В) методы нравственного воспитания в дошкольном учреждении и семье. классификация методов принципы их отбора
В педагогике существует несколько подходов к классификации методов нравственного воспитания (Ю.К.Бабанский, Б.Т.Лихачев, И.П. Подласый в общей и школьной педагогике; В. Г. Нечаева, В. И. Логинова - в дошкольной педагогике). Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание.
Так, академик Б. Т. Лихачев исходит из логики целостности педагогического процесса, а также логики его организации при решении задач нравственного воспитания и самовоспитания.
Он выделяет три группы методов:
- методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования);
- методы доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации);
- методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку).
В. Г. Нечаева выделяет две группы методов(основание – активизация механизма нравственного воспитания):
- организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности);
формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций).
И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.
Классификация, предложенная В.И.Логиновой, выстроена на том же основании, что и у В. Г. Нечаевой, - на активизации механизма нравственного воспитания, - но она полнее.
Автор предлагает объединить все методы в три группы:
- методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);
- методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа);
- методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).
Методы дают эффективный результат лишь при определенных условиях.
Условия эффективности методов:
- любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав;
- метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения;
- для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства;
- метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации;
- методы воспитания следует применять тактично;
- при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;
- подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка;
- применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости;
- преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия;
- методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.
Г) СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Содержание нравственного воспитания дошкольников включает в себя: патриотизм - любовь к Родине, ее природе, людям, уважения к ним и их труду, к своему дому; начала интернационализма, коллективизм и гуманизм, дисциплинированность и культура поведения, трудолюбие, воспитание волевых черт характера и положительных моральных качеств личности.
25. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста: понятие сенсорного воспитания, значение, краткая история становления сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, цель, задачи, содержание, определение «сенсорные эталоны», условия, методы
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.
Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «senstis» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Оно направлено прежде всего на развитиезрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира,первой ступенью которого являетсячувственный опыт.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Уровень развития ощущений и восприятия определяет успешность познавательной деятельности ребенка. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире.
Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов, высоту и тембр звуков дает возможность лучше понимать произведения изобразительного и музыкального искусства, получать удовольствие от слушания музыки, рассматривания картин, скульптуры и т. д.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание,направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
В дошкольном образовании одной из первых педагогических технологий частного характера можно назвать технологию, разработанную итальянским врачом, педагогом М. Монтессори (1870–1952). Цель ее состоит в развитии сенсорных ощущений дошкольников («утончение чувств»). Для этой цели разработана система дидактических средств, с помощью которых осуществлялось это развитие чувств.
Разработанная Монтессори, в начале XX в. система сенсорного воспитания ставила своей целью добиться высокого уровня различения детьми цветов и оттенков, форм и величин. Используемые ею дидактические материалы были созданы в соответствии с принципом самоконтроля, что давало возможность детям заниматься самостоятельно, без участия педагога. Однако при этом развитие органов чувств не было связано с развитием речи, с продуктивной деятельностью. Упор делался на развитие мелкой мускулатуры рук, формирование способности на ощупь определять незначительные различия в величине и форме, улавливать тонкую разницу в оттенках цвета. Монтессори не ставила своей целью сделать из детей образованных людей.
Российская педагогика считает, что сенсорное воспитание надо осуществлять в процессе разных видов деятельности: изо〴䀄 хительной, конструктивной, музыкально-двигательной, при ознакомлении детей с окружающим.
Так Е. И. Тихеева связывала работу по совершенствованию органов чувств с развитием речи детей, ознакомлением их с окружающим предметным миром. Разработанные ею дидактические материалы, игры (особенно игры с природным материалом) также направлены на различение цвета, величины, формы, но ознакомление детей со свойствами и качествами предметов происходит в игровой деятельности, что способствует лучшему усвоению знаний и представлений.
Исследования развития детеймладшего дошкольного возраста показывают, что развитие сенсорных функцийребенка этого возрастаопределяется предметной деятельностью (Ш.А. Абдуллаева, С. Л. Новоселова, Н. М. Щелованов и др.). Внешние свойства предмета с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой - должны быть учтены при выполнении предметного действия.
В результате проведенных психолого-педагогических исследований установлено, что основной линией сенсорного развития детей младшего дошкольного возрастаявляется формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствамв ходе овладения практической деятельностью (Ананьев Б. Г. Рыбалко Е. Ф.).
Как показали исследования А. В. Запорожца , Л. А. Венгера и др., развитие восприятия в дошкольном возрастепроисходит на основе усвоения сенсорных эталонов. Л. А. Венгером была разработана теория развития восприятия ребенка, послужившая основой для проведения цикла исследований сенсорных способностей и разработки целостной системы сенсорного воспитания детей.
Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства.
В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Оно идет от народной педагогики и получило развитие в теоретических трудах и практике известных педагогов (Ф.Фребель, М. Монтессори, Е. И.Тихеева и др.). Это знакомствос цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве.
При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств.
В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки в окружающей обстановке. Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности - умения различать на ощупь качества предметов и правильно называть их: гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твердый, тяжелый, легкий, холодный, теплый и др. Одной из сторон сенсорного воспитания является развитие обонятельных и вкусовых ощущений.
Одновременно ребенок учится правильно называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый,
В дошкольном возрасте дети усваивают пространственные представления«вперед - назад», «вверху - внизу», «далеко - близко», «слева - справа» и другие и руководствуются ими в жизненных ситуациях
В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха.
Ориентирование во временипредполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени (нельзя остановить, вернуть, ускорить, оно не зависит от человека).
Речевой (фонематический) слух - это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы.
С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребенка грамоте, когда перед ним встает задача звукового анализа слова. Это значит, что он должен отойти от смысла слова, его значения и работать со словом как звуковым комплексом, т.е. формальной единицей.
Музыкальный слух - это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.