Понятие нравственного развития, нравственного воспитания, социализации. Значение и задачи социально - нравственного воспитания.

Мораль – общепринятые законы нравственного поведения людей, нравственного отношения к окружающему миру, к другим людям и к себе. Мораль на каждом историческом этапе общества своя (рабыни, крепостные, война).

Нравственность – внутренние законы, по которым каждый человек нормально относится к окружающей жизни, другим людям и самому себе.

Нравственное воспитание – специальная работы по развитию у детей нравственных представлений, нравственных чувств, норм и правил поведения.

Социализация – вхождение ребенка (человека) в мир жизни общества, в мир человеческой культуры, общечеловеческих ценностей.

Эти составляющие духовного мира человека является основными сферами влияния в процессе СНВ.

Долгое время в работе по СНВ акцент делался на осознание и мышление детей, декламировались нормы и тезисы, они заучивали, что хорошо и что плохо, а поведение детей резко отставало от их знаний.

Мы должны сделать новый шаг в нравственном воспитании, а именно повернуть свое внимание к эмоциям, чувствам, сформировать у детей волевые качества.

Аристотель: «Первый неосознанный выбор делает наше сердце и лишь потом в дело вступает рассудок».

Павлов: «Эмоции – питательная среда личности, питание нашей психики. Без эмоций человек мертв».

Многими исследователями доказывается необходимость организации практической деятельности детей в нравственном воспитании. Гармония сознания, чувств и воли – есть признак качества нравственного воспитания.

В концепции дошкольного воспитания говорится о том, что к концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформирован ценностные основы отношения к действительности, к миру природы, рукотворному миру, миру других людей, к самому себе.

Современный исследователь Н. Н. Подъяков говорит о диалектике нравственного воспитания: чтобы быть нравственным, нужно уметь нарушать нравственные нормы.

Исследователи пишут и о нравственном наследии, но эти вопросы изучены недостаточно. По наследству передается агрессия, садизм, криминальная наследственность.

Значение СНВ:

Воспитание должно начинаться с раннего возраста, т.к. дошкольный возраст ученые считают периодом становления личности:

q Р не рождается воспитанным или невоспитанным, в народе говорят «дитятко как тесто – что замесишь, то и получишь».

q В дошкольном возрасте закладывается фундамент нравственности при соответствующих условиях и воспитании.

q Именно в первые годы происходит первичная социализация ребенка, формирование его как члена общества, усвоение ценностных ориентаций на основе приобщения ко всем сферам человеческой культуры.

q Основная цель НВ – формирование общей гуманистической направленности личности, приобщение к миру общечеловеческих ценностей, создание условий для полноценного нравственного развития. При своевременном и продолжительном нравственном воспитании мы предупреждаем появление «-« нравственного опыта.

q Дошкольный возраст – это огромные возможности для нравственного воспитания, но этот вопрос изучен недостаточно.

Задачи СНВ

- Воспитание нравственных чувств у детей.

Нравственные чувства – это очень сложная сфера мира человека. Мы «притрагиваемся» к душе ребенка, а душа – это очень тонкий инструмент, наше прикосновение должно быть очень щепетильным и аккуратным, тактичным. Дети очень эмоциональны, их чувства неустойчивы, изменчивы. Сначала ребенок проявляет свои чувства только по отношению к самым близким людям. Постепенно круг этих людей расширяется.

Проводя работу по НВ нужно иметь ввиду не только содержательную формулу, но и заботится о воспитании отношения ребенка ко всему, что он узнает или делает. Это отношение во многом задается взрослым.

- Воспитание нравственных представлений

Область нравственных представлений достаточно сложна. Учитывая малый опыт детей им сложно объяснить многие простые понятия, но для формирования нравственного поведения должна быть заложена основа представления, следовательно, педагог должен очень тщательно отбирать познавательный материал, должен продумать как достойно преподнести его детей. Мы должны уметь использовать примеры из жизни, из опыта самих детей, из художественной литературы. Говорить с детьми надо на понятном им языке. Эта работа требует такта от взрослого.

- Воспитание навыков и привычек нравственного поведения

Дети должны видеть образец нравственного поведения взрослых людей. Можно организовать специальные, непродолжительные наблюдения за поведением людей и их отношениями, а также на занятиях, в повседневной жизни проигрывать разнообразные жизненные ситуации, где дети приобретают нравственные умения. Необходимо наблюдать за детьми, их действиями, поступками, предугадывать нежелательные действия, оценивать их («+» - прилюдно, «-» - наедине) и т.о., подводить детей к самооценке.

ВЫВОД:Т.о. дошкольный возраст является наиболее значимым для воспитания основ нравственного поведения, нравственного развития. Нравственное воспитание ребенка будет тогда приносить плоды, когда взрослый умело будет проводить планомерную работу, используя следующие средства: чтение художественной литературы, примеры из жизни взрослых и самих детей; пример нравственного поведения, тесная связь с родителями.

8. Виды, формы и методика организации труда в дошкольном учреждении.

Выделяют 4 вида труда:

{ Хозяйственно-бытовой

Направлен на поддержание порядка в группе и на участке (вытирание пыли, мытье игрушек, уборка в шкафчиках и т.п.)

Значение:

- дети знакомятся с предметным миром, который используется в этом труде и с предметами, с помощью которых они делают уборку;

- воспитывается аккуратность, стремление к чистоте и порядку;

- дети помогают воспитателю, няне, дворнику и другим взрослым;

- осваивают способы поддержания порядка;

- воспитывается самостоятельность

{ Труд в природе

Æ Работа в уголке природы

Æ Работа в цветнике, на огороде

Значение:

- дети получают много новых знаний о растениях, животных, уходе за ними, питании;

- развивается наблюдательность;

- дети овладевают способами ухода;

- формируется бережное доброе отношение к животным и растениям;

- формируется осознание необходимости ухода за живыми существами

{ Ручной труд

(практикуется со средней группы)

Æ Работа с бумагой и картоном

Æ Работа с бросовым материалом

Æ Работа с природным материалом

Æ Работа с тканью

Значение:

- приносит конкретную пользу: дети мастерят что-то для своих игр, участвуют в украшении интерьера, делают подарки;

- дети знакомятся с различными видами материала, их свойствами, качествами, осваивают способы обработки материала;

- формирует у детей аккуратность, осторожность, развивает мелкую моторику, воспитывает эстетические чувства, дает навыки, полезные в жизни.

{ Самообслуживание

Связан с формированием гигиенических навыков и в дошкольном возрасте выделяется как самостоятельный вид труда, т.к. дети только начинают приобретать эти навыки.

Значение:

- дети усваивают способы ухода за своими вещами, за собой. Это делает детей независимыми от других, воспитывает аккуратность, опрятность, потребность в чистоте.

Наши рекомендации