Социокультурная компетенция как предпосылка успешности устного иноязычного общения
Социокультурная компетенция - это совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и стереотипам поведения носителей языка.
Социокультурная компетенция входит в состав коммуникативной компетенции и является компонентом.Содержание социокультурной компетенции может быть представлено в виде черырех составляющих:
a) социокультурные знания (сведения о стране изучаемого языка, духовных ценностях и культурныхтрадициях, особенностях национального менталитета);
б) опыт общения (выбор приемлемого стиля общения, верная трактовка явлений ино-язычной культуры;
в) личностное отношение к фактам иноязычной культуры (в томчисле способность
преодолевать и разрешать социокультурные конфликты при общении);
г) владение способами применения языка (правильное употребление социально маркированных языковыхединиц в речи в различных сферах межкультурного общения, восприимчивость к сходству и различияммежду родными и иноязычными социокультурными явлениями). Можно говорить о наличии или отсутствииу изучающего язык способностей к межкультурному общению. Наличие таких способностей предполагаетформирование определенных качеств личности обучающегося, к числу которых относятся: открытость,терпимость, готовность к общению. Под открытостью понимается свобода от предубеждения поотношению к представителям иной культуры; терпимость проявляется в терпимом отношении кпроявлениям чуждого, непривычного нам в других культурах; готовность к общению выражается в желаниии возможности вступать в активное общение с представителями иной социокультурной общности.Отсутствие или недостаточная сформированность С. к. является причиной возникновения ошибоксоциокультурного характера и, как следствие таких ошибок, дискоммуникации, т. е. нарушения ходаиноязычного общения. Формирование С. к. предполагает социокультурную адаптацию, интеграциюличности в новую культуру. Рассматривается как компонент коммуникативной компетенции
В ходе обучения английскому языку c 5 класса закладываются основы страноведческой и лингвострановедческой компетенции в рамках изучаемой темы, которые необходимы школьникам для участия в непосредственном диалоге двух культур. Для этого мы знакомимся с культурой страны изучаемого языка, ее историей, обычаями, традициями и современной жизнью.
Использование страноведческой информации в процессе обучения обеспечивает повышение познавательной активности учащихся, благоприятствует их коммуникативным навыкам и умениям, а также положительной мотивации, даёт стимул к самостоятельной работе над языком и способствует решению воспитательных задач.
В структурном плане социокультурная компетенция является комплексным явлением и включает в себя набор компонентов, относящихся к различным категориям:
- лингвострановедческий компонент (лексические единицы с национально – культурной семантикой и умением их применять в ситуациях межкультурного общения- пословицы, идиомы, афоризмы и т.д.);
- социолингвистический компонент (языковые особенности социальных слоёв, представителей разных поколений, полов, общественных групп, диалектов);
- социально – психологический компонент (владение социо – и культурнообусловленными сценариями, национально – специфическими моделями поведения с использованием коммуникативной техники, принятой в данной культуре);
- культурологический компонент (социокультурный, историко – культурный, этнокультурный фон).
Проанализировав существующие точки зрения на сущность и состав иноязычной социокультурной компетенции (И.Л.Бим, В.В.Сафонова, Р.К.Миньяр-Белоручев, А.А.Бердичевский, Т.Н.Чернявская, А.Г.Крупко, П.В.Сысоев, Я. ван Эк, Л.Бахман, М.Байрам, А.Фантини), определяем ее как знание социокультурного контекста использования иностранного языка и умение в данном контексте общаться.
Анализ опыта обучения иноязычной культуре в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе позволили определить совокупность факторов, способствующих успешному формированию иноязычной социокультурной компетенции учащихся на среднем этапе обучения.
Новое понимание целей обучения культуре в процессе преподавания иностранного языка как согласования двух социокультурных миров в сознании обучающегося позволяют выделить фактор приобретения учащимся социокультурных знаний широкого спектра. В их состав входят знания в области этнопсихологии русского народа и народов стран изучаемого языка, знание видения реалий нашей культуры, национального характера, норм и традиций общения носителями иностранного языка, знание уклада повседневной жизни и быта народов-носителей иностранного языка, актуальных в массовом обыденном сознании житейских сведений, традиций и норм общения, лингвострановедчески окрашенной лексики, страноведческие знания.
Безусловно, самым эффективным средством развития социокультурной компетенции является пребывание в стране изучаемого языка, погружение в саму атмосферу культуры, традиций, обычаев и социальных норм страны изучаемого языка. Однако ввиду того, что далеко не все граждане в нашей стране имеюттакую возможность, необходим поиск эффективных путей развития социокультурной компетенции вне языковой среды.
Сегодня перед преподавателями иностранного языка встают новые задачи и открываются новые возможности.Коммуникация не ограничивается более ни предметом, ни местом, ни временем. Поскольку телекоммуникация и информационные технологии продолжают играть все возрастающую роль в повседневной и профессиональной жизни любого современного специалиста, назревает необходимость разработки новых концепций и ресурсов использования информационных и коммуникационных технологий при развитии межкультурной компетенции. И учащийся, и учитель должны иметь полное представление о тех возможностях, которыми обладают учебная группа, школа, регион для создания условий формирования межкультурной коммуникации как внутри страны, так и за ее пределами . При этом все возможные виды межкультурного взаимодействия призваны стать неотъемлемым компонентом образовательного процесса.