чувство «я тот же самый»; устойчивый, личностно принимаемый образ себя во всем богатстве взаимосвязей личности с окружающим миром (включает образ-отношение к своему телу, личностным особенностям, социальному статусу, расовой и национальной принадлежности).
Идентичность— осознанное единство и преемственность поступков человека, психических процессов.
Идентичный— тождественный, одинаковый.
Идеология — система идей и взглядов: правовых, философских, религиозных, эстетических, политических, выражающих интересы социальных групп.
Иерархия — расположение элементов или частей целого в порядке от высшего к низшему.
Идиотия - наиболее глубокая степень олигофрении.
Индивид– отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.
Индивид — 1) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт; 2) отдельный представитель человеческой общности.
Индивидуальный подход — осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей и др.) в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть ИП составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку.
Индивидуальность – неповторимость, уникальность свойств человека.
Индивидуальность — неповторимое своеобразие личности каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития и онтогенеза. Индивидуальность — обобщенная характеристика психологических особенностей человека, обеспечивающих выполнение деятельности. Устойчивое проявление этих особенностей, их эффективная реализация в деятельности (игре, труде, спорте, общении) определяет индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Индивидуальность человека формируется на основе наследственных задатков в процессе воспитания и, одновременно, — и это главное для человека — в процессе саморазвития, самореализации и сознательного самовоспитания.
Индивидуальный подход – важнейший психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка и позволяющий максимально развить все имеющиеся у него способности.
Инновация — создание, распространение и применение нового средства (новшества). Деятельность по поиску и получению новых результатов, способов их получения.
Инновация – создание и внедрение различного рода новшеств, порождающих значимые изменения в жизни, профессиональной деятельности.
Инновация - введение нового в цепи, содержания, методы и формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности учителя и учащегося.
Инновационная деятельность учителя – социально-педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал, выход за пределы нормативной деятельности.
Инновационные технологии– (нововведение) – целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Инновационные педагогические технологии классифицируются по видам деятельности: педагогические, обеспечивающие пед. процесс; управленческие; по характеру вносимых изменений – радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах); комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы).
Интеллект— совокупность врожденных или приобретенных общих умственных способностей, определяющих успешность освоения человека различных видов деятельности.
Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида; комплекс способностей, необходимых для выживания и достижения успехов в определенной культуре
(А. Анастази); в широком смысле слово «интеллект» включает все познавательные функции, в узком — только мышление.
Интервью — способ получения социологической и психологической информации с помощью устного опроса при непосредственном контакте с опрашиваемым.
Интерес — стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности, носящее избирательный характер и выступающее одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора. При наличии И. знания усваиваются основательно, прочно. В его основе лежат потребности человека.
Интересы - осознанная форма направленности, служащая побудительной причиной действия личности.
Интериоризация (Интернализация) — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности; переход социального содержания в индивидуальное, во внутренние движущие силы поведения человека.
Интерпретировать - толковатъ, разъяснять что-либо.
Информационные умения - умения интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания.
Интроверт— обращенный вниманием внутрь себя, замкнутый, необщительный.
Интуиция— способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.
Исследовательская деятельность — совокупность оригинальных разработок в области естественных или социальных наук, культуры или образования, предполагающие тщательные, упорядоченные изыскания, зависящие от характера и условий поставленной проблемы (материалы Генеральной конференции ЮНЕСКО).
Иерархия (от греч. hieros – священный + arche - власть)- 1) расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему; 2). Расположение служебных званий, чинов в порядке их подчинения (иерархическая лестница).
Интерактив- «Intеr» - взаимный, «асt» - действие. Интерактивными являются те методы, при применении, которых студент взаимодействует общаться с людьми и компьютером.
Интерактивное обучение – это обучение на основе диалога, взаимодействия студентов между собой и между преподавателями.
Инсерт – работа над текстом с применением интерактивной системы пометок на полях:
«V» – то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
«-» - то, что вы читаете, противоречит вашим знаниям;
«+» - то, что вы читаете, является для вас новым;
«?» - то, что вы читаете, непонятно и требует дополнительных сведений.
Исследование –процесс и результатнаучной деятельности, направленной на получение общественно новых знаний о закономерностях каких-либо явлений. Важнейшие характеристики исследования – систематичность и эмпиричность. Систематичность – строгая и четкая последовательность проведения всех видов исследования, благодаря которой можно осуществлять системный подход. Эмпиричность – это возможность объективной проверки предположений разработчика, касающихся различных сторон исследования и его результатов, не только самим исследователем, но и другими лицами.
Имбецильность - средняя степень олигофрении.
Интеллект - в широком значении вся познавательная деятельность человека, в более узком - мышление.
Инфантилизм - задержка в развитии организма; сохранение во взрослом состоянии физического строения или поведения, присущих детскому возрасту.
Картография разума – альтернативный метод конспектирования новой информации. В центре листа записывается тема, вокруг которой в нелинейной манере выписывается новая информация. С помощью линий разных цветов, стрелок, символов и т.д. показываются связи между записанными фрагментами. Для краткости записи следует использовать сокращения вплоть до начальных букв.
Карта личности — краткая характеристика, содержащая систематизированный перечень основных элементов личности.
Качества личности — обобщенные свойства личности, отличающиеся своей устойчивостью, хотя и поддающиеся формированию.
Качество образования (обучения и воспитания) – это система показателей (нормативов ) знаний, умений, навыков, норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг к другу, которая отражает степень удовлетворения от ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждениям образовательных услуг, а также степень достижения поставленных в образовании целей и задач.
Квалификационные категории работников образования — соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического и (или) управленческого труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи.
Квалификация профессиональная — ступени профессиональной подготовленности работника, позволяющие ему выполнять трудовые функции определенного уровня и сложности в конкретном виде деятельности. Показателем профессиональной квалификации являются квалификационные категории, которые присваиваются работнику в соответствии с нормативными характеристиками данной профессии.
Категория – научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности.
Категориальный обзор – проводится после «мозгового штурма» или составления кластера для систематизации идей и структурирования информации. Заключается в выделении и характеристике в таблице основных категорий (явлений, фактов), связанных с изучаемой проблемой.
Класс— 1) постоянная в пределах учебного года группа учащихся, работающая по единой учебной программе. Общее руководство учебно-воспитательной работой в К. осуществляет классный руководитель; 2) специально оборудованное учебное помещение в школе. Классные помещения распределяются в соответствии со ступенями обучения. Для учащихся средних и старших классов предусмотрена кабинетная система обучения.
Классно-урочная система — организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и программами. Уроки проводятся по расписанию, составленному на основе учебных планов.
Классика — литературное наследие писателей, признанных лучшими в мировой литературе (Пушкин, Гете, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Толстой, Шекспир и др.).
Классификация – распределение предметов, явлений и понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от общих признаков.
Классификация методов воспитания — система методов воспитания, упорядоченная по единому основанию. Существуют различные классификации, но в силу сложности жесткого разграничения методов воспитания по определенному основанию большинство существующих классификаций не отличаются четкостью. В данном словаре представлена классификация методов воспитания на основе личностно-деятельностного подхода.
Классный воспитатель — педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребенка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.
Классно-урочная система обучения - организация учебного процесса, при которой обучение проводится в классах с постоянным составом учащихся, по твердому расписанию, составленному на основе учебного плана. Основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и программами. Местом проведения уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты, мастерские и т.п.
Кластер – выделение структур и выявление взаимосвязей между иерархией понятий, связанных с данной темой (в центре листа пишется ключевое слово, словосочетание или предложение, от него по кругу – слова или предложения, связанные с данным ключевым понятием, от полученных слов – другие, зависимые слова и т.д.).
Климат коллектива социально-психологический — эмоциональная атмосфера, складывающаяся в коллективе и отражающая систему межличностных отношений в нем. Климат зависит от степени сплоченности коллектива, удовлетворенности людей пребыванием в нем, процессом и результатом своей 226 деятельности и выполняет консолидирующую, стимулирующую, стабилизирующую и регулирующую функции.
Когнитивный – связанный с познанием.
Когнитивный — познавательный.
Коллектив - группа детей которую объединяет общее, имеющее общественно-ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.
Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью соц. обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающий более высокого уровня развития, чем простая группа. К числу признаков коллектива относятся также сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость, четкая организационная структура, наличие органов координации деятельности. Коллективы бывают первичные и вторичные. К первичным принято относить коллективы, в которых наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами. Вторичный коллектив — более сложный по своему уставу, он состоит из ряда первичных коллективов.
Коллектив — это организованная группа людей, объединенных совместной деятельностью, цели которой полезны обществу и людям. Признаки К.: объединение людей во имя определенной, социально одобряемой цели; совместная деятельность, строящаяся на принципах коллективизма; организованность и сплоченность группы; наличие коллективистских взаимоотношений; единые ценностные ориентации, нравственное и духовное единство.
Компенсация нарушенных функций — сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо из них.
Компетенция – (в общем смысле) – личные возможности должностного лица, его квалификация, знания, опыт, позволяющие принимать участие в разработке определённого круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию у него определённых знаний, навыков. Компетенция – способность осуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе органического единства знаний, умений, опыта и отношений, а также это способность применять знания, умения отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях.
Компетенция педагогическая– единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности.
Коммуникативная культура педагога - устойчивое стремление к контакту с людьми, умение быстро установить контакты.
Коммуникативное умения- умение общения, умения и навыки педагогической техники.
Коммуникация- характеристика обмена информацией в человеческом общении.
Конструктивная деятельность- включает конструктивносодержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса); конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий обучающихся); конструктивно-материалъную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
Конфликт- столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острых спор.
Конфликт— столкновение сторон, мнений, сил: высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп и институтов, общества в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций и интересов сторон.
Концепция — совокупность, система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; единичный, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо научного труда, произведения.
Коррекция — система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития.
Колледж — высшее или среднее учебное заведение. В России к колледжам относят вновь образуемые и реорганизуемые учебные заведения, дающие, как правило, среднее специальное профессиональное образование или, если колледж является структурным подразделением вуза, общегуманитарное образование как неполное высшее.
Коллектив – это группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа.
Коллектив(школьный) — группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы, отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех ее членов в правах и обязанностях.
Концепция непрерывного образования— современная альтернативная система взглядов на развитие образовательной практики; провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составную часть его образа жизни в любом возрасте.
Компаративистика— сравнительный анализ деятельности социальных институтов, службы помощи, педагогических систем поддержки и защиты личности учащихся, моделей поликультурного образования разных стран.
Компетентность общекультурная — уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции.
Коммуникабельный(коммуникативный) - склонный, способный к коммуникации, т.е. установлению контактов и связей, легко устанавливающий их.
Компенсация (лат. compensatio - возмещение, уравновешивание) - замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма. Компетенция – (в общем смысле) – личные возможности должностного лица, его квалификация, знания, опыт, позволяющие принимать участие в разработке определённого круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию у него определённых знаний, навыков. Компетенция – способность осуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе органического единства знаний, умений, опыта и отношений, а также это способность применять знания, умения отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях.
Компетенция педагогическая– единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности.
Коммуникативная деятельность - установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, педагогами, представителями обшественности, родителями.
Коммуникативные умения — умение обшения, умения и навыки педагогической техники.
Конфиденциальный (лат. confiden – доверие) – доверительный, не подлежащий огласке, секретный.
Концепции образования (от лат. conceptio - понимание, восприятие, система) - система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различных типах учебных заведений, определенный способ понимания целей, задач, организации образовательных программ.
Контроль (фр. controle) — 1) наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели; 2) функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел.
Конформизм— приспособленчество, пассивное восприятие существующих порядков и общественного мнения.
Концепция— система взглядов: ведущая мысль произведения или научного труда.
Концепция воспитания — это совокупность идей, раскрывающих цель и сущность воспитательного процесса, а также позиции и способы воздействия воспитателей и воспитуемых в педагогическом процессе.
Концепции образования (от лат. conceptio — понимание, восприятие, система) — система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различных типах учебных заведений, определенный способ понимания целей, задач, организации образовательных программ.
Концептуальная таблица – графический организатор, который используется, когда необходимо сравнить несколько теорий, законов, явлений и т.д. В концептуальной таблице по вертикали располагается то, что подлежит сравнению, а по горизонтали – различные характеристики, по которым производится сравнение.
Коран – это святая книга мусульман, переданная им посланником Божьим – Мухаммедом
Коррекция - система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития аномальных детей.
Коррекционная педагогика - наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специальных индивидуализированных методах воспитания и обучения, обусловленных наличием у него физического или психического недостатка.
Коррекционно-воспитательная работа - система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей.
Коррекционно-педагогическая деятельность - это сложное, психофизиологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающий как единая педагогическая система. Поэтому наряду с диагностико-коррекционной, коррекционно-развивающей, коррекционно-профилактической существуют коррекционно-воспитательная, коррекционно-обучающая и психокоррекционная деятельность. Исходя из вышеизложенного, мы можем говорить о коррекционно-педагогической работе как о едином образовательном процессе, в который входят обучение, воспитание и развитие. В этом и заключается сущность коррекционной работы с аномальными школьниками.
Кредо— убеждения: взгляды, основы мировоззрения.
Критерий(от греч. Kriterion— мерило для оценки чего-либо) — средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т.д. Выделяют критерии оценки деятельности современного образовательного учреждения, критерии оценки деятельности преподавателя, критерии оценки деятельности студента, критерии оценки опыта творческой деятельности педагога и т.д.
Критерий– признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления. Разработка критериев тех или иных явлений в педагогике представляет определенные трудности в силу того, что сам предмет педагогики сложен и многообразен в своих проявлениях.
Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, созданная человечеством в процессе общественно-исторической практики.
Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т.д.
Культура школы — система отношений, используемая для регулирования поведения педагогического коллектива и отдельных его членов в разных условиях и обстоятельствах; коллективное умонастроение, ментальность, общие для педагогического коллектива данной школы. Культура школы определяет стандартные пути решения проблем, способствует снижению количества трудностей в новых ситуациях, может быть ориентирована на роли, задачи, на человека, на власть (силу).
Культурологический подход — общий метод познания и проектирования личностно-ориентированного образования, предписывающий поворот всех его компонентов к культуре и человеку как ее творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию.
Критерий –признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Неправильно выбранные критерии приводят к формальной оценке конечных результатов.
Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Культуросообразность – процесс воспитания и социализации ребенка должен строиться на основе духовной и материальной культуры данного общества и народа.
Лекция— систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем (учителем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Выделяют следующие виды Л.: вводные, установочные, текущие, обзорные, заключительные. Одно из главных требований к Л. — целостность и систематичность изложения, а структура ее зависит от особенностей учебного материала и Дидактических целей.
· Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует учащегося в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит учащихся с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентам, уточняются сроки и формы отчетности.
· Лекция-информация ориентирована на изложение и объяснение учащимся научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Этот тип лекций как самый традиционный используется и в практике высшей школы.
· Обзорная лекция - это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметных и межпредметных связей, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.
· Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи и ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.
· Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудио-, видеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (натуральных объектов - людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, таблиц, графов, графиков, моделей).
· Бинарная лекция - это разновидность чтения лекций в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и учащегося).
· Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.