Вопрос. Понятие общения. Структура речевой ситуации и условия успешности речевого акта. Модели общения: информационно-кодовая, интеракционная, инференционная.

Вопрос. Понятие общения. Структура речевой ситуации и условия успешности речевого акта. Модели общения: информационно-кодовая, интеракционная, инференционная.

1)Под общением понимают разнообразные формы социального взаимодействия. Наряду с термином общение в науки используют термин коммуникация (лат. Коммунико – делаю общим, связываю, общаюсь) Понятие коммуникации обычно трактуется как более широкое. Так, коммуникация возможна не только между людьми, но и животном мире, в технических системах. Термин общения обычно употребляют тогда когда речь идет о социальной коммуникации: общении между людьми, общении чел. И животного, человека и техники.

2)В речевой ситуации принимают участие коммуниканты: говорящий и слушающий. Их как минимум двое, однако бывает и так, что говорящий один, а слушающих миллионы (вспомним выступление Президента Российской Федерации в новогоднюю ночь!), а бывает, что и говорящих несколько: они высказывают своё мнение по очереди (полилог). Когда человек вступает в общение, он движим определённым намерением, коммуникативным намерением: что-то рассказать, спросить, побудить к действию, повлиять на настроение и т.д. Предположим, что некто А. имеет намерение передать информацию Б. В сознании А. эта информация «живёт» не в виде слов, предложений и целых высказываний, а в виде неких смысловых блоков, организуемых с помощью кода внутренней речи. Намерение передать информацию приводит к тому, что в сознании А. рождается замысел будущего высказывания. Создать это высказывание можно только с использованием универсального кода – языка. Чтобы состоялся контакт,оба общающиеся должны исполь­зовать общий код. Код может включать невербальные средства и символы. Задача А. так отобрать эти языковые средства, чтобы Б. смог воспринять информацию без искажений.

Вопрос. Язык, его функции и структурные свойства.

Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Без языка человеческое общение невозможно. А без общения не может быть и общества, а тем самым и человека. Без языка не может быть и мышления, т.е. понимания человеком действительности м себя в ней.

Функции языка

1.Коммуникативная – служит средством общения людей. С помощью языка люди осуществляют взаимодействие друг с другом.

2.Познавательная (когнитивная) – служит средством формирования и развития сознания, мышления. Язык фиксирует результаты познания человеком действительности, других людей и себя самого, и сам выступает инструментом познания.

3.Аккумулятивная – служит средством сохранения информации, традиции культуры и истории народа, как в устной, так и в письменной форме.

Частные функции:

1.Контакто устанавливающая или фатическая - быть средством привлечения внимания собеседника, создания благоприятной атмосферы общения, поддержание контакта.

2.Волюнтативная или (волеизъявительная) – способность быть средством воздействия на другого человека, побуждения его к каким либо действиям.

3.Эмоциональная (эмотивная) – способность выражать чувства, эмоции человека, его отношение к действительности

Структура языка представляет собой уровневою организацию, когда единици низших уровней учувствуют в создании единиц более высоких уровней.

Различают уровни языка:

1.Фонетический (фонематический) – уровень фонем

2.Морфемный – уровень морфем

3.Лексический – уровень слов (лексем)

4.Морфолого-граматический – уровень грамматических форм и классов слов

5.Синтаксический – уровень словосочетаний предложений и текстов.

Вопрос. Понятие «речевой деятельности», «речевой поведение», «речевой акт», «текст».

Виды речевой деятельности.

Человек использует язык для общения с другими людьми, он занят речевой деятельностью. Речевая деятельность имеет несколько разных видов: говорение, слушание, письмо и чтение. Говорение и письмо – это продуктивные виды речевой деятельности, а слушание и чтение – рецептивные.

Речевое поведение – это совокупность речевых поступков в разнообразных жизненных ситуациях.

Под речевым актом понимается элементарная единица речевого общения, построение человеком высказывания в конкретной ситуация общения.

Текст - в общем плане связная и полная последовательность символов.

8 Вопрос. Формы речи: устная (подготовленная \ неподготовленная \ частично подготовленная) и письменная. Правила речевого поведения для говорящего и пишущего.

Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме.
Устная речь может осуществляется при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим средством, если общение происходит на значительном расстоянии.

Устная речь:

- исторически первична, предшествует письму;

- имеет фонетическое оформление с помощью звуков, интонация, тембра, темпа;

- главным кагалом восприятия выступает слуховой, однако при наличии зрительного канала большая роль отводится невербальным средствам общения.

- разворачивается как во времени, так и в пространстве, т.е. линейна, необратима и поступательна.

- в неофициальном общении обычно является неподготовленной или частично неподготовленной, т.к. автор речи мыслит и говорит одновременно, строит речь на ходу в официальном – как правило, является подготовленной.

Особенности неподготовленной устной речи:

- в изобилии присутствуют так называемая элементы устности – паузы, в том числе и вокализованные, частицы, которые дают возможность говорящему собраться с мыслями, чтобы продолжать речь;

- речь слабо структурирована, в ней могут встречаться перебивы и самоперебивы, отступления ей присущи свободный порядок слов, незаконченные, неполные и рассеченные высказывания, обрывы мысли, ассоциативные переходы, нарушающие логичность изложения

- с точки зрения синтаксического построения ей свойственны короткие высказывания, отсутствие или незначительное количество громоздкихконструкций;

Подготовленная речь – когда производимая речь так или иначе, особенно задолго перед ее произнесением или долго во времени, отрабатывалась.

Особенности подготовленной устной речи:

- носит планомерный характер, продумывается заранее;

- более высокая степень структурированности;

- логичность превалирует над ассоциативностью;

- меньше элементов устности;

- более высокий самоконтроль.

Письменная речь:

- она исторически вторична, т.е. письмо возникает позже устной речи;

- имеет графическое оформление с помощью букв;

- главным каналом восприятия выступает зрительный, отсюда важная роль отводится формальной организации письменного текста: написанию строчных либо прописных букв, использованию пробелов между словами, нормативной постановке знаков препинания, членению на абзацы, применению разного рода шрифтовых выделений, нумераций и рубрикаций.

- зафиксирована в статическом пространстве, поэтому отличается продуманностью и может быть переработана, подготовлена в несколько этапов;

- хорошо структурирована, т.е. отличается более строгой логической последовательностью, закрепленным порядком слов, отсутствием незаконченных, неряшливо оформленных предложений;

- ориентирована на книжный стиль, отсюда наличие осложненных синтаксических построений: сложных предложений, распространенных определений, вводных оборотов, конструкций с однородными членами.

- восприятие письменного текста может быть многократным, нелинейным.

Вопрос. Понятие об ортологии. Нормы СРЛЯ. Основные типы норм. Варианты нормы и дублеты.

ОРТОЛОГИЯ - раздел языкознания, изучающий нормы языка, а также отклонения от этих норм.

Ортоло́гия - круг лингвистических наук, изучающих языковые нормы и устанавливающих их

Нормы СРЛЯ:

- орфоэпические норма – правила произношения и ударения

- лексические норма – правила словоупотребления, словообразования и сочетаемости слов

- морфологические нормы – правила образования морфологических форм

- синтаксические нормы – правила объединения слов в соответствии с ситуацией и волей говорящего.

- орфографические нормы – правила написание слов

- пунктуационные нормы – правила постановки знаков препинания в предложении.

В литературном языке различают следующие типы норм:

1) нормы письменной и устной форм речи;

2) нормы письменной речи;

3) нормы устной речи.

1.К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:

лексические нормы;

грамматические нормы;

стилистические нормы.

2.Специальными нормами письменной речи являются:

нормы орфографии;

нормы пунктуации.

3.Только к устной речи применимы:

нормы произношения;

нормы ударения;

интонационные нормы.

вопрос. Понятие общения. Структура речевой ситуации и условия успешности речевого акта. Модели общения: информационно-кодовая, интеракционная, инференционная.

1)Под общением понимают разнообразные формы социального взаимодействия. Наряду с термином общение в науки используют термин коммуникация (лат. Коммунико – делаю общим, связываю, общаюсь) Понятие коммуникации обычно трактуется как более широкое. Так, коммуникация возможна не только между людьми, но и животном мире, в технических системах. Термин общения обычно употребляют тогда когда речь идет о социальной коммуникации: общении между людьми, общении чел. И животного, человека и техники.

2)В речевой ситуации принимают участие коммуниканты: говорящий и слушающий. Их как минимум двое, однако бывает и так, что говорящий один, а слушающих миллионы (вспомним выступление Президента Российской Федерации в новогоднюю ночь!), а бывает, что и говорящих несколько: они высказывают своё мнение по очереди (полилог). Когда человек вступает в общение, он движим определённым намерением, коммуникативным намерением: что-то рассказать, спросить, побудить к действию, повлиять на настроение и т.д. Предположим, что некто А. имеет намерение передать информацию Б. В сознании А. эта информация «живёт» не в виде слов, предложений и целых высказываний, а в виде неких смысловых блоков, организуемых с помощью кода внутренней речи. Намерение передать информацию приводит к тому, что в сознании А. рождается замысел будущего высказывания. Создать это высказывание можно только с использованием универсального кода – языка. Чтобы состоялся контакт,оба общающиеся должны исполь­зовать общий код. Код может включать невербальные средства и символы. Задача А. так отобрать эти языковые средства, чтобы Б. смог воспринять информацию без искажений.

Наши рекомендации