Перечень основных умений иноязычного общения

Чтение

- владение умениями всех видов чтения (изучающего, ознакомительного, просмотрового, поискового).

Говорение и аудирование

- участие в диалоге / беседе профессионального характера, умение воспринимать на слух и понимать иноязычную речь;

- владение умением монологического высказывания.

Формирование и совершенствование языковых и речевых навыков

Лексика

Коррекция и развитие потенциального словаря:

- лексика повседневного общения (преподаватель-студент);

- расширение словарного запаса на материале речевых ситуаций
повседневного общения (строевые слова, реплики, клише);

- расширение словарного запаса на материале текстов по специ­альности (типовые фразы-образцы, относящиеся к научному стилю изу­чаемого подъязыка);

- расширение терминологического словаря (слова-понятия);

- развитие продуктивных и рецептивных навыков словообразова­ния:

- афиксальное словообразование имен существительных:

- суффиксы имен существительных:- ung, - schaft, -heit,- keit, -in,- er,- ler, -ling, -ie, -turn,-sal, -nis;

- суффиксы имен прилагательных и наречий:- los, -ig. -isch, -lich, -bar, -haft;

- префикс прилагательных – un;

- префиксы глагола: ab-, an-, aus-, ein-, vor-, ver-, be-, ge-, ent-, emp-, zer-er-, miβ-;

- развитие лексических навыков, предусматривающее владение словарным запасом не менее 4000 лексических единиц, из них 2000 продуктивно;

- характер лексического материала – профессионально-ориентиро-ванный, научный, бытовой.

Грамматика

- развитие навыков использования в речи грамматических форм и конструкций, характерных для устных сообщений по специальности;

- развитие грамматических навыков распознавания и понимания форм и конструкций, характерных для подъязыка профессионального общения.

Грамматика для устной речи и письменной передачи информации

Грамматические формы и конструкции, обозначающие:

1. Предмет, лицо, явление/субъект действия: существительное в единственном и множественном числе с детерминантами (артикль, отрицательное, притяжательное, указательное местоимение в единственном и множественном числе), личные местоимения, местоимения man и es; имя числительное.

2. Действие, процесс, состояние: глаголы полнозначные (переходные и непереходные); возвратные; глаголы-связки во всех временах действительного залога, страдательный залог.

3. Побуждение к действию (Imperativ).

4. Долженствование/необходимость, возможность, желательность, модальные глаголы, haben/sein....zu Infinitiv.

5. Объект действия: существительное с детерминантами в Dativ и Akkusativ.

6. Место, время, характер действия: существительное с предлогами в Genitiv, Dativ и Akkusativ, сложноподчиненные предложения с придаточными времени, места, образа действия.

7. Причинно-следственные отношения: придаточные предложения с weil, da.

8. Цель действия: damit,инфинитивный оборот um...zu Infinitiv.

9. Признак, свойства, качество явления/предмета – имя прилагательное; имя существительное в Genitiv, в Dativ с предлогами; придаточное определительное предложение; Genitivus Partitivus; причастия.

10. Структура простого предложения:

- формальные признаки подлежащего (позиция в предложении);

- формальные признаки сказуемого (позиция в предложении);

- формальные признаки второстепенных членов предложения (пози­ция в предложении);

- строевые слова.

11. Структура сложноподчиненного и сложносочиненного предложения:

-формальные признаки союзных и бессоюзных придаточных пред­ложений.

Список текстов, рекомендованных для просмотрового чтения

- Rechtsprechung in der BRD

- Wozu brauchen wir eine Rechtsordnung

- Rechtswissenschaft

- Entwicklung des Rechts

- Was ist römisches Recht?

- Untersuchungshandlungen

- Deutschland

- Rechtsordnung der BRD

- Verfassungsorgane der BRD

- Staatsordnung der BRD

- Grundgesetz der BRD

- Der Grundrechtenkatalog des Grundgesetzes

- Aus der Geschichte des Beamtentums

- Das Bürgerliche Gesetzbuch

- Das Strafgesetzbuch

- Die Straftaten

- Jugendkriminalität

- Organisierte Kriminalität

- Aus der Geschichte des Schwurgerichts

- Die Innere Sicherheit

- Datenschutz

- Operation Deutschland

- Das Bundesverfassungsgericht

- Schutz der Jugend in der Öffentlichkeit

- Rechtsfolgen der Jugendstraftaten

- Die Ursprünge der Gerichtsbarkeit

- Aus der Geschichte der Juristenausbildung

- Rechtsgebiete

Содержание экзамена

1. Письменный перевод со словарем оригинального текста юридической тематики объемом 1200 печатных знаков (время подготовки – 60 минут).

2. Монологическое высказывание по одной из пройденных тем без предварительной подготовки. Объем высказывания – не менее 20 фраз. Формулировка каждой темы дополнена списком вопросов, представляющих собой план устного ответа студента, которым он может воспользоваться при монологическом высказывании.

Список тем, представленных для монологического высказывания:

- Ich bin Student.

- Meine Freizeit

- Mein Studium

- Berufswahl

- Juristische Ausbildung in Deutschland

- Rechtspflege in der BRD

- Der juristische Beruf

- Die Bundesrepublik Deutschland: geographische Lage und administrative Einteilung

- Die Staatsordnung der BRD

- Mein Tagesablauf

- Organisation der Rechtspflege

3. Просмотровое чтение текста профессионально-ориентированной тематики объемом 1000-1200 знаков без словаря, реферирование прочитанного текста на немецком или русском языке, беседа с преподавателем по содержанию текста (время подготовки – 10 минут).

Содержание экзаменационного билета может быть дополнено составлением ситуативного диалога по изученной тематике, (время подготовки – 10 мин или аудированием текста).

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Блинова Л.С. Современный немецко-русский словарь. Москва, 2004.

2. Завьялова В.М. Практический курс немецкого языка. Москва, 2003.

3. Клещинская Л.В. Пособие для чтения и развития навыков профессионально-ориентированного высказывания на немецком языке. Тюмень, 2004.

4. Кравченко А.П. Немецкий для юристов. Ростов-на-Дону 1999

5. Сущинский И.И. Современный немецкий язык для юристов. Учебник. Москва, 2004.

6. Немецко-русский юридический словарь под редакцией П.М. Гришаева. Москва, 2003.

Дополнительная литература

1. Alles Gute: Ein deutscher Fernsehsprachkurs. Berlin, Langenscheidt, 1992.

2. Аудиокурс немецкого языка. Deutsch einfach.

3. Easy Deutsch. Educational, Oxford.

4. Гандельман В.А., Катаева А.Г. Немецкий язык для гуманитарных вузов. Учебник. Москва, 2003.

5. Kompaktkurs Deutsch. Verlag für Deutsch.

6. Молчанова М.М. Краткий грамматический справочник немецкого языка. Москва, 1982.

3. Методически рекомендации и указания по изучению дисциплины

3.1. Методические рекомендации

3.1.1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины

Задачи оптимизации высшего образования в стране, реальное осуществление требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по иностранным языкам ставят методистов перед необходимостью пересмотра всего учебного процесса, разработки рациональной системы работы, способной обеспечить овладение специалистами речевыми и языковыми умениями и навыками для их дальнейшего применения.

Наши рекомендации